Комментарии к проведению комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз в отношении несовершеннолетних обвиняемых (в соответствии с ч. 3 ст. 20 ук рф)

Психологи и психиатры, участвующие в проведении комплексных судебных экспер­тиз несовершеннолетних обвиняемых, хоро­шо знают, что этот вид экспертного иссле­дования, нередко неформально называемый определением «возрастной невменяемости», связан с массой проблем методологического характера. Формула ч. 3 ст. 20 УК РФ, на ос­новании которой назначается подавляющее большинство таких экспертиз, содержит ка­тегории, интерпретируемые по-разному как исследователями, так и экспертами-прак­тиками. Неоднозначность понятий, проти­воречия с формулировками других статей (в частности, ст. 22 УК РФ), отсутствие указаний на принятие каких-либо мер к несовершен­нолетним, освобождаемым от уголовной от­ветственности, – все это недостатки ч. 3 ст.

20 УК РФ, приводящие к серьезным негатив­ным последствиям, наименьшими из которых можно, пожалуй, признать неоправданные затраты на повторные судебные экспертизы.

 

В последнее время специалистами обсужда­ются возможности изменения формулировки статьи с учетом существующих в связи этим проблем.

Вместе с тем интересы практической экспертной работы требуют выработки оп­ределенных принципов, которые позволили бы избежать противоречий в рамках дейс­твующего законодательства. Ниже мы пред­ставляем разработку некоторых методологи­ческих вопросов комплексной судебной пси­холого-психиатрической экспертизы несо­вершеннолетних обвиняемых, назначаемой в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ.

Она была выполнена на основе многолетней научно­практической экспертной деятельности ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохране­нию и социальному развитию» и направля­лась в качестве информационного письма руководителям государственных экспертных судебно-психиатрических учреждений субъ­ектов Российской Федерации.

* * *

В Уголовном кодексе РФ одно из ос­новных положений, касающихся уголовной ответственности несовершеннолетних, опре­деляется частью 3 статьи 20. Она гласит, что несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит та­ковой, если он «вследствие отставания в пси­хическом развитии, не связанном с психи­ческим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в пол­ной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Эта правовая норма стала юридическим основа­нием для назначения и проведения большого числа экспертиз несовершеннолетних обви­няемых.

Вместе с тем проведение экспертиз в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ сопровож­дается большими трудностями, а результаты экспертной и правоприменительной прак­тики в этой сфере нельзя признать удовлет­ворительными. Во многом это связано с не­удачной формулировкой самой статьи.

Нет четкого толкования понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с пси­хическим расстройством», и единого мне­ния специалистов на этот счет. Юридический критерий ч. 3 ст. 20 совпадает с аналогичным критерием ч. 1 ст. 22 УК («Уголовная ответс­твенность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости»), однако пра­вовые последствия этих статей принципиаль­но различны (не привлечение и привлечение к уголовной ответственности), что в опреде­ленном смысле дискриминирует подростков с психическими расстройствами. Часть 3 ст.

20 УК вообще не предусматривает каких-либо мер (воспитательных, социальных) в отноше­нии несовершеннолетнего, а возможность направления подростков, не привлеченных к уголовной ответственности в соответствии с этим положением, в специальные учебно­воспитательные учреждения закрытого типа согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ фактически не исполь­зуется. Хотя общее число случаев не привле­чения несовершеннолетних к уголовной от­ветственности на основании ч. 3 ст. 20 доста­точно велико (в 2002 г. – 1047, в 2003 г. – 933), отсутствие согласованности и недостаточная разработанность экспертных критериев ве­дут к тому, что экспертизы в соответствии с этой правовой нормой проводятся в различ­ных регионах Российской Федерации совер­шенно по-разному.

Так, в некоторых регионах эта статья вообще не применяется, в других используется расширительно. В одном и том же регионе количество несовершеннолетних, не привлеченных к уголовной ответственнос­ти на основании ч. 3 ст. 20 УК, в разные годы может различаться в несколько раз. Напри­мер, по данным МВД и Прокуратуры РФ, в 2002 г. в Самарской области количество таких подростков составляло всего 2, в 2003 г. – 31, в Татарстане – 70 и 3, в Краснодарском крае – 88 и 148, в Ленинградской области – 17 и 32. Приведенные данные отражают результаты проведения экспертиз на основании ч. 3 ст.

20 УК не только сотрудниками государственных экспертных судебно-психиатрических учреж­дений, но и психологами – специалистами Минюста, а также психологами системы об­разования и другими специалистами, не яв­ляющимися государственными экспертами. Часто такие экспертизы выполняются и как комплексные психолого-психиатрические, и как однородные судебно-психологические или судебно-психиатрические.

Учитывая требования Федерального закона «О государственной судебно-экспер­тной деятельности в Российской Федерации» от 05.06.2001 г. № 73-ФЗ к организации и производству судебной экспертизы в госу­дарственных судебно-экспертных учрежде­ниях (СЭУ) на основе единого научно-мето­дического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специали­зации экспертов, специалисты ГНЦ ССП им. В.П. Сербского рекомендуют проводить экс­пертизу на основании ч. 3 ст.

20 УК РФ, опи­раясь на следующие методологические и ор­ганизационные положения.

1.   Квалификация экспертов, выполняю­щих экспертизы на основании ч. 3 ст. 20 УК, должна соответствовать требованиям, предъ­являемым к специалистам (психиатрам, ме­дицинским психологам) государственных СЭУ Министерства здравоохранения РФ.

2.   Оптимально проведение этого вида экспертизы в государственном СЭУ в виде комплексной судебной психолого-психиат­рической экспертизы (КСППЭ). Для конста­тации у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не свя­занного с психическим расстройством, необ­ходимо вначале исключить наличие психичес­кого расстройства (компетенция эксперта- психиатра), а затем установить наличие или отсутствие непатологического отставания в психическом развитии (компетенция экспер­та-психолога).

3.   При невозможности организовать комплексную экспертизу в исключительных случаях допускается последовательное про­ведение вначале судебно-психиатрической, а затем судебно-психологической экспертизы.

4.   Если в рамках КСППЭ у несовер­шеннолетнего обвиняемого констатиру­ется психическое расстройство, то ч. 3 ст. 20 УК не применяется. В этом случае осо­бенности психического развития несовер­шеннолетнего во время совершения обще­ственно опасного деяния рассматриваются в связи с имеющимся у него психическим расстройством.

5.   Если в результате клинического обсле­дования, в том числе и с привлечением данных экспериментально-психологического исследо­вания, психиатр констатирует у несовершен­нолетнего отсутствие психического расстройс­тва, психолог в рамках своей компетенции проводит исследование, направленное на вы­явление отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (возрастной личностной незрелости) либо на установление его отсутствия.

6.   Категория «отставание в психичес­ком развитии, не связанное с психическим расстройством», представляет собой экспер­тное понятие, психологическое содержание которого составляет личностная незрелость, которая выражает слабую сформирован- ность сознательных регулятивных механиз­мов социального поведения подростка. Она обусловливается незавершенным развитием мотивационно-смысловой системы и про­является в несамостоятельности подрост­ка, подверженности его поведения влиянию внутренних непосредственных побуждений или внешних обстоятельств, других людей. Личностная незрелость может быть естес­твенной возрастной (особенно у младших подростков) или обусловленной непатологи­ческими факторами (социальная или сенсор­ная депривация, длительные соматические заболевания, особенности воспитания).

7.   После выявления у несовершенно­летнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, по возможности устанавливаются вызвав­шие его факторы неболезненного характера. Далее эксперт-психолог в обязательном по­рядке выясняет, повлияло ли это отставание (личностная незрелость) на возможность осознанной и произвольной регуляции про­тивоправных действий несовершеннолет­него и было ли это влияние таковым, что в ситуации правонарушения он «не мог в пол­ной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Огра­ничение этой возможности («не мог в полной мере…») констатируется лишь в том случае, если оно выражено существенно и может быть обосновано конкретными фактами, относя­щимися к деятельности несовершеннолетне­го в ситуации правонарушения.

Обоснование выводов экспертизы только наличием у несо­вершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим рас­стройством, не может рассматриваться как достаточное.

8.   Эксперт каждой специальности под­писывает ту часть заключения, которая отно­сится к его компетенции. Психологом должны быть описаны методики исследования, ре­зультаты их применения, а также представле­но обоснование выводов.

9.    Формулировка вопросов к экспер­там КСППЭ со стороны органов, назначаю­щих экспертизу, определяется формулой ч. 3 ст. 20 УК РФ. Рекомендуется следующий вариант:

(1)   Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не свя­занное с психическим расстройством?

(2)   При наличии у несовершеннолет­него отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время соверше­ния общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический харак­тер и общественную опасность своих дейс­твий (бездействия) либо руководить ими?

Следует подчеркнуть, что для примене­ния ч. 3 ст. 20 УК РФ обязательно должны быть заданы оба вопроса (на практике часто зада­ется лишь первый из них, что недостаточно для обоснованного вывода).

10.  Ответы психолога на вопрос (1) мо­гут звучать следующим образом:

•   У несовершеннолетнего не имеется отставания в психическом развитии, не свя­занного с психическим расстройством.

У несовершеннолетнего выявляется отставание в психическом развитии, не свя­занное с психическим расстройством, в виде личностной незрелости, проявляющейся в … (далее указываются конкретные проявления этого феномена: например, неустойчивость эмоций и поведения, несформированность системы мотивов и смыслов и т.п.)

•   (Если психиатром квалифицируется психическое расстройство.) Выявляемое у несовершеннолетнего отставание в психи­ческом развитии, проявляющееся в … (ука­зать, в чем оно проявляется), связано с име­ющимся у него психическим расстройством.

11.   Ответы на вопрос (2) могут форму­лироваться так:

Имеющееся у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не свя­занное с психическим расстройством, не является выраженным, оно не оказало су­щественного влияния на возможность несо­вершеннолетнего осознанно и произвольно руководить своими действиями в ситуации правонарушения. Несовершеннолетний мог в полной мере осознавать фактический ха­рактер и общественную опасность совер­шаемых им противоправных действий (без­действия) либо руководить ими.

Имеющееся у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не свя­занное с психическим расстройством, оказа­ло существенное влияние на его возможность осознанно и произвольно руководить своими действиями. Несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический харак­тер и общественную опасность совершаемых им противоправных действий (бездействия) либо руководить ими. Это проявилось в …

(далее указываются конкретные обстоятель­ства, свидетельствующие о значительном ограничении этой возможности: например, некритичное следование образцам поведе­ния других лиц, совершение действий под влиянием непосредственных побуждений, игровой характер действий и т.п.).

12.   Вывод эксперта-психолога о том, что несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и об­щественную опасность совершаемых им про­тивоправных действий (бездействия) либо руководить ими в силу имеющегося у него от­ставания в психическом развитии, не связан­ного с психическим расстройством, не про­тиворечит выводу эксперта-психиатра о том, что у несовершеннолетнего не выявляется психического расстройства, которое лишало бы его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность совер­шаемых им противоправных действий (без­действия) либо руководить ими. Лежащий в основе решения суда о вменяемости несо­вершеннолетнего вывод психиатра относит­ся к одному фактору, который может влиять на осознанность и произвольность действий субъекта, – психическому расстройству. Пси­холог исследует и оценивает другой фактор, способный оказывать аналогичное влияние, – отставание в психическом развитии, не свя­занное с психическим расстройством.

13.   Вопрос о соответствии психичес­кого развития (или «психологического воз­раста») несовершеннолетнего его паспорт­ному возрасту не является методологически корректным. Ответить на него точно вообще невозможно, так как в возрастной психоло­гии нормы имеют не количественный, а ка­чественный характер и относятся к возраст­ным периодам, охватывающим несколько лет (подростковый период – от 11-12 до 14-15 лет, юношеский – от 14-15 до 17-18 лет), а не к конкретным календарным возрастам внутри периода. При наличии у несовершеннолет­него клинически выраженного психического расстройства дать ответ на этот вопрос тем более нельзя, поскольку при психической па­тологии психическое развитие качественно отличается от нормального и не может соот­ветствовать каким-либо возрастным нормам.

коллектив авторов:

Дмитриева Татьяна Борисовна, академик РАМН, директор ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Морозова Марина Валентиновна, руководитель Отделения психологии ФГУ «ГНЦССП Росздрава», кандидат психологических наук

Макушкин Евгений Вадимович, заместитель директора ФГУ «ГНЦССП Росздрава» по научной работе, руководитель Отдела социальных и судебно­психиатрических проблем подросткового возраста, главный детский специалист- эксперт психиатр Минздравсоцразвития России, профессор, доктор медицинских наук Дозорцева Елена Георгиевна, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГУ «ГНЦССП Росздрава», доктор психологических наук

 

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов