Возможности применения методов структурированной оценки риска совершения повторного правонарушения несовершеннолетним в судебно-психологической экспертизе

Постоянный рост детской и подростко­вой преступности является одной из наиболее серьезных проблем современного общества, которая актуальна не только для России, но и для зарубежных стран. В связи с этим была сформирована парадигма ювенальной юсти­ции, основным принципом которой является принцип воспитуемости. В рамках ювеналь­ной юстиции предполагается, что к несовер­шеннолетнему будут применяться меры по его ресоциализации и реадаптации.

Однако при этом возникает вопрос о том, насколько успешными будут вышеука­занные меры, какими именно они должны быть, какова вероятность того, что несовер­шеннолетний не совершит повторного право­нарушения?

Для этих целей за рубежом были разра­ботаны шкалы, которые позволяют оценивать риск рецидива у несовершеннолетнего.

Одним из наиболее известных и эффек­тивных методов, позволяющих оценить веро­ятность совершения несовершеннолетним насильственного правонарушения, является методика Структурированной оценки рис­ка насилия у подростков (Structured Assess­ment Of Violent Risk InYouth (SAVRY), широко используемая за рубежом и адаптируемая в настоящее время в нашей стране. Методика позволяет оценивать три группы факторов риска, а также – защитные, блокирующие риск совершения насилия, факторы.

К группам факторов риска относятся: факторы риска в истории жизни (историю насилия, историю ненасильственных право­нарушений, раннее начало насилия, прошлые неудачные попытки надзора или работы с подростком, историю самоповреждений или попыток суицида, насилие дома, историю жесткого обращения в детстве, криминаль­ность родителей/опекунов, ранний отрыв от родителей или замещающих их лиц, сла­бую школьную успеваемость); социально­средовые факторы риска (делинквентность сверстников, отвержение сверстниками, стресс и плохие возможности справляться со стрессом, плохие родительские тактики воспитания, недостаток личной/социальной поддержки, дезорганизованное окружение); индивидуальные факторы риска (негативные установки, рискованное или импульсивное поведение, проблемы, связанные с употреб­лением психоактивных веществ, проблемы совладания с гневом, психопатические черты, расстройства внимания/гиперактивность).

Также выделяются шесть факторов за­щиты, снижающие риск насилия: просоциальная включенность, сильная социальная поддержка, сильные привязанности и связи, положительное отношение к вмешательс­тву и авторитетам, сильная вовлеченность в школьное обучение, адаптивные личностные черты.

Каждый из указанный факторов, кроме факторов защиты, оценивается по 3-балль­ной шкале: 2 балла – высокий уровень выра­женности, 1 – средний и 0 – низкий.

Каким образом SAVRY может использо­ваться в рамках судебно-психологической эк­спертизы? Рассмотрим следующий случай.

Две несовершеннолетние девушки, Т. и Л., открыто похитили мобильный телефон у 11-летней Я., применив к ней насилие, кото­рое было расценено как не опасное для жиз­ни и здоровья.

В отношении несовершеннолетней Т. была назначена комплексная психолого-пси­хиатрическая экспертиза. Поскольку одним из вопросов, который интересовал суд, ка­сался оценки риска совершения Т. повтор­ного правонарушения в будущем, то нами было решено использовать метод SAVRY для оценки вероятности риска совершения аг­рессивно-насильственного преступления Т., поскольку совершенное ею правонарушение уже было сопряжено с насилием.

Были получены следующие результаты.

1.   По факторам риска в истории жизни:

Известно, что в двенадцатилетнем воз­расте Т. потеряла отца, а вскоре после этого ее мать тяжело заболела и перенесла слож­ную операцию. После смерти отца у Т, с ее слов, была суицидальная попытка. Через год после этого она стала уходить из дома, не но­чевала, была поставлена на учет в ПНД, где ее обязали работать с психологом, но этот опыт был скорее неудачным, поскольку ей не пон­равилось, что «нужно было рисовать», и после двух занятий испытуемая к психологу больше не ходила.

В школе Т. пропускала занятия, училась слабо, несмотря на то, что обнаружи­вала средние способности. Таким образом, в соответствии с SAVRY имеющуюся информа­цию можно оценить следующим образом:

Фактор

Пока­затель

История насилия

0

История ненасильственных правона­рушений

0

Раннее начало насилия

0

Прошлые неудачные попытки надзо­ра или работы с подростком

1

История самоповреждений или попыток суицида

1

Насилие дома

0

История жесткого обращения в детстве

0

Криминальность родителей/опекунов

0

Ранний отрыв от родителей или за­мещающих их лиц

2

Слабая школьная успеваемость

1

2.    По социально-средовым факторам риска:

Из представленных эксперту характе­ристик известно, что у Т. неровные отноше­ния со сверстниками, она «постоянно обща­ется со старшими по возрасту сомнительны­ми личностями». В настоящее время мать Т. проживает отдельно, в Москве, воспитанием несовершеннолетней занимаются бабушка с дедушкой, которые не в состоянии обеспе­чить должный контроль за поведением ис­пытуемой. В ходе исследования нами было установлено, что у Т. отмечается невысокий уровень стрессоустойчивости. Следователь­но, социально-средовые факторы риска нами были оценены следующим образом:

Фактор

Показа­тель

Делинквентность сверстников

1

Отвержение сверстниками

1

Стресс или плохие возможности справляться со стрессом

2

Плохие родительские тактики воспитания

2

Недостаток личной/социальной поддержки

1

Дезорганизованное окружение

0

Проблемы, связанные с употребле­нием психоактивных веществ

0

Проблемы совладания с гневом

1

Психопатические черты

1

Расстройства внимания/гиперак- тивность

0

 

3.    Индивидуальные факторы риска:

 

В ходе экспертно-психиатрического ис­следования было установлено, что Т. страдает психическим расстройством в форме «социа­лизированного расстройства поведения». По результатам психологического исследования было установлено, что испытуемой свойс­твенны неуравновешенность, вспыльчивость, легкомысленность, неконформность, потреб­ность в острых ощущениях, ей свойственно искать трудности, которые можно было пре­одолевать. Таким образом, были оценены ин­дивидуальные факторы риска:

Фактор

Показа­тель

Негативные установки

0

Рискованное или импульсивное поведение

2

4.    Защитные (снижающие риск рецидива) факторы:

У Т. высокий адаптивный личностный потенциал. Необходимо отметить, что у нее теплые отношения с бабушкой и дедушкой, она очень сильно привязана к своей матери, которая обещает забрать испытуемую в Мос­кву. Но, несмотря на это, в целом отмечается явный недостаток факторов защиты:

 

Фактор

Показа­тель

Просоциальная включенность

0

Сильная социальная поддержка

0

Сильные привязанности и связи

1

Положительное отношение к вме­шательству и официальным автори­тетам

0

Сильная вовлеченность в школьное обучение

0

Адаптивные личностные черты

1

Нами был просчитан удельный вес каж­дого фактора риска и защитных факторов, а на основании полученных данных составлена сводная таблица:

Из представленной выше таблицы вид­но явное преобладание факторов риска над факторами защиты, при этом необходимо от­метить, что наиболее выраженными являются социально-средовые факторы риска.

На основании полученных результатов экспертом был сделан вывод о высокой ве­роятности совершения Т. в будущем агрес­сивно-насильственного преступления и были даны следующие рекомендации:

  • 1.   Работа с семьей, коррекция роди­тельских установок матери и лиц, выполняю­щих в настоящее время роль опекунов
  • 2.   Изменение окружения
  • 3.   Работа в плане коррекции имеющих­ся личностных отклонений
  • 4.  Работа по просоциальной включен­ности и поддержке испытуемой

Таким образом, можно сделать вы­вод о том, что структурированные оценочные шкалы риска совершения несовершеннолет­ними преступления, в частотности, SAVRY позволяют решать новые задачи СПЭ несо­вершеннолетних, которые в последнее время все чаще ставятся судом и следствием, пос­кольку вытекают из внедрения ювенальных технологий в правосудие в отношении несо­вершеннолетних.

Шипшина Ольга Сергеевна,

эксперт Южного РЦСЭ Минюста России

Литература:

  • 1.   Воронова Е.Л. Уголовный и уголовно­процессуальный аспекты исследования лич­ности несовершеннолетнего правонарушите­ля/ Судебная экспертиза в Южном федераль­ном округе. – №1,2006, с. 16-20
  • 2.   Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект). Автореф. на соискание ученой степени к.пс. н. – М., 2006
  • 3.   Ошевский Д.С., Дозорцева Е.Г Структу­рированная оценка факторов риска соверше­ния подростками агрессивно-насильствен­ных правонарушений/ Материалы конферен­ции по юридической психологии, посвящен­ной памяти М.М.Коченова. ч.11. – М.: МГППУ, 2005 – с.11- 12.
Читайте далее:
0/5 (0 отзывов)
Загрузка ...
Обучение психологов