Проявления синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов

Проявления синдрома проф выгорания у практикующих психологов

(Кулакова С.В.)

(“Юридическая психология”, 2015, N 2)

Информация о публикации

Кулакова С.В. Проявления синдрома проф выгорания у практикующих психологов // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 35 – 38.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

У ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ

С.В. КУЛАКОВА

Кулакова Светлана Владимировна, начальник отдела ФКУ НИИ ФСИН Рф, капитан внутренней службы.

В статье раскрываются этапы исследования парадокса чувственного выгорания как специфичного вида заболевания лиц, работающих с людьми. Причинами развития выгорания спеца именуются индивидуальности проф деятельности и ряд индивидуально-психологических особенностей личности. Синдром проф выгорания показан как процесс постепенной утраты чувственной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах интеллектуального, чувственного истощения, личной отстраненности и понижения ублажения исполнением работы.

Выделены и описаны отдельные специфичные для психической деятельности последствия, обнаруживающие себя в обыденной жизни и затрагивающие не только лишь личную сферу спеца, да и отношение к окружающим и жизни в целом. Декларируются главные пути профилактики развития данного синдрома.

Главные слова: синдром проф выгорания, практикующий психолог, трансформация структуры, свойств, параметров личности; размывание проф границ, эмпатия, интроспекция, психокоррекция, психическая гиперинтерпретация, проф перфекционизм, психические субкультуральные нюансы.

Manifestations of the syndrome of professional burnout of practicing psychologists

S.V. Kulakova

Kulakova Svetlana V., head, the Department, Federal Governmental Institution Scientific Research Institute of the Federal Service for Execution of Punishment of Russia, captain of internal service.

The article describes the stages of studying the phenomenon of burnout, as a specific type of disease entities working with people. The causes of burnout experts call features of professional work and a number of individual psychological characteristics of personality. Professional burnout syndrome is shown as a process of gradual loss of emotional, cognitive and physical energy, which is manifested in the symptoms of mental, emotional exhaustion, personal detachment and reduce the performance of work satisfaction. Identified and described certain specific for psychological activity, the effects of which reveal themselves in everyday life, affecting not only the subjective sphere of the specialist, but also attitude towards others and life in general.

Declared major ways of preventing the development of this syndrome.

Key words: professional burnout syndrome, a practicing psychologist, transformation of the structure, qualities, properties of the individual; vocational outlook, empathy, introspection, psychological correction, psychological giperinterpretatsiya, professional perfectionism, psychological aspects of subkulturalnye.

Регресс свойства и нрава межличностных взаимодействий происходит не только лишь в кризисных, экстремальных и неблагоприятных критериях. Исследователи в 70-х гг. прошедшего века привели подтверждения, что даже снаружи удовлетворительные и постоянные взаимодействия в системе “человек – человек” содействуют развитию особенного рода стресса – парадокса проф выгорания работников.

Принятый термин burnout – “выгорание”, предложенный К. Маслач <1> опосля выхода в свет результатов исследовательских работ в 1976 г., на наш взор, не дает четкого определения происходящих трансформаций личности. Мед заглавие данного парадокса в МКБ-10 также не добавляет ясности и звучит как “расстройство приспособительных реакций” (F43.2) в связи со стрессовыми событиями <2>. Поточнее всего, на наш взор, отражает происходящее определение staff burned-out – “окончание горения (одушевления)” персонала, предложенное Х.Д.

Фрайденбергером, тут “горение” обозначается как неотклонимый элемент деятельности, а не отрицательное явление, проф выгорание – это не “сгорание дотла от излишка огня”, а прекращение энтузиазма, творчества, здорового любопытства, экспериментирования, интереса – нет огня в очах <3>.


<1> Maslach C. Burnout the cost of caring. New York., 1982. 231 p.

<2> Психологические расстройства и расстройства поведения (F00 – F99) / (Класс V по МКБ-10, приспособленный для использования в Русской Федерации) / Под общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б.

Голланда. М.: МЗ РФ, 1998. 512 с.

<3> Орел В.Е. Парадокс “выгорания” в забугорной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001.

Т. 22. N 1. С. 90 – 101.

Исследование парадокса проф выгорания выявило его наличие у представителей фактически всех социономических профессий – учителей, соц работников, докторов, психологов, служащих пенитенциарной системы, правоохранительных органов и др. <4>. Но при существовании огромного количества исследовательских работ проф выгорания публикации по проф выгоранию психологов и психотерапевтов являются довольно редчайшими. Так, по данным исследования, проведенного в Беларуси П.И.

Сидоровым <5>, разная степень выраженности признаков синдрома выгорания диагностируется у 80% психотерапевтов, врачей-психиатров, при этом резко выраженный синдром с психосоматическими и психовегетативными нарушениями зафиксирован у 7,8% данной группы экспертов. Исследования участвующих в программках увеличения квалификации психологов-консультантов и врачей-психотерапевтов, проведенные Г.А. Макаровой <6>, выявили, что признаки синдрома различной степени выраженности имели 73% профессионалов, что оценивалось по наличию формирующихся либо уже сформировавшихся фаз синдрома чувственного выгорания.


<4> Баробанова М.В. Исследование психического содержания синдрома “чувственного сгорания”: учеб. пособие. М.: Педагогика, 2005.

527 с.; Бойко В.В. Синдром “чувственного выгорания” в проф общении. СПб.: Наука, 1996. 154 с.; Коджаспиров А.Ю. Проф выгорание психологов-консультантов телефона доверия.

Специфичность, профилактика, способности корректировки [Электронный ресурс] // Теоретические и прикладные нюансы деятельности Центра критической психической помощи МГППУ. URL: (дата воззвания: 25.03.2015).

<5> Сидоров П.И. Синдром чувственного выгорания. [Электронный ресурс] // Мед газета. N 43.

8 июня 2005 г. URL: (дата воззвания: 25.03.2015).

<6> Макарова Г.А. Синдром чувственного выгорания [Электронный ресурс]. URL: (дата воззвания: 27.03.2015).

В числе обстоятельств развития выгорания спеца более нередко именуются индивидуальности проф деятельности и ряд индивидуально-психологических особенностей личности <7>.


<7> Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психические нюансы развития и проявления чувственного выгорания служащих пенитенциарных учреждений как следствие проф деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. науч.-практ. конф. Выпуск 2. Томский ИПКР ФСИН Рф.

Томск – Иркутск: Изд-во ООО “Мегапринт”, 2014. С. 231 – 233.

Выделим отдельные, специфичные для психической деятельности, последствия, обнаруживающие себя в обыденной жизни и затрагивающие не только лишь личную сферу спеца, да и отношение к окружающим и жизни в целом.

Отказ от спонтанности, непрерывная интроспекция – идеализация поведения, состояний, чувств, почерпнутые из многогранной и неоднозначной психической литературы, призывающей спеца повсевременно следить за своим поведением, речью, идеями, чувствами с целью самодиагностики и своевременной самокоррекции при отклонении от “нормы”, что лишает спонтанности, независимости, творчества.

Размывание проф границ: даже вне рабочих областей жизни проф познания, обязанности и способности побуждают к развитию “ответственности за психологическое состояние” окружающих людей, что может выражаться в раздаче советов, уничижающих “высокопрофессиональных” оценках, неявных запросах/предложениях на проведение психокоррекции у окружающих и т.д. Данное отклонение, жарко поддерживаемое окружающими, сузивает личностное самоопределение и границы, низводя человека до уровня ремесленника, подчиненного только проф долгу: “Я должен – я же психолог”, “Независимо от происходящего, я должен не травмировать окружающих”.

Психическая гиперинтерпретация – толкование большинства актуальных затруднений психическими причинами, придавание психическим факторам важного значения в разъяснении самых различных событий.

Рационализация собственных заморочек – освоение психолого-психотерапевтической терминологии и широкий круг познаний о личности человека дает пространное поле для конструирования разумных, оптимальных оснований и оправданий собственных действий. В отличие от предшествующего пт, где имеет пространство гиперболизация психического фактора, тут идет речь о сочинении “разумных оснований” для собственных поступков и комфортных разъяснений поведения остальных людей.

Проф перфекционизм: работа над своей личностью у психологов обширно разрекламирована, является краеугольным камнем самообразования, поддерживается на официальном уровне, и это не только лишь обязательное прохождение личной терапии, непременное супервизорское сопровождение спеца, да и индивидуальные установки типа: “У неплохого психолога не бывает личных заморочек”, “Какой я специалист, если не способен без помощи других управляться со своими отрицательными эмоциями (стрессами, неуввязками и т.п.), – я не вправе консультировать остальных людей”.

Типологизация проф ситуаций: раз в день сталкиваясь со обилием различных ситуаций, работая в чувственно напряженном режиме, психолог обязан стремительно овладевать неоднозначным потоком инфы, что вынуждает его ограничивать восприятие, систематизировать, типологизировать и т.п. Необыкновенное не кажется ему необычным, он в той либо другой мере с сиим либо схожим этому уже встречался. Так, развитая проф толерантность к неопределенности накладывает отпечаток не только лишь на деятельность, да и на личную жизнь спеца.

Проф цинизм: практический психолог для действенной работы обязан производить способность сразу с эмпатийным слушанием оставаться не погруженным в тяжелую актуальную ситуацию клиента. Имея принципиальный психотерапевтический смысл, этот взор со стороны трактуется спецами по-разному: одни считают, что эта способность развивает меркантильное отношение, неприемлемое для цивилизованного человека; остальные оценивают ее как защитную реакцию от ежедневного высокоэмоционального взаимодействия; третьи считают это выработанной стратегией, позволяющей проще относиться к жизни.

Формирование психических субкультуральных качеств: идет речь о ситуации, когда спецу не хватает положительной оборотной связи, удачных результатов, ясных ориентиров в коррекционном процессе. Всераспространенной стратегией компенсации настоящей неопределенности и слабости в психической сфере является формирование специфичного жаргона для дегуманизации клиентов, навешивание на их ярлычков, введение в деятельность свода неписаных правил поведения и общения, т.е. развитие “психосоциальной подкультуры”, которую справедливо критиковал J. Fengler <8>.


<8> Fengler J. Soziologische und psychologische Gruppenmodelle Modelle der Gruppe in Psychotherapie ind sozialer Arbeit / Petzold H., Fruemann R. (Hrsg.) Bd. 1. Paderborn: JunfermannVerl., 1986. 104 s.

Невзирая на то что неважно какая деятельность, проф в том числе, накладывает собственный отпечаток на человека, фатальной предопределенности в развитии проф выгорания всякого работника не существует. Правомерно гласить о наличии некого предела допустимости развития данного парадокса из-за дисбаланса в соотношении положительных и негативных конфигураций личности спеца. Ограничившись развитием только отдельных, “нужных для деятельности”, параметров, свойств и черт, психолог теряет целостность личности. Следует увидеть, что почаще от синдрома проф выгорания мучаются спецы, попавшие под воздействие собственных представлений о мощи и всемогуществе психологии, а потом разочаровавшиеся в их.

Мастерски наиболее уместна позиция осознания ее ограниченности, допущение своей слабости, а не реагирование на нее жестко, депрессивно, обвиняюще либо отчужденно-цинично.

Профилактикой развития данного синдрома также является умение экономично расходовать собственные личностные ресурсы в процессе консультирования, не теряя внутреннего равновесия и не создавая неурядицы относительно границ с клиентом. По воззрению F.M. Staemmler, такое поведение помогающего специалиста различается присутствием “игрового элемента”, “радостью экспериментирования”, юмором и живостью, а не рабской зависимостью от твердых парадигм либо “фанатизмом новенького” и “культивированием неопределенности” <9>.


<9> Staemmler F.M. Kultivierte Unsicherheit. Gedanken zu einer gestaltltherapeutischen Halting, Integrative Therapie 3, Paderborn, 1994. 279 s.

Таковым образом, важным условием профилактики проф выгорания психологов становится выработка представлений о собственных перспективах, как проф, так и актуальных. Конкретно в помогающих профессиях возникает возможность повстречаться лицом к лицу с своей самостью; кинуть вызов возможности быть личностью, нравственной позиции, отзывчивости к дилемме смысла жизни, погибели и внутреннего роста. Психическая деятельность предоставляет спецу широкие способности для творчества, разрешения вправду важных личных и публичных заморочек, для настоящего саморазвития и самореализации.

Литература

  1. Баробанова М.В. Исследование психического содержания синдрома “чувственного сгорания”: учеб. пособие. М.: Педагогика, 2005. 527 с.
  2. Бойко В.В. Синдром “чувственного выгорания” в проф общении. СПб.: Наука, 1996. 154 с.

  3. Вилкова А.В., Гнедова Н.П. Психология и педагогика в проф деятельности воспитателя // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014.

N 3. С. 14.

  1. Зыкова К.Ф. Несовершеннолетние осужденные дамского пола, совершившие насильные злодеяния, и задачи их психической корректировки // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013.

N 4. С. 17.

  1. Коджаспиров А.Ю. Проф выгорание психологов-консультантов телефона доверия. Специфичность, профилактика, способности корректировки [Электронный ресурс] // Теоретические и прикладные нюансы деятельности Центра критической психической помощи МГППУ.

URL: (дата воззвания: 25.03.2015).

  1. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в проф сфере. Спб.: “Речь”, 2005. 256 с.
  2. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психические нюансы развития и проявления чувственного выгорания служащих пенитенциарных учреждений как следствие проф деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. науч.-практ. конф. Выпуск 2. Томский ИПКР ФСИН Рф. Томск – Иркутск: Изд-во ООО “Мегапринт”, 2014.

С. 231 – 233.

  1. Макарова Г.А. Синдром чувственного выгорания [Электронный ресурс]. URL: (дата воззвания: 27.03.2015).
  2. Мешкова Л.В., Федорова Е.М. О актуальности развития организационной идентичности служащих, включенных в резерв руководящих кадров ФСИН Рф // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014.

N 5. С. 17 – 19.

  1. Орел В.Е. Парадокс “выгорания” в забугорной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001.

Т 22. N 1. С. 90 – 101.

  1. Психологические расстройства и расстройства поведения (F00 – F99) / (Класс V по МКБ-10, приспособленный для использования в Русской Федерации) / Под общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда.

М.: МЗ РФ, 1998. 512 с.

  1. Сидоров П.И. Синдром чувственного выгорания. [Электронный ресурс] // Мед газета. N 43.

8 июня 2005 г. URL: (дата воззвания: 25.03.2015).

  1. Maslach C. Burnout the cost of caring. New York., 1982. 231 p.
  2. Staemmler F.M. Kultivierte Unsicherheit. Gedanken zu einer gestaltltherapeutischen Halting, Integrative Therapie 3, Paderborn, 1994. 279 s.

  3. Fengler J. Soziologische und psychologische Gruppenmodelle Modelle der Gruppe in Psychotherapie ind sozialer Arbeit / Petzold H., Fruemann R. (Hrsg.) Bd. 1. Paderborn: JunfermannVerl., 1986. 104 s.

 

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов