История современной судебно-психологической экспертизы (СПЭ) насчитывает три десятилетия – в 1977 году вышла книга Коченова М.М. «Судебно-психологическая экспертиза», ставшая краеугольным камнем в системе психологической экспертизы в России и ближнем зарубежье. Она поставила точку в затяжной дискуссии о правомерности использования специальных знаний в области психологии и, в то же время, положила начало повсеместному внедрению СПЭ в практику следствия и суда. Если сегодня зайти в Интернет в любую русскоязычную поисковую систему, то мы увидим тысячи ссылок на публикации, посвященные проблемам СПЭ (например, поисковая система Yandex предлагает 308 страниц ссылок, информацию о 131 сайте, посвященных СПЭ, система Google – более 1000 ссылок на материалы по СПЭ).
С самого начала одним из приоритетных направлений СПЭ была экспертиза в отношении несовершеннолетних правонарушителей, выделенная в самостоятельный вид СПЭ. При внимательном рассмотрении системы СПЭ становится ясно, что психика именно несовершеннолетнего является центральным объектом исследования при проведении экспертизы в отношении потерпевших по делам о половых преступлениях и зачастую – при проведении экспертизы потерпевших и свидетелей.
Это связано с тем, что ребенок1 в силу незавершенности процесса его физиологического, психического и личностного развития является особым объектом защиты его прав. Принятие в последние 10 лет целого ряда законов и законодательных актов[14] [15], внесение изменений в уголовное и гражданское законодательство свидетельствуют о том, что проблема защиты прав ребенка становится крайне значимой для нашей страны. На практике это проявляется, в том числе и во внедрении в правосудие в отношении несовершеннолетних принципов «ювенальной юстиции». Следует отметить, что, несмотря на различные взгляды на ювенальную юстицию, с одной стороны, уже это позволяет не только изменить отношение к процессу предварительного следствия и судебного разбирательства, но также более эффективно осуществлять процесс ресоциализации подростка, вступившего в конфликт с законом.
При таком подходе из сферы внимания правоохранительных и правоприменительных органов не уйдут те правонарушители, которые в силу возраста не являются субъектом ответственности либо совершили незначительные (с точки зрения уголовного, гражданского и административного законодательства), но уже правонарушения. Следует отметить, что внедрение принципов ювенальной юстиции также тесно связано и с применением восстановительного подхода в правосудии, что позволяет сфокусировать внимание не только на субъекте ответственности (обвиняемом, подсудимом), но и на потерпевшем как объекте защиты его прав (прежде всего, в тех случаях, когда потерпевший является ребенком). Иными словами, принципы ювенальной юстиции позволяют одновременно рассматривать ребенка как особый субъект ответственности, и как особый объект защиты его прав.
Подобное положение ставит новые задачи и перед СПЭ. Анализ работ по проблемам судебно-психологической (а также комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизы (В.В.Романов, 1996; Ф.С.Сафуанов, 1998; И.А.Кудрявцев, 1999; О.Д.Ситковская, Л. П. Конышева, Коченов М.М. 2000; В.В.Нагаев, 2000; И.И.Мамайчук, 2002; О.Д.Ситковская, Л.П.Конышева, 2002; Е.ГДозорцева, 2004; И.А.Горьковая, 2005 и др.) свидетельствует, что в представлениях о системе СПЭ в том или ином виде воспроизводятся положения, разработанные М.М.Коченовым[16], согласно которым экспертиза несовершеннолетних обвиняемых выделяется в качестве самостоятельного вида.
Однако в настоящее время существующая система СПЭ уже не охватывает всего многообразия вопросов, возникающих в сфере правоотношений и относящихся к предмету экспертного исследования. В конце восьмидесятых – середине девяностых годов появились работы по проблемам СПЭ в гражданском процессе (Т.В.Сахнова, 1989, 1998; В.Ф.Енгалычев, С.С.Шипшин, 1997; В.В.Нагаев, 2000); уже с начала двухтысячных годов психологическая экспертиза в гражданском процессе рассматривается как новая ветвь в системе СПЭ (Ф.С.Сафуанов, 2004; Т.Н.Секераж, 2004; Е.Н.Холопова,2005); появились и первые публикации о возможности использования СПЭ в административном процессе (Е.Н.Холопова, 2003).
Внедрение ювенальных технологий в судопроизводство в отношении несовершеннолетних ставит на повестку дня вопрос о расширении системы СПЭ и выделении психологической экспертизы в «ювенальной юстиции» в качестве самостоятельного направления, в котором центральным объектом исследования является психика ребенка (как в тех случаях, когда он сам вступил в конфликт с законом, так и тогда, когда нарушены его права). Очевидно, что использование в обозначении экспертизы словосочетания «ювенальная юстиция» в настоящее время условно, поскольку до сих пор нет единого мнения о том, является ли ювенальная юстиция только особой формой отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей или ювенальная юстиция представляет собой более широкую систему, призванную решать те или иные задачи, связанные с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.
При этом следует подчеркнуть, что проблема СПЭ в ювенальной юстиции не является плодом только лишь теоретических упражнений, она стала действительно актуальной, равно как и проблема внедрения принципов ювенальной юстиции в российское правосудие. Как известно, в течение последних лет ряд территорий в стране является экспериментальными площадками для апробации ювенальных технологий. Что касается Ростовской области, то там уже сейчас функционируют три «ювенальных» суда (два городских и один сельский), специализирующихся на рассмотрении уголовных и гражданских дел, участниками которых являются несовершеннолетние.
Кроме того, непосредственно в Ростове-на-Дону и ряде районов области в судах общей юрисдикции правосудие в отношении несовершеннолетних осуществляется «ювенальными» судьями, специализирующимися на рассмотрении дел подобных категорий.
Возвращаясь к СПЭ в ювенальной юстиции, необходимо отметить, что главным является то, что данное направление психологической экспертизы позволит объединить
уже существующие и развивающиеся в настоящее время виды СПЭ с целью максимального обеспечения соблюдения прав детей (как вступивших на путь конфликта с законом, так и пострадавших от нарушения их прав).
Кроме того, выделение психологической экспертизы в ювенальной юстиции в отдельное направление обусловлено специфичностью (даже в рамках психологической экспертизы) объекта экспертного исследования – динамично и неравномерно развивающейся психики ребенка, обусловливающей своеобразие психической деятельности, прежде всего вследствие объективно и субъективно ограниченных возможностей к осоз- нано-волевой регуляции своего поведения. Объективность ограниченных возможностей связана с незавершенностью процесса психического и личностного развития подростка в возрасте, с которого наступает виновная ответственность. На это указывает и достаточно небольшой перечень преступлений, за совершение которых подросток может быть привлечен к ответственности уже с 14-летнего возраста (всего 20 составов).
К субъективным ограничениям может быть отнесена индивидуальная вариабельность психического развития детей, как в рамках нормы, так и связанная с отмечающимся в последнее время ростом психических расстройств различного генеза.
Также необходимо подчеркнуть, что принципы ювенальной юстиции ставят перед судебно-психологической экспертизой и новые задачи. Так, традиционно СПЭ (в том числе и несовершеннолетних) носит ретроспективный характер и главной задачей является установление факта психической жизни субъекта в прошлом, в юридически значимой ситуации (например, способности и возможности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер своих противоправных действий и руководить ими в момент совершения преступления или способности и возможности несовершеннолетнего свидетеля адекватно воспринимать обстоятельства дела в момент, когда он стал очевидцем криминального события и т.п.).
Ресоциализирующий характер ювенальной юстиции предполагает решение СПЭ иного рода задач – проспективных: установление вероятности риска рецидива, выявление факторов, способствующих успешной ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя. В случае экспертизы несовершеннолетних жертв преступлений, детей, чьи права были нарушены, проспективность СПЭ может быть реализована установлением глубины причиненного психологического вреда, наличия и выраженности дезадаптации, ее связи с фактом нарушения прав, а также перспектив изживания негативных последствий, что позволит следствию и суду оценить тяжесть преступного посягательства, и будет иметь квалифицирующее значение.
К числу новых задач следует отнести и экспертное исследование в отношении лиц, совершивших правонарушения, но не достигших возраста виновной ответственности. В данном случае наибольшее юридическое значение будет иметь решение задачи вероятности риска рецидива, что позволит уже на ранних этапах осуществлять эффективные меры ресоциализирующего характера.
Необходимо подчеркнуть, что СПЭ в ювенальной юстиции предполагает решение задач, возникающих при нарушении норм не только уголовного, то также и гражданского и административного права. Поэтому, исходя из процессуального положения несовершеннолетнего, выделяется 3 вида судебно-психологической экспертизы:
1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон (права), т.е. экспертиза правонарушителя.
2. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, чьи права были нарушены, т.е. экспертиза потерпевшего.
3. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего свидетеля нарушения закона (прав).
Рассмотрим, какова будет специфика этих трех видов экспертиз в уголовном, гражданском и административном процессе.
1. СПЭ несовершеннолетних в уголовном процессе
Схематически СПЭ несовершеннолетних в уголовном процессе может быть представлена в следующем виде (рис. 1).
Остановимся подробнее на каждом виде СПЭ несовершеннолетних в уголовном процессе.
1.1. Психологическая экспертиза правонарушителя
1.1.1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон (права), достигшего 14летнего возраста
Назначается при совершении подростком общественно опасного деяния, подпадающего под требования ч.2 ст.20 УК РФ, т.е. при совершении таких деяний, как убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
Заключение судебно-психологической экспертизы имеет значение для определения способности несовершеннолетнего нести ответственность, особенно в тех случаях, когда выявляются признаки отставания в психическом развитии, как связанного, так и не связанного с психическим расстройством.
Предметом СПЭ данного вида является ситуативная способность несовершеннолетнего правонарушителя осознавать фактический характер своих противоправных действий и/или руководить ими в юридически значимой ситуации (обусловленная как индивидуально-психологическими особенностями несовершеннолетнего, так и особенностями исследуемой ситуации).
Исследование носит как ретроспективный характер (установление фактов психической жизни, относящихся к криминальному событию), так и проспективный характер (в плане установления риска рецидива правонарушения), что является новацией, вызванной к жизни внедрением ювенальных технологий в правосудие.
Поскольку одной из главных экспертных задач является выявление признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством[17], предпочтительнее назначать комплексную психологопсихиатрическую экспертизу (КСППЭ) несовершеннолетнего правонарушителя. Это связано с тем, что сходные признаки отставания в психическом развитии могут быть обусловлены как психическим расстройством, так и нахождением ребенка в трудной жизненной ситуации и/или в социально опасной ситуации. Нередко можно встретить случаи, когда отставание в психическом развитии связано с обеими группами факторов.
1.1.2. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон (права), но не достигшего 14-летнего возраста
Так же, как и 2.1.1. назначается при совершении малолетним общественно опасного деяния, подпадающего под требования ч.2 ст.20 УК РФ. При этом возможно назначение подобной экспертизы и при совершении других правонарушений (ответственность за которые наступает с 16 лет), но свидетельствующих о наличии серьезных проблем в формировании личности подростка (например, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, ст. 243 УК РФ; надругательства над местами захоронения, ст. 244 УК РФ; жестокое обращение с животными, ст.245 УК РФ и т.п.).
Мы выделяем исследование несовершеннолетнего, не достигшего минимального возраста уголовной ответственности в качестве подвида экспертизы правонарушителей по следующим причинам.
Как показывает практика, в отношении подростка, достигшего 14-летнего возраста и совершившего преступление, в настоящее время проводится психологическая «экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого», но если подросток не достиг минимального возраста виновной ответственности, то в таком случае проводится «экспертиза свидетеля». Если исходить из процессуального статуса такого несовершеннолетнего, то формально все правильно. Однако если исходить из задач, предмета психологической экспертизы свидетеля, то, как будет показано ниже, вряд ли целесообразно назначение именно СПЭ свидетеля, т.к. мы имеем дело не с очевидцем преступления, но с его участником, иной раз его организатором.
Подумаем, насколько целесообразно назначение экспертизы свидетеля, с постановкой вопросов о способности несовершеннолетнего адекватно воспринимать криминальную ситуацию, запоминать обстоятельства дела и давать о них правильные показания в том случае, если этот, например, 12-летний «свидетель», имеющий лидерские черты, выраженную антисоциальную направленность, неоднократно совершал действия сексуального характера в отношении двоих первоклассников, и при этом вовлек в это «занятие» двоих 14-летних подростков (один из которых был явно ведом, подчиняем, инертен).
Вероятно, будет дискуссионным вопрос, каким образом целесообразнее с процессуальной точки зрения использование в подобных случаях специальных психологических знаний – назначением экспертизы (ст. 57 УПК РФ) или привлечением специалиста (ст.58 УПК РФ), тем не менее, возможности психологии позволяют определить предмет исследования (эксперта или специалиста) и круг решаемых вопросов.
Предмет – факторы (индивидуальнопсихологические, социально-психологические), свидетельствующие о случайности/за- кономерности совершенного правонарушения или обусловливающие вероятность рецидива; «защитные» факторы, способствующие успешной ресоциализации.
Ввиду того, что несовершеннолетний, не достигший 14 лет, не является субъектом уголовной ответственности, решаются «актуальные» задачи (связанные с исследованием актуального уровня психического и личностного развития подростка, с оценкой случай- ности/закономерности происшедшего) и проспективные задачи (установление риска рецидива правонарушения).
Представляется необходимым остановиться и на вопросах, которые могут быть поставлены перед психологом при решении этих задач:
– Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, позволяющие судить о закономерности или о случайности содеянного им?
– Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, негативно влияющие на способность к регуляции поведения?
– Оказала ли влияние на совершение правонарушения несовершеннолетним социально-психологическая ситуация, в которой он находится? Каков конкретно характер этого влияния?
– Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, а также ситуационные факторы, значимые для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия?
Очевидно, что могут быть дополнительно поставлены вопросы:
– о возможном отставании в психическом развитии;
– о понимании несовершеннолетним внутреннего (смыслового) содержания произошедшего.
1.2. Психологическая экспертиза потерпевшего
В данном случае речь идет о психологической экспертизе несовершеннолетнего, чьи права были нарушены
Назначается в тех случаях, когда несовершеннолетний становится жертвой преступления. Назначение подобной экспертизы целесообразно в случаях, когда преступлением ребенку явно причиняется (либо может быть причинена) психическая травма. Практика свидетельствует о том, что чаще всего психологическая экспертиза потерпевшего назначается по фактам совершения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст.ст. 131- 135 УК РФ). Реже назначаются экспертизы потерпевших по фактам преступлений против жизни и здоровья (ст.ст.
111-119, ст.ст. 121122 УК РФ). Только в последнее время стали назначаться экспертизы при расследовании и судебном разбирательстве дел по фактам совершения преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст. 230, 240, 242.1 УК РФ). Практически никогда не назначаются психологические экспертизы по фактам совершения преступлений против семьи и несовершеннолетних, что напрямую связано с проблемами, решаемыми ювенальной юстицией (ст.ст.
150 – 151, ст.ст. 155-156 УК РФ).
Предметом экспертизы потерпевшего, в тех случаях, когда ребенок становится жертвой сексуального насилия, является способность понимать характер и значение совершавшихся с ними действий и способность к оказанию сопротивления. Если потерпевший является малолетним и в силу возраста уровень его психического развития недостаточен для понимания характера и значения, действий, имеющих сексуальную направленность (в возрасте до 8 – 9 лет), предметом экспертизы является способность к адекватному восприятию и сохранению юридически значимой информации, к отражению внешней стороны исследуемых событий, а также способность к адекватному воспроизведению этой информации.
В случаях, когда несовершеннолетний является потерпевшим по ст. 240 УК РФ (вовлечение в занятие проституцией), ст. 242.1 УК РФ (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних), предметом СПЭ является способность потерпевшего к пониманию характера и значения происходящего, т.е. его внутреннего содержания, что является основой для свободного волеизъявления при принятии решения.
Когда речь идет об экспертизе потерпевших от преступлений против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, предметом также является способность потерпевшего к пониманию характера и значения правонарушения, т.е. внутреннего содержания произошедшего, а также выявления последствий для психического и личностного развития несовершеннолетнего.
Как правило, при необходимости решения вышеуказанных задач назначаются однородные психологические экспертизы. КСППЭ целесообразно назначать только в тех случаях, когда имеется информация из мед- документации о том, что потерпевший состоит на учете у психиатра или невролога, когда подросток явно отличается от большинства сверстников, выявляет признаки инфантильного поведения либо страдает серьезным непсихическим (соматическим) заболеванием, которое может обусловливать отставание в психическом развитии, а также в тех случаях, когда преступление повлекло изменения в психике ребенка.
На разрешение экспертизы целесообразно ставить следующие вопросы:
– Имеются ли у несовершеннолетнего потерпевшего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?
– Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний понимать (и в какой мере) характер и значение действий обвиняемого?
– Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний оказывать сопротивление? (если речь идет о сексуальных преступлениях)
– Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний адекватно воспринимать и запоминать обстоятельства дела, давать правильную информацию о них? (если речь идет о малолетних потерпевших)
– Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий обвиняемого для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?
1.3. Психологическая экспертиза свидетеля
Психологическая экспертиза несовершеннолетнего свидетеля нарушения закона (прав) назначается в тех случаях, когда показания свидетеля характеризуются неполнотой, внутренней противоречивостью либо противоречат большинству других показаний, собранных по делу, и могут быть вызваны как причинами психологического порядка (невысокий либо недостаточный уровень психического развития вследствие возраста или отставания в психическом развитии; особенности познавательной деятельности, в том числе обусловленные недостатками сенсорных систем; экстремальное эмоциональное состояние и т.д.), так и неблагоприятными условиями восприятия. Следует отметить, что противоречивость в показаниях может быть вызвана и социально-психологической атмосферой, которая складывается вокруг расследования преступления, ее влиянием (чаще негативным) на несовершеннолетнего.
Предметом экспертизы свидетеля является способность несовершеннолетнего к адекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению юридически значимой информации.
Очевидно, что заключение СПЭ позволит следствию или суду оценить показания свидетеля с позиции их достоверности и иной раз (до сих пор!) на разрешение экспертов ставится вопрос о достоверности показаний свидетеля (или потерпевшего). Необходимо подчеркнуть, что вопрос о достоверности показаний не входит в компетенцию экспертов-психологов. Ряд ведущих специалистов предлагает ввести понятие «психологическая достоверность» (О.Д.Ситковская). Представляется, учитывая сложившуюся судебную практику, уровень психологической компетентности следователей, судей и адвокатов, это может приводить к неправильной оценке заключений СПЭ.
Более продуктивным явлется подход, который был предложен М.М.Коченовым: эксперт-психолог может выявить факторы психологического порядка, которые могут свидетельствовать как в пользу показаний несовершеннолетнего, так и против них, в то время как оценка достоверности показаний, основанная, в том числе, и на результатах экспертного исследования, остается целиком и полностью в компетенции суда.
2. СПЭ несовершеннолетних в гражданском процессе
2.1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон(права)
Назначается в случае необходимости выявления способности несовершеннолетнего нести ответственность за причиненный им вред (ст. 1078 ГПК РФ) как при наличии признаков отставания в психическом развитии, так и при наличии экстремального эмоционального состояния.
Как и при назначении экспертизы обвиняемого по уголовным делам целесообразна постановка следующих вопросов:
– Имеются ли у несовершеннолетнего правонарушителя признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством? Если да, то в чем они выражаются?
– Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, мог ли несовершеннолетний в момент совершения инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, предвидеть наступление негативных последствий?
– Учитывая уровень психического развития и особенности ситуации совершения правонарушения, в какой мере мог несовершеннолетний руководить своими действиями?
– Не находился ли несовершеннолетний правонарушитель в экстремальном эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
2.2. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, чьи права были нарушены (либо могут быть нарушены)
Экспертиза может назначаться в случаях, когда рассматривается вопрос о лишении или ограничении родительских прав (п.1 ст. 70 и п.1 ст.73 СК РФ), а также при разрешении споров о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.
2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст.
67 СК РФ).
2.2.1. По делам о лишении или ограничении родительских прав целесообразна постановка следующих вопросов (в отношении несовершеннолетних):
– Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний адекватно воспринимать и запоминать обстоятельства дела, давать правильную информацию о них?
– Учитывая уровень психического развития, психическое (эмоциональное) состояние, конкретные особенности исследуемой ситуации, мог ли несовершеннолетний понимать (и в какой мере) характер и значение действий обвиняемого?
– Имеются ли признаки неблагоприятных последствий действий родителей (родителя) для психики, психического и личностного развития несовершеннолетнего? Если да, в чем конкретно они выражаются?
– Выявляет ли несовершеннолетний негативное отношение к своим родителям (лицам, их заменяющим)? Если да, в чем это выражается и с чем связано?
2.2.2. По делам о спорах относительно места проживания ребенка, о праве на его воспитание отдельно проживающим родителем, рекомендуется ставить следующие вопросы:
– Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
– Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?
– Каково психологическое отношение ребенка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
– Выявляет ли ребенок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
В случае наличия информации о психическом или неврологическом заболевании ребенка, остроте реакции на семейный конфликт может возникнуть необходимость назначения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ). В таком случае целесообразно, помимо перечисленных, поставить вопросы[18]:
– Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством (нарушением психического развития)?
– Имеются ли у ребенка психические расстройства, обусловленные семейным конфликтом?
Решение экспертами перечисленных вопросов, несомненно, даст существенную информацию суду о ребенке, его состоянии, однако этого будет недостаточно для собственно судебного разрешения вопросов о том, с кем из родителей следует постоянно проживать ребенку, может ли негативно повлиять на ребенка общение с отдельно проживающим родителем или, наоборот, – отсутствие такого общения и т.п. Полную картину сложившейся ситуации, выявление «подводных камней», всегда существующих в таких делах, даст экспертное обследование родителей ребенка (особенно в тех случаях, когда формально оба родителя положительные люди, декларирующие исключительную заботу об интересах ребенка, однако не сумевших или не пожелавших в силу глубоких обид самостоятельно, без участия сторонних лиц (в данном случае суда), конструктивно разрешить семейный конфликт).
Перед экспертами в таких случаях следует ставить вопросы:
– Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери)?
– Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение к ребенку отца (матери)?
– Каковы психологические взаимоотношения между отцом и матерью?
– Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
Когда в материалах дела имеется информация о том, что родитель страдает психическим расстройством либо неврологическим или тяжелым соматическим заболеванием, выявляет неадекватное поведение, совершал суицидальные попытки (в том числе неоднократно, в период, когда у него уже был ребенок), в отношении него следует назначать КСППЭ и дополнительно к вышеперечисленным ставить такие вопросы, как:
– Не страдает ли отец (мать) каким-либо психическим расстройством?
– Могут ли особенности психического состояния родителя/воспитателя (если есть психические расстройства, неврологические или серьезные соматические заболевания, суицидальные попытки) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребенка?
3. СПЭ несовершеннолетних в административном процессе
3.1. Психологическая экспертиза несовершеннолетнего, нарушившего закон
Может быть назначена в отношении несовершеннолетнего правонарушителя в возрасте от 16 до 18 лет.
Если исходить из ч.2 ст.2.3. КоАП («с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних»), предметом СПЭ в данном случае могут являться факторы (индивидуально-психологические, социально-психологические), обусловливающие вероятность рецидива; «защитные» факторы, способствующие успешной ресоциализации.
При назначении психологической экспертизы по административным делам целесообразно ставить вопросы, указанные в разделе 1.1.2., а именно:
– Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, позволяющие судить о закономерности или о случайности содеянного им?
– Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, негативно влияющие на способность к регуляции поведения?
– Оказала ли влияние на совершение правонарушения несовершеннолетним социально-психологическая ситуация, в которой он находится?
– Имеются ли у несовершеннолетнего индивидуально-психологические особенности, свойства личности, а также ситуационные факторы, значимые для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия?
Таким образом, выделение СПЭ несовершеннолетних в самостоятельный вид психологической экспертизы, с одной стороны, позволит более полно удовлетворять потребности следственной и судебной практики в специальных психологических знаниях, позволит расширить круг решаемых задач, что, в конечном счете, внесет свою лепту в профилактику преступности несовершеннолетних. С другой стороны, это потребует специализации экспертов (экспертная практика свидетельствует о назревающей потребности в этом) и в перспективе приведет к появлению новой экспертной специальности в рамках уже существующей 20.1, являющейся «всеохватывающей» – от исследования несовершеннолетних до обстоятельств аварий и катастроф.
Шипшин Сергей Сергеевич, заместитель начальника Южного РЦСЭ Минюста России, доцент, кандидат психологических наук
Читайте далее: