Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
В социологии семью можно рассматривать с двух позиций, как малую социальную группу и как важный социальный институт. И в первом и во втором случае семья представляет сложную систему, выполняющую свои функции, как малая группа, семья удовлетворяет личностные потребности её участников, в качестве социального института семя выполняет значимые потребности в масштабах целого общества, и является важным компонентом структуры общества и является одной из её подсистем. В общественных масштабах семья выполняет важнейшую функцию, а именно репродуктивную, биологическую функцию, направленную на сохранение и преумножение численности популяции, а так же аккумулятивную – направленную на сохранение и развитие культуры, традиций и образа социального существования отдельно взятой популяции, по средства передачи накопленного опыта потомкам.
В современной психологической науке принято рассматривать семью как сложную функциональную систему, как целостную единицу, состоящую из частей, которые в неё входят. Здорово функционирующая семья в понимании современной психологической науки это всегда целостная система, а не сумма её частей, где изменения, происходящие с одним из членов, так или иначе, затрагивают всю систему в целом. Исходя из данного положения можно сказать, что семья это не просто мать, отец и ребёнок (например) которые проживают совместно или нет, а скорее некоторая абстрактная сумма межличностных отношений её членов, которые происходят по определённым законам. Анализируя межличностные отношения членов семьи, можно судить о её функциональности или как это часто встречается в современном обществе – о степени её дисфункциональности.
Как целостная система, семья имеет ряд функций. Но важнейшей для предмета данной статьи, пожалуй, выступает воспитательная функция семьи, которая обеспечивает первичную социализацию, формирование ценностных ориентаций, жизненных позиций, формирование, самоотношения и самооценки и многих других факторов развития личности и психики ребёнка. Стоит упомянуть, что, как правило, именно ребёнок является тем «слабым звеном» которое пожинает все плоды семейной дисфункции.
Межличностные конфликты, разводы, уходы из семьи одного из родителей, исключение одного родителя другим из процесса воспитания, нежелание одного из родителей принимать участие в процессе воспитания, эмоциональная холодность, алкоголизм или прочие синдромы зависимости от психоактивных веществ одного или обоих родителей, и прочие нарушения межличностного функционирования родителей неизбежно влекут за собой, нарушения функционирования семейной системы как целостной единицы, как социального института, малой социальной группы, и что является основным для предмета данной статьи – различные нарушения процесса воспитания ребёнка в отдельно взятой семье.
В клинике нарушений процесса воспитания существует бесчисленное множество возможных сочетаний, семейных взаимоотношений. Безусловно, каждая отдельно взятая семья представляет собой индивидуальный и неповторимый случай, и опыт, однако в нарушениях процесса воспитания можно выделить ряд закономерностей и общих черт.
По мнению авторов Э.Г Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, в клинике нарушения процесса воспитания можно выделить два основных направления:
1). Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи
2) Нарушения механизмов интеграции семьи.
Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
В нарушениях процесса воспитания, описан ряд ролевых особенностей взаимоотношений родителей и ребёнка. В случаях развода родителей, исключения из воспитания одного из родителей, смерть одного из родителей, или другие случаи, когда супружеские взаимоотношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными. Наиболее часто в таких случаях выступает такое нарушение воспитания как – гиперпротекция или гиперопека ребёнка, которую можно разделить на доминирующую или потворствующую. Нередко один из родителей в этом случае, сам того не осознавая стремиться получить от ребёнка хотя бы от части удовлетворение тех потребностей которые в условиях нормальной семьи удовлетворяются в супружеских отношениях, зачастую данные потребности могут носить эротический характер, у родителя появляется стремление отдать ребёнку всю «любовь», все «чувства», получая от него взамен привязанность, стимулируется эротическое отношение к родителям, ревность и детская влюблённость По мере взросления ребёнка, у родителя появляется страх перед его самостоятельностью, и желание удержать ребёнка «рядом» с собой, по средствам потворствующей или доминирующей гиперпротекции, нередко отдавая ребёнку «всю любовь» и «все чувства», родитель отказывается от реальных возможностей вступить в супружеские отношения. Зачастую, сами родители не осознают своего стремления расширить сферу родительских чувств и изменить роль ребёнка в родительских отношениях. Как правило «подмена ролей» происходит по отношению к ребёнку противоположного пола. Нередко отношения с ребёнком идеализируются, родитель стремится скомпенсировать неудачи в супружеских отношениях.
Предпочтение в ребёнке детских качеств.
В данном случае родитель словно не замечает в ребёнке взрослых качеств. Создаётся роль «вечно маленького ребёнка», игнорируется взросление детей и стремление их к самостоятельности. Как правило, родителем или родителями поощряются исключительно детские качества, игривость и наивность. Нередко такие родители признают, что с маленькими детьми им нравятся больше и с ними им интересней. Игнорирую взросление ребёнка родители, снижают к нему уровень требований, создавая таким образом условия потворствующей гиперпротекции. Подобный стиль воспитания представляет наибольшую опасность, если ребёнок имеет отклонения в развития т.к. излишняя опека стимулирует развитие эмоциональной незрелости и психологического инфантилизма ребёнка, а заниженные требования по отношению к ребёнку, искажают зону его ближайшего развития.
Проекция на ребёнка собственных нежелаемых качеств.
Проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств, не редко выражается в жестокости по отношению к ребёнку, и эмоциональном отвержении ребёнка родителем. Причиной подобного стиля воспитания может служить то что, родитель видит в ребёнке те черты характера, которые в себе он чувствует, но старается не замечать, это могут быть склонность к лени, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, не устойчивость интересов и.т.д. Не редко на ребёнка навешиваются ярлыки, «неисправимого хулигана», «лентяя», «бездаря», «лоботряса», а борьба с этими качествами порой может доходить до откровенной жестокости и психологического насилия. Борясь с данными качествами, родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя, помогая родителю верить в то, что у него самого этих качеств нет.
Сдвиг в родительских установках в зависимости от его пола ребёнка.
Выражается в предпочтении в ребёнке женских или мужских качеств. Данный стиль воспитания характеризуется сочетанием гиперпротекции и эмоционального отвержения. Нередко в подобных случаях. Отношения родителя с ребёнком строятся исходя из предрассудков родителя. Родитель обобщает качества которое приписывает полу ребёнка создавая абстрактные стереотипы – «вообще мужчины» или «вообще женщины». Нередко отношение к ребёнку со стороны родителя обусловливается не реальными качествами ребёнка, ребёнку приписываются стереотип, в соответствии с его полом, и зачастую этот стереотип носит отрицательных характер. Примером проявления может служить отец, который видит массу недостатков в характере сына и считает, что все его сверстники такие же. В то же время отец находит в младшей сестре подростка разнообразные достоинства.
В настоящее время в условиях воспитание детей в неполных семьях становится наиболее актуальной проблемой психологической теории и практики. Переживая развод супруги часто выходят с межличностными конфликтами.
Фобия утраты ребёнка.
Обусловливаемое нарушение отношений с подростком — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о хрупкости ребёнка, его болезненности, беззащитности и т. д.
Иногда источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребёнка на свет — его долго ждали, обращения к врачам успеха не приносили, ребёнок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д.
Иногда отношение родителей к ребёнку формировалось под воздействием страха его потерять, так как он тяжело болел, особенно если болезнь его была длительной. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребёнка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция); в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).
В типичных высказываниях родителей в ходе семейной психотерапии отражена их ипохондрическая боязнь за ребёнка Они находят у него множество болезненных проявлений; у них свежи воспоминания о прошлых, даже отдалённых по времени переживаниях по поводу здоровья подростка.
Иногда источник таких переживаний родителей коренится в истории рождения ребёнка — долгожданный ребёнок обращения к врачам успеха не приносили, ребёнок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д.
Стоит отметить, что нарушения процесса воспитания, как правило выражаются в различных сочетаниях потворствующей и доминирующей гиперпротекции, различного рода родительских проекций или же данные нарушения берут своё начало в эмоциональной холодности родителя, но не зависимо от причин, нужно помнить, что нарушения процесса воспитания как правило начинаются со стороны родителя (родителей), но влияют на всю семейную систему, ребёнок как правило оказывается слабым звеном в этой системе, и несёт на себе всю тяжесть последствий дисфункции семьи.
Аспирант Московской Гуманитарно-Технической Академии
специальный психолог Ю.А. Козлов
Читайте далее: