Должны ли университеты зарабатывать? Концепция «тройной спирали» в российских реалиях


Первым институтом современного типа считается Берлинский институт, основанный Вильгельмом фон Гумбольдтом Фото Zhang Wenkui / VCG via Getty Images

Институт исторически развивался как центр образования и науки, и только в 90-е годы XX века родилась теория «тройной спирали», представляющая институт как триединство науки, образования и технологических инновации. Является ли таковая модель магистральной для всего населения земли и Рф а именно?

Что такое институт и каким он должен быть? Дискуссии на данную тему не стихают уже которое десятилетие, в том числе и в Рф. В собственной истории институты прошли через несколько стадий развития, и полностью может быть, что существующая модель далековато не оптимальна и нуждается в модификациях.

Институт 1.0. Образование

Институт как явление зародился в недрах европейской, христианской культуры и неразрывно был связан с церковью прямо до Новейшего времени. Так, наистарейшим из сейчас имеющихся считается Болонский институт, основанный в 1088 году. Практически, институт был одним из средневековых цехов, основная цель которого — воспроизводство сословия богословов. Конкретно из средневекового института берут начало такие формы занятий, как лекции и семинары.

В силу последней немногочисленности как самих институтов, так и исследователей, богословов, любой был уникален. Если человек средневековья прочел за жизнь 30 книжек и побеседовал с 5 сотрудниками — это уже неоценимый опыт. И самый экономичный метод передать его — просто пересказать студентам, которые кропотливо конспектируют слово собственного учителя и будут хранить эти конспекты до конца жизни.

Таковым образом, институт первого поколения, либо «Институт 1.0» — это только центр образования, понимаемого как передача познаний.

Институт 2.0. Образование и наука

Институт в наиболее современном осознании (также узнаваемый как «Исследовательский институт»), с его дисциплинарным разделением на факультеты и кафедры, насчитывает не наиболее двухсотен лет. Первым прототипом таковой модели считается Берлинский институт, основанный в 1810 году Вильгельмом фон Гумбольдтом. Таковой институт наиболее известен как «Гумбольдтский институт», либо же институт исследовательского типа. По плану создателя миссия такового института — воспитание гармонически развитого человека, обладающего всей суммой познания, скопленного населением земли. Он призван создавать новое познание на базе известного. Конкретно в Берлинском институте и был реализован принцип единства образования и науки.

Институт 3.0. Тройная спираль: образование, наука, инновации

К финалу второго десятилетия XXI века в экспертном обществе сложился внегласный консенсус, согласно которому институт должен быть сразу центром образования, науки и нововведений. Такового рода синергия в теории обязана была обеспечить непрерывность процесса передачи (образование), сотворения (наука) и внедрения (инновации) новейшего познания. Данная теория получила заглавие «Тройной спирали» (Triple Helix), которая в первый раз была сформирована в 1995 году Генри Ицковицем и Лоэтом Лейдесдорфом в работе «Тройная спираль — взаимодействие университета-индустрии-государства: лаборатория экономического развития на базе познания».

Отличительные признаки института 3.0 таковы:

  • Неразрывная связь с настоящим сектором экономики. Институт является неотделимой частью мета-кластера, включающего акселерационную инфраструктуру для стартапов (бизнес-инкубаторы, венчурные фонды и т.д.) и кабинеты устоявшихся компаний. Более узнаваемый пример подобного кластера — именитая Кремниевая Равнина в США. В Рф примером такового кластера можно именовать Инноваторский Центр Сколково, а в перспективе — Научно-технологическую равнину МГУ «Воробьевы Горы».

  • Результаты прикладной научной деятельности находят незамедлительное применение в окружающем институт кластере. Технических вариантов такового взаимодействия много: создание технологических компанией студентами и педагогами на основании собственной научной деятельности, продажа результатов умственной принадлежности большим компаниям, и т.д.

На 1-ый взор, такового рода инноваторские кластеры, центральным ядром которых является институт, и есть магистральная дорога в светлое будущее устойчивого экономического роста и благоденствия. Но на практике удачных примеров «институтов 3.0» считанные единицы. В главном это институты США, сначала всем известные MIT, Стэнфорд, Гарвард и, в наименьшем масштабе, еще несколько 10-ов институтов.

Как попасть в топ-100

Более известным исследованием, в каком оценивается 3-я Миссия института (т.е. внедрение научных результатов) является рейтинг от информационного агентства Reuters — The World’s Most Innovative Universities. Это рейтинг ТОП-100 ведущих инноваторских институтов мира, основанный на патентной активности вузов. Из 100 оцениваемых институтов 46 находятся в США, 9 в Германии, 8 во Франции. На первом месте, что логично, оказался Стэнфордский институт, с которого в 1950-е годы началось формирование Кремниевой равнины. Вторую и третью позиции занимают Гарвард и MIT, расположенные в малогабаритном инноваторском кластере на Восточном побережье США (Кембридж, штат Массачусетс). Отметим, что на радар данного исследования попали всего 100 вузов из наиболее чем 30 тыщ имеющихся в мире (по данным портала Webometrics). Таковым образом, всего 0,3% от общего числа институтов мира признаны надлежащими модели Института 3.0.

В чем принципное отличие таковых институтов от остальных, сравнимых по численности студентов/педагогов и бюджету? К примеру, бюджет МГУ им. М. В. Ломоносова, пересчитанный по паритету покупательной возможности, полностью сравним с бюджетом среднего университета из глобального ТОП-50. Может быть, дело в наличии «инноваторского пояса» вокруг института, в виде кабинетов, технопарков, центров прототипирования, бизнес-инкубаторов и т.д.? Но в самом факте наличия инфраструктуры нет ничего неповторимого — сотки институтов по всему миру имеют сопутствующую инфраструктуру, иногда существенно превосходящую таковую у вузов первой 10-ки. Разница в том, что выпускники таковых институтов 3.0 сделали воистину необыкновенный добавочный продукт, в сотки раз превосходящий бюджеты собственных alma-mater.

Даже лаконичный анализ первой тройки институтов из глобального ТОП-100 ведущих инноваторских вузов мира поражает воображение. Так, 150 000 компаний, основанных выпускниками за всю историю Гарварда, получили в 2014 году выручку $3,9 трлн и приняли на работу 20,4 млн человек. Лишь у 1-го MIT за 2015 год характеристики таковы: 30 000 компаний, $1,9 трлн. выручки и 4,6 млн рабочих мест. Трудно не увидеть, что любой из этих институтов сгенерировал добавочный продукт, превосходящих ВВП подавляющего большинства государств мира. Для сопоставления, по данным МВФ номинальный ВВП Рф по итогу 2019 года составил $1,637 трлн.

Анализируя опыт Рф, мы лицезреем ограниченные примеры сотворения такового рода инноваторских кластеров. Часть из их сделаны директивно с незапятнанного листа. Сначала это уже упомянутый ИЦ «Сколково» и институт «Сколтех» как один из центральных его компонент. Также существует ограниченное число примеров инноваторских кластеров на базе исторически существовавших институтов, имеющих тесноватую связь с промышленностью. В качестве примеров можно привести МФТИ с его разветвленной системой базисных кафедр, НИЯУ МИФИ, Институт ИТМО и ряд остальных институтов. Но все это штучные явления, по масштабу несопоставимые с вершиной индекса ТОП-100 инноваторских институтов.

Если гласить о системных явлениях, распространяющихся на всю страну, стоит выделить Приоритетный проект «Университеты как центры места сотворения нововведений», также программку сотворения НОЦ (Научно-образовательных центров). Примечательна крайняя инициатива, так как субъектами НОЦ выступают сразу институты, компании и региональные власти. Но о итогах вышеупомянутых программ гласить пока рано.

Таковым образом, мы лицезреем, что правительство решает определенные шаги в разработке институтов 3.0. Но представляется, что директивный подход, почти во всем используемый на данный момент, чуть ли даст ожидаемый итог. Мировой опыт свидетельствует, что институт 3.0 может вырасти лишь органично, как следствие работы бессчетных экономических акторов.

Какой можно прийти к выводу из вышесказанного? Историческая миссия института остается постоянной: это наука и образование. Потому чуть ли может быть сделать модель Института 3.0 магистральной для всего мира. Само наличие способов оценки вузов сладкоречиво гласит за себя. К истинному моменту существует выше 20 интернациональных рейтингов институтов, в каких оценивается наука и образование. Из их только один оценивает только инноваторскую компоненту (упомянутый выше The World’s Most Innovative Universities)/

По нашему воззрению, Институт 3.0 — это быстрее исключение, чем правило. Сам по для себя институт не способен решить задачку «потоковой» коммерциализации научных результатов. Лишь связь бизнеса, институтов и страны способна решить такую задачку.

  • Институты для будущей элиты. 100 наилучших вузов Рф по версии Forbes

Источник

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов