О подготовке экспертов-психологов в калужском государственном педагогическом университете им. к.э. циолковского

В большинстве развитых стран сущес­твуют строгие правила в отношении профес­сионального образования, аттестации и де­ятельности судебных экспертов, в том числе и экспертов-психологов. Профессиональная деятельность судебного эксперта-психолога здесь оговорена множеством специфичес­ких требований. Потенциальный эксперт дол­жен иметь университетское психологическое образование, обладать ученой степенью не ниже Ph.D., успешно пройти ряд стажировок, подтвержденных соответствующими серти­фикатами и свидетельствами, получить высо­кие результаты при сдаче квалификационных экзаменов и тестов на должность.

Продуман­ная система подготовки и отбора судебных психологов гарантирует профессиональную компетентность экспертов, что, в свою оче­редь, способствует всестороннему и объек­тивному рассмотрению дел, поддержанию доверия общества и граждан к судебной сис­теме (Carper, 1991; Duflot, 1999).

 

В нашей стране проблема професси­ональной компетентности судебных экспер­тов-психологов еще далека от своего разре­шения. Согласно законодательству, к произ­водству экспертизы может быть привлечено фактически любое лицо, обладающее т.н. «специальными познаниями», причем формы и содержание этих «специальных познаний» не регламентированы. Отсюда экспертом- психологом может быть назначен человек, который в вузе изучал в некотором объеме психологию; либо выпускник коммерческого вуза, где контроль за качеством образования мог быть заметно снижен, или отсутствовал вообще; либо «психолог», ставший таковым после окончания курсов профессиональной переподготовки.

К тому же за последние годы было выпущено значительное количество практических психологов, программа подго­товки которых заметно обеднена в сравнении с фундаментальным университетским обра­зованием.

Все это приводит к ошибкам, просче­там, а то и прямым нарушениям формы, про­цедуры и содержания производства судебно­психологической экспертизы, искажениям в деятельности юридической системы в целом.

Решением этой проблемы, с нашей точки зрения, является использование кон­цепции профессиональной компетентности эксперта-психолога, основы которой были изложены в ряде более ранних публикаций (Енгалычев, 2004; 2005; 2006; Енгалычев и соавт., 2007).

Исходя из определения профессио­нальной компетентности как системного со­ответствия формируемых в процессе про­фессиональной подготовки профессиональ­но важных качеств, специальных знаний, уме­ний и навыков, а также профессиональной мотивации специалиста объективным тре­бованиям профессии, следует, что основным звеном формирования профессиональной компетентности является обучение эксперта- психолога (Енгалычев, 2004).

В России естественным путем сложи­лось несколько систем формирования про­фессиональной компетентности судебных психологов-экспертов.

Первая система – Министерства юсти­ции. В каждом регионе страны, как правило, располагается базовая лаборатория судеб­ных экспертиз, проводящая различные экс­пертные исследования. В 19 из них на сегод­няшний день имеются эксперты-психологи.

В Минюсте разработан определенный поря­док их подготовки: для того, чтобы получить т.н. «право подписи» заключений однородных психологических и комплексных экспертиз, эксперт-стажер должен иметь высшее пси­хологическое образование и не менее года проработать в составе комиссии экспертов на соответствующей должности. Кроме этого он должен предъявить несколько самостоя­тельно проведенных экспертиз, выполненных под руководством наставника, и сдать квали­фикационный экзамен по соответствующей программе экспертной подготовки (Шипшин и соавт., 2004). В результате он получает ква­лификационное удостоверение судебного эксперта-психолога.

Правами учреждения, обладающего правом сертификации психо­логов, здесь наделены Российский феде­ральный центр судебной экспертизы при Ми­нюсте России и Южный региональный центр судебной экспертизы Минюста России. Коли­чество часов, отводимых на самостоятельную подготовку эксперта-психолога, нормативно не определено.

В системе Министерства здравоох­ранения такая постдипломная подготовка экспертов-психологов осуществляется ка­федрой социальной и судебной психиатрии факультета последипломного профессио­нального образования Московской медицин­ской академии им. И.М. Сеченова на базе Го­сударственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.

Сербского. Ранее один раз в год, а теперь, с учетом вы­ездных сессий, и несколько раз в год, прово­дится цикл тематического усовершенствова­ния «Медицинская и судебная психология» для медицинских и судебных психологов, работающих в области судебной экспертизы. Продолжительность обучения 60 часов. Це­лью обучения является совершенствование теоретических знаний и практических навы­ков в области организационных и правовых аспектов комплексной судебной психолого­психиатрической экспертизы, современных проблем патопсихологии и психодиагности­ки.

По его окончании выдается свидетельство о прохождении повышения квалификации в области медицинской и судебной психологии (Сафуанов, 1998, С. 42-44).

Еще одной системой, где уже несколько лет ведется подготовка судебных экспертов- психологов, является Министерство образо­вания. Но и здесь действуют две региональные модели подготовки экспертов-психологов.

Исторически первая из них была апро­бирована на Психологическом специальном факультете Санкт-Петербургского государс­твенного университета, где подготовка эк­спертов велось в форме очной 40-часовой программы повышения квалификации на базе Лаборатории судебно-психологических исследований СПбГУ Руководителем этой лаборатории до недавнего времени являлся профессор А.А. Реан, научно-методическое обеспечение осуществляла кафедра соци­альной адаптации и психологической коррек­ции личности под руководством профессора Б.Д. Лыскова.

К повышению квалификации допускались дипломированные психологи, уже обладающие, как правило, опытом про­изводства экспертиз.

Другая региональная модель во многом соответствует обозначившейся в последнее время тенденции осуществлять углубленную подготовку по новым экспертным специаль­ностям, сопряженную с профессиональным образованием в рамках высшей школы (Россинская Е.Р., 2005, Галяшина Е.И., 2006).

Эта модель была разработана на кафед­ре общей и юридической психологии факуль­тета психологии Калужского государствен­ного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.

На сегодняшний день именно эта система представляется одной из самых эффективных по следующим основаниям.

Во-первых, система обучения будущих экспертов-психологов построена на базе це­лостной концепции образовательной подго­товки юридических психологов, что приводит к появлению в ней множества внутренних и внешних системных связей, придающих сис­теме подготовки логичность, связанность и прочность (Енгалычев, 2004; 2006).

Во-вторых, речь идет о фундаменталь­ной пятилетней образовательной универ­ситетской программе1. Будущие психологи в полном объеме изучают разнообразные психологические дисциплины, овладевают современным психодиагностическим инс­трументарием и адекватным методическим сопровождением профессиональной де­ятельности.

В-третьих, помимо освоения общепси­хологических дисциплин, будущие эксперты- психологи проходят обучение согласно учеб­ного плану специализации «юридическая пси­хология» (объем аудиторной нагрузки – 770 часов), где углубленно изучают различные предметы психолого-правового поля, такие, как «правовая психология», «криминальная психология», «психология расследования», «судебная психология», «основы судебной психиатрии» и др.

В-четвертых, в Калужском универси­тете – единственном вузе страны – ведется многолетняя подготовка именно судебных экспертов-психологов. Теоретико-практи­ческое обучение экспертов включает в себя

1        В связи с присоединением Российской Феде­рации к Болонскому соглашению, в настоящее время разрабатывается новая, двухступенчатая модель под­готовки психолога.

такие предметы, как «судебно-психологичес­кая экспертиза», «практикум по судебно-пси­хологической экспертизе», «психологический анализ материалов уголовного дела», «юри­дическая психолингвистика для психологов», ряд других, обязательное участие в качестве стажеров в деятельности Научно-исследо­вательского центра судебной экспертизы и криминалистики[46] (первый и второй курсы – пассивная практика, начиная с третьего – ак­тивная). В обязательном порядке курсовые и дипломные работы студентов имеют целью решение реальных задач в юридической пси­хологии, и, в частности, судебно-психологи­ческой экспертизе.

В-пятых, Калужский университет свя­зан договорами с Калужской лаборатори­ей судебной экспертизы Минюста России и Южным региональным центром судебной экспертизы Минюста России, согласно кото­рому будущие судебные эксперты-психоло­ги после освоения соответствующего этапа образовательной программы в университете проходят стажировку на рабочем месте экс­перта (Енгалычев, Шипшин, 1997, С.45-46; Енгалычев, 2006).

В-шестых, программа подготовки экс­пертов-психологов и формально и содержа­тельно курируется сразу двумя УМО: Отделе­нием по психологии Учебно-методического объединения по классическому университет­скому образованию (координационный центр – МГУ им. М. Ломоносова) и Учебно-методи­ческим объединением образовательных уч­реждений профессионального образования (координационный центр – СЮИ).

В-седьмых, как деятельность судебных экспертов-психологов, так и подготовка сту­дентов, будущих экспертов, постоянно нахо­дятся в поле внимания секции юридической психологии Российского Психологического общества. Профессиональное сообщество, разрабатывает стандарты профессиональной деятельности, формы и методы их оценки, стремится к постоянному повышению уровня профессионализма во всех отраслях юриди­ческой психологии.

В-восьмых, программа подготовки эк­спертов-психологов включает в себя важ­ные элементы образовательных программ ведущих зарубежных научных школ в сфере практической юридической психологии: нор­мативные материалы, учебники, методики, анализ кейсов[47], другие, что способствует улучшению взаимопонимания и сближению позиций отечественной и зарубежной судеб­но-психологической теории и практики.

Таким образом, профессиональная компетентность претендента на деятельность в области судебно-психологической экспер­тизы защищена университетским дипломом психолога, специализацией «юридическая психология» и сертификатом о прохождении специальной подготовки по судебно-психо­логической экспертизе.

Концептуально организованная и дол­говременная система подготовки судебных экспертов-психологов приводит к тому, что уровень их профессиональной компетентнос­ти оказывается адекватным высоким стан­дартам профессиональной деятельности, поскольку закладывает профессиональные знания и умения, совершенствует навыки, формирует профессиональную мотивацию, а также профессионально важные качества специалиста и эксперта.

Литература:

1.      Галяшина Е.И. Специальные знания в области лингвистики и речеведения: вопросы профессиональной подготовки судебных экс­пертов // Теория и практика судебной экспер­тизы, № 2 (2), Июль 2006, С. 52-61.

2.      Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судеб­но-психологическая экспертиза. Методичес­кое руководство для следователей и экспер­тов.

Калуга-Обнинск-Москва, 1997. Изд-е 2­е, испр. и доп. – 190 с.

3.      Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. – М.: Высшая шко­ла психологии, 2004.- 434 с.

4.      Енгалычев В.Ф. Компетентностный подход к обучению специалистов в юридичес­кой психологии. // Материалы конференции по юридической психологии, посвященной памяти М.М. Коченова.

Часть вторая. – М.: МГППУ, 2005 г. – С. 37-39.

5.      Енгалычев В.Ф. Психологические ос­новы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии. Авт. докт. дисс., СПб, 2006.- 44 с.

6.      Енгалычев В.Ф., Калашников А.Н., Морозова Т.А. Модель профессиональной компетентности юридического психолога // Вестник Волгоградской юридической акаде­мии, № 1,2007. – С. 118-126.

7.      Россинская Е.Р. Проблемы развития новых судебных экспертиз и подготовки экс­пертных кадров: Закон, № 6, 2005. – С. 100­105.

8.      Сафуанов Ф.С. Судебно-психологи­ческая экспертиза в уголовном процессе: На­учно-практическое пособие. – М.: Гардарика- Смысл, 1998. – 192 с.

9.      Шипшин С.С., Секераж Т.Н. Жакова Т.М. Программа подготовки экспертов по эк­спертной специальности 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека».

–     М.: РФЦСЭ, 2004. – 24 с.

10.   Carper D.L., Shoemaker T.E., Mietus N.J., West B.W. Understanding the Law. NY West Publishing Co., 1991. – 536 p.

11.   Duflot C. Lfexpertise psychologique: Procedures et methods. Dunod, Paris, 1999.

–     200 p.

 

 

 

 

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов