Психологи и психиатры, участвующие в проведении комплексных судебных экспертиз несовершеннолетних обвиняемых, хорошо знают, что этот вид экспертного исследования, нередко неформально называемый определением «возрастной невменяемости», связан с массой проблем методологического характера. Формула ч. 3 ст. 20 УК РФ, на основании которой назначается подавляющее большинство таких экспертиз, содержит категории, интерпретируемые по-разному как исследователями, так и экспертами-практиками. Неоднозначность понятий, противоречия с формулировками других статей (в частности, ст. 22 УК РФ), отсутствие указаний на принятие каких-либо мер к несовершеннолетним, освобождаемым от уголовной ответственности, – все это недостатки ч. 3 ст.
20 УК РФ, приводящие к серьезным негативным последствиям, наименьшими из которых можно, пожалуй, признать неоправданные затраты на повторные судебные экспертизы.
В последнее время специалистами обсуждаются возможности изменения формулировки статьи с учетом существующих в связи этим проблем.
Вместе с тем интересы практической экспертной работы требуют выработки определенных принципов, которые позволили бы избежать противоречий в рамках действующего законодательства. Ниже мы представляем разработку некоторых методологических вопросов комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, назначаемой в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ.
Она была выполнена на основе многолетней научнопрактической экспертной деятельности ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» и направлялась в качестве информационного письма руководителям государственных экспертных судебно-психиатрических учреждений субъектов Российской Федерации.
* * *
В Уголовном кодексе РФ одно из основных положений, касающихся уголовной ответственности несовершеннолетних, определяется частью 3 статьи 20. Она гласит, что несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит таковой, если он «вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Эта правовая норма стала юридическим основанием для назначения и проведения большого числа экспертиз несовершеннолетних обвиняемых.
Вместе с тем проведение экспертиз в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ сопровождается большими трудностями, а результаты экспертной и правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать удовлетворительными. Во многом это связано с неудачной формулировкой самой статьи.
Нет четкого толкования понятия «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством», и единого мнения специалистов на этот счет. Юридический критерий ч. 3 ст. 20 совпадает с аналогичным критерием ч. 1 ст. 22 УК («Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости»), однако правовые последствия этих статей принципиально различны (не привлечение и привлечение к уголовной ответственности), что в определенном смысле дискриминирует подростков с психическими расстройствами. Часть 3 ст.
20 УК вообще не предусматривает каких-либо мер (воспитательных, социальных) в отношении несовершеннолетнего, а возможность направления подростков, не привлеченных к уголовной ответственности в соответствии с этим положением, в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ фактически не используется. Хотя общее число случаев не привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности на основании ч. 3 ст. 20 достаточно велико (в 2002 г. – 1047, в 2003 г. – 933), отсутствие согласованности и недостаточная разработанность экспертных критериев ведут к тому, что экспертизы в соответствии с этой правовой нормой проводятся в различных регионах Российской Федерации совершенно по-разному.
Так, в некоторых регионах эта статья вообще не применяется, в других используется расширительно. В одном и том же регионе количество несовершеннолетних, не привлеченных к уголовной ответственности на основании ч. 3 ст. 20 УК, в разные годы может различаться в несколько раз. Например, по данным МВД и Прокуратуры РФ, в 2002 г. в Самарской области количество таких подростков составляло всего 2, в 2003 г. – 31, в Татарстане – 70 и 3, в Краснодарском крае – 88 и 148, в Ленинградской области – 17 и 32. Приведенные данные отражают результаты проведения экспертиз на основании ч. 3 ст.
20 УК не только сотрудниками государственных экспертных судебно-психиатрических учреждений, но и психологами – специалистами Минюста, а также психологами системы образования и другими специалистами, не являющимися государственными экспертами. Часто такие экспертизы выполняются и как комплексные психолого-психиатрические, и как однородные судебно-психологические или судебно-психиатрические.
Учитывая требования Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 05.06.2001 г. № 73-ФЗ к организации и производству судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях (СЭУ) на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов, специалисты ГНЦ ССП им. В.П. Сербского рекомендуют проводить экспертизу на основании ч. 3 ст.
20 УК РФ, опираясь на следующие методологические и организационные положения.
1. Квалификация экспертов, выполняющих экспертизы на основании ч. 3 ст. 20 УК, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам (психиатрам, медицинским психологам) государственных СЭУ Министерства здравоохранения РФ.
2. Оптимально проведение этого вида экспертизы в государственном СЭУ в виде комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ). Для констатации у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, необходимо вначале исключить наличие психического расстройства (компетенция эксперта- психиатра), а затем установить наличие или отсутствие непатологического отставания в психическом развитии (компетенция эксперта-психолога).
3. При невозможности организовать комплексную экспертизу в исключительных случаях допускается последовательное проведение вначале судебно-психиатрической, а затем судебно-психологической экспертизы.
4. Если в рамках КСППЭ у несовершеннолетнего обвиняемого констатируется психическое расстройство, то ч. 3 ст. 20 УК не применяется. В этом случае особенности психического развития несовершеннолетнего во время совершения общественно опасного деяния рассматриваются в связи с имеющимся у него психическим расстройством.
5. Если в результате клинического обследования, в том числе и с привлечением данных экспериментально-психологического исследования, психиатр констатирует у несовершеннолетнего отсутствие психического расстройства, психолог в рамках своей компетенции проводит исследование, направленное на выявление отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (возрастной личностной незрелости) либо на установление его отсутствия.
6. Категория «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством», представляет собой экспертное понятие, психологическое содержание которого составляет личностная незрелость, которая выражает слабую сформирован- ность сознательных регулятивных механизмов социального поведения подростка. Она обусловливается незавершенным развитием мотивационно-смысловой системы и проявляется в несамостоятельности подростка, подверженности его поведения влиянию внутренних непосредственных побуждений или внешних обстоятельств, других людей. Личностная незрелость может быть естественной возрастной (особенно у младших подростков) или обусловленной непатологическими факторами (социальная или сенсорная депривация, длительные соматические заболевания, особенности воспитания).
7. После выявления у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, по возможности устанавливаются вызвавшие его факторы неболезненного характера. Далее эксперт-психолог в обязательном порядке выясняет, повлияло ли это отставание (личностная незрелость) на возможность осознанной и произвольной регуляции противоправных действий несовершеннолетнего и было ли это влияние таковым, что в ситуации правонарушения он «не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Ограничение этой возможности («не мог в полной мере…») констатируется лишь в том случае, если оно выражено существенно и может быть обосновано конкретными фактами, относящимися к деятельности несовершеннолетнего в ситуации правонарушения.
Обоснование выводов экспертизы только наличием у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не может рассматриваться как достаточное.
8. Эксперт каждой специальности подписывает ту часть заключения, которая относится к его компетенции. Психологом должны быть описаны методики исследования, результаты их применения, а также представлено обоснование выводов.
9. Формулировка вопросов к экспертам КСППЭ со стороны органов, назначающих экспертизу, определяется формулой ч. 3 ст. 20 УК РФ. Рекомендуется следующий вариант:
(1) Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
(2) При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?
Следует подчеркнуть, что для применения ч. 3 ст. 20 УК РФ обязательно должны быть заданы оба вопроса (на практике часто задается лишь первый из них, что недостаточно для обоснованного вывода).
10. Ответы психолога на вопрос (1) могут звучать следующим образом:
• У несовершеннолетнего не имеется отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
У несовершеннолетнего выявляется отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, в виде личностной незрелости, проявляющейся в … (далее указываются конкретные проявления этого феномена: например, неустойчивость эмоций и поведения, несформированность системы мотивов и смыслов и т.п.)
• (Если психиатром квалифицируется психическое расстройство.) Выявляемое у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, проявляющееся в … (указать, в чем оно проявляется), связано с имеющимся у него психическим расстройством.
11. Ответы на вопрос (2) могут формулироваться так:
Имеющееся у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, не является выраженным, оно не оказало существенного влияния на возможность несовершеннолетнего осознанно и произвольно руководить своими действиями в ситуации правонарушения. Несовершеннолетний мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых им противоправных действий (бездействия) либо руководить ими.
Имеющееся у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, оказало существенное влияние на его возможность осознанно и произвольно руководить своими действиями. Несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых им противоправных действий (бездействия) либо руководить ими. Это проявилось в …
(далее указываются конкретные обстоятельства, свидетельствующие о значительном ограничении этой возможности: например, некритичное следование образцам поведения других лиц, совершение действий под влиянием непосредственных побуждений, игровой характер действий и т.п.).
12. Вывод эксперта-психолога о том, что несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых им противоправных действий (бездействия) либо руководить ими в силу имеющегося у него отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не противоречит выводу эксперта-психиатра о том, что у несовершеннолетнего не выявляется психического расстройства, которое лишало бы его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых им противоправных действий (бездействия) либо руководить ими. Лежащий в основе решения суда о вменяемости несовершеннолетнего вывод психиатра относится к одному фактору, который может влиять на осознанность и произвольность действий субъекта, – психическому расстройству. Психолог исследует и оценивает другой фактор, способный оказывать аналогичное влияние, – отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством.
13. Вопрос о соответствии психического развития (или «психологического возраста») несовершеннолетнего его паспортному возрасту не является методологически корректным. Ответить на него точно вообще невозможно, так как в возрастной психологии нормы имеют не количественный, а качественный характер и относятся к возрастным периодам, охватывающим несколько лет (подростковый период – от 11-12 до 14-15 лет, юношеский – от 14-15 до 17-18 лет), а не к конкретным календарным возрастам внутри периода. При наличии у несовершеннолетнего клинически выраженного психического расстройства дать ответ на этот вопрос тем более нельзя, поскольку при психической патологии психическое развитие качественно отличается от нормального и не может соответствовать каким-либо возрастным нормам.
коллектив авторов:
Дмитриева Татьяна Борисовна, академик РАМН, директор ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Морозова Марина Валентиновна, руководитель Отделения психологии ФГУ «ГНЦССП Росздрава», кандидат психологических наук
Макушкин Евгений Вадимович, заместитель директора ФГУ «ГНЦССП Росздрава» по научной работе, руководитель Отдела социальных и судебнопсихиатрических проблем подросткового возраста, главный детский специалист- эксперт психиатр Минздравсоцразвития России, профессор, доктор медицинских наук Дозорцева Елена Георгиевна, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГУ «ГНЦССП Росздрава», доктор психологических наук
Читайте далее: