Перспективы развития судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних на современном этапе

История современной судебно-психо­логической экспертизы (СПЭ) насчитывает три десятилетия – в 1977 году вышла книга Коченова М.М. «Судебно-психологическая экспертиза», ставшая краеугольным камнем в системе психологической экспертизы в России и ближнем зарубежье. Она поставила точку в затяжной дискуссии о правомерности использования специальных знаний в облас­ти психологии и, в то же время, положила на­чало повсеместному внедрению СПЭ в прак­тику следствия и суда. Если сегодня зайти в Интернет в любую русскоязычную поисковую систему, то мы увидим тысячи ссылок на пуб­ликации, посвященные проблемам СПЭ (на­пример, поисковая система Yandex предла­гает 308 страниц ссылок, информацию о 131 сайте, посвященных СПЭ, система Google – более 1000 ссылок на материалы по СПЭ).

С самого начала одним из приоритет­ных направлений СПЭ была экспертиза в отношении несовершеннолетних правона­рушителей, выделенная в самостоятельный вид СПЭ. При внимательном рассмотрении системы СПЭ становится ясно, что психика именно несовершеннолетнего является цен­тральным объектом исследования при прове­дении экспертизы в отношении потерпевших по делам о половых преступлениях и зачастую – при проведении экспертизы потерпевших и свидетелей.

Это связано с тем, что ребенок1 в силу незавершенности процесса его физиологи­ческого, психического и личностного разви­тия является особым объектом защиты его прав. Принятие в последние 10 лет целого ряда законов и законодательных актов[14] [15], вне­сение изменений в уголовное и гражданское законодательство свидетельствуют о том, что проблема защиты прав ребенка стано­вится крайне значимой для нашей страны. На практике это проявляется, в том числе и во внедрении в правосудие в отношении не­совершеннолетних принципов «ювенальной юстиции». Следует отметить, что, несмотря на различные взгляды на ювенальную юсти­цию, с одной стороны, уже это позволяет не только изменить отношение к процессу пред­варительного следствия и судебного разби­рательства, но также более эффективно осу­ществлять процесс ресоциализации подрос­тка, вступившего в конфликт с законом.

При таком подходе из сферы внимания правоох­ранительных и правоприменительных орга­нов не уйдут те правонарушители, которые в силу возраста не являются субъектом ответс­твенности либо совершили незначительные (с точки зрения уголовного, гражданского и административного законодательства), но уже правонарушения. Следует отметить, что внедрение принципов ювенальной юстиции также тесно связано и с применением восста­новительного подхода в правосудии, что поз­воляет сфокусировать внимание не только на субъекте ответственности (обвиняемом, под­судимом), но и на потерпевшем как объекте защиты его прав (прежде всего, в тех случаях, когда потерпевший является ребенком). Ины­ми словами, принципы ювенальной юстиции позволяют одновременно рассматривать ре­бенка как особый субъект ответственности, и как особый объект защиты его прав.

Подобное положение ставит новые задачи и перед СПЭ. Анализ работ по про­блемам судебно-психологической (а также комплексной судебной психолого-психиат­рической) экспертизы (В.В.Романов, 1996; Ф.С.Сафуанов, 1998; И.А.Кудрявцев, 1999; О.Д.Ситковская, Л. П. Конышева, Коченов М.М. 2000; В.В.Нагаев, 2000; И.И.Мамайчук, 2002; О.Д.Ситковская, Л.П.Конышева, 2002; Е.ГДозорцева, 2004; И.А.Горьковая, 2005 и др.) свидетельствует, что в представлени­ях о системе СПЭ в том или ином виде вос­производятся положения, разработанные М.М.Коченовым[16], согласно которым экспер­тиза несовершеннолетних обвиняемых выде­ляется в качестве самостоятельного вида.

Однако в настоящее время существу­ющая система СПЭ уже не охватывает все­го многообразия вопросов, возникающих в сфере правоотношений и относящихся к предмету экспертного исследования. В кон­це восьмидесятых – середине девяностых годов появились работы по проблемам СПЭ в гражданском процессе (Т.В.Сахнова, 1989, 1998; В.Ф.Енгалычев, С.С.Шипшин, 1997; В.В.Нагаев, 2000); уже с начала двухтысяч­ных годов психологическая экспертиза в гражданском процессе рассматривается как новая ветвь в системе СПЭ (Ф.С.Сафуанов, 2004; Т.Н.Секераж, 2004; Е.Н.Холопова,2005); появились и первые публикации о возмож­ности использования СПЭ в административ­ном процессе (Е.Н.Холопова, 2003).

Внедрение ювенальных технологий в судопроизводство в отношении несовер­шеннолетних ставит на повестку дня вопрос о расширении системы СПЭ и выделении психологической экспертизы в «ювенальной юстиции» в качестве самостоятельного на­правления, в котором центральным объектом исследования является психика ребенка (как в тех случаях, когда он сам вступил в конф­ликт с законом, так и тогда, когда нарушены его права). Очевидно, что использование в обозначении экспертизы словосочетания «ювенальная юстиция» в настоящее время условно, поскольку до сих пор нет единого мнения о том, является ли ювенальная юсти­ция только особой формой отправления пра­восудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей или ювенальная юстиция представляет собой более широкую систему, призванную решать те или иные задачи, свя­занные с молодежной политикой, обеспече­нием прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.

При этом следует подчеркнуть, что про­блема СПЭ в ювенальной юстиции не являет­ся плодом только лишь теоретических упраж­нений, она стала действительно актуальной, равно как и проблема внедрения принципов ювенальной юстиции в российское правосу­дие. Как известно, в течение последних лет ряд территорий в стране является экспери­ментальными площадками для апробации ювенальных технологий. Что касается Рос­товской области, то там уже сейчас функци­онируют три «ювенальных» суда (два город­ских и один сельский), специализирующихся на рассмотрении уголовных и гражданских дел, участниками которых являются несовер­шеннолетние.

Кроме того, непосредственно в Ростове-на-Дону и ряде районов области в судах общей юрисдикции правосудие в от­ношении несовершеннолетних осуществля­ется «ювенальными» судьями, специализи­рующимися на рассмотрении дел подобных категорий.

Возвращаясь к СПЭ в ювенальной юс­тиции, необходимо отметить, что главным является то, что данное направление психо­логической экспертизы позволит объединить
уже существующие и развивающиеся в насто­ящее время виды СПЭ с целью максимально­го обеспечения соблюдения прав детей (как вступивших на путь конфликта с законом, так и пострадавших от нарушения их прав).

Кроме того, выделение психологичес­кой экспертизы в ювенальной юстиции в от­дельное направление обусловлено специ­фичностью (даже в рамках психологической экспертизы) объекта экспертного исследо­вания – динамично и неравномерно разви­вающейся психики ребенка, обусловливаю­щей своеобразие психической деятельности, прежде всего вследствие объективно и субъ­ективно ограниченных возможностей к осоз- нано-волевой регуляции своего поведения. Объективность ограниченных возможностей связана с незавершенностью процесса пси­хического и личностного развития подростка в возрасте, с которого наступает виновная ответственность. На это указывает и доста­точно небольшой перечень преступлений, за совершение которых подросток может быть привлечен к ответственности уже с 14-лет­него возраста (всего 20 составов).

К субъек­тивным ограничениям может быть отнесена индивидуальная вариабельность психическо­го развития детей, как в рамках нормы, так и связанная с отмечающимся в последнее вре­мя ростом психических расстройств различ­ного генеза.

 

 
 

Также необходимо подчеркнуть, что принципы ювенальной юстиции ставят пе­ред судебно-психологической экспертизой и новые задачи. Так, традиционно СПЭ (в том числе и несовершеннолетних) носит ретрос­пективный характер и главной задачей явля­ется установление факта психической жизни субъекта в прошлом, в юридически значимой ситуации (например, способности и возмож­ности несовершеннолетнего обвиняемо­го осознавать фактический характер своих противоправных действий и руководить ими в момент совершения преступления или способности и возможности несовершенно­летнего свидетеля адекватно воспринимать обстоятельства дела в момент, когда он стал очевидцем криминального события и т.п.).

Ресоциализирующий характер ювенальной юстиции предполагает решение СПЭ иного рода задач – проспективных: установление вероятности риска рецидива, выявление фак­торов, способствующих успешной ресоциа­лизации несовершеннолетнего правонару­шителя. В случае экспертизы несовершенно­летних жертв преступлений, детей, чьи права были нарушены, проспективность СПЭ может быть реализована установлением глубины причиненного психологического вреда, нали­чия и выраженности дезадаптации, ее связи с фактом нарушения прав, а также перспек­тив изживания негативных последствий, что позволит следствию и суду оценить тяжесть преступного посягательства, и будет иметь квалифицирующее значение.

 

К числу новых задач следует отнести и экспертное исследование в отношении лиц, совершивших правонарушения, но не до­стигших возраста виновной ответственности. В данном случае наибольшее юридическое значение будет иметь решение задачи веро­ятности риска рецидива, что позволит уже на ранних этапах осуществлять эффективные меры ресоциализирующего характера.

Необходимо подчеркнуть, что СПЭ в ювенальной юстиции предполагает решение задач, возникающих при нарушении норм не только уголовного, то также и гражданского и административного права. Поэтому, исходя из процессуального положения несовершен­нолетнего, выделяется 3 вида судебно-пси­хологической экспертизы:

1.   Психологическая экспертиза несо­вершеннолетнего, нарушившего закон (пра­ва), т.е. экспертиза правонарушителя.

2.   Психологическая экспертиза несо­вершеннолетнего, чьи права были нарушены, т.е. экспертиза потерпевшего.

3.   Психологическая экспертиза несо­вершеннолетнего свидетеля нарушения за­кона (прав).

Рассмотрим, какова будет специфика этих трех видов экспертиз в уголовном, граж­данском и административном процессе.

1.   СПЭ несовершеннолетних в уголовном процессе

Схематически СПЭ несовершеннолет­них в уголовном процессе может быть пред­ставлена в следующем виде (рис. 1).

Остановимся подробнее на каждом виде СПЭ несовершеннолетних в уголовном процессе.

1.1.     Психологическая экспертиза правонарушителя

1.1.1.      Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушив­шего закон (права), достигшего 14­летнего возраста

Назначается при совершении подрос­тком общественно опасного деяния, подпа­дающего под требования ч.2 ст.20 УК РФ, т.е. при совершении таких деяний, как убийство (статья 105), умышленное причинение тяж­кого вреда здоровью (статья 111), умыш­ленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), на­сильственные действия сексуального харак­тера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымога­тельство (статья 163), неправомерное завла­дение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных ве­ществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Заключение судебно-психологической экспертизы имеет значение для определения способности несовершеннолетнего нести от­ветственность, особенно в тех случаях, когда выявляются признаки отставания в психичес­ком развитии, как связанного, так и не свя­занного с психическим расстройством.

Предметом СПЭ данного вида являет­ся ситуативная способность несовершенно­летнего правонарушителя осознавать факти­ческий характер своих противоправных дейс­твий и/или руководить ими в юридически зна­чимой ситуации (обусловленная как индиви­дуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего, так и особенностями исследуемой ситуации).

Исследование носит как ретроспектив­ный характер (установление фактов психи­ческой жизни, относящихся к криминальному событию), так и проспективный характер (в плане установления риска рецидива правона­рушения), что является новацией, вызванной к жизни внедрением ювенальных технологий в правосудие.

Поскольку одной из главных экспертных задач является выявление признаков отста­вания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством[17], предпочти­тельнее назначать комплексную психолого­психиатрическую экспертизу (КСППЭ) несо­вершеннолетнего правонарушителя. Это свя­зано с тем, что сходные признаки отставания в психическом развитии могут быть обуслов­лены как психическим расстройством, так и нахождением ребенка в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасной ситуа­ции. Нередко можно встретить случаи, когда отставание в психическом развитии связано с обеими группами факторов.

1.1.2.      Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушивше­го закон (права), но не достигшего 14-летнего возраста

Так же, как и 2.1.1. назначается при со­вершении малолетним общественно опасно­го деяния, подпадающего под требования ч.2 ст.20 УК РФ. При этом возможно назначение подобной экспертизы и при совершении дру­гих правонарушений (ответственность за ко­торые наступает с 16 лет), но свидетельству­ющих о наличии серьезных проблем в фор­мировании личности подростка (например, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, ст. 243 УК РФ; надруга­тельства над местами захоронения, ст. 244 УК РФ; жестокое обращение с животными, ст.245 УК РФ и т.п.).

Мы выделяем исследо­вание несовершеннолетнего, не достигшего минимального возраста уголовной ответс­твенности в качестве подвида экспертизы правонарушителей по следующим причинам.

Как показывает практика, в отношении подростка, достигшего 14-летнего возраста и совершившего преступление, в настоящее время проводится психологическая «экспер­тиза несовершеннолетнего обвиняемого», но если подросток не достиг минимального воз­раста виновной ответственности, то в таком случае проводится «экспертиза свидетеля». Если исходить из процессуального статуса такого несовершеннолетнего, то формаль­но все правильно. Однако если исходить из задач, предмета психологической эксперти­зы свидетеля, то, как будет показано ниже, вряд ли целесообразно назначение именно СПЭ свидетеля, т.к. мы имеем дело не с оче­видцем преступления, но с его участником, иной раз его организатором.

Подумаем, на­сколько целесообразно назначение экспер­тизы свидетеля, с постановкой вопросов о способности несовершеннолетнего адекват­но воспринимать криминальную ситуацию, запоминать обстоятельства дела и давать о них правильные показания в том случае, если этот, например, 12-летний «свидетель», име­ющий лидерские черты, выраженную анти­социальную направленность, неоднократно совершал действия сексуального характера в отношении двоих первоклассников, и при этом вовлек в это «занятие» двоих 14-летних подростков (один из которых был явно ведом, подчиняем, инертен).

Вероятно, будет дискуссионным воп­рос, каким образом целесообразнее с про­цессуальной точки зрения использование в подобных случаях специальных психологи­ческих знаний – назначением экспертизы (ст. 57 УПК РФ) или привлечением специалиста (ст.58 УПК РФ), тем не менее, возможности психологии позволяют определить предмет исследования (эксперта или специалиста) и круг решаемых вопросов.

Предмет – факторы (индивидуально­психологические, социально-психологичес­кие), свидетельствующие о случайности/за- кономерности совершенного правонаруше­ния или обусловливающие вероятность реци­дива; «защитные» факторы, способствующие успешной ресоциализации.

Ввиду того, что несовершеннолетний, не достигший 14 лет, не является субъектом уголовной ответственности, решаются «акту­альные» задачи (связанные с исследованием актуального уровня психического и личност­ного развития подростка, с оценкой случай- ности/закономерности происшедшего) и проспективные задачи (установление риска рецидива правонарушения).

Представляется необходимым оста­новиться и на вопросах, которые могут быть поставлены перед психологом при решении этих задач:

–   Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особеннос­ти, свойства личности, позволяющие судить о закономерности или о случайности содеян­ного им?

–   Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особен­ности, свойства личности, негативно влия­ющие на способность к регуляции поведе­ния?

–   Оказала ли влияние на совершение правонарушения несовершеннолетним соци­ально-психологическая ситуация, в которой он находится? Каков конкретно характер это­го влияния?

–   Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особеннос­ти, свойства личности, а также ситуационные факторы, значимые для прогноза опасности рецидива и определения программы коррек­ционного воздействия?

Очевидно, что могут быть дополнитель­но поставлены вопросы:

–   о возможном отставании в психичес­ком развитии;

–   о понимании несовершеннолетним внутреннего (смыслового) содержания про­изошедшего.

1.2.         Психологическая экспертиза потерпевшего

В данном случае речь идет о психоло­гической экспертизе несовершеннолет­него, чьи права были нарушены

Назначается в тех случаях, когда несо­вершеннолетний становится жертвой пре­ступления. Назначение подобной экспертизы целесообразно в случаях, когда преступле­нием ребенку явно причиняется (либо может быть причинена) психическая травма. Прак­тика свидетельствует о том, что чаще всего психологическая экспертиза потерпевшего назначается по фактам совершения преступ­лений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст. 131- 135 УК РФ). Реже назначаются экспертизы по­терпевших по фактам преступлений против жизни и здоровья (ст.ст.

111-119, ст.ст. 121­122 УК РФ). Только в последнее время стали назначаться экспертизы при расследовании и судебном разбирательстве дел по фактам совершения преступлений против здоровья населения и общественной нравственнос­ти (ст.ст. 230, 240, 242.1 УК РФ). Практичес­ки никогда не назначаются психологические экспертизы по фактам совершения преступ­лений против семьи и несовершеннолетних, что напрямую связано с проблемами, решае­мыми ювенальной юстицией (ст.ст.

150 – 151, ст.ст. 155-156 УК РФ).

Предметом экспертизы потерпевше­го, в тех случаях, когда ребенок становится жертвой сексуального насилия, является спо­собность понимать характер и значение со­вершавшихся с ними действий и способность к оказанию сопротивления. Если потерпев­ший является малолетним и в силу возраста уровень его психического развития недоста­точен для понимания характера и значения, действий, имеющих сексуальную направлен­ность (в возрасте до 8 – 9 лет), предметом экспертизы является способность к адекват­ному восприятию и сохранению юридически значимой информации, к отражению внешней стороны исследуемых событий, а также спо­собность к адекватному воспроизведению этой информации.

В случаях, когда несовершеннолетний является потерпевшим по ст. 240 УК РФ (вов­лечение в занятие проституцией), ст. 242.1 УК РФ (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изобра­жениями несовершеннолетних), предметом СПЭ является способность потерпевшего к пониманию характера и значения происхо­дящего, т.е. его внутреннего содержания, что является основой для свободного волеизъяв­ления при принятии решения.

Когда речь идет об экспертизе потер­певших от преступлений против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, пред­метом также является способность потерпев­шего к пониманию характера и значения пра­вонарушения, т.е. внутреннего содержания произошедшего, а также выявления последс­твий для психического и личностного разви­тия несовершеннолетнего.

Как правило, при необходимости ре­шения вышеуказанных задач назначаются однородные психологические экспертизы. КСППЭ целесообразно назначать только в тех случаях, когда имеется информация из мед- документации о том, что потерпевший состо­ит на учете у психиатра или невролога, когда подросток явно отличается от большинства сверстников, выявляет признаки инфантиль­ного поведения либо страдает серьезным непсихическим (соматическим) заболевани­ем, которое может обусловливать отставание в психическом развитии, а также в тех случа­ях, когда преступление повлекло изменения в психике ребенка.

На разрешение экспертизы целесооб­разно ставить следующие вопросы:

– Имеются ли у несовершеннолетнего по­терпевшего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим рас­стройством? Если да, то в чем они выражаются?

–   Учитывая уровень психического раз­вития, психическое (эмоциональное) состо­яние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний по­нимать (и в какой мере) характер и значение действий обвиняемого?

–   Учитывая уровень психического раз­вития, психическое (эмоциональное) состо­яние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний ока­зывать сопротивление? (если речь идет о сексуальных преступлениях)

–   Учитывая уровень психического разви­тия, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуа­ции, мог ли несовершеннолетний адекватно воспринимать и запоминать обстоятельства дела, давать правильную информацию о них? (если речь идет о малолетних потерпевших)

–   Имеются ли признаки неблагоприят­ных последствий действий обвиняемого для психики, психического и личностного разви­тия несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?

1.3.     Психологическая экспертиза свидетеля

Психологическая экспертиза несо­вершеннолетнего свидетеля нарушения закона (прав) назначается в тех случаях, когда показания свидетеля характеризуются неполнотой, внутренней противоречивос­тью либо противоречат большинству других показаний, собранных по делу, и могут быть вызваны как причинами психологического порядка (невысокий либо недостаточный уровень психического развития вследствие возраста или отставания в психическом развитии; особенности познавательной де­ятельности, в том числе обусловленные не­достатками сенсорных систем; экстремаль­ное эмоциональное состояние и т.д.), так и неблагоприятными условиями восприятия. Следует отметить, что противоречивость в показаниях может быть вызвана и социаль­но-психологической атмосферой, которая складывается вокруг расследования пре­ступления, ее влиянием (чаще негативным) на несовершеннолетнего.

Предметом экспертизы свидетеля яв­ляется способность несовершеннолетнего к адекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению юридически значимой ин­формации.

Очевидно, что заключение СПЭ позво­лит следствию или суду оценить показания свидетеля с позиции их достоверности и иной раз (до сих пор!) на разрешение экспертов ставится вопрос о достоверности показаний свидетеля (или потерпевшего). Необходи­мо подчеркнуть, что вопрос о достоверности показаний не входит в компетенцию экспер­тов-психологов. Ряд ведущих специалистов предлагает ввести понятие «психологическая достоверность» (О.Д.Ситковская). Представ­ляется, учитывая сложившуюся судебную практику, уровень психологической компе­тентности следователей, судей и адвокатов, это может приводить к неправильной оцен­ке заключений СПЭ.

Более продуктивным явлется подход, который был предложен М.М.Коченовым: эксперт-психолог может выявить факторы психологического поряд­ка, которые могут свидетельствовать как в пользу показаний несовершеннолетнего, так и против них, в то время как оценка достовер­ности показаний, основанная, в том числе, и на результатах экспертного исследования, остается целиком и полностью в компетен­ции суда.

2.    СПЭ несовершеннолетних в гражданском процессе

2.1.     Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон(права)

Назначается в случае необходимости выявления способности несовершеннолет­него нести ответственность за причиненный им вред (ст. 1078 ГПК РФ) как при наличии признаков отставания в психическом разви­тии, так и при наличии экстремального эмо­ционального состояния.

Как и при назначении экспертизы обви­няемого по уголовным делам целесообразна постановка следующих вопросов:

–   Имеются ли у несовершеннолетне­го правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с пси­хическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?

–   Учитывая уровень психического раз­вития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолет­ний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать факти­ческий характер и общественную опасность своих действий, предвидеть наступление не­гативных последствий?

–   Учитывая уровень психического раз­вития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовер­шеннолетний руководить своими действия­ми?

–   Не находился ли несовершеннолетний правонарушитель в экстремальном эмоцио­нальном состоянии, которое могло сущест­венно повлиять на его сознание и психичес­кую деятельность?

2.2.     Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, чьи права были нарушены (либо могут быть нарушены)

Экспертиза может назначаться в случа­ях, когда рассматривается вопрос о лишении или ограничении родительских прав (п.1 ст. 70 и п.1 ст.73 СК РФ), а также при разреше­нии споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.

2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близ­ких родственников (п. 3 ст.

67 СК РФ).

2.2.1.     По делам о лишении или ог­раничении родительских прав целе­сообразна постановка следующих вопросов (в отношении несовер­шеннолетних):

–   Учитывая уровень психического раз­вития, психическое (эмоциональное) состо­яние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний адек­ватно воспринимать и запоминать обстоя­тельства дела, давать правильную информа­цию о них?

–   Учитывая уровень психического раз­вития, психическое (эмоциональное) состо­яние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний по­нимать (и в какой мере) характер и значение действий обвиняемого?

–   Имеются ли признаки неблагоприят­ных последствий действий родителей (роди­теля) для психики, психического и личностно­го развития несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?

–   Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям (лицам, их заменяющим)? Если да, в чем это выражается и с чем связано?

2.2.2.      По делам о спорах относи­тельно места проживания ребенка, о праве на его воспитание отдельно проживающим родителем, реко­мендуется ставить следующие воп­росы:

–   Каковы уровень и особенности психи­ческого развития ребенка?

–   Каковы индивидуально-психологичес­кие особенности ребенка?

–   Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участни­кам семейного конфликта (бабушкам, дедуш­кам, новым членам семьи)?

–   Выявляет ли ребенок признаки нега­тивного эмоционального состояния, обуслов­ленного затяжным семейным конфликтом?

В случае наличия информации о пси­хическом или неврологическом заболевании ребенка, остроте реакции на семейный конф­ликт может возникнуть необходимость назна­чения комплексной судебной психолого-пси­хиатрической экспертизы (КСППЭ). В таком случае целесообразно, помимо перечислен­ных, поставить вопросы[18]:

–   Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)?

–   Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?

Решение экспертами перечисленных вопросов, несомненно, даст существенную ин­формацию суду о ребенке, его состоянии, од­нако этого будет недостаточно для собственно судебного разрешения вопросов о том, с кем из родителей следует постоянно проживать ре­бенку, может ли негативно повлиять на ребенка общение с отдельно проживающим родителем или, наоборот, – отсутствие такого общения и т.п. Полную картину сложившейся ситуации, выявление «подводных камней», всегда су­ществующих в таких делах, даст экспертное обследование родителей ребенка (особенно в тех случаях, когда формально оба родителя по­ложительные люди, декларирующие исключи­тельную заботу об интересах ребенка, однако не сумевших или не пожелавших в силу глубо­ких обид самостоятельно, без участия сторон­них лиц (в данном случае суда), конструктивно разрешить семейный конфликт).

Перед экспертами в таких случаях сле­дует ставить вопросы:

–   Каковы индивидуально-психологичес­кие и личностные особенности отца (матери)?

–   Каковы система ценностей, родитель­ских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?

–   Каковы психологические взаимоотно­шения между отцом и матерью?

–   Могут ли индивидуально-психологи­ческие и личностные особенности отца (ма­тери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и лич­ностного развития ребенка?

Когда в материалах дела имеется ин­формация о том, что родитель страдает пси­хическим расстройством либо неврологичес­ким или тяжелым соматическим заболевани­ем, выявляет неадекватное поведение, со­вершал суицидальные попытки (в том числе неоднократно, в период, когда у него уже был ребенок), в отношении него следует назна­чать КСППЭ и дополнительно к вышеперечис­ленным ставить такие вопросы, как:

–   Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством?

–   Могут ли особенности психического состояния родителя/воспитателя (если есть психические расстройства, неврологические или серьезные соматические заболевания, суицидальные попытки) оказать негативное влияние на психическое состояние и особен­ности психического и личностного развития ребенка?

3.    СПЭ несовершеннолетних в административном процессе

3.1.     Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон

Может быть назначена в отношении не­совершеннолетнего правонарушителя в воз­расте от 16 до 18 лет.

Если исходить из ч.2 ст.2.3. КоАП («с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем администра­тивное правонарушение в возрасте от шест­надцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с при­менением к нему меры воздействия, предус­мотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних»), пред­метом СПЭ в данном случае могут являться факторы (индивидуально-психологические, социально-психологические), обусловлива­ющие вероятность рецидива; «защитные» факторы, способствующие успешной ресо­циализации.

При назначении психологической экс­пертизы по административным делам целе­сообразно ставить вопросы, указанные в раз­деле 1.1.2., а именно:

–   Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особеннос­ти, свойства личности, позволяющие судить о закономерности или о случайности содеян­ного им?

–   Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особеннос­ти, свойства личности, негативно влияющие на способность к регуляции поведения?

–   Оказала ли влияние на совершение правонарушения несовершеннолетним соци­ально-психологическая ситуация, в которой он находится?

–   Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особеннос­ти, свойства личности, а также ситуационные факторы, значимые для прогноза опасности рецидива и определения программы коррек­ционного воздействия?

Таким образом, выделение СПЭ не­совершеннолетних в самостоятельный вид психологической экспертизы, с одной сторо­ны, позволит более полно удовлетворять пот­ребности следственной и судебной практи­ки в специальных психологических знаниях, позволит расширить круг решаемых задач, что, в конечном счете, внесет свою лепту в профилактику преступности несовершенно­летних. С другой стороны, это потребует спе­циализации экспертов (экспертная практика свидетельствует о назревающей потребнос­ти в этом) и в перспективе приведет к появ­лению новой экспертной специальности в рамках уже существующей 20.1, являющейся «всеохватывающей» – от исследования несо­вершеннолетних до обстоятельств аварий и катастроф.

Шипшин Сергей Сергеевич, заместитель начальника Южного РЦСЭ Минюста России, доцент, кандидат психологических наук

 

 

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов