ОБЛАДАНИЕ АВТОРИТЕТОМ И ВЛАСТЬЮ

ОБЛАДАНИЕ АВТОРИТЕТОМ И ВЛАСТЬЮ

Многие конфликты вокруг роли супервизора возникают по причине трудностей, с которыми супервизоры сталкиваются при выборе путей адекватного использования авторитета супервизора.
 
•    «А я все расскажу»: угроза передать информацию о супервизируемом старшему по инстанции.
•    «Мама и папа знают лучше»: действие с позиций родителя или в покровительственной манере.
•    «Я просто пытаюсь тебе помочь»: защита от критики супервизируемого при помощи демонстрации альтруизма.
•    «Если бы знал ты Достоевского так, как я его знаю»: выпячивание своих знаний с целью заставить супервизируемого чувствовать себя ниже.
В главе 7, посвященной транскультурной супервизии, мы исследуем взаимосвязь между личной, культуральной и ролевой властью. С ролью супервизора приходит необходимость отвечать за осознание своей собственной власти в каждой из этих трех форм и за то, чтобы учиться использовать ее подходящим способом, с соответствующими намерениями и без излишнего давления, а также быть чувствительным к особенностям супервизируемого.
В следующей главе мы продолжим рассмотрение вопросов сочетания ролей учителя, оказывающего поддержку, и администратора и принятия на себя власти с учетом опыта супервизируемого и контракта, заключенного с ним.

 

ЭТИКА

Прежде чем начинать проводить супервизию, важно напомнить себе этические нормы, поддерживающие вашу профессиональную работу с клиентом, и решить, как каждую из этих норм можно применить в работе супервизора. Или по-другому: можно изложить принципы, которые вы хотели бы видеть в своем супервизоре, и самому претворять их в жизнь в качестве супервизора. Пейдж и Уоскет (Page and Wosket, 1994) посвятили целую главу построению этических принципов для супервизии, опираясь на работы по филосо-фии морали. Основываясь на их работе, мы предлагаем шесть базовых принципов:
1)    соблюдение баланса между ответственностью за работу супервизируемого и уважением его самостоятельности;
2)    проявление должной заботы о благополучии клиента и его защита с уважением его автономии;
3)    действие в границах своей компетенции, обращение за помощью при необходимости;
4)    лояльность — верность открыто и скрыто сделанным обещаниям;
5)    отказ от использования подавляющих действий (см. главу 7);
6)    открытость критике и обратной связи вместе с обязательством продолжать учиться.
Мы также — и это самое главное — должны руководствоваться гиппократовским «не навреди»!
У Брэмли (Bramley, 1996) тоже есть очень хорошо написанные и полезные две главы, касающиеся этики, в которых говорится о значимости уважения культуральных различий с точки зрения этики (см. главу 7). Брэмли заканчивает свой список предписаний следующим: «И ради всего святого, смейтесь!»
Майкл Кэрролл (Carroll, 1996) считает, что этичное поведение сложно и не всегда однозначно. Он перечисляет четыре стадии процесса принятия этического решения:
1.    Развитие этической чувствительности: осознание предпосылок поведения других и изучение возможности удовлетворения этических требований в межличностных ситуациях.
2.    Определение моральной составляющей событий: балансирование между фактами ситуации, правилами профессиональной этики и собственными этическими принципами.
3.    Осуществление этического решения: прорыв и осуществление этического решения, несмотря на сопротивления, идущие снаружи и изнутри, такие, как политика, собственные интересы, желание защитить коллегу или страх ошибиться.
4. Жизнь в условиях противоречивости этического решения: попытки справиться с сомнениями и неуверенностью.
Мы обсудим эту проблему далее, в главе 8. Мы рекомендуем вам сформулировать для себя свой собственный кодекс этики и практики для супервизоров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Быть супервизором — одновременно и сложная, и благодарная задача. Она обманчива, похожа на работу с клиентом, и в ней используются сходные навыки, но супервизор дол-жен ясно видеть, насколько супервизия отлична от работы с клиентом по контексту, фокусу и рамкам, и что она требует более развитой этической чувствительности. Важно также исследовать собственные чувства, мотивы и ожидания, связанные с ролью супервизора, поскольку они будут оказывать огромное влияние на атмосферу, которую вы создадите на супервизорс-ких сессиях.
Кроме всего прочего, супервизия — это служба, где обе стороны постоянно находятся в процессе обучения, и чтобы стать хорошим супервизором, необходимо время от времени обращаться не только к вопросам работы супервизируемого, но и к тому, что и как вы сами делаете в качестве супервизора.
В этой главе мы хотим рассмотреть теоретические основы и схемы супервизии. Глава написана в первую очередь для того, чтобы помочь начинающим супервизорам охватить широту обзора супервизии — различные типы, аспекты и стили — и найти свой собственный стиль и особый подход, наиболее соответствующий потребностям супервизируемых в конкретном контексте.
В этой главе также затрагиваются вопросы, актуальные и для молодых, и для опытных супервизоров, и предлагается точка отсчета в размышлении о том, какая подготовка может посодействовать вам как супервизору.

Читайте далее:
Обучение психологов