Стресс
Когда вы не получаете достаточной поддержки, вы принимаете от своих клиентов и пациентов больше беспокойства, переживаний и трудностей, чем можете «переварить», и оказываетесь перегружены работой. Источником стресса могут быть не только клиенты, но также особенности работы и организации, в которой вы работаете. Эти стрессоры (факторы, вызывающие стресс), в свою очередь, взаимодействуют с вашей личностью и со стрессорами за пределами рабочей ситуации.
Файнмен (Fineman, 1985) предложил простую и полезную модель, иллюстрирующую взаимосвязи между стрессом и поддержкой (рисунок 3.1). Эта схема подчеркивает важность не только особого внимания к своей системе поддержки и ответственности за нее, но и активного реагирования на стрессоры в рабочей и внерабочей жизни.
Некоторые виды стресса неизбежны и могут позитивно влиять на тело, ум и энергию работника. Они могут пробудить нас к действию, направленному на преодоление кризиса. Однако нередко в помогающих профессиях случаются моменты, когда стрессоры побуждают наши ум и тело к действию, но мы при этом не имеем возможности поддаться этому импульсу. Мы должны оставаться с болью пациента; справляться с фрустрацией из-за неспособности сохранить силы для встречи с теми потребностями клиента, которые есть и у нас; или действовать в ситуации, в которой чувствуем себя недостаточно подготовленными или эмоционально неадекватными.
Элементы, работы:
Реакция на стресс
- тревога 1 болезнь
- выгорание
- официальные роли и отношения
- клиент
- ускользание успеха
- влияние организации
- другие убеждения, общество
- обучение
- Поддержка
- внутри организации
- вне организации
Рис. 3.1. Аспекты стресса социального работника (Fineman, 1985, с. 34)
Непроработанный стресс остается в теле и может проявиться в качестве симптома на физическом, умственном или эмоциональном уровне. Важно знать о своих особенностях реакции на стресс, чтобы вовремя заметить растущее внутри напряжение. В документе 3.1. мы даем примеры наиболее распространенных симптомов, появляющихся в ответ на стресс, и предлагаем вам задержаться здесь и записать те признаки, которые говорят о том, что вы достигли критического уровня стресса. Вы также можете поинтересоваться у тех, кто с вами работает, каковы особенности вашего поведения в моменты усиления давления.
Документ 3.1. Проявления стресса
Физические
• Мигрени или головные боли
• Диарея, несварение, запоры
• Бессонница
• Утомляемость
• Потеря аппетита
Психические
• Неспособность сконцентрироваться
• Навязчивое беспокойство
• Паранойяльные мысли — восприятие себя в качестве жертвы Поведенческие
• Попытки проявлять заботу, но несоответствующие этому чувстве и действия
• Уклонение от клиентов, коллег и трудных ситуаций
• Избыточное употребление алкоголя, табака, переедание
• Резкие колебания настроения
• Нежелание вставать утром с постели
• Приступы тревоги
• Ненависть по отношению к клиентам
Очень важно иметь в виду следующее: будучи помогающими профессионалами, мы ответственны за то, чтобы замечать, когда наши системы перегружены; мы должны быть уверены, что получаем поддержку не только для того, чтобы справляться
Эмоциональные
со стрессом, но и для того, чтобы работать над его источником. Чем раньше это происходит, тем лучше. Если мы достаточно долго игнорируем симптомы стресса, возникает опасность быть переполненными и оказаться в ситуации, когда единственным, чему мы сможем уделить внимание внутри себя, станут сформировавшиеся симптомы. Когда случается такое, это означает, что мы вошли в стадию под названием «выгорание».
Выгорание
Термин «выгорание» употребляется в последние годы слишком часто.
В помогающих профессиях это явление стало эквивалентом того, что в британской армии называют «пулевой шок» ('shell shock'), или американского «изнурение битвой» ('battle fatigue'); поколение наших родителей зовет это «нервы», а современное поколение — «депрессия». Под этими расхожими словами подразумевается понятие «неспособность справиться». Выгорание — это не болезнь, которую вы подцепили, но и не определенное состояние — это процесс, который в ситуации помогающей деятельности начинается зачастую очень рано. Хотя, возможно, его семена уже присутствуют в системе представлений о многих помогающих профессиях и в личностных особенностях тех, кто эти про-фессии выбирает (смотри предыдущую главу).
