ПРЕДМЕТ И ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Предмет судебно-психологической экспертизы

            Известно, что предмет любой судебной экспертизы, в том числе предмет и виды психологической экспертизы,  определяется предметом той науки, которая для нее является базовой, а также задачами, решаемыми в ходе процессуальной деятельности правоохранительных органов. Предмет и виды психологической экспертизы не является исключением.

        По мнению В.В. Романова, «предметом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические процессы, состояния, свойства психики здоровых людей, участвующих в уголовном и гражданском процессах, особенности их психической деятельности, временные (не болезненные) изменения сознания под влиянием различных фактов, экспертная оценка которых имеет значение для установления объективной истины по делу.

            То есть предметом экспертизы являются индивидуально-своеобразные черты психологического отражения участниками процесса различных явлений окружающей действительности, которые имеют значение для правильного разрешения уголовных и гражданских дел».

           Понятия общий объект и общий предмет судебно-психологической экспертизы в целом совпадают с подобными понятиями общей психологии. Тем не менее в литературе по психологии единого мнения по их определению не выработано. Наибольшее распространение и признание получили две точки зрения.

             Согласно одной из них «объектом психологии как науки (и, соответственно, объектом психологического исследования) является сам человек как носитель высокоразвитой психики. В таком случае предметом психологического исследования выступает психика (или психическая деятельность) человека. Эта позиция характерна для фундаментальной психологии». 

        В практической (экспериментальной) психологии общий объект психологического исследования определяют иначе: либо как психику человека в целом, либо как психическую деятельность, взятую в совокупности и единстве. Что касается общего предмета психологической экспертизы, то под ним понимают отдельные психические свойства, состояния и процессы. Как понять предмет и виды психологической экспертизы?

           В психологии выделяют различные «уровни изучения человека, а именно: в системе общественных связей; анализ структуры личности; отдельные системы различных психических процессов, состояний, свойств. На данном уровне исследуются механизмы формирования и функционирования ощущений, восприятий, памяти, логики мышления, эмоций, воли. Собственно экспертному психологическому исследованию соответствуют второй и третий уровни».

          Таким образом, психологический критерий частного предмета судебно-психологической экспертизы формируется путем конкретизации общего предмета психологического исследования в соответствии с конкретной экспертной задачей. Однако для судебно-психологической экспертизы необходимо учитывать и юридический критерий. В чем его суть и значение?

                Не всякое психологическое исследование может дать доказательный материал по делу, а лишь такое, в ходе которого установлены значимые для дела обстоятельства. Правовую значимость обстоятельств определяет суд исходя прежде всего из наличия объективной связи с фактами предмета доказывания.

               Можно сказать, что юридическим критерием формирования частного предмета судебно-психологической экспертизы выступают нормы материального права. В них в той или иной форме содержатся психологические элементы, тем самым признается их юридическое значение.

          Выявление таких элементов становится необходимым в ходе судебного доказывания для правильной квалификации спорного правоотношения, ставшего предметом судебного рассмотрения.

          Психологическая экспертиза неразрывно связана с общей психологией и ее прикладными отраслями. Они являются для психологической экспертизы базой развития, своеобразной «питательной средой». В свою очередь, развитие психологической экспертизы как своеобразной формы психологической практики способствует обогащению и совершенствованию ее «базовых наук».

       Объектом науки психологии является психика как свойство высокоорганизованной материи, представляющее особую форму отражения субъектом объективной реальности.

        Предметом психологии являются факты, закономерности развития и механизмы психики. Таким образом, объект и предмет психологии и объект и предмет психологической экспертизы на уровне теории совпадают.

          Вместе с тем вид психологической экспертизы может определяться потребностями практики, а практическое применение психологического знания в значительной мере может стимулировать развитие соответствующей отрасли психологического знания.  Так, психология труда служит теоретической базой психологической трудовой экспертизы.

           Предметом изучения психологии труда являются психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, трудовая деятельность в производственных условиях и условия воспроизводства рабочей силы человека.

      Предмет трудовой психологической экспертизы представляют психические проявления личности в сфере трудовой деятельности, ее способности к определенному виду труда, различные формы компенсаций имеющихся отклонений, ошибки, допускаемые в процессе труда.

          Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний, что относится к компетенции следователя и суда, а выяснение возможности допрашиваемого в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов правильно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, входящих в предмет доказывания.

      Это определение предмета судебно-психологической экспертизы в определенной степени верно, но слишком узко, поскольку охватывает лишь частную цель судебно-психологического исследования — установить особенности и способности свидетеля адекватно воспринимать, запоминать и воспроизводить значимую для дела информацию.

     Как правило, задачи судебно-психологической экспертизы, которые в каждом конкретном случае определяются уполномоченными на то органами (следствием и судом), бывают значительно шире.

Виды судебно-психологической экспертизы

   Прежде чем говорить о классификации рассматриваемых экспертиз по видам, следует сказать о том месте, которое они занимают в общей судебно-экспертной системе.

     В общей теории судебных экспертиз все судебные экспертизы подразделены на классы, роды, виды и разновидности. Согласно такой схеме судебно-психиатрические экспертизы составляют самостоятельный род судебных экспертиз, включенный наряду с судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизами в класс судебно-медицинских и психофизиологических экспертиз.

     Практическая значимость приведенной классификации состоит в том, что в названный класс судебных экспертиз (судебно-медицинских и психофизиологических) включены экспертизы со смежным в ряде случаев предметом исследования. Отсюда возможность производства комплексных межродовых экспертиз (например, комплексных психолого-медицинских и судебно-психиатрических либо комплексных судебных психолого-психиатрических) в рамках данного экспертного класса.

      Смежность предмета экспертного исследования для представителей разных отраслей знаний есть необходимое условие, делающее комплексную экспертизу возможной.

        Немаловажно иметь в виду, что на судебно-психологические экспертизы распространяются классификации, общие для всех судебных экспертиз. Назовем наиболее важные из них.

 1. Единоличная и комиссионная экспертизы.  Предмет и виды психологической экспертизы.

         Данная классификация строится в зависимости от числа экспертов, проводящих экспертное исследование. Единоличная экспертиза проводится одним лицом, обладающим специальными познаниями в области психологии. Комиссионная экспертиза — это экспертиза, проводимая несколькими экспертами одной специальности (или узкой специализации).

                Обычно такого вида экспертиза требуется в случае ее особой сложности, трудоемкости или значимости по делу. Комиссионная экспертиза может проводиться одним экспертом, имеющим знания в нескольких смежных областях науки и техники, либо комиссией экспертов, каждый из которых обладает знаниями, относящимися к двум смежным наукам.

2. Основная и дополнительная экспертизы.

   Основной является экспертиза, назначенная для решения поставленных перед экспертами вопросов. Дополнительной по отношению к ней явится новая экспертиза, назначенная в связи с неполнотой или недостаточной ясностью прежнего (основного) экспертного заключения, но при отсутствии сомнений в достоверности его выводов. Дополнительная экспертиза проводится лишь тогда, когда неполноту либо недостаточную ясность основного экспертного заключения нельзя устранить с помощью допроса эксперта и последнему требуются дополнительные исследования.

        Дополнительная экспертиза, как отмечалось выше, назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения (ст.81 УПК РСФСР). Неясность экспертного заключения может выражаться в нечеткости формулировок, их расплывчатости, неопределенности и т. п. Обычно этот недостаток устраняется путем допроса эксперта, поскольку для этого не требуется проведения дополнительных исследований.

         Неполнота экспертного заключения имеет место, когда эксперт оставил без разрешения некоторые из поставленных перед ним вопросов, сузил их объем, исследовал не все предоставленные ему объекты и т. п.

3. Экспертизы первичные и повторные. Предмет и виды психологической экспертизы 

   Первичная экспертиза проводится впервые по данному делу в отношении данного лица. Повторная экспертиза проводится вторично в отношении данного лица при наличии сомнений в обоснованности или правильности выводов первичной экспертизы. По делу может быть назначено несколько повторных экспертиз, которые по порядку их назначения именуются второй, третьей, четвертой и т. д.

     Повторная экспертиза проводится в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности. Обоснованность заключения эксперта — это его аргументированность, убедительность. Заключение может быть признано необоснованным, если вызывает сомнения использованная экспертом методика, недостаточен объем проведенных исследований, выводы эксперта не вытекают из результатов исследований или противоречат им и в других подобных случаях.

         Основное отличие между дополнительной и повторной экспертизами состоит в том, что при дополнительной экспертизе решаются вопросы, которые ранее не были разрешены, а при повторной – заново исследуются (перепроверяются) уже разрешенные вопросы. Поэтому различен и процессуальный порядок таких экспертиз. Дополнительная экспертиза поручается тому же или другому эксперту, а повторная — другому эксперту либо другим экспертам.

      Особого внимания требует тот факт, что не каждая новая судебно-психологическая экспертиза данного лица обязательно относится к дополнительной или повторной. Так, стационарная экспертиза, назначаемая в случаях, когда в амбулаторных условиях поставленные вопросы не были решены, по отношению к амбулаторной экспертизе не является ни дополнительной, ни повторной.

          Обязательным условием дополнительной и повторной экспертиз выступает наличие экспертного заключения. Он должно содержать ответы на поставленные вопросы (хотя бы на часть из них) как результата предыдущих экспертных исследований. 

          Однако это прежнее заключение и его выводы не удовлетворяют орган, назначивший экспертизу, с точки зрения ясности и полноты либо с позиции достоверности.

         Если члены амбулаторной экспертной комиссии пришли к выводу, что амбулаторно решить экспертные вопросы невозможно и требуется стационарное обследование испытуемого, то по сути нет и самого экспертного заключения. Эксперты амбулаторной комиссии фактически составляют письменный документ о невозможности дать заключение, хотя и оформляют его традиционным для судебно-психологической практики актом судебно-психологической экспертизы.

       Данное обстоятельство не всегда учитывается на практике, что приводит к терминологической путанице и неправильным по существу процессуальным решениям.

4. Предмет и виды психологической экспертизы. Экспертизы однородные и комплексные

   Однородные экспертизы проводятся представителями одной отрасли науки, а комплексные — экспертами — специалистами разных отраслей научного знания. Судебные психологи обычно проводят комплексные экспертизы совместно с судебными психиатрами и судебными медиками. Комплексная экспертиза — это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько экспертов различных специальностей. Либо узких специализаций (профилей).

      В действующем уголовно-процессуальном законодательстве комплексные экспертизы не предусмотрены.

       Несмотря на это, такие экспертизы получают все большее распространение. Комплексная экспертиза имеет ряд особенностей, отличительных черт.

     Во-первых, в ее производстве участвуют несколько экспертов различных специальностей (специализаций) — отсюда вытекает разделение функций между ними в процессе исследования;

          Во-вторых, общий вывод дается по результатам, полученным различными экспертами.

     Ф.С. Сафуанов отмечает, что существует несколько видов классификации судебно-психологической экспертизы, имеющих значение для практики предварительного следствия и судоустройства:

1) по месту и условиям проведения;
2) по процессуальному положению подэкспертных;
3) по предмету экспертизы .

5. Виды судебно-психологических экспертиз по месту и условиям проведения

   Основная характерная черта амбулаторной экспертизы заключается в однократном характере психологического освидетельствования испытуемого без его длительного экспертного стационарного наблюдения. Однократность, «разовость», непродолжительность амбулаторного освидетельствования служат подчас поводом для сомнений в надежности экспертных выводов.   

       Иногда экспертам прямо задают вопрос: неужели они в состоянии решить сложные экспертные задачи по результатам относительно короткого по времени обследования испытуемого? Однако дело в том, что даже в день амбулаторного освидетельствования система исследовательских действий экспертов отнюдь не сводится к непродолжительному комиссионному освидетельствованию.

     Предварительно экспертами изучены все материалы дела, относящиеся к предмету экспертизы, включая материалы уголовного дела, если таковые представлены.

        Судебно-психологическая экспертиза проводится амбулаторно и в зале судебного заседания. При амбулаторной экспертизе психолог-эксперт проводит экспертное исследование в месте содержания подэкспертного лица под стражей (в случае экспертизы обвиняемого, заключенного под стражу). Естественно, что следователь должен обеспечить эксперту нормальные условия для проведения экспериментально-психологического исследования и ознакомления с уголовным делом и другими материалами, необходимыми для производства судебно-психологической экспертизы: изолированное помещение, стол и т. п.

      В случаях, когда подэкспертным лицом является обвиняемый, не содержащийся под стражей, свидетель или потерпевший, экспертно-психологическое исследование проводится в любом удобном для эксперта месте по договоренности со следователем. Задача следователя в данном случае состоит в обеспечении явки подэкспертного в установленное место и время.

     Следует отметить, что принудительному направлению на экспертизу (т. е. без согласия самого подэкспертного или его законных представителей) могут быть подвергнуты только подозреваемые и обвиняемые. Предмет и виды психологической экспертизы для суда. Судебно-психологическая экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших может проводиться только с их согласия.

         Экспертиза в кабинете следователя состоит в однократном психологическом обследовании испытуемого и (или) изучении материалов дела психологом-экспертом. Экспертизу в кабинете следователя необходимо отличать от консультирования следователей психологами. Консультирование — внепроцессуальное действие, и на него не распространяются законодательные нормы, регулирующие порядок производства судебной экспертизы.

       Экспертиза в суде (в судебном заседании) проводится обычно в случаях, когда Судебно-психологическая экспертиза данного лица уже проводилась на предварительном следствии либо проводилась по определению суда. Первичные судебно-психологические экспертизы в суде возможны, хотя на практике встречаются редко. 

       В зале судебного заседания психолог-эксперт проводит экспертное исследование непосредственно в ходе судебного разбирательства по уголовному делу. Он имеет право задавать вопросы участникам судебного процесса с разрешения судьи. Как правило, после изучения всех доказательств по делу эксперт-психолог ходатайствует о предоставлении ему необходимого времени для проведения экспериментально-психологического исследования и составления экспертного заключения.

         Эксперт дает заключение в письменном виде, оглашает его в судебном заседании и отвечает на возникающие в связи с его заключением вопросы, при этом предмет и виды психологической экспертизы имеет особое значение.

      Стационарная судебно-психологическая экспертиза заключается в длительном наблюдении за испытуемым в условиях медицинского стационара («на больничной койке»). При этом помимо клинических применяются также экспериментальные методы исследования. Срок стационарного обследования не должен превышать тридцати дней.

          В случае невозможности вынести окончательное решение в указанный срок экспертная комиссия выносит решение о необходимости продления срока обследования. Копия решения направляется органу, назначившему экспертизу.

            Наконец, помимо экспертиз, проводимых в медицинском учреждении (амбулаторных и стационарных), в том учреждении, где расположен орган, ответственный за производство по делу, и где ведется само это производство (в кабинете следователя, в зале судебного заседания), возможны также экспертизы «в ином месте».

         Одним из таких мест является территория следственного изолятора (СИЗО). Положение об амбулаторной судебно-психологической экспертной комиссии допускает проведение амбулаторных экспертиз на территории СИЗО. Такие экспертизы по содержанию исследовательской деятельности практически не отличаются от амбулаторных экспертиз, проводимых в медицинском учреждении.

              Поэтому в самостоятельный вид судебно-психологической экспертизы амбулаторные экспертизы в СИЗО не выделяются. Правда, некоторые нюансы, которые в конкретных случаях могут оказаться немаловажными, в рассматриваемых экспертизах все же имеются.

     Судебные психиатры считают, что амбулаторные экспертизы в медицинском учреждении предпочтительнее в плане установления необходимого психологического контакта с испытуемым. Он знает, что его доставили в медицинское учреждение. Там сама обстановка (медицинские кабинеты, белые халаты врачей и т.д.) более располагает к откровенной и доброжелательной беседе с врачом.

         В помещении следственного изолятора обстановка для общения испытуемого с психологом сложнее

     Речь идет не просто о комфорте или удобстве. Должный психологический контакт с испытуемым — одно из условий того, что эксперт получит требуемую ему информацию в нужном объеме, а это, в свою очередь, одно из условий надежности экспертных выводов.

      Один из возможных видов судебно-психиатрических экспертиз по месту их проведения — экспертиза на дому у испытуемого, которого по состоянию здоровья крайне затруднительно, а порой и невозможно доставить в медицинское учреждение («нетранспортабельность» испытуемого).

      Подобного рода экспертизы получили определенное распространение в судебно-психиатрической практике по гражданским делам (о признании гражданина недееспособным).

       Видимо, не исключены они и в уголовном процессе (к примеру, экспертиза потерпевшего, который находился у себя дома, прикованный к постели тяжелым недугом).

          Рассматриваемый вид судебно-психологических экспертиз прямо не предусмотрен законом или подзаконными нормативными актами. Вместе с тем он не противоречит ни одной из юридических норм, регулирующих порядок производства судебных экспертиз. Следовательно, его можно признать допустимым, но только тогда, когда для этого имеются достаточные основания.

6. Предмет и виды психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных.

   Судебно-психологическая экспертиза проводится в отношении таких процессуальных фигур, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, или лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, является подозреваемым. После вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого подозреваемый признается обвиняемым.

      Обвиняемый, дело в отношении которого принято к производству судом, именуется подсудимым. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный ущерб. Но только после того, как дознаватель, следователь или судья вынесет постановление, а суд — определение о признании гражданина потерпевшим.

     В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля защитник обвиняемого, адвокат, представитель общественной организации (об обстоятельствах дела, которые стали им известны в связи с выполнением своих обязанностей).

     Это касается лица, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела. Также не способно  давать о них правильные показания.

       На стадии предварительного следствия судебно-психологическая экспертиза назначается в отношении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, а при судебном разбирательстве — в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших. Следует заметить, что экспертиза в отношении подозреваемых проводится крайне редко.  Ее назначение нецелесообразно, поскольку подозреваемым любое лицо может быть по закону не более 10 суток (ст. 90 УПК РСФСР), т е. только на ранних этапах предварительного следствия, когда еще не собраны необходимые материалы для производства психологической экспертизы.

7. Предмет и виды психологической экспертизы

   По характеру вопросов, решаемых экспертизой, и юридическому значению экспертных заключений можно выделить следующие виды судебно-психологической экспертизы:

1) экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Данный вид экспертизы проводится в соответствии со ст. 68 УПК РСФСР, посвященной обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу.

           В числе прочих обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, указываются обстоятельства, характеризующие личность последнего. Основное значение психологической экспертизы личности состоит в том, что экспертное заключение может быть использовано в целях индивидуализации уголовной ответственности и наказания;

2) экспертиза физиологического (эмоционального) аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний. Проводится для судебного установления состояния физиологического (эмоционального) аффекта (сильного душевного волнения) обвиняемого в момент совершения преступления.

Определение состояния аффекта имеет значение для квалификации ряда статей уголовного кодекса РФ;

3) экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регуляции своих противоправных действий несовершеннолетним с отставанием в психическом развитии.

Это должно быть не связанным с психическим расстройством, служит основанием для освобождения его от уголовной ответственности;

4) экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

5) экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с нею (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному;

6) экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством.

Читайте далее:
Обучение психологов