1. Этапы развития судебных экспертиз с участием психолога
Судебная экспертиза с применением психологических знаний имеет еще довольно короткую историю – около 35 лет. Первоначально проблема необходимости использования психологических познаний в форме судебной экспертизы была сформулирована не психологами, а юристами еще в 50-60-е годы (Миньковский ГМ., 1959; Рогачевский Л.И., 1964; Ратинов А.Р., 1967, Экмекчи А.С., 1968 и др.), и возникла под влиянием, прежде всего, запросов судебной практики.
В конце 60-х годов в секторе психологических исследований НИИ Прокуратуры СССР благодаря усилиям А.Р. Ратинова и, главным образом, М.М.Коченова с сотрудниками, были начаты работы по исследованию возможностей судебно-психологической экспертизы (СПЭ) в уголовном процессе (Ко- ченов М.М., 1971; 1974). Немногим позже – в начале 70-х годов – был поставлен вопрос о комплексном применении психологических и психиатрических знаний в судебной экспертизе в форме комплексной судебной пси холого-психиатрической экспертизы (КСП- ПЭ). Эта проблема стала разрабатываться в НИИ общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (Фелинская Н.И. Станишевская Н.Н., 1971; Фелинская Н.И., Печерникова Т.П., 1973; Печерникова Т.П., Станишевская Н.Н., 1974; 1975).
Именно на этот период приходится четкое осознание недостаточности узко психиатрических исследований для полных, глубоких и всесторонних судебно-экспертных оценок психической деятельности подэкспертных лиц. Осмысление необходимости применения психологических знаний при экспертной оценке широкого круга явлений: непатологических эмоциональных реакций («физиологического аффекта») при экспертизе обвиняемых с пограничными формами психической патологии; ограничения способности понимать значение своих действий и руководить ими, обусловленного умственной отсталостью, не связанной с психическим заболеванием, при экспертизе несовершеннолетних обвиняемых; способности осознавать характер и значение насильственных сексуальных действий или оказывать сопротивление посягателю при экспертизе малолетних и несовершеннолетних потерпевших, не обнаруживающих выраженной психической патологии; способности малолетних и несовершеннолетних свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Нарушения перечисленных юридически значимых способностей подэкспертных лиц, как показали и практика судебно-психиатрической экспертизы, и исследования, проводимые в рамках изучения компетенции судебно-психологической экспертизы, могут быть обусловлены не только психопатологическими факторами («медицинским критерием» судебно-психиатрической экспертной оценки), но и чисто психологическими – личностными, возрастными – причинами (Коченов М.М., 1977, 1980; Судебная психиатрия, 1977).
Основным итогом первого этапа, наряду с признанием, в первую очередь, со стороны практики возможности комплексного применения психиатрических и психологических познаний в экспертизе стало выделение предметных видов комплексной психолого-п сихиатрической экспертизы, ассимилировавшей достижения судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертизы. Характерно, что в «орбиту» КСППЭ были втянуты те виды судебно-психологической экспертизы, которые имели очевидные аналоги в судебно-психиатрической экспертизе. В отношении свидетелей и потерпевших их объединяла одинаковая формулировка так называемого «юридического критерия» экспертных оценок, тогда как по наличию или отсутствию «медицинского» критерия можно было различать компетенцию психолога и психиатра (Метелица Ю.Л., 1990).
В отношении несовершеннолетних обвиняемых общей точкой соприкосновения была диагностика «умственной отсталости», с одновременной дифференциацией природы отставания в психическом развитии – связанной или не связанной с психическим расстройством. При экспертизе совершеннолетних обвиняемых ассимиляция проблематики экспертной оценки «физиологического» аффекта определялась постоянной необходимостью дифференциальной диагностики «нормального» и «патологического» аффекта (или других временных болезненных расстройств психической деятельности).
Другим фактором, структурировавшим круг вопросов, решаемых в рамках КСППЭ, являлось наличие четких и недвусмысленных оснований проведения именно этих видов экспертизы, содержащихся в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве РСФСР.
Второй этап становления и развития СПЭ и КСППЭ – охватывает исследования от начала 80-х годов до 1997 года, т.е. до введения в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации. С этим периодом можно связать бурное развитие разнообразных проблем СПЭ и КСППЭ, быстро отразившееся на экспертной практике и вызвавшее рост назначаемых экспертиз с участием психолога. Этот этап характеризуется активизацией исследований различных аспектов теории судебно-психологической экспертизы (проблемы объекта, предмета исследования эксперта-психолога, границ его профессиональной компетенции), методологии психодиагностической судебно-экспертной деятельности, организационно-правовых проблем производства судебной экспертизы, а также проведением фундаментальных психологических исследований, актуальных для разработки судебно-психологических экспертных критериев оценки психической деятельности подэкспертных лиц.
Наиболее важной проблемой в это время было определение комплексности при производстве судебной экспертизы. Производство любой судебной экспертизы регулируется Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами. Ранее процессуальное законодательство не содержало понятия комплексной экспертизы. Проблема комплексности была освящена Пленумом Верховного суда СССР № 1 от 16 марта 1971 г «О судебной экспертизе по уголовным делам». В данном документе, а также в вышедших впоследствие в свет работах по общей теории судебной экспертизы (Корухов Ю.Г, 1985; Шляхов А.Р., 1985; Кудрявцев И.А., 1988), в Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР от 1986 г. (утвержденной Минюстом, Генпрокуратурой, МВД и Минздравом СССР) отмечалось, что экспертное исследование является комплексным, если для ответа на вопрос используются специальные знания, составляющие основу профессиональной подготовки представителей различных отраслей науки, техники, производства, в том числе экспертов разных специальностей или разных профилей подготовки в рамках одной специальности.
Таким образом, в качестве основного признака комплексной экспертизы рассматривалось формирование общего вывода экспертами, обладающими отличными друг от друга специальными познаниями.
В то же время реальная практика в области КСППЭ показывала, что большинство вопросов, по которым назначалась комплексная экспертиза, например, о физиологическом аффекте, об индивидуально-пс ихологических особенностях обвиняемых, могло быть решено путем проведения последовательных судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. Кроме того, в рамках УК РСФСР судебно-следственные органы имели мало возможностей задавать вопросы, решение которых действительно требовало совместного применения психологических и психиатрических знаний. Возникло определенное противоречие между теорией и практикой: следователи и судьи стали назначать КСППЭ, опираясь не на представление о необходимости «интегративных» выводов экспертов разных специальностей, а во всех случаях, когда их интересовали вопросы, относящиеся и к компетенции психиатров, и к компетенции психологов.
Рост количества назначаемых КСППЭ в анализируемый период времени был связан не столько с теоретическими достижениями, сколько с прагматическими соображениями:
1) вместо последовательного проведения двух экспертиз проведение КСППЭ существенно повышало рентабельность и экономичность производства экспертизы и сокращало сроки следствия; 2) практически не существовало государственных бюджетных судебно-психологических экспертных учреждений; 3) КСППЭ в отличие от однородной судебно-психологической экспертизы, позволяла обследовать подэкспертного в стационарных условиях, что повышало надежность диагностических оценок.
Введение в действие нового УК РФ с 1 января 1997 г, а вслед за этим, обновление законодательства во всех отраслях судопроизводства, принятие Федерального Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации» от 31.005.2001 № 73-ФЗ дали толчок третьему этапу развития СПЭ и КСППЭ.
Важным нововведением стало определение процессуального статуса КСППЭ. УПК РФ, введенный в действие с 1 июля 2002 г. фактически закрепил установившуюся практику назначения и производства КСППЭ. В ст. 201 УПК РФ указывается, что «судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной»[XLVIII].
Следует обратить внимание, что в этой статье отсутствует признак обязательного формулирования интегративного общего вывода экспертов, обладающих различными знаниями, более того, подчеркивается, что «в заключении экспертов… указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам он пришел», и соответственно, «каждый эксперт. подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность».
Таким образом, процессуальный статус КСППЭ позволяет в экспертном заключении формулировать как интегративные (синтезирующие) выводы, так и выводы эксперта одной специальности. В первом случае, как указывается в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.08.2003 № 401 «Об утверждении отраслевой учетной и отчетной медицинской документации по судебно-психиатрической экспертизе», формулируются выводы комплексного экспертного исследования, входящие в совместную компетенцию экспертов разных специальностей, а во втором – выводы, которые входят в компетенцию эксперта лишь одной специальности.
На данном этапе актуальными стали следующие проблемы:
• возникла необходимость видоизменения некоторых традиционных видов экспертизы (аффекта, индивидуально-психол огических особенностей обвиняемых и др.) в связи с новой редакцией уголовного законодательства и изменившимися правовыми последствиями результатов экспертизы этих видов,
• потребовалась разработка новых видов экспертизы в связи с ведением таких уголовно-правовых норм как ограниченная вменяемость, возрастная невменяемость, психическое состояние матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка и др.,
в связи с изменением социальноэкономических условий и гражданского законодательства появились новые виды СПЭ и КСППЭ в гражданском процессе, требующие своей научно-практической разработки (способность к совершению сделки, защита интересов ребенка при разводе родителей, компенсация морального вреда и т.п.).
2. Основные формы применения психологических знаний в судебной экспертизе
В настоящее время специальные психологические знания используются в судопроизводстве в двух основных формах – в виде комплексной судебной психолого-пси хиатрической экспертизы и так называемой «однородной» судебно-психологической экспертизы.
КСППЭ проводится в судебно-психиатрических экспертных учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития (МЗСР) России. Согласно Положению о производстве КСППЭ в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского (ГНЦ ССП им В.П. Сербского, 1998) однородные судебно-психологические экспертизы в Центре не проводятся. Аналогичным образом они не проводятся и в территориальных судебно-психиатрических экспертных учреждениях (СПЭУ).
До недавнего времени судебнопсихологическая экспертиза во большинстве регионов выполнялась в основном негосударственными экспертами из числа сотрудников НИИ, вузов, учреждений здравоохранения и т.п., которым орган, ведущий производство по делу, поручал производство экспертизы.
В государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России (СЭУ) психологическая экспертиза начала свое становление в 1980-х гг. и на сегодняшний день прочно вошла в практику, обрела правовой статус. В мае 2002 г. Ученым советом Российского федерального центра судебной экспертизы (РФЦСЭ) при Минюсте России было принято решение о включении СПЭ в структуру судебных экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста России. В 2003 году СПЭ включена в Перечень родов экспертиз, выполняемых в СЭУ Минюста, введена экспертная специальность 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека», по которой предоставляется право самостоятельного производства экспертизы (утв. приказом министра юстиции № 114 от 14.05.2003), утверждена программа подготовки.
Таким образом, в настоящее время существует три типа участия психологов в производстве судебных экспертиз.
- 1. Медицинские психологи, работающие в судебно-экспертных учреждениях МЗСР РФ выступают в качестве судебных экспертов при проведении КСППЭ.
- 2. Эксперты-психологи, работающие в судебно-экспертных учреждениях Минюста России, проводят судебно-психологические экспертизы.
- 3. Судебно-психологические экспертизы проводятся психологами, не являющимися сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, по поручению следователей (судов).
Такое положение дел не противоречит действующему законодательству (ст.41 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).
3. Инфраструктура профессиональной деятельности судебных экспертов- психологов
Должность медицинского психолога согласно Приказу Минздрава № 165 от 19.05.2000 г. («О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе») введена во всесудебно-психиатрическиеэкспертные учреждения системы МЗ РФ. Штатные нормативы предусматривают 1 должность медицинского психолога на 250 амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз, проводимых комиссией в год (для экспертизы несовершеннолетних – на 200) и 1 должность медицинского психолога на 15 коек при стационарной экспертизе. Таким образом, согласно этому Приказу, в идеале существует около 1200 ставок медицинских психологов, участвующих в экспертизе.
В реальности, по нашим оценкам, физическими лицами занято чуть больше половины таких ставок.
В системе СЭУ Минюста России психологи занимают должности от эксперта до ведущего эксперта. На сегодняшний день экспертные ставки введены только в 27 региональных учреждениях системы Минюста. СЭУ, где работает 39 экспертов.
Ведомственные нормативы по штатному расписанию экспертов-психологов в системе Минюста отсутсвуют.
4. Ведомственная регуляция профессиональной деятельности психологов, участвующих в проведении судебных экспертиз
В системе МЗСР РФ такая регуляция осуществляется следующими документами. Приказ МЗ РФ № 401 от 12.08.2003 регламентирует форму «Заключения комиссии экспертов» при производстве КСППЭ (Отраслевая учетная форма № 100/у-03). «Протоколы ведения больных» (2005) обосновывают методологическую и экономическую составляющии проведения КСППЭ. «Положение о производстве КСППЭ» (1998) и «Стандарты судебно-психиатрических экспертных исследований» (2001) обеспечивают организационно-правовые и методологические основы КСППЭ.
В системе Минюста деятельность экспертов-психологов обеспечена документами более широкого регистра (относящимися к производству всех родов судебной экспертизы): Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России и Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных СЭУ системы Минюста России.
5. Объем судебно-экспертных исследований
Различная степень развития инфраструктуры отражается и на объеме судебно-экспертных исследований, проводимых медицинскими психологами МЗСР и экспертами-психологами Минюста. За последний отчетный 2005 год проведено по стране 44 189 КСППЭ (что составляет более 20 % от всех судебно-психиатрических экспертиз, проводимых в стране за год) и немногим более тысячи СПЭ. И в системе Минздрава, и в системе Минюста наблюдается тенденция увеличения не только ставок психологов-экспертов, но и количества проводимых ими экспертиз.
Точное число проводимых по поручению следователей (судов) экспертиз психологами, не являющимися сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, неизвестно (нет официальных данных), но судя по всему, рост количества СПЭ, проводимых экспертами Минюста, сопровождается уменьшением количества частных судебно-психологических экспертиз.
6. Подготовка экспертов-психологов
Следует отметить, что в системе Минюста сложилась стройная и четкая система постдипломной подготовки экспертов всех специальностей, которая применяется и к экспертам-психологам. В частности подготовка по программе по специальности «20.1 -Исследование психологии и психофизиологии человека» рассчитана на 1 год, после чего следует квалификационная аттестация на право производства судебных экспертиз в Центральной экспертно-квалификационн ой комиссии РФЦСЭ при Минюсте РФ. Кроме того, повышение квалификации экспертов осуществляется посредством участия в школах, семинарах, конференциях и пр.
В системе Минздрава подготовка экспертов-психологов сегодня ограничивается двухнедельным тематическим усовершенствованием по медицинской и судебной психологии. Такое положение дел не соответствует в полной мере требованиям ч. 3 ст.13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», согласно которым к производству судебной экспертизы допускаются лишь лица, имеющие высшее образование и прошедшие последующую подготовку по конкретной экспертной специальности.
Поэтому в июне 2004 г. на межведомственном совещании с участием представителей МЗСР и Минюста России было принято решение создать систему подготовки экспертов-психологов МЗСР для производства КСППЭ по аналогии с системой подготовки экспертов-психологов Минюста, но с учетом специфики работы на должности медицинского психолога.
Разработаны проекты следующих Приказов и Положений, призванных регулировать подготовку медицинских психологов СПЭУ МЗСР РФ по экспертной специальности.
• «Об утверждении Положения об аттестации медицинских психологов на право самостоятельного производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в судебно-психиатрических экспертных учреждениях системы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
• «Об утверждении Положения об аттестации медицинских психологов на право самостоятельного производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в судебно-психиатрических экспертных учреждениях системы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
• «Положение об организации деятельности медицинского психолога государственного судебно-психиатрического экспертного учреждения».
• «Требования к аттестации на квалификационные категории медицинских психологов, работающих в государственных судебно-психиатрических экспертных учреждениях Министерства здравоохранения и социального развития РФ».
• «Программа подготовки медицинских психологов, работающих в штате судебно-психиатрических экспертных учреждений, для производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в качестве эксперта».
В настоящее время ведется работа по внедрению этих документов.
7. Виды судебных экспертиз с участием психолога (по категории предмета)
Судебно-психологическая экспертиза назначается, когда для установления истины по делу необходимо решение вопросов о психической деятельности человека, в следующих случаях:
1) в отношении подэкспертного лица заведомо не возникает сомнения в его психическом здоровье;
2) проведена судебно-психиатрическая экспертиза, в результате которой:
• у подэкспертного лица не обнаружено каких-либо психических расстройств,
• у подэкспертного лица обнаружено психическое расстройство пограничного уровня, которое не повлияло на юридически значимые способности (например, у обвиняемого – на способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, у свидетеля – на способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания).
В остальных случаях, когда необходимо решение вопросов, входящих в компетенцию психологов и психиатров, или в их совместную компетенцию, назначается комплексная судебная экспертиза (согласно ст.23 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ст.201 УПК РФ, ст.83 ГПК РФ).
Исторически круг вопросов, решение которых входит в компетенцию судебного эксперта-психолога, был определен в рамках судебно-психологической экспертизы. КСППЭ на первом этапе своего развития ассимилировала достижения судебно-психологической экспертизы.
В итоге, на сегодняшний день можно выделить общие для СПЭ и КСППЭ предметные виды экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Современная теория судебной психологической экспертизы (Сафуанов Ф.С., 2003) выделяет в качестве предмета судебно-экспертного исследования экспертные понятия, которые имеют юридическое значение и влекут определенные правовые последствия. Они должны рассматриваться как уголовно-правовые понятия, наполненные определенным психологическим содержанием.
Экспертные понятия (Винберг А.И., Малаховская Н.Т., 1979) возникают в результате трансформации общепсихологических категорий, они занимают промежуточное положение между общепсихологическими представлениями и юридическими терминами. Эти понятия не могут быть заимствованы в неизмененном виде из теории психологии, поскольку связь судебно-психологической экспертизы с психологией всегда опосредована: общепсихологические понятия не содержат информации об их юридической значимости, о том, какие правовые последствия могут последовать из их диагностики. В то же время «экспертные» судебно-психологические понятия нельзя признать и полностью правовыми – они носят междисциплинарный характер и представлены в основном в виде юридических критериев. Эти критерии, будучи уголовно-правовыми, сформулированы в психологических понятиях, которые, как отмечал М.М.
Коченов (1991), раскрывают наиболее интегративные, обобщенные особенности отражения окружающего мира и регуляции поведения. Поэтому юридическое значение имеют не диагностируемые экспертом общепсихологические явления (например, «аффект» или «личность» в собственно общепсихологическом смысле), а экспертные судебно-психологические понятия, соотносимые с нормами уголовного права.
С этой точки зрения выделяются следующие виды судебных экспертиз в уголовном процессе.
В отношении обвиняемого (подозреваемого, подсудимого):
1) Экспертиза аффекта. Юридическое значение диагностики аффекта заключается в возможности судебной квалификации (при наличии совокупности всех других признаков преступления) ст. 107 («Убийство, совершенное в состоянии аффекта») и ст. 113 («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта») Уголовного кодекса (УК) РФ.
Судебно-психологическое экспертное понятие аффекта включает выраженные эмоциональные реакции, которые отличаются следующими признаками (Дмитриева Т.Б., Макушкин Е.В., ред., 2004).
• Возникают внезапно. Соответственно, этот юридически значимый признак (внезапный переход качества и интенсивности эмоционального состояния на новый уровень, а затем выход из этого уровня) с позицией общей психологии определяет характерную для уголовно-релевантных эмоциональных реакций и состояний трехфазность развития течения. Поскольку возникновения аффекта в новом УК РФ связывается и с длительной психотравмирующей ситуацией, внезапность в большей мере относится к субъективному генезу аффекта, и не всегда означает непосредственность наступления аффективной реакции сразу после неправомерных действий потерпевшего.
• Вызываются:
– единичным (разовым) психотравмирующим воздействием поведения потерпевшего;
– или длительной психотравмирующей ситуацией, связанной с поведением потерпевшего.
• На высоте своего развития резко ограничивают способность обвиняемого к осознанно-волевой регуляции своих криминальных действий.
2) Экспертиза индивидуально-психо логических особенностей и их влияния на криминальное поведение. Юридическое значение экспертизы личности заключается прежде всего в том, что она дает возможность суду решать вопрос об индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Научно обоснованная оценка личности может выступать в качестве предпосылок установления обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, в первую очередь – смягчающих обстоятельств (ч.2 ст.61 УК РФ), а также способствовать правильному решению вопроса о назначении вида наказания (ч.3 ст.60 УК РФ).
При судебной оценке конкретного преступления в качестве значимых для индивидуализации уголовной ответственности и наказания свойств личности могут выступать такие, которые в момент совершения инкриминируемого ему деяния ограничивают способность обвиняемого к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. снижают возможность осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию.
В экспертизе такое влияние личности на поступок освоено через экспертное понятие «существенное влияние индивидуально-психологических особенностей на поведение». Следует подчеркнуть, что простое отражение в поведении человека его особенностей нельзя смешивать с существенным их влиянием, так как они не приводят к нарушениям осознания и регуляции действий, а только оформляют поведение, определяют способы достижения цели.
3) Экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации. Юридическое значение данного видаэкспертизыопределяетсявозможностью квалификации судом ст.106 УК РФ («Убийство матерью новорожденного ребенка»). В данной статье УК, наряду с убийством матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, речь идет и об аналогичном убийстве в условиях психотравмирующей ситуации. Предметом исследования судебного эксперта-психолога при КСППЭ психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка, является экспертное понятие «повышенная эмоциональная (психическая) напряженность, вызванная психотравмирующей ситуацией».
Соотношение данного экспертного понятия с общепсихологическими заключается в том, что оно устанавливается у матерей, находящихся во время родов в состоянии стресса, фрустрации и внутриличностного конфликта (Дмитриева Т.Б., Качаева М.А., Сафуанов Ф.С., 2001).
В отношении свидетеля и потерпевшего.
Экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания (Морозова М.В., 2005). Этот вид экспертизы регулируется ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, согласно которой назначение и производство экспертизы обязательно, в частности, когда необходимо установить психическое состояние при сомнениях в указанной способности.
В отношении потерпевшего по половым преступлениям.
Экспертиза способности понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление (Морозова Н.Б., 2005). Диагностика нарушения данной способности позволяет суду установить «беспомощное состояние» потерпевших (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 4 от 22.04.1992), что, в свою очередь, необходимо для квалификации изнасилования (ст. 131 УК РФ) или насильственных действий сексуального характера (ст.
132 УК РФ).
В отношении лица, совершившего самоубийство.
Экспертиза психического состояния суицидента в период, предшествовавший самоубийству, и возможной причинно-следственной связи возникновения и развития этого состояния с действиями обвиняемого (Сафуанов Ф.С., 1998). Служит для возможности судебной квалификации ст.110 УК РФ («Доведение лица до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего») или для определения обстоятельства, отягчающего ответственность обвиняемого: согласно п. «б» ст. 63 УК РФ одним из таких отягчающих обстоятельств признается «наступление тяжких последствий в результате совершения преступления».
Как показывает практика, чаще всего объектом экспертного исследования становятся потерпевшие по делам об изнасиловании, совершающие впоследствии суицид, – а самоубийство потерпевшей является одним из тяжких последствий преступления.
В гражданском процессе общими (для КСППЭ и СПЭ) являются следующие предметные виды судебных экспертиз.
1) Экспертиза по делам о признании сделки недействительной.
Наиболее распространенным является назначение КСППЭ или СПЭ при рассмотрении дел о статье 177 ГК РФ («Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими»). В данном случае нарушение юридического критерия не предопределяется каким-либо медицинским критерием – причиной расстройства осознанной регуляции своих действий в момент совершения сделки выступает, по формулировке закона, «такоесостояние, которое…». Экспер тно-психологическим критерием, требующим определения, будет выступать «нарушение способности к осознанному принятию решения и его исполнению».
В отличие от ст.177 ГК РФ, в ст. 178 ГК РФ говорится о недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения. Юридическое значение имеет экспертное определение «нарушения понимания существа сделки вследствие ошибочного восприятия и оценки ситуации».
Еще одна норма ГК РФ – статья 179 («Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой или стечения тяжелых обстоятельств»). В качестве предмета психологического исследования в этом случае выступает «нарушение свободы выбора под влиянием психотравмирующих обстоятельств».
Объектом комплексного судебного психолого-психиатрического или судебно-психологического экспертного исследования являются споры, связанные с правом на воспитание детей при раздельном проживании родителей (ст.24,65 СК РФ, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).
Можно выделить три этапа экспертного исследования (Сафуанов Ф.С., 2005). На первом этапе осуществляется индивидуальная диагностика членов семьи, включающая установление индивидуал ьно-психологиче ских особенностей отца, матери, ребенка, определение уровня и особенностей психического развития ребенка, а также (в рамках КСППЭ) диагностику у них возможного психического расстройства. На втором этапе осуществляется ситуационная диагностика семейных отношений: экспертная диагностика взаимоотношений ребенка с отцом и с матерью, а также отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи.
На заключительном этапе экспертного исследования дается прогностическая клинико-психологическая оценка психического развития ребенка. Экспертная прогностическая диагностика особенностей психического развития ребенка с учетом личностных особенностей каждого из родителей, особенностей их стиля воспитания, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня и характера психического развития, его отношения к каждому из родителей соподчинена судебному установлению возможности каждого из родителей «создания ребенку условий для воспитания и развития» (ч.3 ст.65 СК РФ). Согласно ст.57 СК РФ, при подобных семейных спорах «учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».
В связи с этим еще одной задачей заключительного этапа экспертного исследования является диагностика способности ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений.
3) Экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда.
Для того, чтобы суд мог в соответствии со ст. 151 ГК РФ учесть «при определении размеров компенсации морального вреда степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред», эксперты-психологи (в КСППЭ – совместно с экспертами-психиатрами) должны определить следующие обстоятельства (Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Дозорцева Е.Г. и др., 2005): психическое состояние подэкспертного (в том числе психического расстройства), индивидуально-психологические особенности подэкспертного, степень выраженности изменений психической деятельности, динамические особенности изменений психической деятельности (стойкость – обратимость, длительность), причинно-следственная связь между причинением вреда (психотравмирующим воздействием) и возникновением и развитием психических изменений.
В рамках КСППЭ сложился круг вопросов, которые невозможно решить без комплексного использования психиатрических и психологических знаний (например, экспертиза «ограниченной вменяемости» в соответствии со ст.22 УК РФ, определение у несовершеннолетних обвиняемых отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, которое обусловливает во время совершения правонарушения ограничение способности к осознанию фактического характера и общественной опасности своих действий или к руководству ими, в соответствии с ч.3 ст.20 УК РФ и т.д.).
С другой стороны, наряду с вопросами, которые являются общими и для СПЭ, и для КСППЭ, в общепризнанную компетенцию комплексной экспертизы не вошел, и до сих пор не входит, целый ряд значимых для судебно-психологической экспертизы проблем, связанных в основном с необходимостью комплексирования знаний психологов с психофизиологами или с психолингвистами и пр., т.е. знаний различных отраслей в рамках одной общей науки или междисциплинарных знаний.
Таким образом, вопросы, решаемые СПЭ и КСППЭ, пересекаются лишь частично. Данное обстоятельство, наряду с постоянной заинтересованностью правоохранительных органов в производстве КСППЭ, определяет все возрастающую их потребность в проведении и однородных судебно-психологических экспертиз и комплексных экспертизах с участием психологов и экспертов иных, немедицинских специальностей (лингвистов, политологов, искусствоведов, автотехников, почерковедов, прочих). Это является одной из главных причин развития инфраструктуры судебно-психологических экспертиз в системе Минюста.
В последнее время мы сталкиваемся с настойчивыми попытками ввести в рамки судебных экспертиз с применением психологических знаний новые предметные виды экспертиз, которые, с нашей согласованной точки зрения, на сегодняшний день не имеют строгой научной основы. Это использование в экспертизе полиграфа (детектора лжи) для определения причастности подозреваемого к совершенному преступлению или достоверности показаний, это экспертизы по определению признаков порнографии в произведении, а также экспертизы по определению психологического воздействия со стороны допрашивающего на допрашиваемого. Весьма сомнительна экспертиза достоверности показаний, мотива противоправного действия.
8. Цели и перспективы межведомственного взаимодействия.
Очевидно, что основной проблемой, требующей безотлагательного решения, является выработка единообразных критериев экспертной оценки психической деятельности подэкспертных при производстве судебной экспертизы в уголовном и гражданском процессах, а также проблемы определения границ компетенции экспертов-психологов при проведении отдельных предметных видов судебной экспертизы и разработки унифицированных и стандартизированных методов судебно-психологического экспертного исследования.
В настоящее время поставленные задачи частично уже решаются.
Эксперты-психологи, работающие в системе МЗСР РФ и в системе Минюста России, с 2003 года активно сотрудничают по следующим направлениям:
• научно-методическая работа (в составе секции судебно-психологической экспертизы Научно-методического совета РФЦСЭ при Минюсте России);
• аттестация кадров (в составе Центральной экспертно-квалификационной комиссии по аттестации экспертов СЭУ Минюста России);
• повышение квалификации экспертов- психологов СЭУ Минюста России на курсах тематического усовершенствования в ГНЦ СиСП им. В.П.Сербского;
• взаимное рецензирование учебных программ, методических рекомендаций, пособий.
• совместное участие в ведомственных конференциях и совещаниях Минздравсоцразвития РФ, СЭУ Минюста России.
Важным шагом для повышения эффективности взаимодействия судебно-психологических экспертных служб Минздрава и Минюста явилось создание в 2004 году специализированной секции по судебномедицинской, судебно -психиатрической и судебно-психологической экспертизе при Федеральном межведомственном координационном методическом совете по проблемам экспертных исследований. В рамках данной секции обсуждаются актуальные вопросы организации производства судебно-психиатрической, судебнопсихологической и комплексной судебной пс ихолого-психиатрической экспертизы, проблемы подготовки экспертов-психологов, взаимодействия экспертов-психологов.
Дальнейшие перспективы межведомственного взаимодействия, наряду с продолжением работы по очерченным выше направлениям, мы связываем с теоретическим экспертологическим анализом новых актуальных видов СПЭ и КСППЭ, выработкой единообразных критериев судебно-психологической экспертной оценки и границ компетенции экспертов-психологов при экспертизе в первую очередь в гражданском процессе. На очереди решение методологических вопросов – разработка единых (унифицированных) стандартов судебно-психологического экспертного исследования при производстве отдельных предметных видов экспертиз. Намечена разработка этического кодекса судебного эксперта-психолога. Продолжается совместная подготовка и издание методических рекомендаций и пособий, научных работ.
Секераж Татьяна Николаевна, заведующая лабораторией судебной психологической экспертизы РФЦСЭ при Минюсте России,кандидат юридических наук
Сафуанов Фарит Суфиянович, руководитель лаборатории судебной психологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, профессор, доктор психологических наук
Литература:
- 1. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. Волгоград, 1979.
- 2. Дмитриева Т.Б., Качаева М.А., Сафу- анов Ф.С. Комплексная судебная психолого -психиатрическая экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка: Руководство для врачей и психологов. М., 2001.
- 3. Дмитриева Т.Б., Макушкин Е.В., (ред.) Судебно-психологические экспертные критерии диагностики аффекта у обвиняемого: Пособие для врачей. М., 2004.
- 4. Инструкция об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР (Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения СССР) от 1986 г.
- 5. Корухов Ю.Г. Теоретический, методический и процессуальный аспекты комплексных экспертиз и комплексных исследований // Проблемы организации и проведения комплексных экспертных исследований. М., 1985.
- 6. Коченов М.М. О судебно-психологической экспертизе // Состояние научных исследований по судебной психологии. М., 1971.
- 7. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта // Труды. Высшая школа МВД СССР. М., 1974.
- 8. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.
- 9. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы: Авто- реф. дис. докт. психол. наук. М., 1991.
- 10. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-п сихиатрическая экспертиза. М., 1988.
- 11. Метелица Ю.Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М., 1990.
- 12. Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1959.
- 13. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности давать показания // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Дмитриевой Т.Б., Сафуа- нова Ф.С. М., 2005.
- 14. Морозова Н.Б. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза потерпевших // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Дмитриевой Т.Б., Сафуанова Ф.С. М., 2005.
- 15. Москвина Т.П. (ред.) Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России. М., 2004.
- 16. Печерникова Т.П., Станишевская Н.Н. Некоторые вопросы комплексной психолог о-психиатрической экспертизы // Вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1974.
- 17. Печерникова Т.П., Станишевская Н.Н. Вопросы организации судебной комплексной психиатрической экспертизы // Вопросы организации судебно-психиатрической экспертизы. М., 1975.
- 18. Положение о производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. М., 1998.
- 19. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 г. № 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам».
- 20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
- 21. Протокол ведения больных «Судебно-психиатрическая экспертиза» // Проблемы стандартизации здравоохранении. № 8 , 2005.
- 22. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.05.2000 г. № 165 «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе».
- 23. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.08.2003 № 401 «Об утверждении отраслевой учетной и отчетной медицинской документации по судебно-психиатрической экспертизе».,
- 24. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
- 25. Рогачевский Л.И. О судебно-психологической экспертизе // Вопросы криминалистики. М., 1964.
- 26. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.
- 27. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М., 2003.
- 28. Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред. Дмитриевой Т.Б., Сафуанова Ф.С. М., 2005.
- 29. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., До- зорцева Е.Г и др. Компетенция комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам о компенсации морального вреда // Практика судебно-психиатрической экспертизы: Сборник № 43. М., 2005.
- 30. Секераж Т.Н. Теоретические и методические основы диагностики «порока воли» в судебной психологической экспертизе: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2004.
- 31. Стандарты судебно-психиатрических экспертных исследований Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского / Под ред. Дмитриевой Т.Б., Макушкина Е.В.. М., 2000.
- 32. Судебная психиатрия. М., 1977.
- 33. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ.
- 34. Фелинская Н.И., Печерникова Т.П. Компетенция комплексных судебно-психиатрических и судебно-психологических экспертиз // Социалистическая законность. 1973. № 12.
- 35. Фелинская Н.И., Станишевская Н.Н. Использование психологических знаний в уголовном процессе // Советская юстиция. 1971. № 7.
- 36. Шляхов А.Р. Теория и практика комплексных исследований в судебно-экспертных учреждениях системы МЮ СССР // Проблемы организации и проведения комплексных экспертных исследований. М., 1985.
- 37. Экмекчи А.С. О судебно-психологической экспертизе // Советская юстиция.1968. № 6.