Эделвич и Бродски (Edelwich and Brodsky, 1980) показали, как нереалистично высокие ожидания приводят в дальнейшем к разочарованию и апатии. Многие профессии заставляют работников развивать свой образ героического помощника, способного продолжительное время служить другим, разрешая их проблемы, ощущая их боль, удовлетворяя их потребности и при этом оставаясь сильным и счастливым. Эти ожидания могут удвоиться для личности, выбравшей такую работу и привыкшей скрывать свою боль, являясь в семье надеждой и опорой.
Пайнс (Pines, 1981) определила выгорание следующим образом:
Это результат постоянных или периодических эмоциональных нагрузок, связанных с интенсивным взаимодействием с людьми на протяжении длительного периода. Такие ин-тенсивные нагрузки особенно характерны в сфере здоровья, образования и социального обслуживания, где специалисты «по призванию» оказывают помощь людям с психологи-ческими, социальными и физическими проблемами. Выгорание есть мучительное переживание того, что ничем больше не можешь помочь страдающим людям, что ничего больше не можешь им дать.
Файнмен (1985, с. 38) соглашается с Маслам (Maslach, 1982) в том, что выгорание проявляется:
(а) в состоянии эмоционального и физического истощения с недостатком мотивации к работе и пониженным доверием к другим; (Ь) в деперсонализации клиентов, недостатке заботы и цинизме по отношению к ним; и (с) в самообвинении, упадке духа и глубоком ощущении провала.
Мы настаиваем на том, что лучше предупредить выгорание, прежде чем оно начнется. Это значит: необходимо исследовать теневые мотивы своего прихода в помогающую про-фессию (см. предыдущую главу); отслеживать у себя проявления стресса и создавать здоровую систему поддержки (см. выше); за пределами рабочей ситуации — стремиться жить осмысленной, радостной и физически активной жизнью.
В своей предыдущей работе (Hawkins, 1986) мы исследовали еще один аспект выгорания, которому в большинстве источников не уделено внимания, — это апатия и потеря инте-реса, развивающиеся у работников, которые в середине карьеры перестают учиться и развиваться. Они полагаются на устоявшиеся паттерны общения с клиентами и пациентами и относятся к новым клиентам только как к повторениям предыдущих. Профилактика выгорания должна включать в себя создание обучающей среды, действующей в период всей работы.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС
В более позднее время была выделена группа симптомов, известная как посттравматический стресс. Сейчас признано, что, сталкиваясь с травматическими случаями (такими как перестрелки, пожары, крушения, насилие), работники переживают травму, параллельную травме человека, с которым они работают. Некоторые из симптомов посттравматического стресса напоминают симптомы стресса и выгорания, но существует значительная разница в том, что травма происходит внезапно и неожиданно. Это требует определенных действий со стороны супервизоров и менеджеров, некоторые из этих действий приведены Брауном и Борном (Brown and Bourne, 1996, глава 7). Они отмечают очень важное различие между внешними и внутренними стрессорами. Последние проистекают из повторного переживания некоторых моментов травматического инцидента и, в отличие от внешнего стресса, не могут быть сняты за счет, скажем, простого планирования рабочих нагрузок или изменения какого-либо другого аспекта рабочего окружения.
Начали также понимать и то, что травмируются не только работники «на передовой», но и телефонисты и обслуживающий персонал, которые принимают звонки от родственников, друзей и СМИ, а также секретари, сиделки, уборщицы, персонал комнат отдыха, работники кухонь, регистраторы смертей, работающие на опознании тел, сотрудники «горячих линий». Управляющие особенно нуждаются в супервизии, так как им приходится принимать ответственные решения, часто без предварительной подготовки (Capewell, 1997). Груз ответственности, который они несут, оставляет свой след, однако они редко ощущают, что нуждаются в поддержке (это рассматривается как слабость), и уверены, что на передовой она необходима больше.
Супервизоры, работающие в данной области, должны изучить симптомы посттравматического стресса и научиться дифференцировать его от симптомов длительного стресса. Часто работники передовой линии прибегают к отрицанию, чтобы продолжать свою работу, что может привести к проявлению симптома гораздо позже.