Рыночные отношения, стремительно развивающиеся в России в последние годы, порождают большое количество экономических и иных споров. Учитывая неэффективность судебной системы, данные конфликты сопровождаются значительными временными и финансовыми затратами. В связи с этим в настоящее время приобретают актуальность институты альтернативного разрешения споров, среди которых следует отметить медиацию <1>.
С 1 января 2011 г. Федеральный закон “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” (далее – ФЗ) вступил в законную силу. Данный Закон разработан в целях создания правовых условий для развития в России альтернативных (неюрисдикционных) способов разрешения конфликтов при участии независимых лиц – медиаторов, осуществляющих деятельность, в том числе на профессиональной основе.
Из Закона следует, что процедура медиации – это альтернативный способ урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора, применяемый к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.
Необходимо обратить внимание, что процедура медиации существенно отличается от судебных процедур. В случае обращения сторон в суд, они передают разрешение спора на усмотрение суда. Здесь стороны являются скорее пассивными наблюдателями, так как только суд (государственный или третейский) вправе принять решение. Если стороны разрешают спор посредством медиации, то они самостоятельно решают вопрос об урегулировании конфликта. Посредник (медиатор) помогает сторонам достичь соглашения, принимающего во внимание интересы обеих сторон, но он никаких решений не выносит, медиатор лишь формально фиксирует тот компромисс, к которому пришли стороны. Кроме того, суд выносит решение в строгом соответствии с Законом, а при медиации стороны пытаются, конечно же в рамках Закона, достичь справедливости, найти точки соприкосновения, удовлетворяющие и одну, и другую сторону.
Помимо всего прочего, разрешение споров с участием посредника является более гибким. Стороны могут договориться о восстановлении в правах одной из них путем внесения изменений в договор, принесения извинений и других способов, которые удовлетворят участников данного спора.
Следует упомянуть и о сроках разрешения споров. ФЗ устанавливает срок для проведения процедуры медиации в 60 дней (по общему правилу). В исключительных случаях срок по договоренности сторон может быть увеличен, но не должен превышать 180 дней. В суде же дела рассматриваются в более длительные сроки, а иногда затягиваются и на годы.
Процедура медиации освобождена от всякого формализма и предоставляет полную диспозитивность сторонам. Они могут в любой момент отказаться от разрешения спора с участием посредника и обратиться в суд. Кроме того, стороны минимизируют свои риски по вынесению неблагоприятного решения. В случае недостижения соглашения, медиатор не вправе выносить какое-либо обязательное решение по спору без согласия сторон.
Исполнение решения, вынесенного медиатором, основывается на принципе добровольности. Стороны сами заинтересованы в его исполнении, т.е. в данном случае отсутствует элемент принуждения со стороны государства.
В настоящее время проблема коррупции в России является наиболее актуальной. Медиация в этом случае ограничивает проникновение данного недуга в сферу урегулирования споров. Главным элементом таких правоотношений является добровольность и заинтересованность сторон разрешить спор. Здесь сами стороны являются действующими лицами, которые выносят решение. Даже если одна из сторон будет сомневаться в объективности и честности медиатора, она в любой момент может отказаться от услуг этого посредника и обратиться к другому, а в крайнем случае вправе перенести спор на рассмотрение суда.
Стоит сказать и об исполнении медиативного соглашения, заключенного сторонами разрешаемого спора. Данное соглашение является договором, соответственно, исполняется добровольно. Стороны, в соответствии с принципом свободы договора, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, вправе определить ответственность за неисполнение такого соглашения. В противном случае они могут обратиться в суд с требованием о принудительном исполнении договора. Существует иной вариант исполнения медиативного соглашения: заверение соглашения у нотариуса, которое впоследствии приобретает силу исполнительного документа. Подобный метод исполнения действует в Германии.
Эффективность медиации, несомненно, высока, и это подтверждается опытом других стран: Италии, Франции, Англии, Германии, Австрии и др.
Урегулирование споров, возникающих в гражданском обороте, это, конечно же, сфера частных интересов, в которые государство на современном этапе не должно вмешиваться, но тем не менее эффективность применения процедуры медиации в России зависит от того, насколько точно данный способ урегулирования споров закреплен на законодательном уровне.
ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” предусматривает лишь право, а не обязанность сторон обращаться к участию посредника при разрешении споров. Хотя во многих странах, в том числе в США, Японии, Финляндии и других, по некоторым категориям дел стороны именно обязаны обращаться к услугам медиаторов. В США посредниками разрешаются до 80% споров <2>. Некоторые считают, что отсутствие обязанности обращаться к медиации является главным недостатком Закона, другие же говорят о том, что “пока нам такого Закона будет достаточно” <3>. Вопрос только в том, что если говорить о снижении нагрузки на суды путем введения медиации, то она должна быть обязательной по некоторым категориям дел, в противном случае никакой разгрузки судебной системы в ближайшем будущем не произойдет.
Закон предусматривает, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Даже если учитывать, что речь идет о непрофессиональной деятельности, столь низкие критерии удивляют. Ведь значение процедуры медиации не зависит от того, на какой основе действует медиатор. Особенно поражает нижняя возрастная граница для медиатора-непрофессионала. Вместе с тем из системного анализа приведенных положений следует, что для медиатора-профессионала наличие судимости и ограничение дееспособности не помеха.
Кроме того, в Законе не урегулирован вопрос о сроках исковой давности. Следует закрепить положение о том, что инициирование процедуры медиации не является препятствием для последующего обращения в суд по причине истечения срока исковой давности за время проведения процедуры медиации. Аналогичное положение содержится в Директиве 2008/52/ЕС Европейского парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах.
Целесообразно также предусмотреть, по примеру Австрии, обязательное страхование ответственности профессиональных медиаторов.
Необходимо обратить внимание на законодательный Декрет Италии от 4 марта 2010 г. N 28. Данный законодательный акт устанавливает рамки механизма медиации. В Законе же, принятом Государственной Думой РФ, вообще отсутствуют какие-либо положения о механизме проведения медиации.
Сегодня часто можно встретить скептические высказывания о перспективах этого института, в основном опирающиеся на якобы неготовность нашего менталитета к мирному и одновременно самоответственному разрешению спорных ситуаций. Отчасти с этим можно согласиться: да, за годы советской власти нас приучили, что можно пожаловаться и передать спор на рассмотрение в райком, в профком, в суд и снять с себя ответственность за принятие решения. Мы привыкли не договариваться, а спорить, часто забывая в пылу спора даже о своих собственных интересах. Однако мир меняется, и от того, насколько восприимчивы мы к этим изменениям, будет зависеть уровень нашего социального интеллекта, профессиональной компетентности, а значит, и качество нашей жизни <4>.
<1> Интернет-конференция советника Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлева “О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)”
<2> Осутин С.В. Комментарии к законопроекту о медиации
<3> Там же.
<4> Российская бизнес-газета. 29.06.2010. N 756 (23).