5.3. Особенности динамической супервизии

5.3. Особенности динамической супервизии

Динамическая супервизия предполагает последовательное наблюдение за несколькими групповыми сессиями. Она в значительной степени ориентирована на повышение эффективности группового терапевта в управлении групповой динамикой. Супервизор, проводящий подобный мониторинг работы терапевтов, должен в первую очередь обращать внимание на соответствие действий ведущих группу стадиям групповой динамики. В этом он, естественно, будет руководствоваться своими теоретическими установками, касающимися их количества и содержания (по И. Ялому, К. Роджерсу, В. Шушу, В. Биону и т. д.), а также основной задачей группы данного типа (классическая гештальт-группа по Ф. Перлзу, энкаунтер-группа, Т-группа, терапевтические группа, группа тренинга умений и т. д.).
Дальнейшее описание задач динамической групповой супервизии будет касаться работы группового гештальт-терапевта в терапевтической группе. Терапевтическое развитие группы невозможно без «определенной последовательности актуализации и проживания личностных проблем в группе, так что, не пройдя более «ранние» проблемы, группа не в состоянии помочь своим членам решать более «поздние» проблемы (Немиринский, 1999).
Поэтому одной из задач этапа наблюдения на каждой сессии становится анализ адекватности выбора групповым терапевтом участника для индивидуальной работы в групповом контексте, связанный с пониманием групповой темы, точным выбором участника для ее проработки и преодолением группового барьера, препятствующего групповой динамике. Так, например, проработка такой проблемы, как боязнь близких отношений, для участника с выраженными нарциссическими тенденциями, становится эффективной и для участника, и для группы лишь на третьей стадии групповой динамики, характеризующейся конфликтом между потребностями в близости с другими людьми и защитными тенденциями доминирования и контроля.
Другая задача—анализ фасилитирующих или блокирующих действий терапевта по отношению к терапевтической динамике группы. (Содержание стадий групповой динамики далее приводится по О. Н. Немиринскому, 1999.)
Первая стадия групповой динамики традиционно рассматривается как группообразующая (социальная задача — достижение первичной сплоченности). Эта задача в некоторой степени ограничивает терапевтические действия группового терапевта. Поэтому его действия должны быть направлены как на достижение групповой сплоченности и ее переживание, так и на распознавание тенденций движения ко второй стадии, где желаемым достижением является самораскрытие, а основными внутренними барьерами, препятствующими его достижению, становятся страх негативной оценки, отвержения и деиндивидуализации.
Супервизор, наблюдающий работу в группе на этой стадии, может поставить перед собой следующие вопросы:
1.    Какие терапевтические действия терапевта направлены на достижение групповой сплоченности? Способен ли сам терапевт удерживаться в первичной конфлюэнции с группой?
2.    Каким образом групповой терапевт поддерживает тенденцию к самораскрытию?
3.    Прорабатывается ли в группе страх отвержения и страх негативной оценки или группа «пробуксовывает», не раскрывая собственных страхов?
4.    Есть ли подобные страхи у терапевта и что он с ними делает?
На второй стадии важным становится преодоление этих страхов и самораскрытие, выражение своих чувств и проявление индивидуальности. Перспективная групповая задача—проработка темы ответственности за личные изменения и желаемые изменения ситуации в группе. Особенностью данной стадии является высокий уровень конфронтации между членами группы, а также между участниками и ведущим.
При благоприятном течении данной стадии участники переходят от зависимого поведения к контрзависимому, а в отдельных случаях — к самостоятельному и ответственному. В такие моменты групповому терапевту приходится выдерживать значительную групповую агрессию. Если групповой терапевт в состоянии с этим справиться, группа развивается дальше. В случае подавления терапевтом естественного хода груп повой динамики ситуация «зависает» и в группе могут появиться козлы отпущения, на которых направлена агрессия, адресованная ведущему.
В связи с этим основные параметры для наблюдения за работой терапевтов могут быть определены следующим образом.
1.    Способность группового терапевта к раскрытию своих чувств по отношению к участникам и групповой ситуации.
2.    Возможность распознавать, используя свое эмоциональное состояние, групповое напряжение, связанное с невыраженными агрессивными чувствами участников. Способность отвергать группу и отдельных участников и принимать отвержение. Конкретные случаи блокирования конфронтации, допущенные данным терапевтом. Способность объяснить и отстоять свою позицию в группе.
3.    Умение поддержать автономные формы поведения участников.
Третья стадия характеризуется возрастанием доверия, поддержки и самораскрытия и выражением всего спектра человеческих чувств, а также конфликтом темы близости и любви с доминированием и контролем. Склонность к контролю является барьером, базирующимся на ценностях власти и иерархического доминирования. Принятие близости с другими участниками группы блокируется страхом подчинения и зависимости, проявлениями гордости. Перспективной групповой задачей является осознавание ценности своего существования в мире, собственной уникальности и ценности встречи с другим.
Эта новая ситуация предъявляет к групповому терапевту другие требования. Супервизор может отметить для себя:
1.    Способность терапевта снизить контроль за работой группы и «отойти в тень», присутствуя в случае необходимости.
2.    Возможность быть близким в отношениях с участниками группы и ко-терапевтом.
3.    Доминирующие проявления терапевта, блокирующие динамику.
4.    Способность к поддерживающему группу самораскрытию терапевта. Если группа дошла до четвертой стадии, то, по-видимому, групповая супервизия была более чем успешной, а терапевты профессиональны и довольны своей работой. Так что супервизировать четвертую стадию, скорее всего, не понадобится…
Следующим этапом работы супервизора является фокусирование.

Читайте далее:
Обучение психологов