Набор, предъявляемый для обследования, включает 20 таблиц; их выбор определяется полом и возрастом обследуемого.
ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако при работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц будет несколько отличаться от обычного набора для работы с людьми старше 18 лет — из него исключаются и заменяются другими таблицы, наиболее прямо актуализирующие темы агрессии и секса.
Различение "мужских" и "женских" картин восходит к понятию идентификации, на которое опирался Мюррей, считавший, что сходство обследуемого с персонажем картины (рассказа) по полу, возрасту и другим параметрам является условием эффективности проекции. Хотя это положение не нашло экспериментального подтверждения, разделение сохранилось. По-видимому, типично мужские или женские ситуации лучше актуализируют типичные для мужчин либо женщин мотивационные тенденции (в терминах объяснительной модели Д. Мак-Клеланда — Дж. Аткинсона), а также лучше репрезентируют типичные для мужчин, либо для женщин жизненные отношения (в терминах деятельностно-смысловой объяснительной модели). В таблице 1 дано краткое описание всех картин. Символами ВМ обозначены картины, используемые при работе с мужчинами от 14 лет, символами GF — с девушками и женщинами от 14 лет, символами BG — с подростками от 14 до 18 лет обоего пола, MF — с мужчинами и женщинами старше 18 лет. Остальные картины годятся для всех обследуемых. Номер картины фиксирует ее порядковое место в наборе. При составлении таблицы 1 мы частично воспользовались аналогичными описаниями Л.Беллака (Bellak, 1986) и Е.Т.Соколовой (1980).
Кодовое обозначение таблицы | Описание изображения | Типичные темы и признаки, проявляющиеся в рассказе |
1 | Мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку | Отношение к родителям, соотношение автономии и подчинения внешним требованиям, мотивация достижения и ее фрустрация, символически выраженные сексуальные конфликты. |
2 | Деревенская сцена:на переднем плане девушка с книгой, на заднем — мужчина работает в поле, женщина постарше смотрит на него. | Семейные отношения, конфликты с семейным окружением в контексте проблемы автономии-подчинения. Любовный треугольник. Конфликт стремления к личностному росту и консервативной среды. Женщина на заднем плане часто воспринимается как беременная, что провоцирует соответствующую тематику. Мускулистая фигура мужчины может провоцировать гомосексуальные реакции. Полоролевые стереотипы. В российском контексте нередко возникают сюжеты, связанные с отечественной историей и с профессиональным самоутверждением. |
звм | На полу рядом с кушеткой — скорчившаяся фигура скорее всего мальчика, рядом на полу револьвер. | Воспринимаемый пол персонажа может свидетельствовать о скрытых гомосексуальных установках. Проблемы агрессии, в частности, аутоагрессии, а также депрессии, суицидальных намерений. |
3GF | Молодая женщина стоит около двери, протянув к ней руку; другая рука закрывает лицо. | Депрессивные чувства. |
4 | Женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться. | Широкий спектр чувств и проблем в интимной сфере: темы автономии и неверности, образ мужчин и женщин вообще. Полуобнаженная женская фигура на заднем плане, когда она воспринимается как третий персонаж, а не как картина на стене, провоцирует сюжеты, связанные с ревностью, любовным треугольником, конфликтами в сфере сексуальности. |
5 | Женщина средних лет заглядывает через полуоткрытую дверь в старомодно обставленную комнату. | Выявляет спектр чувств, связанных с образом матери. В российском контексте, однако, часто проявляются социальные сюжеты, связанные с личной интимностью, безопасностью, незащищенностью личной жизни от чужих глаз. |
6ВМ | Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза. | Широкий спектр чувств и проблем в отношениях мать—сын. |
6GF | Молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту. | Картина задумывалась как симметричная предыдущей, отражающая отношения отец—дочь. Однако она воспринимается отнюдь не так однозначно и может актуализировать достаточно разные варианты отношений между полами. |
7ВМ | Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство. | Выявляет отношения отец—сын и производные от них отношения к авторитетам мужского пола. |
7GF | Женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей что-то. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону. | Выявляет отношения между матерью и дочерью, а также (иногда) к будущему материнству, когда кукла воспринимается как младенец. Иногда в рассказ бывает вставлен сюжет сказки, которую мать рассказывает или читает дочери, и, как отмечает Беллак, эта сказка и оказывается наиболее информативной. |
8ВМ | Мальчик-подросток на переднем плане, сбоку виден ствол ружья, на заднем плане нечеткая сцена хирургической операции | Эффективно актуализирует темы, связанные с агрессией и честолюбием. Неузнавание ружья свидетельствует о проблемах с контролем агрессии. |
8GF | Молодая женщина сидит, опершись на руку, и смотрит в пространство. | Может выявлять мечты о будущем или текущий эмоциональный фон. Беллак считает все рассказы по этой таблице поверхностными, за редкими исключениями. |
ЭВМ | Четверо мужчин в комбинезонах лежат вповалку на траве. | Характеризует отношения между сверстниками, социальные контакты, отношения с референтной группой, иногда гомосексуальные тенденции или страхи, социальные предубеждения. |
9GF | Молодая женщина с журналом и сумочкой в руках смотрит из-за дерева на другую нарядно одетую женщину, еще моложе, бегущую по пляжу. | Выявляет отношения со сверстницами, часто соперничество между сестрами или конфликт матери с дочерью. Может выявлять депрессивные и суицидальные тенденции, подозрительность и скрытую агрессивность, вплоть до паранойи. |
10 | Голова женщины на плече мужнины. | Отношения между мужчиной и женщиной, иногда скрытая враждебность к партнеру (если в рассказе тема расставания). Восприятие двух мужчин на картине заставляет предположить гомосексуальные тенденции. |
11
Дорога, идущая по ущелью между скалами. На дороге — неясные фигуры. Из скалы высовывается голова и шея дракона.
Актуализирует инфантильные и примитивные страхи, тревоги, страх нападения, общий эмоциональный фон.
12М
Молодой человек лежит на кушетке с закрытыми глазами, над ним склонился пожилой мужчина, его рука протянута к лицу лежащего.
Отношение к старшим, к авторитетам, страх зависимости, пассивные гомосексуальные страхи, отношение к психотерапевту.
12F
Портрет молодой женщины, за ней пожилая женщина в платке со странной гримасой.
Отношения к матери, хотя чаще всего женщина на заднем плане описывается как свекровь.
12BG
Лодка, привязанная к берегу реки в лесистом окружении. Людей нет.
Беллак считает эту таблицу полезной только лишь при выявлении депрессивных и суицидальных тенденций.
13MF
Молодой человек стоит, закрыв лицо руками, за ним на кровати полуобнаженная женская фигура.
Эффективно выявляет сексуальные проблемы и конфликты у мужчин и женщин, страх сексуальной агрессии (у женщин), чувства вины (у мужчин).
13В
Мальчик сидит на пороге хижины.
Во многом аналогична таблице 1, хотя менее эффективна.
13G
Девочка поднимается по ступенькам.
Беллак считает эту таблицу мало полезной, как и остальные чисто подростковые таблицы ТАТ.
14
Силуэт мужчины на фоне освещенного оконного проема.
Беллак считает, что фигура может восприниматься и как женская, что говорит о половой идентичности обследуемых, однако наш опыт не подтверждает этого — фигура однозначно воспринимается как мужская. Таблица актуализирует детские страхи (темноты), суицидальные тенденции, общефилософские и эстетические наклонности.
15
Немолодой человек с опущенными руками стоит среди могил.
Отношение к смерти близких, собственные страхи смерти, депрессивные тенденции, скрытая агрессия, религиозные чувства.
16
Чистая белая таблица.
Дает богатый разносторонний материал, однако лишь для обследуемых, не испытывающих сложностей со словесным выражением мыслей.
17ВМ
Обнаженный мужчина взбирается или спускается по канату.
Страхи, тенденция к бегству от опасности, гомосексуальные чувства, образ тела.
17GF
Женская фигура на мосту, склонилась над перилами, позади высокие здания и маленькие человеческие фигурки.
Полезна для выявления суицидальных тенденций у женщин.
18ВМ
Мужчина схвачен сзади тремя руками, фигуры его противников не видны.
Выявляет тревоги, страх нападения, страх гомосексуальной агрессии, потребность в поддержке.
18GF
Женщина сомкнула руки на горле другой женщины, похоже, сталкивая ее с лестницы.
Агрессивные тенденции у женщин, конфликт матери с дочерью.
19
Смутное изображение хижины, занесенной снегом.
Польза под вопросом.
20
Одинокая мужская фигура ночью у фонаря.
Как и в случае таблицы 14, Беллак указывает, что фигура нередко воспринимается как женская, но наш опыт это не подтверждает. Страхи, чувство одиночества, иногда оцениваемое положительно.
Последовательность предъявления очень важна. Таблицы различаются, во-первых, по конкретной сфере жизненных отношений, которую каждая из них затрагивает (первые картины — более универсальные, привычные, обыденные сферы; последние картины — более специфические, индивидуально значимые сферы); во-вторых, по эмоциональному тону, который задается расположением, позами и лицами людей, светотенью, контрастами самих изображений и т.п. и, в-третьих, по степени реалистичности. Первые картины весьма реалистичны, в картинах 8—10 возникает проблема соотнесения между собой частей изображения и связывания их в одно целое, в картине 11 персонажа нет, что вызывает затруднения в выполнении инструкции, картина 12 является фантастической, картины 13—15 затрагивают глубоко запрятанные конфликты, картина 16 представляет собой чистое белое поле, картины 17—20 тоже достаточно необычны. Г.Мюррей считал, что поскольку первые 10 картин затрагивают более обыденные темы, а вторые 10 — более фантастические, рассказы по первым 10 картинам должны отражать потребности, реализуемые в повседневном поведении, а по вторым 10 картинам — вытесненные или сублимированные желания. Экспериментального подтверждения этому, однако, получено не было. Тем не менее один и тот же признак может иметь разное значение при появлении его в первых или в последних рассказах. Это, а также то обстоятельство, что одни картины актуализируют определенные конфликты и аффекты, а другие их "гасят", обосновывает необходимость строго соблюдать последовательность предъявления картин. Использование неполного набора также нежелательно. Оно может явиться следствием дефицита времени, однако при этом велик риск получения односторонних результатов, в которых одни стороны личности обследуемого проявятся непропорционально ярко, а другие не проявятся вовсе. С другой стороны, есть и авторитетные мнения в пользу сужения набора картин. А.Хартман проводил специальный опрос 90 профессионалов, которые ранжировали таблицы ТАТ по степени их полезности для диагностики. Согласованность оценок оказалась весьма высокой. На основании этих оценок он выделил базовый набор, в который входят 8 таблиц: 1, 2, ЗВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 13MF, 8ВМ (Hartman, 1970). Л.Беллак на основании своего личного опыта также считает, что для индивидуального обследования достаточно ограничиться 10-12 таблицами. Этот объем, с его точки зрения, оптимален, и позволяет провести все обследование за одну сессию. Необходимые при обследовании любого мужчины таблицы: 1, 2, ЗВМ, 4, 6ВМ, 7ВМ, 11, 12М, 13MF; для женщин в базовый набор входят 1, 2, ЗВМ, 4, 6GF, 7GF, 9GF, 11, 13MF. К ним Л.Беллак рекомендует добавлять несколько других таблиц в зависимости от тех личностных проблем, проявление которых может предвидеть диагност (Bellak, 1986, с.51). Мы видим, во-первых, что наборы, предлагаемые А.Хартманом и Л.Беллаком, очень похожи; Л.Беллак, оценивая данные А.Хартмана, склонен согласиться с ним в том, что таблицы 8ВМ и 10 действительно важны, а 11 — не очень, продолжая, однако, настаивать на важности таблицы 12М (там же). Во-вторых, в них доминируют таблицы из первой десятки, а "мужские" таблицы преобладают над "женскими".