Проективные методики психодиагностики

Проективные методики психологической диагностики человека
   Проективные методики представляют собой специальную диагностическую технику клинико-экспериментального экспертного исследования особенностей личности и характера, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Термин “проективные” был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других.
Различают следующие группы проективных методик:
Методики структурирования:

тест чернильных пятен Роршаха,
тест облаков,
тест трехмерной проекции.
Методики конструирования:

MAPS
тест мира и его разнообразные модификации.

Методики интерпретации:

Тематический апперцептивный тест (ТАТ),
тест фрустрации Стефана Розенцвейга,
тест Сонди.
Методики дополнения: 

неоконченные предложения,
неоконченные рассказы,
ассоциативный тест Юнга.

Методики катарсиса:

психодрама,
проективная игра.

Методики изучения экспрессии:

анализ почерка,
особенностей речевого общения,
миокинетическая методика Мира и Лопеца.

Методики изучения продуктов творчества:
тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер),
тест рисования дерева К. Коха,
тест рисования дома,
рисунок пальцем и т. д.

Все перечисленные методики объединяет способность вербализовывать для исследователя наиболее существенные аспекты личности в их отношениях (Л.С.Выготский), взаимозависимости и целостности функционирования.

Эти методики характеризует также общность формального построения и сходство в стратегии проективного эксперимента: поведении психолога-исследователя, подборе стимульного материала, постановке   диагностических задач.


Преимущественное использование проективных методик для изучения неосознаваемых форм психической деятельности объясняется спецификой клинических и параклинических задач, решаемых с их помощью. Богатством получаемого материала проективные методики выгодно отличаются от других более популярных в общепсихологических исследованиях методов, например опросников.
Большинство проективных методик или проективных “техник”, как их иногда предпочитают называть, не являются, по-видимому, тестами в узком понимании этого термина.
Читайте далее:
Обучение психологов