ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РИСУНОК В СТРУКТУРЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РИСУНОК В СТРУКТУРЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма психо-терапии зародилась в США в 1940-х годах. В настоящее время танцевальная терапия активно распространяется по всему миру, научные разработки и исследования осуществляются не только в США, но и во многих странах Европы, таких как Швеция, Финляндия, Голландия и в России.

В 1966 г. в США была основана American Dance Therapy Association (ADTA), которая и в наши дни поддерживает и распространяет высокий профессиональный стандарт в танцевально-терапевтической деятельности. В 1979 г. Юдифь Банни (Yudith Bunney), в то время являвшаяся президентом ADTA, предложила определение метода танцевальной терапии. Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [ 2 ].
Танцевальная терапия состоит из двух равноценных составляющих, танец и терапия. В принятой во всём мире танцевальной терапии роль танцевального терапевта активна. Подобно психотерапевтам других направлений, танцевальный терапевт создает с пациентом контакт, который в дальнейшем определяет рамки и границы терапии, направляет психотерапевтический процесс. В то же время в «гуманоструктурированной танц-терапии Г. Аммона» техника так называемого свободного танца используется психоаналитиком в групповой работе, которая может длиться довольно долгое время (от 1 года до 3 лет). Психоаналитик не танцует с пациентом, а ждёт, когда сам пациент начнёт танцевать, а затем вербализи-ровать свои чувства. Разработанная Н.Ю. Оганесян краткосрочная танцевальная терапия в психиатрическом стационаре является наиболее приемлемой для нашей страны, так как сроки пребывания больных в стационаре постоянно сокращаются в виду удорожания лечения [ 3 ].
Можно полагать, что танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов — от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальттерапии и телесно-ориентированной терапии. Одними из главных инструментов в танце-вальной терапии помимо танца, считаются музыка и ритм. Некоторые танцевальные терапевты могут не использовать в своих сессиях музыку, но ритм всегда обязательно присутствует. Танцевальная терапия стоит в одном ряду с художественной, музыкальной, драма – терапией. Все эти направления получили общее название экспрессивных видов терапии, поскольку их объединяет то, что они аппелируют к эмоциям, выражаемым с помощью искусства [ 5 ].
Различные художественные формы, такие как танец, живопись, музыка, драма заключают в себе элемент игры и тем самым способствуют развитию спонтанности человека, укреплению самооценки, способности более глубоко чувствовать и переживать проблемы и комплексы, которые не были отреагированы ранее [ 6, 7 ]. Эти экспрессивные формы часто используются совместно. Например, танец и движения могут быть задействованы в музыкальной терапии, в то же время драма-терапия и танцевальная терапия используют в качестве вспомогательного средства живопись.
За рубежом танцевальная терапия с 40-х гг. прошлого столетия успешно применяется в реабилитации психически больных, в частности, больных шизофренией, имеющих когнитивные нарушения. Применение танцевальной терапии в данном случае направлено на развитие различных функций больных шизофренией, таких как психомоторные, коммуникативные, психоэмоциональные. В процессе свободных импровизаций на невербальном уровне происходит так же отражение и осознание интрап-сихической проблематики пациентов.
В танцевальной терапии велика роль личностного подхода, так как главной задачей танцевального терапевта является не только раскрытие на невербальном уровне особенностей личности и проблематики больного, но и коррекция нарушенных взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальный терапевт работает со «здоровым ядром» личности, раскрывая посредством танца индивидуальность каждого больного, его способность открыто и эмоционально выражать свои чувства.
В медицинской среде бытует мнение, что арттерапией в медицинских психиатрических учреждениях должны заниматься только врачи или профессиональные психологи [ 1 ]. Но существует и другой подход к этой проблеме в мире. В Америке, Англии, Европейских странах (Голландия, Германия, Швеция, Финляндия) давно открыты высшие школы арт-терапии, куда принимаются в первую очередь люди, профессионально владеющие каким-либо видом искусства [ 2 ].
Хотя двери эти высших учебных заведений открыты для врачей и психологов, социальных работников, специалистов по лечебной физкультуре, которые хотели бы применять в своей работе методы арттерапии как вспомогательные, им предстоит сдать экзамен на профессиональное владение выбранным видом искусства. В книге Р.Б. Хайкина «Художественное творчество глазами врача», написанной в 1992 г., отмечается, что все эти перечисленные специалисты обязаны владеть тем видом искусства, которое они предполагают использовать в качестве терапии [ 4 ].
В то же время художники, актеры, музыканты и танцовщики-хореографы должны получить профессиональные знания в области медицины, психологии и психотерапии (по сути, получить второе высшее образование). Перед тем как получить диплом музыкального, танцевального, художественного или драма-терапевта учащимся этих учебных заведений необходимо представить творческие работы в виде профессиональных художественных вернисажей, хореографических, драматических и музыкальных постановок в профессиональных коллективах.
У нас в стране профессиональные обучающие программы в арт-терапевтических дисциплинах находятся пока в стадии разработки. Науч-ных исследований в этой области явно недостаточно из-за сложностей в объективизации результатов артттерапевтической работы, анализ которой трудно поддается математической обработке с помощью статистических методов исследования.

Материал и методы исследования
Для прохождения танцевальной терапии врачи стационара направляют больных шизофренией с различными формами и течением заболевания, в том числе с дефицитарными расстройствами, варьирующими от неглубоких, приближающихся к астеническому дефекту, до выраженных апато-абулических проявлений с аспонтанностью, безынциативностью, эмоциональной отгороженностью, угнетением витального тонуса, дисгармоничностью моторики. Больные были обследованы методами клини-ко-психологического обследования.
Применялась методика танцевальной терапии, которая была разработана Н.Ю. Оганесян [ 3 ]. Курс танцевальной терапии прошли 230 пациентов психиатрического стационара (на базе городской психиатрической больницы № 6 и НИПНИ им. В.М. Бехтерева). В настоящее время продолжаются научные исследования влияния танцевальной терапии на психоэмоциональное и психомоторное состояние больных с различными формами шизофрении в городской психиатрической больнице № 6. Танцевальная терапия, применяемая в психиатрическом стационаре, включает 10 сессий продолжительностью 1,0—1,5 часа дважды в неделю.

Обобщение результатов и примеры исследования
В статье представлены возможности применения метода психотерапевтического рисунка как вспомогательного во время прохождения танцевальной терапии. Структура танцевально-терапевтических сессий, раз-работанная для больных шизофренией, содержит следующие этапы:
1) разминка (гимнастика цигун или корригирующая гимнастика по системе профессора Ю.А. Афанасьева), задачей которой является подготовить тело к танцу;
2)    обсуждение группой темы сессии, в рамках которой посредством вербального и образного представления темы формулируются задачи по-следующих этапов;
3)    индивидуальные и общие танцевальные импровизации (спонтанные танцевальные коммуникации в паре и группе, танец с предметами, импровизационный танец), которые используются для стимуляции коммуникативных функций, отреагирования и выражения эмоций, моторно-двигательного высвобождения энергии;
4)    показ картины-мишени, отвечающей теме сессии, с последующим ее обсуждением;
5)    релаксация по теме картины, функцией которой является эмоционально-образное воспроизведение темы сессии в воображении и телесное расслабление после танцевальной части;
6)    психотерапевтическое рисование собственного видения темы, позволяющее вербализировать переживания во время танца и релаксации;
7)    заключительная часть — общий групповой танец, направленный на закрепление танцевальных коммуникаций.
Метод психотерапевтического рисунка используется в качестве вспомогательного в процессе танцевальной терапии. Сочетание танца и рисования играет существенную роль в развитии нарушенной моторной координации, особенно, дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь рук и зрения, которые играют важную роль в формировании сенсомоторных реакций. Движение глаз, фиксация ими предметов на рисунке, различение ярких красок, прослеживание перемещения предметов и движений в танце, способствует формированию координации ряда функциональных систем, нарушенных в процессе заболевания.
Тематический психотерапевтический рисунок упорядочивает не-обычность ассоциаций, настроение больных. Темы психотерапевтического рисунка подбираются в зависимости от темы танцевально-терапевтической сессии, ими могут быть — геометрические фигуры, облака, море, лес, остров, дом, маяк и т. д. В процессе рисования больные либо раскрывают тему сами соответственно своим представлениям, либо отталкиваются от предложенной картины — мишени. На первых пяти сессиях они рисуют цветными карандашами, а затем акварельными красками.
Основные сложности при анализе рисунков душевнобольных связаны с оценкой их стилистических особенностей и формально-структурных элементов — линий, цвета, ритма, композиций и т. п. Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорции, стереотипии, манерность и вычурность, обилие предметов и их «разорванность» или шаблонность. Часто только с помощью танца или рисунка можно узнать о переживаниях больного.
На танцевально-терапевтических сессиях больные чувствуют себя свободно и защищено. Как сказала одна больная: «Только на танцевальной терапии я могу общаться с другими и не бояться, что меня не поймут». Иногда пациенты с невыраженными нарушениями когнитивных функций описывают содержание своих рисунков на оборотной стороне листа, а потом показывают рисунок участникам группы, рассказывают о нем, а группа обсуждает — какие чувства вызвал тот или иной рисунок.
Существуют различные формы работы с рисунком в процессе танцевальной терапии.
1. Применение рисунка с целью достижения графического выражения танцевально-терапевтического катарсиса с последующим вербальным отреагированием при помощи диалога и переструктурирования (перерисовки) проблемы на рисунке. Пациентка 2-го реабилитационного отделения НИПНИ им. В.М. Бехтерева.
Пример 1. Пациентка Т. — 25 лет, диагноз: шизоаффективное расстройство. Больной на предпоследней (9-й) сессии групповой танцевальной терапии, была предложена индивидуальная импровизация на музыку композитора Аль-бинони. Больная самостоятельно выбрала именно эту музыку, потому что она ей понравилась, когда танцевальный терапевт танцевала с другой больной. Во время танца Т. явно выражала движениями и мимикой просьбу о поддержке и помощи. Одна из больных откликнулась на этот призыв, они протанцевали гармоничную парную импровизацию, в конце которой обнялись, как бы расставаясь. На вопрос танцевального терапевта: «Что ты чувствовала, когда танцевала?», Т. ответила: « Как будто с кем-то близким расставалась». Ее партнерша добавила, что ей хотелось помочь Т., чтобы она не так страдала, у нее было ощущение во время танца, что они расстаются навсегда. Больше девушки ничего добавить не смогли.
В структуре сессии была заложена тематическая релаксация с последующим психотерапевтическим рисунком под музыку. Танцевальный терапевт оставила музыку Альбинони для релаксации и предложила тему — «Дорога к Храму» для вербализации переживаний. Целью этого задания было пройти по дороге, войти в Храм, сесть на скамью и просто посидеть отдыхая. Ниже при-водится диалог танцевального терапевта и пациентки после релаксации во время рисования.
Т. открыла глаза после релаксации, села и спросила: «Можно я нарисую что-то свое, что я видела?»
Танцевальный терапевт: «Конечно, это прекрасно, что у тебя появилась своя тема» и подошла к пациентке, когда она только начала рисовать, спросив: «Что ты рисуешь?».
Т.: «Знаете, я была на могиле у тети и даже с ней разговаривала. Представляете! Я рисую ее могилу». Крупные слезы падали на листок бумаги.
Танцевальный терапевт: «Ты очень любила свою тетю?»
Т.: «Да, очень, ближе нее у меня никого не было».
Танцевальный терапевт: «Где находится ее могила, ты можешь туда сходить?».
Т.: «Не могу, она похоронена очень далеко отсюда, в другом городе, я даже на похороны не могла поехать. Но я сейчас только что там побывала», сказала она всхлипывая.
На белом листе бумаги в центре листа была нарисована черная могила с крестом.
Танцевальный терапевт: «Ты разговаривала с тетей? Что она тебе сказала?»
Т.: «Да, мы поговорили чуть-чуть. Она была рада, что я ее навестила и пожелала мне счастья. Нам так хорошо было разговаривать, но вот картина что-то совсем грустная получается».
Танцевальный терапевт: «Давай посадим траву, деревья, цветы вокруг могилы. Нарисуем небо и солнце».
Т.: «Ой, правда, как все стало меняться, когда я рисую!»
Танцевальный терапевт: «Конечно, ты сейчас сама создала свой собственный и очень красивый мир. Твоей тете будет теперь хорошо здесь. И хорошо, что вы простились. Ты теперь можешь сама строить свою жизнь, все в твоих руках. Так же как мир менялся на картине, пока ты рисовала, так же он может изменяться и в жизни. Ты сама можешь его менять. Все в твоих руках. Надо жить в этом прекрасном мире, у тебя все еще впереди и все обязательно получится».
Т. больше не плакала, пока рисовала природу, о своей потере говорила спокойно.
Резюмируя, можно отметить, что танцевальная импровизация актуализировала не вполне осознаваемые чувства тоски и горя от потери близкого человека, которые не были больной до конца пережиты в прошлом. Сразу вербализировать свои ощущения после танца пациентка не смогла. Тема релаксации «Дорога к Храму» и повторение музыки, под которую она танцевала, дали почву для выхода на поверхность скорби по поводу потери близкого человека. С помощью психотерапевтического рисунка произошло графическое отреагирование и вербализация эмоций.
2. Рисунок, следующий за переживаемыми образами после танцевальной импровизации и релаксации с целью выявления особенностей личности и коррекции эмоционального состояния. Приведем примеры работы с двумя пациентами психиатрического стационара, прошедших 10 сессий групповой танцевальной терапии.
Пример 2. Больной Н. — 43 года, диагноз: параноидная форма шизофрении, выраженный волевой дефект, инвалид II группы.
Остановимся на рисунках больного, выполненных после индивидуальных, парных и групповых танцевальных импровизаций. Рисунок на свободную тему на первой сессии показал уплощенность воображения, проблемы пространственной организации и слабость линий в прорисовке изображения. Начиная с пятой сессии, появилась динамика двигательно-моторной активности, рука начала приобретать силу, характер линий стал изменяться, они стали более четкими, появилась композиционная прорисовка пространства.
После релаксации с темой «Геометрические фигуры» (больным было предложено визуализировать геометрические фигуры) пациентом был нарисо-ван треугольник по середине листа, что может являться свидетельством эгоцен-тризма, агрессивных тенденциях в структуре личности. На следующей сессии на этапе релаксации было предложено нарисовать дерево. Была поставлена задача: на сложенном в три раза листе нарисовать дерево с корнями, стволом и кроной. В каждой части листа должен быть прорисован соответствующий фрагмент дерева. Больной идентифицировал себя с кленом, с несформированной кроной и корнями, что интерпретируется как выражение интрапсихической проблематики. Постепенно, под влиянием танцевальной терапии, больной стал более коммуникабельным, способным устанавливать контакты с другими пациентами, как в группе, так и в отделении.
Последний рисунок на заключительной сессии на свободную тему представлял собой следующую картину: было нарисовано озеро, заросшее камыша-ми, и вокруг лес. При этом больной часто говорил, что представить что-либо в воображении ему не составляет труда, хотя на практике это оказывалось не так. Цветовой фон его картин, сделанных во время танцевальной терапии на последних сессиях не демонстрировал агрессивности. В процессе танцевальной терапии наблюдалась следующая динамика: больной начал строить образы в танце (импровизировать на заданную и свободную темы), движения стали более сильными, амплитудными, разнообразными и эмоционально насыщенными.
В течение года больной дважды прошел курс групповой танцевальной терапии с интервалом в два месяца. В процессе повторных занятий оказалось, что содержание рисунков осталось без изменений, динамика характера двигательных функций сохранилась, что свидетельствует об устойчивости полученных результатов. Но, не смотря на то, что образ дерева остался прежним, детали рисунка существенно изменились: дерево прорисовано с сильными корнями и кроной, прорисованы также листья и цвет осенней листвы. Эти данные говорят о значительных позитивных изменениях эмоционального состояния пациента, повышении самооценки, что подтверждалось результатами психологического исследования и было объективизировано медицинским персоналом отделения.
Пример 3. Больной В. — 47 лет, диагноз: параноидная форма шизофрении, инвалид II группы.
Через два месяца после поступления в лечебное учреждение пациенту, ввиду сложностей в вербальных контактах, была предложена танцевальная те-рапия, посещать которую он охотно согласился. На третьей сессии, после танцевальной импровизации на этапе релаксации было предложено задание на визуализацию геометрически фигур. На рисунке он изобразил два прямоугольных многоэтажных дома с окнами, стоящих углом, и хоккейную площадку во дворе. На крышах домов стояли телевизионные антенны, но дома и хоккейная площадка висели в воздухе, земля не была прорисована. Схематично больной на-рисовал мальчика на площадке, сказав, что это он. На рисунке в небе летели две птицы, по направлению к дому. На вопрос танцевального терапевта: «Что это за птицы, кто бы это мог быть?», — пациент ответил: «Это я и брат. Мы летим до-мой. Знаете, когда я играл в хоккей, то часто смотрел на наши окна, мне было приятно, что мама видела, как я играю». «Там в детстве было так хорошо!» — добавил он тихо, а затем удивленно сказал: «Как странно, после того как мы с вами танцевали, вместо геометрических фигур вдруг вспомнилось детство».
Необходимо отметить, что пациент часто спонтанно вербализировал свои ощущения после танца, релаксации и рисунка, помогая танцевальному терапевту следить за динамикой его ощущений и эмоций. Как правило, комментарии были точными и понятными. На предпоследней девятой сессии его танцевальные импровизации стали значительно выразительнее, он брал инициативу на себя, если танцевал с женщиной. При просмотре видеоматериала танцевально-терапевтических сессий было очевидно, что пациент стремится проявлять инициативу, активность, вызывать интерес у женщин.
Пациент начал высказывать мысли, что мужчина обязательно должен иметь семью, заботиться о женщине и быть в семье главным, очень переживал, что у него семьи нет. На одной из сессий была предложена танцевальная импровизации на тему встречи двух людей. Затем на этапе релаксации была предложена тема «Дом», целью которой являлось нарисовать дом, в котором ты был бы счастлив. Пациент стал рисовать свою комнату. Он рисовал долго и комментировал.
Танцевальный терапевт: «Что ты рисуешь?»
В.: «Это моя комната, знаете, перед тем, как попасть в больницу я устроил настоящий погром в квартире, все разбросал. В релаксации «въехал» в свою комнату и решил убраться. Я два года назад переехал в эту квартиру в центре города, здесь потолки очень высокие и это пространство меня мучает. Надо как-то соразмерить эти пустые стены. Вот я думаю, мы рисуем такие красивые картины на темы из Вашей фотокниги, может купить репродукции, сделать рамку да на стену повесить».
Он нарисовал за это время кровать и себя в ней (только голову и руку, без одеяла и подушки), рядом тумбочку и торшер, чуть дальше шкаф. На потолке люстра горит и стены очень высокие и голые.
Танцевальный терапевт: «Конечно, можно купить репродукции картин, которые тебе нравятся, да я думаю, что и Олег (он художник) что-нибудь тебе нарисует в подарок перед выпиской. Ты можешь раскрасить сейчас свою комнату и мебель, придумай цвет обоев, повесь картины. Как ты думаешь, где их лучше разместить?»
Другие больные слышали наш разговор, они уже закончили рисовать и выложили свои рисунки на пол для обсуждения. Все девять человек подошли к нам, встали рядом и стали подавать советы, где что лучше повесить. В. сказал: «У меня еще гитара есть, куда бы ее деть?» Больная, стоящая рядом: «А ты повесь гитару на стену между тумбочкой и шкафом». В. так и нарисовал. Следует отметить, что все пациенты с удовольствием обсуждали эту тему и да-вали советы, где развесить картины, где повесить зеркало. Таким образом, на этапе обсуждения рисунка активизировались не только коммуникативные способности пациентов, но и произошла консолидация всей группы, а для В. желание убраться в доме явилось одним из признаков улучшения состояния перед выпиской.
Конечно, больные шизофренией с дефицитарными проявлениями имеют сложности концентрации внимания, нарушения мыслительной деятельности, тем не менее, у значительной части больных в структуре личности присутствуют ресурсы, которые могут служить мишенью для применения методов психотерапии, особенно таких ее форм, как танцевальная и художественная терапии. Эта работа, по нашему мнению, должна быть долгосрочной и продолжаться после выхода больного из стационара в качестве поддерживающей терапии.
В заключении можно сделать следующие выводы:
–    работа с рисунком способствует проявлению творческих способностей пациентов;
–    рисование улучшает координацию движений, особенно мелкую моторику и пространственную ориентацию;
–    работа с цветом в процессе рисования позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние пациентов;
–    рисунок позволяет фиксировать полученную в процессе танцевальных импровизаций информацию, делает ее доступной для дальнейшей вербализации, интерпретации и анализа.
Н.Ю. Оганесян, Т.В. Соколовская
Городская психиатрическая больница № 6, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

Литература

1.    Вид В.Д. Психотерапия шизофрении / В.Д. Вид. — СПб. : Питер, 2001. — 233 с.
2.    Грёнлюнд Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Грёнлюнд, Н. Оганесян — СПб. : Речь, 2004. — 284 с.
3.    Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.04 / Оганесян Н.Ю. ; [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — СПб., 2005. — 18 с.
4.    Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача / Р.Б. Хай-кин. — СПб. : Наука, 1992. — 232 с.
5.    Gronlund E. Konsnarliga terapier / E. Gronlund, A. Aim, I.
Hammarlund. – Stockholm : Natur & Kultur, 1999. – 390 p.
6.    Winnicott D.W. Lek och verklighet / D.W. Winnicott. – Stockholm : Natur & Kultur, 1971. – 240 p.
7.    Winnicott D.W. Playing and reality / D.W. Winnicott. – London : Pouttedge 1991. – 169 p.

Читайте далее:
Обучение психологов