ОСНОВНОЙ КУРС ПО СУПЕРВИЗИИ (для более опытных супервизоров)

Схемы супервизии

Еще одна система классификации супервизии, которую мы предлагаем обучающимся супервизии, — это модель, позволяющая им исследовать фокус содержания сессии и его перехода с организационных вопросов на разговор о клиенте и на поддержку супервизируемого (Hawkins, 1982; CSTD, 1999). В этой модели важно, по чьей инициативе происходит перемещение фокуса.
Как уже говорилось выше, основной акцент в обучающем курсе по супервизии делается не на обучении каким бы то ни было навыкам и моделям, а на использовании этих навыков и моделей в качестве языка, с помощью которого происходит анализ супервизорской практики, осуществляемой в ходе обучающего курса и затем в реальной работе. Поэтому центральной частью курса является обучение действием, в ходе которого учащиеся могут использовать свои навыки, модели и схемы в качестве инструмента исследования, помогающего им больше узнать о проводимой ими супервизии.
Впоследствии полезно собирать участников обучающего курса, чтобы увидеть плоды этого обучения в действии и чтобы супервизоры могли учиться не только на своем опыте, но и на опыте своих коллег. В ходе этих встреч можно практиковать представления случаев, а также использовать более активные упражнения, такие как групповая скульптура (см. главу 10) и ролевая игра (см. главы 9 и 10). Эту часть обучающего курса можно рассматривать как групповую супервизию супервизорской работы участников курса.

 

 ОСНОВНОЙ КУРС ПО СУПЕРВИЗИИ
(для более опытных супервизоров)

Существует два типа супервизоров, проводящих супервизию у студентов: это те, кто работает по месту обучения студентов, и те, кто отвечает за супервизию во время прохождения ими практики. Обучающий курс для супервизоров обоих типов должен включать в себя многое, если не все, из материала курса для молодых супервизоров, немного изменяются только контекст и акценты этого курса.
Вопервых, супервизоры, проводящие супервизию по месту обучения студентов, работают на основе другого контракта, в котором ударение делается на образовательный и поддерживающий аспекты супервизии, а организационный аспект находится более в ведении супервизора или управляющего по месту практики. Даже супервизор по месту практики делает более выраженный акцент на образовательной стороне супервизии.
Одна из трудностей супервизоров, проводящих супервизию по месту обучения студентов, состоит в том, что они более комфортно ощущают себя в роли учителя, чем в роли супервизора. При этом существует опасность, что супервизия превратится в серию дидактических наставлений и супервизируемые, вместо того чтобы учиться анализировать собственный опыт, получат некие теоретические знания, приправленные комментариями по поводу своих несовершенств: «Вот если бы вы читали X, вы бы не были таким глупым» — процесс, ничем по сути не отличающийся от их опыта в качестве студентов. Это похоже на «игру», которую Кадушин (Kadushin, 1968) называет «если бы вы знали Достоевского так, как я знаю Достоевского». Он считает, что в эту игру может играть как супервизор, так и супервизируемый (см. главу 4).
" В этом параграфе идет речь о специалистах, осуществляющих супервизию студентов, проходящих обучение или практику.  Супервизору, работающему по месту обучения студентов, нужно создать климат, не похожий на культуру зависимости, привычную в образовании; он должен организовать встречи так, чтобы супервизируемый мог развить в себе чувство ответственности за процесс своего обучения и полагаться на поддержку, доверие и открытость в своих отношениях с супервизором.
В ЮгоЗападном Лондонском колледже, где один из нас проводил обучение и супервизию по курсу психологического консультирования, студентам предлагали проработать свой контракт и на групповую, и на индивидуальную супервизию. В ходе этого они могли пользоваться планом, основанным на понимании супервизии уже работающими специалистами. Пример такого плана приведен в Документе 8.2.

 

Ответственность супервизора
•    Создавать безопасное пространство для проработки студентами практических вопросов.
•    Помогать студентам исследовать и прояснять чувства, мысли и фантазии, сопровождающие их работу на практике.
•    Делиться опытом, информацией и навыками.
•    Корректировать неэтичные, некомпетентные и недальновидные действия студентов.
•    Указывать на личные и профессиональные «слепые пятна», обнаруживаемые у отдельных людей или в группе.
•    Осознавать организационный контракт, существующий между супервизором, студентами и учебным заведением, работодателями, клиентами и супервизорскими группами.
Ответственность студента
•    Отвечать за себя.
•    Определять вопросы, в которых ему необходима помощь, и просить у группы время на проработку этих вопросов.
•    Развивать свою способность свободно обсуждать эти вопросы.

Документ 8.2. План распределения ответственности
•    Осознавать организационные контракты с клиентами и с супервизорской группой, внутри которых они действуют по месту учебы и по месту прохождения практики.
•    Быть открытым к обратной связи.
•    Прослеживать в себе тенденции к осуждению, оправдыванию или защите.
•    Развивать в себе способность определять, какая обратная связь является наиболее полезной.
Ответственность других (в групповой супервизии)
•    Разделять с остальными членами группы ответственность, чтобы в группе царила атмосфера безопасности и открытости изменениям.
•    Прослеживать в себе тенденции к тому, чтобы давать советы, или к соперничеству.

Другой важный вопрос, который необходимо рассмотреть в этом курсе, подсказывает нам план распределения ответственности (см. Документ 8.2), в котором говорится, что необходимо осознавать организационный контракт, существующий между супервизором, студентами и учебным заведением, работодателями, клиентами и супервизорскими группами. Чаще всего супервизор студента является частью триады, которая состоит из него, студента и второго супервизора (один работает со студентом по месту обучения, другой — по месту прохождения практики), и соответственно существуют два организационных контекста. В главе 7 мы обсуждали динамику, характерную для тройственных отношений, в которых существует тенденция к расколу, и тогда один супервизор становится «плохим», а другой — «хорошим». Супервизоры студентов должны научиться заключать контракт не только со своими супервизируемыми, но и с ко-супервизором. Им также нужно учиться осуществлять такую три-направленную помощь и проводить оценку встреч с супервизируемым и с ко-супервизором.

Читайте далее:
Обучение психологов