5.5. Рабочая стадия супервизии
Целью рабочей стадии супервизии, с нашей точки зрения, может считаться ответ на вопрос: «Каким образом терапевт, работая с группой, отдельным участником или ко-терапевтом, препятствует контакту группы с актуальной групповой потребностью и как он в дальнейшем может способствовать групповому развитию?». Основная задача супервизии и состоит в том, чтобы терапевт получил ответ на этот вопрос не от супервизора, а в контакте с супервизором. Если на супервизорской сессии супервизор поддерживает контакт терапевта с его собственной актуальной потребностью, утраченный в групповой ситуации, то и терапевт восстанавливает свою способность фасилитировать групповое развитие, быть живым и творческим.
Блокирующие действия терапевта могут быть обусловлены недостатком знаний, профессиональных навыков, а также личной проблематикой (которую терапевт может проработать со своим личным терапевтом). Ответ на этот вопрос способствует его профессиональному и личностному росту. На рабочей стадии может быть актуализировано несколько фокусов. Рабочая стадия супервизии может акцентироваться на следующих моментах.
1. На ситуации в группе и отношениях с отдельными участниками. Такая работа в первую очередь адресована начинающим групповым терапевтам. Она опирается на внутригрупповой контекст — интеракции участников, комментарии и интервенции терапевта, адресующиеся отдельным участникам и ситуациям. Данный вид супервизии в большей степени ориентирован на работу с групповой структурой и характеризуется относительно большим объемом дидактических вмешательств. При этом следует помнить, что «супервизоры обязаны провести и сохранять границы между супервизией и другими профессиональными отношениями, например, обучением и руководством» (Кодекс этики и практики супервизоров Британской ассоциации консультирования, 2000).
Супервизия, ориентированная на ситуацию в группе и отношения терапевта с отдельными участниками, может также включать:
• обучение построению терапевтических гипотез;
• исследование внутренней структуры группы, которая определяется положением отдельных участников на определенной стадии терапевтического процесса;
• отслеживание и анализ феноменов группового взаимодействия и ролевой структуры группы;
• изучение личностных особенностей участников группы, определяющих «своеобразную групповую атмосферу, типичные для нее модели взаимодействий и стоящие за ними внутриличностные конфликты» (Пуртова, Трепалина, 2001);
• обсуждение проблем отдельных участников в связи с их реальным поведением в фупповом контексте, а также их способов прерывания контакта;
• особенности работы с определенными категориями участников: молчащими на фуппе, монополширующими время фуппы, «агрессорами», «спасателями» и т. п.;
• особенности тактики терапевта в определенных фупповых ситуациях: открытого конфликта между участниками, конфронтации с терапевтом, молчания, нежелания работать и т. п.;
• обсуждение с терапевтом его удачных и эффективных терапевтических вмешательств.
Результатом работы может стать прояснение для терапевта фуппо-вой сфуктуры, совершенствование навыков работы с фуппой и отдельными ее участниками, осознавание личных и профессиональных проблем, а также собственных ресурсных возможностей.
2. На работе с групповой динамикой (для более опытных терапевтов). Терапевт хочет «разобраться» со своими реакциями в фуппе. Супервизия ценфирована на том, что происходит с терапевтом в контексте группы и его профессиональных действиях в связи с этим:
• на отношениях и чувствах терапевта в групповом процессе;
• на отношениях и чувствах терапевта к отдельным участникам фуппы в контексте их реального поведения, проекций на терапевта;
• на определении стадии терапевтической динамики группы и эффективной стратегии работы с группой;
• на определении групповой темы и перспективной групповой задачи (потребности);
• на осознавании чувств и мыслей терапевта, являющихся основой для выбора профессионального поведения в группе в связи с особенностями данного группового процесса;
• на действиях терапевта, блокирующих или фасилитирующих групповую динамику.
Результатом супервизии может стать определение связи чувств терапевта на сессии с его личным материалом, собственными проблемами и ограничениями, «любимыми» способами прерывания контакта, а также определение ресурсов и творческих возможностей.
3. На особенностях терапевтических отношений с группой как целым
(особенностях реакций и действий фуппы как целого по отношению к групповому терапевту, реакциях и действиях группового терапевта по отношению к группе, особенностях группового переноса, работе с данными факторами в долговременной групповой терапии). Групповой терапевт является частью групповой системы и в то же время должен оставаться способным выйти за ее пределы и проводить осознанные терапевтические интервенции.
В данном случае результатом супервизии может стать способность терапевта полнее осознавать действия системных факторов и возможность эффективнее работать с групповой системой.
4. На ко-терапевтическом взаимодействии. Супервизия ориентирована на прояснение взаимоотношений и чувств ко-терапевтов. При обсуждении отношений и чувств друг к другу супервизору необходимо учитывать и стадию групповой динамики, и перспективную групповую задачу.
Хорошим результатом может быть достижение согласия относительно стратегий работы, распределения ролей, способов взаимной поддержки и обсуждения разногласий.
6. Дидактические аспекты групповой супервизии
Обучение группового терапевта проходит преимущественно в тренинговом режиме. Однако в небольшом объеме (и при осознанном отношении супервизора к нарциссическим тенденциям своего поведения) дидактическая помощь может быть полезной для начинающего терапевта и во время супервизии его работы.
Дидактическая помощь может быть оказана в следующих формах:
• Подсказка (информирование). Затрагивает те области групповой работы, в которых начинающий групповой терапевт еще не имеет достаточной теоретической осведомленности. Подсказка может быть предложена в виде цитаты (если супервизору не лень и хочется выглядеть мудрым) или рекомендации «почитать то-то» (если лень и не хочется).
• Обучение навыкам групповой работы. К ним относится побуждение участников к адресным высказываниям («Кому бы ты могла сказать это здесь?»), фасилитация взаимодействия участников, формы конфронтации с группой и отдельными участниками, формы поддержки группы и отдельных участников, умение наблюдать за распре-делением энергии в группе, сохранение групповых «рамок» (время, оплата терапии, неявки, опоздания, конфиденциальность и другие нормы), тактика работы с «грудными» участниками и т. п.
• Обучение навыкам анализа групповой ситуации и построения гипотез. Включает развитие способности к воспроизведению отрезка групповой работы, интерпретации групповых событий, выделение групповой темы, определение стадии развития группы, атакже способность к оперированию этой информацией в терапевтических целях. Сюда же относится развитие умения обоснованно и с пользой для группы применять техники и групповые упражнения.
• Инструкции и задания могут касаться формы совершенствования какого-либо навыка групповой работы, осознавания своих чувств и реакций в групповой ситуации, осознавания стереотипов восприятия и действий. Терапевт может получать их как во время работы группы (по договоренности), так и после—для реализации наследующей групповой сессии.
• Комментарии к работе группового терапевта относятся больше к профессиональному процесс-анализу и чаще всего используются в тренинговой группе после супервизии.
• Контроль и оценка действий группового терапевта. В концентрированном виде осуществляются в ходе профессионального экзамена
по окончании обучения.
В конечном счете эффективная групповая супервизия, также как и индивидуальная, должна закончиться обозначением личной проблемы, проработать которую групповой терапевт может на индивидуальной терапевтической сессии, и восстановлением его личных и творческих ресурсов и желания работать с группой, получая от этого большое профессиональное и человеческое удовольствие.