Изменрение 2: Фокусирование на стратегиях и интервенциях

ИЗМЕРЕНИЕ 2: ФОКУСИРОВАНИЕ НА СТРАТЕГИЯХ И ИНТЕРВЕНЦИЯХ

Внутри этого измерения супервизор фокусируется на интервенциях, осуществляемых терапевтом в ходе работы с клиентом, на том, как и почему они делались, а также на других возможных вариантах интервенций. Одна наша коллега использует этот подход в качестве основного фокуса супервизии: «Я задаю им несколько вопросов. Какие интервенции вы использовали? Какие для этого были основания? Куда привели эти интервенции? Как и когда они осуществлялись? Затем я спрашиваю, что они собираются делать с клиентом дальше» (Davies, 1987).
Полезно помнить высказывание Абрахама Маслоу: «Если единственный инструмент, который у вас имеется — это молоток, то во всем окружающем вы будете склонны видеть гвоздь», и важно убедиться в том, что ваш супервизируемый не только хранит набор интервенций в своем ящике для инструментов, но также соответствующим образом использует их и не портит стамеску, пытаясь ввернуть шуруп!
Мы часто обнаруживали, что при рассмотрении процесса работы с клиентом терапевты могут начать думать в дуалистическом ключе. Они могут делать заключения, которые мы называем «или-или» («eitherorisms»), например:
Я должен или сопротивляться их контролирующему поведению, или примириться с ним.
Я не знаю, подождать ли мне еще немного, или интерпретировать это молчание как агрессию по отношению ко мне.
Я не знаю, стоит ли продолжать работу с ним.
Как вы видите, не каждое из этих утверждений содержит конструкцию «или-или», но они всегда основываются на том, что терапевт видит два противоположных варианта. Работа супервизора состоит в том, чтобы помочь клиентам выбраться из ловушки выбора между этими двумя вариантами и показать, как они свели ряд возможностей только к двум. Как только терапевт поймет, что действует в ограничивающем режиме, супервизор будет готов помочь ему выработать новые способы интервенции.
Выработка новых способов может проходить в форме простейшего мозгового штурма. Основные правила мозгового штурма таковы:
•    говорить все, что приходит в голову;
•    не оценивать и не обсуждать идеи;
•    использовать чужие идеи в как трамплин для собственных;
• включать самые дикие идеи, которые вы можете изобрести.
Мозговой штурм можно стимулировать, устанавливая высокие цели, потому что креативность подсознания проявится только тогда, когда исчерпаются очевидные рациональные решения. Часто именно самая безумная идея содержит зерно творческого подхода. В формате групповой супервизии вы можете получить 20 способов терапевтической интервенции. В индивидуальной супервизии можно предложить терапевту придумать шесть или семь различных путей управления трудной ситуацией.
Групповая супервизия предоставляет широкие возможности для реализации этого измерения. Группа несет в себе гораздо больше различных стилей и может избежать дуализма, свойственного паре, где существует или подход супервизора, или подход супервизируемого.
В групповой супервизии также больше возможностей ролевого проигрывания. Каждый член группы может выбрать и попробовать один из способов, полученных в результате мозгового штурма. Затем, с терапевтом в роли клиента, можно опробовать и оценить различные подходы (см. главу 9). В индивидуальной супервизии терапевт также может испробовать различные интервенции. Можно использовать в качестве клиента пустой стул или супервизора. При необходимости после этого супервизор и терапевт меняются местами и реагируют на интервенцию из роли клиента.
Многие супервизоры, фокусируясь на терапевтической интервенции, предлагают свои собственные варианты. Это может быть опасно. Супервизору легко впасть в стремление продемонстрировать собственные терапевтические навыки, но при этом он может не до конца осознавать, насколько проще быть умелым в условиях супервизорской сессии по сравнению со встречей лицом к лицу с клиентом. Другая опасность состоит в том, что интервенции супервизора могут быть интроецированы терапевтом («проглочены» им целиком), вместо того чтобы способствовать улучшению собственных интервенций.
В главе 8, посвященной обучению супервизоров, мы представим классификацию интервенций по Джону Хирону, который делит все возможные интервенции на шесть категорий. Мы покажем, что не имеет смысла делить интервенции на более и менее полезные, так как любая из них может использоваться правильно, неправильно или извращенно. Мы говорим об этом, чтобы супервизоры обращали внимание на интервенции, которые они используют постоянно, и на те, которых избегают. Это поможет им увидеть сильные и слабые стороны своего стиля и сбалансировать используемые интервенции. Мы считаем, что такой мониторинг собственных интервенций усиливает осознание стилей и техник, используемых терапевтами.
Существует целая школа стратегической терапии, которая применяется главным образом для работы с семьей и использует широкий спектр супервизорских техник, причем супервизор подсказывает терапевту стратегические интервенции, часто из-за одностороннего зеркала, с использованием наушников или телефона. Фокусирование на стратегии нельзя смешивать со «стратегическими» терапевтическими подходами, будь то интерпретация, рефлексия, молчание или активное усиление работы с телом.

Читайте далее:
Обучение психологов