2.4. Сертификационные учебные курсы и требования к супервизору.

2.4. Сертификационные учебные курсы и требования к супервизору. 

Описания учебных курсов (цели, темы, методы обучения) и сертификационные требования к супервизору (количество часов обучения, необходимые знания, навыки и способы их демонстрации) к специальности «клиническая супервизия» можно найти на сайтах университетов и гештальт-институтов, готовящих таких специалистов, а также на сайтах отдельных супервизоров, приглашающих для работы группы и отдельных терапевтов. Такие требования основаны на квалификационных и этических стандартах, разработанных профессиональными ассоциациями и дополненных требованиями соответствующего университета. Как правило, сертификационные требования содержатся в описаниях соответствующих курсов и построены по принципу набора баллов для окончательной сертификации.

Описания сертификационных курсов обычно содержат краткую ха-рактеристику курса, цели, дидактическую часть, в которой перечислены необходимые теоретические знания по темам, способы их получения (приведен список литературных источников), и практическую часть, которая состоит из перечня необходимых навыков, а также условия и требования к сертификации (минимальное количество часов супервизорской работы, ее форматы, требования к демонстрации практических навыков, требования к завершающим письменным работам и т. п.).

Обычные предварительные требования к терапевтам, которые решили продолжить свое образование и стать клиническими супервизорами, предполагают наличие высшего образования в соответствующей области и опыт терапевтической работы. Некоторые учебные заведения, например, Северо-Восточный университет штата Иллинойс, требуют наличия по крайней мере двух супервизируемых терапевтов и участие в уже сформированной супервизорской группе под руководством инструктора. Другие (Университет штата Дакота) предполагают наличие высшего образования в области практической психологии, сами назначают супервизируемых терапевтов, формируют группы учащихся и прикрепляют к ним преподавателя.

Описания сертификационных курсов содержат дидактические и практические аспекты, характеризуют теоретическую базу и перечисляют обязательную и дополнительную литературу.

Например, описание курса (Course Description) Северо-Восточного университета штата Иллинойс гласит: «В данном курсе изучается супервизорская теория и техники, используемые в современном консультировании и психотерапии, которые вводят студентов в клиническую супервизию как специальность. Фокусируясь на аспектах развития и супервизоров и терапевтов, данный курс предоставляет возможность для изучения методов, которые могут быть использованы для достижения клинической компетенции, и супервизирования различных моделей терапии».

Обычно сертификационные и образовательные учреждения выделяют темы, входящие в состав основного курса, обозначая их более или менее подробно. Так, темы, предлагаемые NAADAC (Национальной ассоциацией консультантов по алкоголизму и химическим зависимостям), являются более специфичными (обзор существующих те-орий супервизии, а далее отдельные модели). В университетских курсах такие темы обычно обозначены более широко (история супервизии, теория супервизии, исследования по клинической супервизии, сотрудничество в супервизии, практика клинической супервизии, этические и правовые нормы для супервизии (Университет штата Дакота).

Цепи обучения. Для многих сертификационных курсов характерно также четкое выделение целей, достижение которых предполагает сертификацию специалиста. Для сопоставления приведем некоторые цели.

Стандарты супервизии

Северо-Восточный университет штата Иллинойс

Цели курса—помочь студентам усвоить знания:

  • о трех основных областях клинической супервизии;
  • о стадиях развития терапевтов и соответствующих супервизорских методах;
  • о стадиях развития клинического супервизора и проблемах, которые можно ожидать на каждой стадии; об изоморфных и параллельных процессах в супервизии; о навыках и методах, необходимых для супервизии терапевтов, которые используют различные терапевтические методы; об этике супервизии и этических стандартах Ассоциации обр азов а-, ния терапевтов и супервизоров (ACES);
  • об участии супервизора в развитии эффективности и личных возможностей терапевтов; о профилактике «выгорания» терапевтов; о развитии личного стиля в супервизии.

Университет штата Дакота

Цели курса:

Познакомиться с подходами в области клинической супервизии не только с точки зрения теории, но и практики. Развить эффективно работающую теорию супервизии. Развить клиническую компетенцию в супервизии. Идентифицировать и выделить связи между теорией и практикой в личном подходе к супервизорскому процессу. Продемонстрировать знания и чувствительность к этическим и юридическим аспектам терапии и супервизии.

Lehigh University, Пенсильвания

Цели курса:

Получить знания о теории и практике супервизии, а также ихмеж-кулыуральных особенностях.
Определить свою профессиональную идентичность в качестве супервизора.
Развить навыки, которые позволяют определять свои ресурсы и ограничения и учитывать их в супервизорской практике. Получить навыки в области коллегиальной супервизии. Развить навыки концептуализации и наблюдения, которые позволят оценить компетенцию супервизируемого психотерапевта в об-ласти терапевтического процесса, супервизоре кого процесса, а также исхода терапии.
Научиться профессионально описывать супервизорские случаи. Обеспечить возможность для обмена информацией и супервизорским опытом.

Лондонский гештальт-центр

Базируясь на практике, курс фокусируется на следующих целях:
•    искусстве быть супервизором;
•    адекватной клинической оценке клиента;
•    этике и этических дилеммах, супервизорской ответственности;
•    супервизоре и его связях с учреждением, к которому он относится, по трем основным аспектам супервизии, описанным в пособии по терапии и супервизии (G. Housten,1996);
•    создании каждым участником своей собственной модели супервизии в свете современной литературы и практики. Сертификат супервизора выдается закончившим курс и представившим описание двух случаев, один из которых демонстрирует пользу супервизии для самого участника, а второй доказывает способность участника быть эффективным супервизором.

Условия и требования к сертификации супервизора также значительно различаются в отдельных учебных заведениях.

Обязательным условием сертификации супервизоров во всех образовательных учреждениях является демонстрация практических навыков. Кроме того, некоторые университеты и колледжи, поддерживая требования профессиональных ассоциаций к сертификации супервизоров, предлагают им предоставлять видеозаписи и протоколы своих супервизореких сессий.

Уровень владения навыками может быть продемонстрирован на сер-тификационном экзамене или по ходу курса (обычно указывается, сколько раз и где обучающийся супервизор может продемонстрировать свою работу). Например: «От каждого студента требуется видеозапись супервизорской сессии и готовность обсудить эту работу во время занятий…» или «…Во время занятий каждый студент должен представить личную модель супервизии. Эта модель будет основным студенческим проектом за время семестра и должна включать статью, описывающую случай супервизии, дополненную размышлениями супервизора и его исследованиями в этой области» (Северо-Восточный университет штата Иллинойс). Требования к сертификации касаются группового обсуждения представляемых случаев, супервизорской работы в групповом формате с демонстрацией соответствующих изменений и роста супервизируемо-го, разработки и демонстрации часового воркшопа и написания статьи, посвященной личной модели супервизии.

Представим для сопоставления требования нескольких учебных заведений Европы и США.

Lehigh University, Пенсильвания

Индивидуальная супервизия супервизии. 40 минут еженедельной супервизии супервизии для получения супервизорского опыта и развития супервизорской компетентности.

Групповая супервизия супервизии. Необходима для интеграции теории супервизии, исследований в этой области и супервизорской практики. Включает групповые встречи, предполагающие дискуссии о личностных реакциях и обсуждение вопросов, касающихся супервизируемых и их работы с клиентами.

Супервизия психотерапевтов-практиков. Три супервизируемых терапевта в неделю по одному часу супервизии. Супервизор и супервизируемый выбирают двух клиентов, на которых они будут фокусироваться. Одна неделя семестра посвящена обзору видеозаписей супервизии. Каждые три недели проводится обзор видеозаписей работы супервизируемых терапевтов. Кроме того, заполняются формы оценки супервизируемых в середине и в конце семестра.

Для сертификации каждый кандидат в супервизоры должен написать письменную работу (супервизия контрпереноса, завершение супервизии, оценка супервизируемого и т. п.), не более 12 страниц со ссылками.

Институт тренинга в области психотерапии, Шервуд (Sherwood Psychotherapy Training Institute)

Диплом супервизора выдается профессионалам в области консуль-тирования, психотерапии и других «помогающих профессий», закончившим специальный курс, содержанием которого является теория и практика супервизии.

Программа включает изучение супервизорских отношений, моделей супервизии, типов супервизорских интервенций, трансференции, параллельных процессов, профессиональной этики, использование аудиовизуального оснащения и т. п. в течение 126 учебных часов. 25 учебных часов посвящено супервизирующей супервизии, 50 часов — обычной супервизии терапевтов и консультантов. Для сертификации обучающиеся должны предоставить письменную работу, посвященную связи теории супервизии с практикой, полную стенограмму супервизорской сессии и сдать клинический экзамен, для чего кандидат в супервизоры предоставляет запись супервизорской сессии, которая дополнительно оценивается внешним экзаменатором.

Университет штата Дакота

Для сертификации специалисту необходимо продемонстрировать:

1.    Видеозапись индивидуальной супервизорской сессии с супервизируемым терапевтом.

2.    «Живую» супервизию под наблюдением преподавателей факультета или инструктора.

3.    Супервизию под наблюдением коллег — участников супервизорской группы с обратной связью от них.

Для этого университетом организуется:

1.    Групповая супервизорская сессия с супервизируемым терапевтом (а также коллегами —участниками группы и преподавателями факультета в качестве консультантов).

2.    Индивидуальная супервизия супервизорской сессии.

3.    Групповая супервизия супервизорской сессии с коллегами — участниками группы.

Американская ассоциация супружеских и семейных терапевтов для сертификации требует:

1.    Супервизирование двух терапевтов (уровень мастера) в течение семестра, 1 час в неделю.

2.    Умение проводить супервизию супервизии.

3.    Представление во время занятий трех случаев супервизии с использованием видеозаписи или проведение супервизии на супервизию с фокусированием на трех областях:

а)    области контекстуальных проблем — проявление в супервизии особенностей расы, тендера, этических вопросов, сексуальной ориентации, физических возможностей и т. п.,
б)    области терапевт-клиентских или супервизор-терапевт-клиентских отношений,
в)    области личного супервизорского стиля и личной модели супервизии (философии супервизии).

Значительно различается и количество требуемых для сертификации супервизорских часов, например:

Университет штата Дакота:

индивидуальная супервизия супервизии —12 часов; индивидуальная супервизия терапевта — 25 часов.

Ассоциация супружеских и семейных терапевтов индивидуальная супервизия – 30 часов; супервизия супервизии 18 часов.

Некоторые лицензирующие или сертифицирующие учреждения предъявляют также специальные требования к сертификации. Так, Connecticut Certification Board, Inc. для сертификации клинического супервизора в области химической зависимости требует:

•    стандартный сертификат консультанта в области химической зависимости;
•    восьмилетний опыт консультирования, подтвержденный документами, из них пять лет — в области химической зависимости;
•    подтвержденная документами четырехлетняя клиническая супервизия, из них два года — в области лечения химических зависимостей. Восемь лет клинического опыта должны включать 200 часов прямой «живой» супервизии;
•    подтвержденный документами 30-часовой дидактический тренинг по клинической супервизии. Тренинг должен включать такие темы, как оценка терапевта, развитие терапевта, управление и профессиональная ответственность;
•    три удовлетворительные рецензии о работе кандидата от клинического персонала. Одна из них может быть написана супервизиру-емым, работа с которым уже закончена.

Программа «Совершенствование в гештальт-терапии» Московского института гештальт-терапии и консультирования включает повышение профессионального мастерства, обучение супервидению и преподаванию гештальт-терапии (300 часов тренинга).

В рамках программы предусмотрено супервидение для практикующих терапевтов, обучение супервидению, теоретические и методические дискуссии, мастерские, обсуждения научных и преподавательских проектов участников группы. Для сертификации (сертификат гештальт-терапевта, супервизора и преподавателя гештальт-терапии) от участника требуется предоставить результаты своего научного или преподавательского проекта в виде эссе, научной статьи или методических рекомендаций, а также продемонстрировать свои супервизорекие навыки на завершающей обучение сессии.

Во многих учебных заведениях традиционно используется комплексная оценка в баллах (процентах), где каждому действию, демонстрируемому обучающимся супервизором (мастерская или живая супервизия), соответствует определенное число баллов, а для сертификации необходимо набрать определенную сумму баллов или процентов. В некоторых случаях к такой оценке завершающего обучение супервизора добавляются характеристики от супервизируемых терапевтов, инструктора и членов группы (Университет штата Дакота).

В Lehigh University, Пенсильвания, для получения балла, необходимого для сертификации в качестве супервизора, каждый из кандидатов должен не только участвовать в тренингах по супервизии и иметь трех супервизируемых, но и предоставить аудиозаписи своих супервизии.

Он должен быть членом профессиональной ассоциации, предоставить специальную форму для самооценки перед и после курса обучения супервизии, иметь супервизор с кий архив (с аудио -и видеозаписями и стенограммами сессий, оценочными формами и обзорами записей работы своих супервизиру емых). Кроме того, он обязан также предоставить для обсуждения случай супервизорской работы и написать статью, включающую дидактические и экспериментальные аспекты супервизии. При этом каждому из этих требований соответствует определенное число баллов, которые затем суммируются.

Для сертификации используются также письменные теоретические и практические работы. В заключение приведем требования к письменной сертификационной работе студента Северо-Восточного университета штата Иллинойс, в которой, на наш взгляд, интегрируются теоретические и практические навыки специалиста по клинической супервизии.

1.    Тренинговый опыт супервизора. Опишите ваш опыт, который вы получили, становясь супервизором. Опишите вашу подготовку по клинической супервизии: как именно вы пришли к супервизии, ваш прошлый клинический опыт, ваш прошлый опыт супервизии (удачный или неудачный), а также вашу супервизор скую практику и ее содержание.
2.    Перечень изученных источников. Перечислите все источники литературы, которые вы прочитали, чтобы стать клиническим супервизором.
3.    Личная философская база. Опишите вашу личную философию супервизии. Засвидетельствуйте ваши изменения и рост как супервизора и отметьте то, что принесло пользу в этом изменении/росте. Обозначьте перспективы своего развития как супервизора и свои ожидания по этому поводу. Опишите вашу нынешнюю модель супервизии, делая акцент на том, как она отражает ваш стиль обучения и убеждения о природе изменений в человеческом бытии, а также другие модели консультирования или терапии, которые вы сами поддерживаете.
4.    Внешние связи супервизии. Опишите, как ваша философия связана с теорией терапии и как эта теория влияет на работу ваших супервизируемых, их клиентов, клиентскую культуру. Соответствует ли она тому месту, где вы работаете, и как это связано с вашей моделью проведения супервизии?
5.    Концепция отклонений от норм поведения. Каким образом ваша модель супервизии отражает то, как люди познают свое существование и как они становятся отклоняющимися от нормы? Как вы пришли к своим убеждениям о том, что позволяет людям меняться и что является причиной отклонений от нормы?
6.    Прагматические аспекты супервизии. Каковы ваши соображения по поводу организации вашей супервизии — опишите время, место и манеру, в которой она проводится.
7.    Предварительные условия. Опишите вашу ситуацию и содержание контракта с вашим супервизируемым. Какова ваша роль как супервизора?
8.    Пример супервизии. Опишите супервизорскую ситуацию, в которой вы работали во время этого курса. Опишите своего супервизируе-мого терапевта, любые контрактные соглашения, цели и то, как вы работали с ним, добиваясь изменений в процессе терапии.
9.    Оценка. Оцените вашу работу с супервизируемым терапевтом. Насколько это было хорошо? Как вы оцениваете свою работу: базируясь на определенных критериях или на чьей-то оценке? Что ваши супервизируемые терапевты сказали бы о вашем супервизорском стиле и практике?

Таким образом, для эффективного профессионального роста обучающийся супервизор должен прежде всего быть хорошо знакомым с требованиями к его профессиональной компетентности.

Программы обучающих курсов по супервизии имеют целью не только усвоение теории и практических навыков, но и выработку личного супервизорского стиля, а также собственных моделей супервизии. Становление специалиста обычно занимает довольно длительный отрезок времени (от трех и более лет), в течение которых полученные им теоретические знания, опыт наблюдений за другими коллегами-супервизорами и постоянно тренируемые им профессиональные навыки интегрируются в повседневную практику его супервизорской работы.

С нашей точки зрения, очень важным для такого становления является не только формальное число часов, затраченных на тренинг супервизорских навыков, но и регулярное изложение теории и практики супервизии в виде эссе, супервизорских случаев, статей с описанием личных моделей супервизии, вюшчающих и дидактические, и экспериментальные аспекты. Такие требования побуждают обучающегося супервизора к структурированию своего личного опыта, выделению для себя опорныхточек процесса и дальнейшему совершенствованию своего личного стиля.

Читайте далее:
Обучение психологов