Этический Кодекс Супервизора

Этический Кодекс Супервизора


Настоящий Этический Кодекс Супервизора составлен на основе  Этического Кодекса Европейской ассоциации психотерапии  (ЕАП), аналогичного ему Этического Кодекса ППЛ, Кодекса этики и Практики Супервизоров Британской ассоциации консультирования, Положения о супервизии ППЛ.

1. Общие положения.

Этический кодекс супервизора определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения супервизоров в отношении специалистов,  пациентов, коллег и профессиональных сообществ.
1.1. Цель настоящего Кодекса – закрепить правила работы супервизоров, информировать и защищать специалистов, обратившихся за супервизией.
1.2. Все члены Профессиональной Психотерапевтической Лиги следуют действующим в области их профессиональной деятельности Кодексам. Которыми они руководствуются в своих обязательствах перед проходящими супервизию специалистами, их пациентами, своими коллегами и обществом в целом.
1.3. Настоящий Кодекс не предусматривает всех возникающих в практике ситуаций, а является основой для разрешения этических вопросов и улучшения практической работы.
1.4. Супервизия является официальной формой взаимодействия, при которой супервизируемый регулярно обсуждает свою работу с супервизором.
1.5. В задачу супервизии входит совместная работа с целью повышения эффективности практики проходящего супервизию.
1.6. В случае нарушения супервизором Кодекса этики и практики на него может быть подана жалоба в Этический Комитет.

2. Определение супервизии.

2.1. Супервизия представляет собой процесс совместной работы специалиста с супервизором или с супервизионной группой с целью закрепления этических и профессиональных норм в практике, повышения профессионального уровня проходящих супервизию.
2.2. Супервизия предназначена для повышения эффективности работы специалиста. Супервизия основывается на потребности обратившегося в оказании ему эффективной помощи. Проходящие супервизию специалисты получают возможность регулярного обсуждения и оценки проводимой ими работы с пациентами, клиентами. В ходе супервизии должны учитываться условия работы специалиста.
2.3. В зависимости от потребностей специалиста, существует несколько видов супервизии. Разные виды супервизии могут использоваться одновременно. Настоящий Кодекс применим ко всем случаям супервизии.
2.4 Частота прохождения супервизии зависит от опыта специалиста, условий и объема его работы.

3. Виды супервизии.

 Существуют различные виды супервизии.
3.1. Очная супервизия осуществляется в присутствии клиента, пациента.
3.2. Заочная супервизия осуществляется в отсутствии клиента, пациента, с соблюдением правил анонимности и конфиденциальности.

4. Формы супервизии.

4.1. Индивидуальная супервизия – супервизор и специалист.
4.2. Групповая супервизия с супервизором, или несколькими супервизорами.
4.3. Супервизия с равным коллегой (интервизия).
4.4. Групповая супервизия с равными коллегами (групповая интервизия).
4.5. Школьная или методологическая супервизия, осуществляемая в учебном процессе.

5. Кодекс этики.

Кодекс этики включает в себя описание основных ценностей супервизии и принципов, вытекающих из них.
5.1. Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности – это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны заботиться об этичности своей работы независимо от того, оплачивается ли их работа и какой вид супервизии они используют.
5.2. Конфиденциальность.
Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности.
5.3. Безопасность.
Следует сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность супервизируемых и их клиентов, пациентов в ходе их совместной работы.
5.4. Эффективность.
Супервизоры должны предпринять необходимые меры для обеспечения эффективности работы проходящих супервизию специалистов. Супервизия может носить как поддерживающий, так и фрустрирующий характер.
5.5. Контракт.
Сроки и условия супервизии должны быть ясны для специалиста и супервизора до начала работы. Последующие изменения в этих условиях должны предварительно обсуждаться. Контракты на супервизию регистрируются в Комитете по супервизии ППЛ.
5.6. Компетентность.
Супервизоры должны оценивать собственную компетентность, развивать ее и действовать в пределах своей профессиональной компетенции, а также проходить супервизию собственной супервизорской работы. В ситуации предоставления специалистом случая, выходящего за рамки компетенции супервизора, он должен сообщить об этом специалисту.

6. Кодекс практики.

Кодекс практики описывает применение принципов этики в супервизии.
6.1. Ответственность.
6.1.1. Супервизоры ответственны за составление индивидуального контракта, который позволит специалисту представить и исследовать свою работу открыто и полно.
6.1.2. В рамках контракта супервизоры обязаны формировать у специалиста профессиональное, критическое отношение к своей работе.
6.1.3. Супервизоры совместно со специалистами обязаны использовать время супервизии с наибольшей эффективностью для помощи в работе с клиентом, пациентом.
6.1.4. Супервизоры обязаны соблюдать границы между супервизией и другими профессиональными отношениями: обучением, личной или групповой психотерапией, консультированием, руководством.
6.1.5. Супервизоры и специалисты должны заботиться о том, чтобы личные или социальные контакты между ними не препятствовали эффективности супервизии.
6.1.6. Супервизор не имеет права проводить супервизию и индивидуальное консультирование, психотерапию для одного и того же лица в один и тот же период времени.
6.1.7. Супервизор не имеет права использовать проходящего у него супервизию специалиста в финансовом, сексуальном, эмоциональном или в каком-либо другом отношении.
6.1.8. Супервизор обязан знать о любых других отношениях, которые могут существовать между специалистами и их пациентами, так как они могут влиять на объективность специалиста.
6.1.9. Специалист обязан сообщать супервизору об отношениях с клиентом, пациентом, выходящих за рамки консультативных, терапевтических отношений, так как они могут влиять на его объективность и эффективность.
6.1.10. Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство проходящих супервизию специалистов и их клиентов, пациентов. С уважением относиться к особенностям поведения, обусловленных происхождением, социальным положением, расой, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и ограничениями физических возможностей. Работа супервизора включает в себя осознавание любых проявлений дискриминации, которые могут возникнуть между специалистом и его клиентом, пациентом или между супервизором и специалистом.
6.1.11. Супервизор должен обеспечить соблюдение соответствующих официальных обязательств, своих и специалиста, по отношению друг к другу, к Профессиональной Психотерапевтической Лиги и к клиентам, пациентам.
6.1.12. В случае, когда работа  специалиста не согласуется с Этическим Кодексом, супервизоры обязаны обсудить это с ним и при необходимости сообщить в Этический Комитет.
6.1.13. В случае если способность специалиста к работе нарушена вследствие личных или эмоциональных затруднений, в силу болезни, под влиянием алкоголя или наркотиков или по другой причине, супервизор обязан указать на это специалисту и убедиться, что необходимые меры приняты и при необходимости сообщить в Этический Комитет.
6.1.14. Супервизор обязан вести себя в своей профессиональной деятельности так, чтобы повышать доверие общества к работе супервизора, к работе других супервизоров и к деятельности Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
6.1.15. Если супервизор замечает, что другой супервизор ведет себя не должным образом, и этого не удается разрешить после обсуждения с ним его поведения, он должен подать жалобу в Этический Комитет, сохраняя, при этом, границы конфиденциальности, предусмотренные процедурой рассмотрения жалоб.
6.2.  Компетентность.
6.2.1. Супервизоры несут ответственность за продолжение собственного профессионального развития.
6.2.2. Супервизоры обязаны систематически проходить собственную супервизию.
6.2.3. Супервизоры должны осознавать пределы своей компетентности и работать в этих пределах.
6.2.4. Супервизоры обязаны воздерживаться от супервизии, временно или постоянно, если их работа нарушается в силу личных или эмоциональных затруднений, болезни, под влиянием ПАВ или по любой другой причине.

7. Организация работы.

7.1. Контракт о супервизии.
7.1.1. Контракт о супервизии консультирования, психотерапии в Профессиональной Психотерапевтической Лиги, регистрируется в Комитете по супервизии.
7.1.2. Супервизор несет ответственность за разъяснение всех договорных обязательств.
7.1.3. В случае необходимости супервизоры должны предоставить супервизируемым сведения о своем образовании, философской и теоретической позиции, квалификации и используемых методах супервизии.
7.1.4. Супервизоры должны организовать условия для проведения супервизии, уделив особое внимание времени и частоте встреч, а также достигнуть согласия относительно ведения записей и конфиденциальности.
7.1.5. Супервизоры и проходящие супервизию должны оговорить свои ожидания и требования в отношении друг друга, включая форму оценки работы специалиста.
7.1.6. До составления контракта о супервизии супервизор должен получить сведения о том проходил (или проходит) специалист собственную терапию.
7.1.7. Супервизор, работающий с проходящими обучение специалистами, должен сообщить о границах своей ответственности и обязанностях перед ними, перед Профессиональной Психотерапевтической Лигой, другими организациями, а также относительно проводимого учебного курса и возможной аттестации обучающихся.

8. Конфиденциальность.

8.1. Принцип конфиденциальности подразумевает, что супервизоры не имеют права раскрывать сведения о проходящих супервизию специалистах и их клиентах, пациентах кому бы то ни было, если на это не получено согласие всех сторон, кроме случаев, оговоренных в законодательный актах.
8.2. При заключении контракта должно быть получено согласие специалиста на ознакомление с информацией тех, к кому супервизор обращается за поддержкой, супервизией или консультацией. На этом этапе должны быть оговорены границы конфиденциальности, особенно в тех случаях, когда супервизия предоставляется обучающемуся специалисту.
8.3. Супервизоры должны помочь специалистам представить их работу так, чтобы была защищена личная информация пациентов (не называя имен, характерных особенностей, принадлежности к тем или иным группам или организациям, отличительных свойств пациентов или членов их семей), либо получить от пациента письменное согласие на предоставление информации, которое может привести к утрате анонимности.
8.4. Супервизоры не должны раскрывать конфиденциальные сведения о проходящих супервизию специалистов или их клиентов, пациентов кому бы то ни было за исключением следующих случаев:
8.4.1. Когда супервизор считает это необходимым во избежание нанесения серьезного эмоционального или физического ущерба клиенту, пациенту, проходящему супервизию специалисту или другим лицам. При этом следует согласовать это со специалистом, кроме тех случаев, когда есть серьезные основания для предположения, что он больше не может нести ответственности за свои действия. Решение о раскрытии конфиденциальной информации должно, по возможности, приниматься только после консультации с другим опытным супервизором.
8.4.2. В случае необходимости профессионального отзыва о специалисте, проходящего супервизию, например, для рекомендаций или аттестации.
8.4.3. В случае дисциплинарных расследований по вопросам соблюдения норм этики и практики.
8.5. Информация о работе со специалистом может быть использована для публикации или выступления только с разрешения прошедшего супервизию и с соблюдением анонимности.
8.6. В случае, если у супервизора возникает необходимость проконсультироваться с коллегами, обсуждение должно носить целенаправленный и профессиональный характер.
8.7. В групповых супервизиях, ответственность за соблюдение конфиденциальности, ложится на всех участников группы.

9. Проведение супервизии.

9.1. Если в ходе супервизии обнаруживается, что специалисту нужно пройти индивидуальное консультирование, психотерапию для того, чтобы продолжать работать эффективно, супервизор не имеет права настаивать на этом.
9.2. Супервизор должен следить за тем, чтобы специалисты регулярно оценивали качество своей работы самостоятельно.
9.3. Супервизоры должны убедиться, что проходящие супервизию специалисты понимают необходимость продолжения профессионального развития и участия в обучающих программах.
9.4. Супервизор должен убедиться, что проходящие супервизию специалисты понимают различие между консультированием, терапией, подотчетностью руководству, супервизией и обучением.
9.5. В случае, если проходящий супервизию специалист работает в организации, супервизор должен позаботиться о том, чтобы были ясно определены ответственность и обязательства в отношениях специалист – клиент, пациент, супервизор – специалист, супервизор – клиент, пациент, организация – супервизор, организация – клиент, пациент.
9.6. Следует стремиться к тому, чтобы один и тот же человек не выступал одновременно в роли руководителя и супервизора для одного и того же специалиста. В тех случаях, когда супервизор является также и руководителем, проходящий супервизию специалист должен иметь возможность независимой супервизии.
9.7. Если супервизор обнаруживает противоречие между обязательствами перед специалистом и организацией-заказчиком, он должен разъяснить специалисту, в чем заключаются эти обязательства.
9.8. Супервизоры должны иметь ясное представление, как им следует поступать, если они найдут работу проходящих супервизию специалистов неудовлетворительной и обсуждения этого в ходе супервизии окажется недостаточно для разрешения ситуации.
9.9. Если разногласия между супервизором и специалистом не могут быть разрешены путем обсуждения, супервизору следует проконсультироваться с коллегами и в случае необходимости рекомендовать, чтобы специалист перешел к другому супервизору.
9.10. Супервизоры должны обсудить со специалистом необходимые меры для удовлетворения запроса клиента, пациента в случае внезапного и незапланированного прекращения консультативных, терапевтических отношений. Супервизор должен иметь представление о возможных в этих случаях действиях.

Читайте далее:
Обучение психологов