Здесь супервизор перемещает фокус со специфических отношений с клиентом, фигурирующим в сессии, на контекст, в котором происходят и терапия, и супервизия. В главе 5 мы говорили о модели Кадушина и о важности гармоничного сочетания обучающего и поддерживающего элементов с организационным. Супервизор несет ответственность перед организацией, в которой работает и он сам, и его супервизируемый. Нужды организации, в том числе политика организации и требования к выполнению работы, также должны находиться в фокусе супервизии. Даже когда супервизию проводит независимый профессионал, он все же принадлежит к профессиональному сообществу с его стандартами, этикой и нравами. Этот аспект супервизии Проктор называет «нормативным» (Proctor, 1988а).
На этом уровне супервизор может спросить: «А как твое поведение в этой ситуации соответствует ожиданиям профессионального сообщества?». Хотя супервизор до определенной степени отвечает за соблюдение этики в работе, внимание должно уделяться не только соответствию профессиональным требованиям, но и тому, что терапевт может быть слишком закрепощен изза оглядки на «ожидаемые рабочие стандарты» или изза боязни осуждения.
Если супервизор попался в ловушку представления о себе как о проводнике профессиональной мудрости, то существует опасность, что профессия перестает развиваться. Поскольку супервизия — это активный процесс, происходящий с участием супервизора и терапевта, он может нести в себе семена развития профессии, пробуждая к жизни ростки нового в практике (см. главу 12).
Ситуация усложняется, когда терапевт находится в процессе обучения. В этом случае динамика отношений терапевта и супервизора, описанная в измерении 5, будет испытывать влияние не столько представленного случая, сколько обучающего контекста. Этот вопрос будет обсуждаться далее, в главе 8.
ИНТЕГРИРОВАНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ
Мы считаем, что хороший супервизор при глубокой работе с клиентом использует все семь измерений, хотя не обязательно в течение одной сессии. Поэтому частью обучения в рамках этой модели является определение тех процессов, которые супервизоры используют наиболее часто, и тех, которые менее привычны для них. Постоянное вопрошание: «А как выглядит твой перенос?» в ответ на любую реплику терапевта вскоре начинает казаться навязчивым.
Модель, параллельную нашей, предложила Пэт Хант (Hunt, 1986) в своей статье по супервизии консультантов службы сопровождения супружества. Она предлагает выделение трех типов супервизии:
- Подход с ориентацией на проблему: терапевт и супервизор обсуждают случай «тамитогда». Это соответствует нашему измерению 1.
- Подход с ориентацией на терапевта: фокус на поведении, чувствах и процессах терапевта. Это соответствует нашим измерениям 2 и 4.
- Подход взаимодействия: фокус на взаимодействии в терапии и в супервизии. Это соответствует нашим измерениям 3 и 5.
Хант говорит об опасности использования только одного из этих подходов. Если внимание направлено на клиента «тамитогда», можно впасть в интеллектуализированную дискуссию «о» клиенте. Существует также значительная опасность «фактора искажения»: терапевт скрывает от супервизора материал, опасаясь осуждения. Если работа полностью сфокусирована на терапевте, то он может ощущать ее как навязчивую и ограничивающую терапию. Хант пишет: «Я не уверена, что этот вид супервизии воспринимается как поддерживающий. Я считаю, что в этой форме можно много чему научиться, но подозреваю, что объем такой помощи может зависеть от желания терапевта раскрываться и говорить о себе» (Hunt, 1986, с. 17). Если же работа сфокусирована исключительно на взаимодействии, то риск искажений меньше, чем в первых двух случаях; однако в этом случае значительная часть информации будет игнорироваться, поскольку основное внимание будет уделено сложностям двух взаимосвязанных систем отношений.
Поэтому в процессе обучения супервизоров, сформировавших навыки внутри каждого из измерений, необходимо направлять определенные усилия на формирование навыка своевременного переключения из одного измерения в другое. Супервизор также должен понимать, в каких измерениях предпочтительно работать с теми или иными терапевтами и в каких — с одним и тем же терапевтом в разное время. Наиболее часто движение по измерениям начинается с измерения 1 (исследование произошедшего в ходе сессии), затем естественным образом совершается переход к измерениям 3 и 4 (как развивались отношения и как это повлияло на терапевта) и, если (и когда) все это дополнится бессознательной коммуникацией, происходит переключение на измерения 5 и 6. По окончании исследования работы с конкретным клиентом супервизор может снова вернуться к новым интервенциям, которые терапевт, возможно, будет использовать в ходе последующих сессий с этим клиентом (измерение 2).
СВЯЗЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ С ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ
Супервизору важно определить стадию развития супервизируемого и его готовность к супервизии того или иного уровня.
Как правило, супервизию следует начинать с фокусирования в основном на содержании работы с клиентом и прояснения того, что произошло в ходе сессии (измерение 1). Как подчеркивают Столтенберг и Делворт (Stoltenberg and Delworth, 1987), начинающие терапевты иногда слишком тревожатся по поводу своего поведения и нуждаются в поддержке, чтобы понять, что именно происходило в ходе терапевтической сессии. Молодым терапевтам также часто необходима помощь в рассмотрении элементов индивидуальной сессии внутри более широкого контекста: как материал одной сессии связан с динамикой другой; как он связан с жизнью клиента за пределами терапии и с его личной историей. Помогая терапевтам в развитии такого понимания, очень важно не упускать из внимания уникальность отношений этого терапевта с его конкретным клиентом и не позволять себе загонять новый личностный опыт терапевта, часто необычайно волнующий, в рамки какойлибо рациональной типизации.
По мере того как терапевт развивает в себе способность видеть, что действительно происходит, не отвлекаясь на предвзятое теоретизирование и излишнюю озабоченность собственным поведением, становится возможным посвящать больше времени измерению 2, рассматривая интервенции терапевта. Как было сказано выше, существует опасность того, что супервизор будет по привычке сообщать терапевту, как ему надо было действовать. Мы замечаем, как заявляем своим супервизируемый чтото вроде «А вот я бы сказал этому клиенту…», или «Я бы подольше задержался на этом моменте сессии». Произнося такое, мы потом можем корить себя за то, что сами не следуем тому, что проповедуем, и не задерживаемся подольше на важных моментах супервизорской сессии!
Когда терапевт становится более опытным, на первый план в супервизии выходят измерения 3, 4, 5 и 6. Проводя супервизию для умелого и опытного терапевта, мы можем полагаться на его способность самостоятельно работать с сознательным материалом, можем доверять его собственной оценке своих действий. В этом случае супервизор должен уделять больше внимания бессознательному уровню терапевта и его клиента. Это происходит в форме фокусирования на процессах параллелинга, переноса и контрпереноса, развивающихся в отношениях супервизии.
Возможны случаи, когда нет необходимости в такой последовательности развития супервизии молодых терапевтов — начиная от подходящее здесь-и-сейчас к постепенному переходу на уровни центрирования на процессе. Обучающиеся психоанализу терапевты с самого начала супервизии фокусируются на процессе, а консультанты бихевиорального направления могут нуждаться в фокусировании внимания на содержании в течение всей супервизии.
Стадия развития терапевта — только один из факторов, которыми руководствуется опытный супервизор при выборе фокуса внимания супервизии. На этот выбор могут влиять и другие факторы, например:
- сущность работы терапевта;
- стиль работы терапевта;
- личностный стиль терапевта;
- уровень открытости и доверия, установившийся в отношениях супервизии;
- уровень готовности терапевта к самоисследованию;
- культуральные особенности терапевта.
Здесь мы исследовали элементы «двойной матрицы», или «семимерной модели супервизии», которую мы впервые представили в 1985 году. С тех пор мы продолжаем развивать эту модель и проводить по ней обучение, и мы обнаружили, что эта модель является основой для раскрытия новых уровней, глубин и путей развития супервизии.
Мы все больше убеждаемся в том, что для проведения эффективной супервизии и любой глубокой терапевтической работы супервизорам необходимо работать во всех семи измерениях супервизии.
Эта модель также является для супервизоров и терапевтов точкой отсчета при оценивании супервизорской сессии и для достижения договоренностей по поводу изменения фокуса работы. Разные терапевты требуют разного подхода и супервизорского стиля, и в следующей главе мы проанализируем, как супервизор может развить свою способность к работе в совершенно различных условиях. В главе 7 мы также еще раз пройдемся по семи описанным измерениям и дадим примеры транскультуральной работы в каждом из них.