Об организации производства межведомственных комплексных психолого-психиатрических экспертиз

Несмотря на многочисленные исследо­вания в области теории комплексной судеб­ной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), при её проведении судебные экс­перты психиатры и психологи сталкиваются с множеством трудностей. Наиболее значи­мая из них заключается в том, каким образом осуществляется интеграция, и где проходят границы дифференциации психиатрических и психологических знаний в комплексном ис­следовании. Необходимо отметить, что еще во многих случаях заключения КСППЭ офор­мляются либо как «механическая» сумма ис­следований и выводов психиатра и психолога (каждый из которых подписывает только свои ответы на вопросы судебно-следственных органов без должного учета выводов экспер­та другой специальности), либо как «общее» исследование и «общие» выводы, без указа­ния того, какие исследования и в каком объ­еме провел каждый эксперт – психиатр и пси­холог.

 

Вместе с тем общий, главный вывод, к которому невозможно прийти без комплексирования знаний и совместной оценки полу­ченных результатов, нередко отсутствует.

Согласно ст. 201 УПК РФ, «судебная эк­спертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной». Следует обратить внимание на отсутствие признака обязательного фор­мулирования интегративного общего выво­да экспертами, обладающими различными знаниями.

Более того, подчеркнуто, что в за­ключении экспертов «указывается, какие ис­следования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам он пришел, и, соответственно, каж­дый эксперт подписывает ту часть заключе­ния, которая содержит описание проведен­ных им исследований, и несет за нее ответс­твенность».

В Гражданском процессуальном кодек­се содержится более детализированное, по сравнению с УПК РФ, определение комплек­сной экспертизы: «назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных на­правлений в пределах одной области знания» (ст. 82 ГПК РФ).

В то же время в ГПК РФ содержится ука­зание на необходимость формулирования об­щего вывода экспертами разных специальнос­тей при проведении комплексной экспертизы.

Наиболее удачной представляется формулировка ст. 23 Федерального зако­на «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ, допускающая и отде­льные выводы экспертов разных специаль­ностей, и их общие ответы на вопросы судеб­но-следственных органов.

В целом, процессуальный статус КСППЭ позволяет в заключении экспертов формули­ровать как интегративные (синтезирующие) выводы, так и выводы эксперта одной специ­альности. В первом случае, как указывается в Приказе Министерства здравоохранения Рос­сийской Федерации от 12.08.2003 № 401 «Об утверждении отраслевой учетной и отчетной медицинской документации по судебно-пси­хиатрической экспертизе», формулируются выводы комплексного экспертного исследо­вания, входящие в совместную компетенцию экспертов разных специальностей, а во вто­ром – выводы, которые входят в компетенцию эксперта лишь одной специальности.

Еще в начале 60-х годов при обсужде­нии актуальных проблем комплексного при­менения специальных знаний были обозначе­ны четыре формы проведения комплексной экспертизы:

– экспертизу проводит один эксперт, обладающий специальными познаниями в нескольких отраслях науки или техники;

–    эксперт, представляющий одну от­расль знания, при составлении заключения использует выводы эксперта, представляю­щего другую отрасль знания;

–    экспертизу проводит комиссия экс­пертов, обладающих одинаковыми познания­ми в нескольких отраслях знания;

–    экспертизу проводит комиссия экс­пертов, обладающих разными специальными познаниями, происходит «взаимное обога­щение» экспертов специальными познания­ми в ходе самой экспертизы, так что все они вправе подписать одно общее заключение.1

Единства понимания комплексной экс­пертизы в период ее становления достигнуто не было, нет его и сейчас. Продолжает су­ществовать несколько подходов к пониманию комплексной экспертизы и ее практической организации, несколько различных форм ре­ализации комплексного подхода, каждый из которых имеет свое, заслуживающее внима­ния, обоснование.

В рамках первого подхода имеются два полюса. На одном – мнение, что любое ис­следование (одновременное либо последо­вательное) одного и того же объекта разными судебными науками является комплексным[72] [73]. На втором – представление, что в комплекс­ной экспертизе эксперты совместно решают задачи на основе кооперации знаний из раз­ных наук[74]. К этому же подходу принадлежит промежуточная позиция, согласно которой, комплексная экспертиза имеет место тогда, когда результаты предыдущего исследования используются при последующем[75], либо когда между отдельными самостоятельными ис­следованиями существует логическая связь[76]. Согласно второму подходу, комплексная эк­спертиза определяется «необходимостью исследования единого объекта, невозмож­ностью или затруднительностью проведе­ния раздельных, самостоятельных экспертиз ввиду нерасчлененности объекта исследо­вания, возможного его повреждения в ходе исследований или утраты целостного пред­ставления об объекте»[77].

В рамках этого под­хода определилась методика исследования, согласно которой а) каждый эксперт прово­дит исследование в пределах своей научной компетенции, б) в заключении отдельно опи­сываются результаты в виде промежуточных выводов, в) все эксперты должны обладать специальными знаниями в общем, предмете исследования[78]. Третий подход заключается в представлении комплексной экспертизы как совокупности методов, взятых из погранич­ных (смежных) отраслей знания[79].

Комплексный подход как исследова­тельская стратегия используется в науке и практике в двух формах — взаимопомощи и взаимообогащения и эффективно выполняет свою гносеологическую функцию только при наличии объединяющего начала, в качест­ве которого выступает цель исследования[80]. Первая форма имеет две разновидности: комплексно-кооперативное и комплексно­вспомогательное исследование, вторая одну — комплексно-интегративное, т.е. изучение пограничных проблем методами разных наук. Вероятно, только такое исследование от­ражает существо комплексной экспертизы.

Именно межотраслевая интеграция позво­ляет решать наиболее сложные задачи. Эти особенности и порождают методологические, процессуальные и методические трудности[81] [82].

Специфика комплексной экспертизы заключается в том, что, во-первых, методы ряда наук применяются в пределах одной ме­тодики; а во-вторых, специалисты различных наук принимают участие в оценке результа­тов исследования, в формулировании общих выводов. При этом, как отмечал Б.М. Кедров, «комплексность в научном познании – это не простое сложение методов различных наук вместе, не простое следование синтеза за анализом, а слияние наук воедино при изу­чении общего для них объекта»11.

В процессе развития комплексных исследований про­исходит формирование и развитие междис­циплинарных (диффузных по Кедрову Б.М.) знаний, владение которыми и позволяет экс­перту (экспертам) осмысленно использовать данные, полученные экспертом другой специ­альности и формулировать конечный вывод.

Учитывая гносеологическую равнознач­ность понятий «комплексная экспертиза», «комплекс экспертиз», «комплекс исследо­ваний в рамках одной экспертизы», допуска­ются все три формы комплексирования при производстве судебной экспертизы[83].

При производстве КСППЭ возможны четыре варианта интеграции судебно-психо­логических и судебно-психиатрических знаний.

1.   Отсутствие интегративных отве­тов. Каждый из вопросов, поставленных пе­ред экспертами, входит в компетенцию су­дебного эксперта только одной специальнос­ти. Типичным примером может служить ре­шение экспертов-психиатров об отсутствии у обвиняемого в момент совершения право­нарушения психического расстройства и спо­собности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, а эксперта-психолога – о на­личии у подэкспертного состояния аффекта.

2.   Последовательное комплексиро- вание. Ответить на вопросы, поставленные перед психологом, невозможно без ссылки на диагностически-экспертное решение пси­хиатра. Наиболее показательным примером такого последовательного комплексирова- ния психологических и психиатрических зна­ний является ответ на вопросы, имеющие значение для судебной квалификации ч. 3 ст.

20 УК РФ. Установление не связанного с пси­хическим заболеванием отставания в психи­ческом развитии требует обязательного уче­та диагностического и экспертного решения судебно-психиатрического эксперта, такое отставание может быть определено в рамках однородной судебно-психологической экс­пертизы только в том случае, когда психоло­гической экспертизе предшествовала судеб­но-психиатрическая.

3.     Последовательно-параллельное комплексирование. При данном варианте применение познаний в психологии и психи­атрии объединено юридическим критерием. Так, при КСППЭ свидетелей нарушение спо­собности правильно воспринимать обстоя­тельства, имеющие значение для дела, или давать о них показания, может быть обуслов­лено фактором психического расстройства (его установление относится к компетенции психиатра) или психологическими факто­рами: особым эмоциональным состоянием, непатологическими особенностями позна­вательных процессов, уровнем возрастно­го психического развития (находящимися в компетенции психолога).

Это относится так же и к способности понимать характер и зна­чение действий сексуального насильника или оказывать сопротивление, нарушению этих способностей и их причинам при КСППЭ по­терпевших.

4.     Параллельное комплексирова­ние. В наиболее явном виде такой вид ком­плексного использования психиатрических и психологических знаний применяется при оценке ограниченной способности обвиня­емого к осознанию фактического характера и общественной опасности своих действий вследствие психического расстройства, не исключающего вменяемости (что имеет зна­чение для применения ч. 1 ст. 22 УК РФ) и его общественной опасности (что является осно­ванием для назначения принудительных мер медицинского характера, сопряженного с ис­полнением наказания, в соответствии с ч. 2 ст. 22 УК РФ).

Два последних варианта комплексиро- вания применяемых знаний и методов и их оценки являются наиболее сложными и от­ражают сущность комплексной экспертизы, требуют от экспертов обеих специальностей высокого профессионализма при решении общей экспертной задачи. Учитывая слож­ность задач и то, что в формулировании общих выводов (ответов на поставленные вопросы) могут принимать участие не все эксперты, а только компетентные в общем предмете ис­следования[85], в контексте анализа качества заключений судебно-психиатрических экс­пертов профессор Ткаченко А.А. выступил с инициативой предоставления права участия в формулировании общих выводов только тем специалистам (психиатрам), которые об­ладают достаточной компетентностью (име­ют необходимые психологические знания), и в этих целях – повышения квалификации эк­спертов-психиатров в данном направлении[86]. Тоже самое можно сказать и о подготовке экспертов-психологов, особенно не имею­щих специальности «клинический психолог», необходимости повышения квалификации в этой сфере для психологов, работающих в СЭУ Минюста России.

Однако существующие теоретические модели не всегда правильно реализуется в практической сфере. Даже при проведении КСППЭ в рамках одного судебно-психиатри­ческого экспертного учреждения (СПЭУ) мы видим недостаточное применение этих мо­делей как при проведении исследования, так и при описании его хода и результатов в за­ключении.

Эта проблема усугубляется в условиях межведомственного взаимодействия, когда производство КСППЭ поручается двум или более судебно-экспертным учреждениям (СЭУ). Более того, адекватная реализация теоретических моделей часто оказывается невозможной из-за нерешенности практи­ческих проблем интеграции психологических и психиатрических знаний при межведомс­твенном взаимодействии в ходе комплексно­го экспертного исследования. Эти проблемы касаются в первую очередь вопросов орга­низации производства КСППЭ (назначение ведущего судебно-экспертного учреждения, формирование комиссии экспертов, сроки проведения КСППЭ) и оформления заключе­ния комиссии экспертов.

В РФЦСЭ при Минюсте России было проведено обобщение практики производс­тва межведомственных КСППЭ за все время производства СПЭ в СЭУ Минюста России (в том числе до официального внедрения экспертной специальности в 2003 году)[87]. В таблице представлены данные об опыте вза­имодействия судебных экспертов Минздрав­соцразвития и Минюста за последние 3 года и суммарные данные до 2003 года.

Видно, что количество совместных экспертиз достаточ­но велико, но в разных региональных СЭУ их число существенно различается. В Южном РЦСЭ (Ростов-на-Дону) и отчасти в Читинс­кой ЛСЭ практику межведомственного про­ведения КСППЭ можно считать уже сложив­шейся. В Приморской ЛСЭ (Владивосток), напротив, существовавшая практика произ­водства таких экспертиз в настоящее время прекратилась.

В других регионах комплекс­ные судебные межведомственные эксперти­зы проводятся от случая к случаю.

Обобщение практики межведомствен­ных КСППЭ позволило выделить следующие основные варианты межведомственного вза­имодействия:

1) судебно-психиатрические эксперты СПЭУ Минздравсоцразвития + эксперты-пси­хологи СЭУ Минюста[88];

2)   судебно-психиатрические эксперты и медицинские психологи-эксперты СПЭУ Минздравсоцразвития + эксперты-психологи СЭУ Минюста;

3)   судебно-психиатрические эксперты и медицинские психологи-эксперты СПЭУ Минздравсоцразвития + психиатры других (государственных и негосударственных) уч­реждений + в ряде случаев эксперты-психо­логи СЭУ Минюста;

4)   эксперты-психологи СЭУ Минюста + психиатры неэкспертных государственных учреждений.

Последний вариант противоречит ч. 5 ст. 11 ФЗ о ГСЭД, где указано, что судеб­но-психиатрическая экспертиза не может производиться в учреждениях, не относя­щихся к ведению федерального органа ис- полнител ьной власти в области здравоох­ранения.

Факторы, определяющие возможность и необходимость межведомственного про­изводства комплексных экспертиз, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относится, прежде всего, ситуация, связанная с отсутствием в опре­деленном судебно-экспертном учреждении эксперта конкретной специальности для вы­полнения экспертного задания. Это может быть связано с фактическим отсутствием та­кого эксперта в штате СЭУ, его болезнью или пребыванием в отпуске, с отводом эксперта, а при повторных экспертизах – с тем обстоя­тельством, что данный эксперт уже принимал участие в первичной экспертизе.

Субъектив­ные факторы определяются сложившимся в определенном регионе взаимодействием судебно-экспертных учреждений Минздрав­соцразвития и Минюста и отношением к это­му судебно-следственных органов, назнача­ющих экспертизу.

Порядок производства судебных эк­спертиз в государственных судебно-экс­пертных учреждениях установлен нормами УПК РФ, ГПК РФ и ФЗ о ГСЭД. Руководитель СЭУ, получив постановление (определение) о назначении экспертизы, поручает ее про­изводство конкретным экспертам из числа своих сотрудников. Существует специальный порядок производства судебной экспертизы в экспертном учреждении.

Если применяется специальная норма, то не применяется об­щая (право выбора следователем или судом конкретных экспертов) 18.

Щукиной Е.Я. и Шишковым С.Н. была обоснована позиция, согласно которой, в том случае, когда экспертиза поручается опреде­ленному судебно-экспертному учреждению (т.е. в специальном порядке), руководитель данного учреждения не обязан выполнять указание органа или лица, назначившего эк­спертизу, о привлечении конкретных экспер­тов из других, чаще всего неэкспертных уч- реждений[89] [90].

Справедливо ли данное положение в отношении поручения производства судеб­ной экспертизы нескольким государствен­ным судебно-экспертным учреждениям?

Назначение КСППЭ в нескольких СЭУ реализует специальный порядок производс­тва судебной экспертизы и является обяза­тельным для руководителей этих учреждений. При этом руководитель СЭУ имеет право: 1) ходатайствовать о включении в состав комис­сии лиц, не работающих в данном СЭУ, при от­сутствии в учреждении лиц, обладающих спе­циальными знаниями для дачи заключения, 2) организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении КСППЭ.

Вышеуказанные нормы известны, но они настолько общие, что не раскрывают всех возможных проблем, возникающих при орга­низации КСППЭ с участием разных СЭУ В ре­зультате возникают многочисленные ошибки, среди которых типичными, достаточно часто повторяющимися являются: отсутствие веду­щего учреждения; дублирующие друг друга обследования подэкспертного последова­тельно во всех учреждениях, участвующих в КСППЭ, и, как следствие, дублирование составных частей заключения – анамнеза, клинико-психологической беседы, описания психического состояния.

Как избежать подобных ошибок?

На сегодняшний день технология вза­имодействия различных, в том числе отно­сящихся к разным ведомствам, судебно-эк­спертных учреждений регламентирована недостаточно. Упоминание о возможности производства экспертизы разными учреж­дениями содержится в ст. 15 ФЗ о ГСЭД.

Действует Инструкция об организации про­изводства комплексных экспертиз в судеб­но-экспертных учреждениях СССР, которая в 1986 году была утверждена различными ведомствами (Минюстом, Генпрокуратурой, МВД, Минздравом). В настоящее время в рамках ФМКМС по судебной экспертизе и экспертным исследованиям ведется обсуж­дение проекта Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в су­дебно-экспертных учреждениях Российской Федерации (далее – Инструкция).

Исходя из основных положений Инс­трукции и учитывая сложившуюся практику производства межведомственных КСППЭ, следует обратить внимание на ряд организа­ционных особенностей.

Если производство КСППЭ поручается нескольким СЭУ, в постановлении (определе­нии) должно указываться, какое из них явля­ется ведущим. Если это не указано, ведущее учреждение определяется руководителями СЭУ, по согласованию, с учетом объема и за­дач исследования. Вероятно, по умолчанию ведущим может считаться учреждение, указ­ное в постановлении (определении) первым либо учреждение, в чей адрес поступили ма­териалы дела.

Постановление (определение) о назна­чении КСППЭ направляется в каждое из СЭУ, которым поручается её производство. При этом комиссия экспертов формируется руко­водителем ведущего учреждения совместно с руководителями СЭУ, участвующих в произ­водстве экспертизы. Руководитель ведущего учреждения назначает эксперта-организа­тора.

В случае если ведущим является СПЭУ Минздравсоцразвития, эти функции выполня­ет врач-докладчик. В случае участия в КСППЭ психологов различных ведомств представля­ется целесообразным наличие эксперта-ор­ганизатора по каждой специальности.

КСППЭ регистрируется в каждом СЭУ, т.е. имеет несколько регистрационных но­меров. Заключение комиссии экспертов или сообщение о невозможности дать заключе­ние оформляется ведущим учреждением (на бланках и по учётной форме, используемой в этом учреждении). Все СЭУ и лица, осущест­влявшие производство КСППЭ, должны быть указаны во вводной части заключения (рек­визиты всех учреждений на титульном листе заключения не требуются, нарушают форму документа).

При этом ход и результаты пси­хологического исследования должны при­водиться полностью, не подвергаясь сокра­щениям только на усмотрение исполнителя текста без ведома составившего эту часть заключения эксперта.

Общий срок производства КСППЭ уста­навливается по согласованию между руково­дителями СЭУ Этот пункт вызывает опреде­ленные проблемы, поскольку в ведомствен­ных нормативных документах по этому воп­росу имеются различия. В системе Минюста – согласно Методическим рекомендациям по производству экспертиз в государствен­ных СЭУ – определен 30-дневный срок про­изводства экспертизы, который может быть продлен по уведомлению руководителем СЭУ органа или лица, назначившего экспер­тизу. В системе Минздрава, согласно ст. 30 ФЗ о ГСЭД и Приказу от 12.08.2003 г. № 401, срок пребывания подэкспертного лица в ме­дицинском стационаре составляет 30 дней и может быть продлен 2 раза по 30 дней толь­ко постановлением суда.

  • Срок производства экспертизы, таким образом, должен опреде­ляться в соответствии с теми нормативными документами, которые регламентируют его более жестко.
  • Заключение КСППЭ заверяется печа­тью ведущего учреждения (а не печатями всех учреждений, как нередко встречается на практике). Заключения изготавливаются в количестве экземпляров, достаточном для направления лицу (органу), назначившему экспертизу, и каждому СЭУ, принимавшему участие в производстве экспертизы.
  • Приложения к заключению являются его составной частью, подписываются составив­шими их экспертами и заверяются печатью того учреждения, где они были подготовлены.
  • Все документы, фиксирующие ход, ус­ловия и результаты исследований (т.е. ис­тория болезни, протоколы эксперименталь­но-психологического исследования, данные лабораторных исследований и пр.), хранятся в том учреждении, в котором они производи­лись.

Надеемся, что приведенный анализ проблем межведомственного взаимодейс­твия при производстве комплексных судеб­ных психолого-психиатрических экспертиз будет способствовать повышению эффектив­ности дальнейшей совместной работы.

 

Секераж Татьяна Николаевна, заведующая лабораторией судебной психологической экспертизы РФЦСЭ при Минюсте России, кандидат юридических наук

Сафуанов Фарит Суфиянович, руководитель лаборатории судебной психологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, профессор, доктор психологических наук

 

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов