Судебно-психологическая экспертиза мотива преступного деяния: проблемы теории и практики

Принципиальное положение правово­го государства и отечественного уголовного права о виновной ответственности требует при анализе субъективной стороны преступ­ления помимо вины учитывать мотивы, цели, разнообразные эмоциональные проявления, которые обуславливают общественно-опас­ные деяния субъектов преступления. Значи­тельное число ошибок правоохранительных органов связано с недооценкой вины, моти­вов и целей преступного поведения: это и не­правильная квалификация, невыяснение или игнорирование подлинных мотивов преступ­ления, назначение необоснованных наказа­ний, неточное применение иных положений Общей части уголовного права, нарушения принципов субъективного вменения, соци­альной справедливости и т.д.

Мотив – важнейшая характеристика содеянного. Описание мотивов и целей поя­вилось и во многих нормах Особенной части УК, в которых оно ранее не существовало. По каждому уголовному делу мотив относится к обстоятельствам, подлежащим доказыванию п. 2 ст.73 УПК РФ.

Ежегодные обзоры кассационной прак­тики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ свидетельствует о том, что суды стабильно испытывают трудности в определении мотива преступления по ряду уголовных дел. В качестве доказательств ус­тановления мотива используются показания обвиняемого, потерпевшего и свидетелей, нередко противоречивые и неполные.

Пробел в доказательственном матери­але можно было восполнить в ряде случаев, назначив судебно-психологическую экспер­тизу на предмет исследования мотивов пре­ступного поведения.

В отечественной литературе свыше двадцати лет ведется дискуссия о возмож­ности установления экспертом-психологом мотива преступного поведения.

Противники решения вопроса о выявле­нии мотива преступления с помощью судеб­но-психологической экспертизы утверждают: «Установление психологических элементов совершенного преступления в соответствии с законом полностью охватывается сферой деятельности следователя и суда; мотив и цель, будучи вопросами права, не могут пред­ставлять собой объект исследования судеб­но-психологической экспертизы».[1] Аналогич­ного мнения придерживаются В. Зимарин, И. Попов[2], Селиванов Н.[3] и другие. Вместе с тем, стоит согласиться с теми исследователями[4], которые считают, что установление психологи­ческих компонентов мотивов преступных дейс­твий не только возможно, но и необходимо по отдельным категориям уголовных дел.

Необходимость использования резуль­татов судебно-психологической экспертизы мотивов преступного поведения обуславли­вается следующими факторами:

  1. –    во-первых, значимостью влияния моти­ва преступного поведения лица на степень его вины. В действующем уголовном законе мотив того или иного уровня предусмотрен в качестве признака основного состава преступления, в результате чего содеянное переходит на иной качественный уровень по сравнению с базо­вым преступлением путем изменения объекта преступления и ужесточения наказания за его совершение; в качестве признака основного состава преступления и позволяет отграничи­вать преступление от иных правонарушений; в качестве квалифицирующего признака соста­ва преступления, привилегированного соста­ва преступления, в качестве смягчающего или отягчающего обстоятельства, так же мотивами конкретного преступления могут быть любые мотивы за исключением определенного, ука­занного в законе, в результате чего преступле­ния имеют иное содержание. Более того, мотив может быть не предусмотрен в статьях УК РФ, но правоприменитель, используя возможность признания любого обстоятельства смягчаю­щим ответственность либо используя возмож­ности ст. 60 УК РФ, учитывает мотив при назна­чении наказания;
  2. –      во-вторых, сложностями процес­са установления и доказывания признаков субъективной стороны преступления, в том числе и мотива. чаще всего суду и следствию не удается раскрыть мотивы преступления, в том числе и по той весьма распространенной причине, что данному вопросу они попросту не придают никакого значения. Это одна из веских причин того, что подавляющее боль­шинство преступников считают приговор и наказание несправедливыми, а себя не при­знают действительным источником обще­ственно-опасных последствий. Они искренне убеждены, что действительными виновника­ми являются потерпевшие, свидетели, жиз­ненные трудности и иные обстоятельства, признают же себя виновными лишь формаль­но. Понятно, что при таком отношении труд­но рассчитывать на осмысление содеянного, раскаяние, стремление исправиться;
  3. –    в-третьих, ошибочным установлени­ем работниками правоохранительных орга­нов, судами мотивов преступного деяния, что приводит к неправильной квалификации преступления и как следствие, к отмене или изменению приговора в виду неправильного применения уголовного закона. Удельный вес подобных ошибок достигает 40-50% в общей массе судебных ошибок[5];
  4. –    в-четвертых, пониманием того, что мо­тив – это, прежде всего психофизиологическое понятие которое превратилось в юридическое потому, что заняло необходимое место в уго­ловном законе. Вследствие того, что мотив «пришел» в юриспруденцию из психологичес­кой науки, поэтому и анализировать его нужно начиная с позиции этой науки. Так же изуче­нию этого уникального феномена психологией отводится самое пристальное внимание, чем другими науками (криминологией, уголовным правом и др.).

Все вышеизложенное может свидетельствовать об актуальности такой экс­пертизы, необходимостью разработки объек­та, предмета, задач такой экспертизы, исполь­зовании её при доказательстве субъективной стороны преступления.

Использование результатов судебно­психологической экспертизы при доказатель­стве мотива преступного деяния возможно, так как преступление является одной из раз­новидностей внешнего произвольного пове­дения человека. Выделение преступления как особой категории произвольного поведения в отдельную группу обусловлено существовани­ем в обществе определенных норм. В связи с этим, как считает С.В. Скляров[6] общие поня­тия мотивов преступного поведения и моти­вов нормативного произвольного поведения не имеют принципиальных различий. Оценка мотивов поведения как мотивов преступления зависит, прежде всего, от того, признается ли обществом данное поведение преступным или правомерным и сознает ли это субъект, совер­шающий данное деяние.

Поэтому представля­ется невозможным чисто правовое определе­ние мотивов преступного поведения. Рассмот­рение вопроса о сущности мотивов преступно­го поведения должно осуществляться только при психологическом анализе произвольного поведения в целом.

Современный этап развития судебно­психологической экспертизы мотивов пре­ступного деяния характеризуется противоре­чивым отношением к ней как юристов, так и психологов, а так же проблемами, связанны­ми с её назначением и производством в силу неразработанности её теоретических основ. Одной из существенных проблем является отсутствие единства в понимании мотива, что приводит к тому, что в качестве мотива пони­маются самые различные психологические феномены. Как писал А.Н. Леонтьев[7], работы по проблемам мотивации почти не поддаются систематизации – до такой степени различны те значения, в которых употребляется термин «мотив», в связи с чем это понятие преврати­лось как бы в большой мешок, в который сло­жены самые различные вещи.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся разногласицу Е.П. Ильин[8] выделяет несколько точек зрения на понимание мотива как реального психологи­ческого феномена: мотив как побуждение, как намерение, как сложное интегральное психо­логическое образование. Немало споров и в юридической литературе вызывает пробле­ма классификации мотивов преступления[9]. В юридической литературе предпринимаются попытки классификации в зависимости от цели изучения мотива, существуют различные подходы: психологический, уголовно-право­вой, криминологический, криминалистичес­кий и т.д. Не обсуждая частные недостатки той или иной классификации мотивов преступно­го поведения, что неоднократно делалось в научных трудах, следует все же остановится на одном из них – общем для всех. Все авто­ры, фактически относя мотивы преступления к той или иной группе используют для этого единое основание – социальную оценку дейс­твий совершенных преступником, и последс­твий этих действий.

Кроме того, классифици­руя мотивы преступлений, авторы исходят из содержания потребностей, лежащих в основе действия лица, хотя сущность собственно мо­тивов поведения заключается в возможности выбора человеком между различными вари­антами действия, направленного на удовлет­ворение одной и той же потребности. Уголов­но-правовая классификация мотивов должна быть не только связана с квалификацией пре­ступления в тех случаях, когда мотив входит в число обязательных признаков основного или квалифицированного составов преступ­ления, но и, главным образом, преследовать цели индивидуализации ответственности за совершенное преступление, в частности, спо­собствовать решению вопроса о возможности освобождения от уголовной ответственности или наказания, а в противном случае – об оп­ределении меры уголовного наказания. Клас­сификации мотива преступлений, существую­щих в юридической литературе, практически невозможно использовать для решения воп­роса об индивидуализации ответственности лица, совершенного преступления.

Поэтому С.В. Скляров считает, что классификация моти­вов индивидуального преступного поведения должна отвечать следующим требованиям[10]:

  • –    отражать процесс формирования у че­ловека мотивов, лежащих в основе совершен­ных им преступных действий (бездействия), что важно для теоретического изучения раз­личных видов мотивов, в том числе и психоло­гией;
  • –    отражать взаимосвязь субъектив­ных и объективных причин актуализации или возникновения мотива, что позволит отнести различные мотивы индивидуального преступ­ного поведения к нейтральным или антисоци­альным и дифференцировать их внутри этих групп;
  • –    отражать роль мотивов в процессе мо­тивации преступного поведения;
  • –    иметь определенное уголовно-право­вое, криминологическое петенциорное зна­чение.

Исходя из вышеизложенного, он счита­ет, что конкретное поведение человека (в том числе и преступное) побуждают мотивы трех порядков:

  • –    целевой мотив, представляющий со­бой осознанную потребность (потребности), определяющую общую цель поведения, к до­стижению которой стремится человек, и вы­ступающую источником возникновения про­цесса мотивации и источником физической активности индивида для достижения этой цели;
  • –    ориентирующий мотив (мотив в узком смысле слова), представляющий собой устой­чивое психическое образование, присутству­ющее у человека в потенциальном состоянии, которое в результате актуализации побужда­ет его конкретизировать общую цель и вы­брать той или иной тип поведения в рамках удовлетворения одной и той же потребности (потребностей);
  • –    технический мотив, представляющий собой ситуативное психическое образование, возникающее в результате взаимодействия субъективных особенностей личности и объ­ективных условий ситуации, побуждающее человека выбрать конкретный объект и (или) конкретный способ действия (бездействия) в рамках избранного им типа поведения и чет­ко определить конечную цель поведения.

В каждой группе мотивов С.В. Скляров так же выделяет подгруппы соответствую­щих мотивов. Такой подход сочетает в себе и психологическое содержание мотива и юридическое, так как в основе лежит опреде­ление мотива, как предмет удовлетворения потребности, а классификация мотивов (мо­тиваций) приводимых в юридической лите­ратуре представляет собой не что иное, как классификацию потребностей человека по их содержанию. Законодатель, формулируя нормы уголовного закона, использует пот­ребности в качестве обязательного признака состава преступления или указывает на них как на обстоятельства, учитывающиеся при назначении наказания в весьма ограничен­ных случаях. Отсутствуют единая основа и логика включения тех или иных потребностей в нормы уголовного законодательства.

По­этому построить систему потребностей, так или иначе отраженных в нормах уголовного закона, в настоящее время невозможно. В связи с этим классификация С.В. Склярова представляется актуальной и определяет на­правления разработки экспертного понятия «мотив преступного поведения», что является необходимым для разработки теоретических основ производства судебно-психологичес­кой экспертизы мотива преступного деяния.

Одной из существенных проблем так же явля­ется наличие разных мнений о том, что дол­жен устанавливать эксперт-психолог. Анализ практики производства судебно-психологи­ческой экспертизы показывает, что отдельные эксперты устанавливают «осознавание струк­туры мотива криминального поступка»11, дру­гие особенности мотивационной сферы лич­ности, психологические мотивы преступного деяния[11] [12], мотивировку и т.д.

Однако большинство психологов и фи­лософов, изучающих проблемы личности, полагают, что подлинные мотивы осознают­ся далеко не полностью и не всегда, во вся­ком случае, во время совершения действий. Содержательная сторона мотива не всегда адекватно отражается в сознании, а иногда и вовсе в нем не фиксируется. Для того чтобы обеспечить внутренний душевный комфорт, люди предпочитают не замечать подлинных мотивов своего поведения, объясняя его себе и другим (т.е. формируя) «благородными» по­буждениями.

Мотив в этом случае является мотивировкой, что не одно и то же. Человек иногда склонен оправдывать или неверно обосновывать мотивы своих поступков.

Некоторые специалисты высказывают сомнения в обоснованности назначения су­дебно-психологических экспертиз, касающих­ся психологических мотивов юридически зна­чимых действий. По их мнению, расширение за счет профессиональных знаний и здравого смысла сферы применения специальных зна­ний в следственной и судебной практике чре­вато ослаблением самостоятельности следс­твия и суда, сужением границ их компетенции при установлении фактических обстоятельств дела и даже снижением их профессиональ­ной квалификации. Конечно, нельзя призы­вать работников следственных и судебных органов, столкнувшись с трудностями в ус­тановлении мотива преступления немедлен­но назначать судебно-психологическую экс­пертизу. В подобных случаях нередко бывает достаточно более детальное проведение до­просов обвиняемых, свидетелей, потерпев­ших, более скурпулезого анализа имеющихся доказательств.

Однако следует признать, что изложенные проблемы в определенных слу­чаях объективно требуют расширения тра­диционных рамок судебно-психологической экспертизы.

«Если же эксперт-психолог, – пишет М.М. Коченов, – не выходя за пределы своей компетенции, устанавливает психологические мотивы конкретного поступка, анализирует особенности мотивационной сферы испытуе­мого, такого рода исследования не противо­речит общим принципам судебной эксперти­зы. Поэтому нельзя отрицать принципиальной возможности проведения судебно-психоло­гической экспертизы для определения психо­логических мотивов преступления»[13].  

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов