Фокусирование—это взаимодействие супервизора и терапевта, направленное на формирование супервизорского запроса, соответствующего основным задачам и целям супервизии. Так же, как и в индивидуальной терапии, фокусирование заканчивается определением фокуса супервизии, который для супервизии можно обозначить как содержание интереса терапевта, сориентированное по отношению к участникам терапевтического процесса (а также их интеракциям) или групповой системе в целом.
Наблюдая за работой терапевтов, супервизор может отметить наиболее характерные (и часто неосознаваемые) особенности внешних реакций терапевта(ов). Например, один из них на протяжении всей сессии мило улыбается, обращаясь к участникам группы, а второй с напряженным видом переводит взгляд то на одного, то на другого члена группы.
Как они выглядят, закончив работу? Есть ли разница в их облике и состоянии во время работы и после нее? Сменяется ли «милое» выражение лица растерянностью, напряженность позы — ее смягчением, некоторая маскообразность мимики—тревожностью во взгляде?.. Каковы их чувства по отношению к данному отрезку работы, довольны ли они собой? Это первая задача, решаемая в процессе фокусирования.
Следующий шаг супервизора — определение необходимости супервизии (если это не было оговорено ранее) и ее содержания (если было). Если терапевт(ы) доволен своей работой, выглядит вполне счастливым(и), а происходящее в группе понятно и ему, и супервизору, то можно порадоваться вместе или обсудить планы на будущее.
Если же терапевту(ам) происходящее в группе не совсем понятно, работа сопровождалась значительным дискомфортом и супервизия проводилась по запросу терапевта, супервизор и терапевиы) должны понять, к какому отрезку работы это относится и что происходило в группе в этот период. Для этого необходимо вспомнить ряд конкретных реплик
участников группы, реплики и действия терапевта(ов), определить групповую тему. Если терапевт(ы) затрудняется все это воспроизвести, могут пригодиться записи супервизора, отражающие реакции и действия терапевта(ов) на происходящее в групповом процессе.
Итак, первая фаза фокусирования касается направления поиска (участник группы, группа в целом, сам терапевт, ко-терапевт) и содержания интереса (суть запроса), то есть фокуса. Решение о фокусе — это ответственность супервизируемого терапевта. При этом супервизор играет вспомогательную роль —роль профессионала, помогающего организовать некое пространство, в котором терапевт может сориентироваться в области своего интереса. После определения фокуса супервизор и терапевт вместе формулируют цель данной супервизии.
Во второй фазе супервизору необходимо получить ответ на вопрос, как именно данный фокус будет способствовать профессиональному развитию конкретного терапевта «здесь и сейчас», на данной стадии его обучения или профессиональной жизни, то есть обозначить его «зоны профессионального роста». Этому посвящается рабочая стадия супервизии. Осознанное решение супервизора касается выделения тех аспектов супервизии, которые будут максимально полезными для данного терапевта, учитывая уровень его профессионального развития на данный момент. Решение об этом является ответственностью супервизора. Определением зоны профессионального роста заканчивается фокусирование и начинается рабочая стадия.
При супервизии с двумя ко-терапевтами у супервизора возникает естественный вопрос: «С кем из ко-терапевтов работать дальше?». Варианты решения этого вопроса супервизором могут быть основаны:
• на решении самих ко-терапевтов;
• на определении того, кто из ко-терапевтов больше заинтересован в получении супервизии (в ком больше энергии);
• на прямом обсуждении этого вопроса с ко-терапевтом, действия которого, по мнению супервизора, блокируют групповую динамику. Если становится ясно, что фокусом супервизии являются отношения между к о-терапевтами, то супервизор может принять решение работать с двумя ко-терапевтами в режиме энкаунтера, позволяющего прояснить отношения и желания ко-терапевтов по отношению друг к другу. Очень важно, чтобы прояснение чувств и отношений происходило с учетом группового контекста, что позволит выделить и отдельно рассмотреть явления, относящиеся к феноменам группового переноса, то есть реакции и действия группы по отношению к каждому ко-терапевту.
Повторимся еще раз, что ответственность за формулирование запроса на супервизию принадлежит терапевту(ам), хотя супервизор также может помочь в этом, конфронтируя со стремлением к однозначной оценке работы, бесполезной для супервизии позицией «скажи мне что-нибудь, а я тебя послушаю…» или поддерживая энергию терапевта и двигаясь в направлении его интереса в режиме поиска.
Таблица 5.1
Особенности фокусирования, основной вопрос рабочей стадии супервизии и зоны профессионального роста группового гештальт-терапевта
Область интереса супервизируемого терапевта (КТО?) Содержание интереса супервизируемого терапевта (ЧТО?) Основной вопрос рабочей стадии супервизии (КАК?) Предполагаемые зоны профессионального роста
терапевта (расширение возможностей осознавания, профессиональные способности, стратегии и навыки интервенции)
Участник группы Работа с «трудными» участниками, индивидуальная работа в групповом контексте, индивидуальные переносы, личная динамика участника, особенности интеракций. Каким образом терапевт, выбирая участника для работы в групповом контексте и работая с ним, блокирует групповой процесс?
• Осознавание собственных чувств, их связь с поведением и реакциями участника.
• Использование собственных чувств в терапевтических целях.
• Профессиональное поведение —развитие терапевтических навыков, обучение.
• Осознавание личной про-блематики, влияющей на работу с данным участником, проработка проблем.
• Осознавание механизма выбора участника для групповой работы.
Группа как це-лое Групповая ситуация (внутригрупповой и внегрупповой контексты) — стадия развития, интеракции, роли, общегрупповые феномены и т. п. Каким образом терапевт, работая с группой, препятствует ее контакту с актуальной групповой потребностью? • Процессуальное осознавание, то есть феноменологическая картина терапевтического процесса.
• Знания и умение ориентироваться в групповой структуре и динамике группового процесса.
• Навыки работы со способами регулирования границ контакта в группе (Гронский, 2001).
• Навыки работы с парами, группой в целом.
• Осознавание собственного влияния на терапевтический процесс и терапевтическую систем}’ в целом.
• Осознавание сути взаимодействия, ролевых позиций и ожиданий, положения в терапевтической системе в целом.
• Развитие возможности вы-хода за пределы терапевтической системы, изменение поведения терапевта.
Сам терапевт Чувства, профессиональное поведение (терапевтические навыки, знания, влияние, индививидуальный стиль). Как знания, чувства и личная проблематика терапевта влияет на ситуацию в группе и развитие группового процесса
Осознавание чувств в групповой ситуации, их терапевтическое использование.
• Осознавание связи профессиональных проблем с личным материалом.
• Осознавание личной проблематики, влияющей на терапевтический процесс, про-работка проблем.
• Осознавание собственных потребностей и способность позаботиться о себе на терапевтической сессии, а также способность к само поддержке.
• Развитие терапевтических навыков, обучение.
• Гармонизация терапевтического стиля. Ко-терапевт Чувства к ко-терапевту, профессиональное взаимодействие и его влияние на групповой процесс. Как чувства и отношения с ко-терапевтом влияют на групповой процесс.
• Осознавание чувств к ко-терапевту.
• Влияние чувств к ко-терапевту на профессиональное поведение терапевта, ситуацию в группе.