ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СУПЕРВИЗОРСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ

Глава 6
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СУПЕРВИЗОРСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТОВ

6.1. Основные характеристики образовательных программ по гештальт-терапии в российском гештальт-сообществе

Как правило, российские образовательные программы по гештальт-терапии ориентированы на соответствующие минимальные тренинго-вые стандарты E.A.G.T. — Европейской ассоциации гештальт-терапии (Московский гештальт-институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования, Северо-Западный гештальт-центр), FORGE -Международной федерации организаций, обучающих гештальт-терапии (Санкт-Петербургский гештальт-институт) или, как Институт гештальта и психодрамы, проводят образовательные программы под эгидой и с участием тренеров из GATLA—Лос-Анджелесского объединения тренеров по гештальт-терапии. Такие программы состоят из нескольких разделов: условия участия и требования к кандидатам (образование, опыт работы), содержание и продолжительность (темы разделов, семинаров-тренингов, количество учебных часов, посвященных той или иной теме, личной терапии и супервизии) и условия сертификации специалиста.

Требования к кандидатам на участие в учебных программах по гештальт-терапии

Обычно одним из основных требований считается наличие диплома о высшем образовании (как исключение принимаются студенты старших курсов) в области психологии или смежных специальностей: медицины и педагогики (Московский гештальт-институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования, Московский институт гепггальта и психодрамы, Северо-Западный гештальт-центр). Санкт-Петербургский институт гештальта требует наличие диплома о высшем образовании в области психологии, психотерапии и психиатрии, а участникам программ второго цикла необходим стаж практической деятельности не менее двух лет, а также 200 часов личной терапии, пройденной в течение двух лет.

Содержание и продолжительность обучающих программ по гештальт-терапии

Как правило, такие программы делятся на три основных уровня (ступени): введение в гештальт-терапию, теория и практика гештальт-терапии или совершенствование в гештальт-терапии. Программы третьей ступени обычно ориентированы на формирование знаний и умений в области супервидения и преподавания гештальт-терапии. Минимальный тренинговый стандарт Европейской ассоциации гештальт-терапии составляет 1450 учебных часов, из которых 600 часов тренинга посвящены теории и методологии гештальт-терапии. Эти 600 часов не включают чтение соответствующей литературы и тренировочные групповые встречи. Для сравнения: тренинговый стандарт Гештальт-цент-ра в Сиднее (Австралия) предполагает 560-часовую тренинговую программу, рассчитанную на четыре года, 50 часов личной терапии и по крайней мере 25 часов индивидуальной супервизии (см. приложение 2, табл. 1).
Программа первого уровня (ступени) предполагает знакомство с ос-новными понятиями гештальт-терапии, личный опыт знакомства с геш-тальтом, а также первоначальные навыки в практике консультирования (Московский гештальт-институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования —120 учебных часов в течение одного года). Знакомство с теорией гештальт-терапии обычно включает основные понятия и принципы гештальт-терапии: поле — организм/среда, феноменологический подход в гештальт-терапии, диалог в гештальт-терапии, осознавание, фигура и фон, контакт, граница контакта, цикл опыта, творческое приспособление, теория и функции sel? динамика веЩ утрату эго-функции и основные типы прерывания контакта, парадоксальную теорию изменений, работу с полярностями, творческие методы, работу с рисунком, метафорой, сновидениями, основные стратегии работы гештальт-терапевта, понятие о терапевтической позиции. Кроме того, сюда включена работа с внутренней феноменологией клиента и работа на границе контакта (Московский институт гештальт-терапии и консультирования, Московский гештальт-институт, см. приложение 2, табл. 2).
В некоторых случаях программа первого года обучения (Санкт-Петербургский институт гештальта, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии) усилена психотерапевтическими группами (дополняемыми методическим анализом), ее продолжительность составляет до 200 учебных часов в течение года.
Программа второго уровня (ступени) — «Теория и практика геш-тальт-терапии» (Московский гештальт-институт — 600 учебных часов, вместе с программой первого уровня; Санкт-Петербургский институт гештальта — 400 часов в течение двух лет)—знакомит участников с теоретическими и клиническими аспектами работы гештальт-терапевта. В нее обычно включены клинические аспекты работы — гештальт-терапия неврозов, психосоматических расстройств, депрессий и пограничных расстройств, терапевтические отношения, динамическая концепция личности, стратегии работы гештальт-терапев-та с эндогенными расстройствами, семейная и групповая гештальт-терапия, индивидуальный стиль гештальт-терапевта (более подробную информацию о программах вы можете найти на соответствующих сайтах). В дополнение к программе обучающиеся могут участвовать в программах специализации по детской, семейной, групповой терапии и оргконсультированию. На этой ступени проводят терапевтическую работу под супервизией, получают индивидуальную терапию у сертифицированных гештальт-терапевтов и сдают квалификационный экзамен.
Наконец, программа третьего уровня (ступени) — «Совершенствование в гештальт-терапии»—ориентирована на получение практических навыков тренера, супервизора и преподавателя гештальт-терапии. Иногда программа третьей ступени бывает посвящена специализации в различных областях практического применения гештальт-терапии и гештальт-консультирования (семейная терапия, групповая терапия, орг-консультирование и т. п.).

УСЛОВИЯ сертификации

В качестве примера приведем условия сертификации гештальт-терапевтов Московского гештальт-института и Московского института гештальт-терапии и консультирования.
Московский гештальт-институт:
1.    Теоретаческая подготовка — 600 часов, в том числе: 14 тематических сессий (420 часов), спецкурсы, специализации, лекции (100 часов), тематическая работа на интенсиве (80 часов).
2.    Личная терапия — 135 часов, в том числе: 60 часов групповой терапии, две терапевтические сессии, включенные в программу, 75 часов индивидуальной, из них 50 часов работы с личным терапевтом, 10 часов индивидуальной терапии на интенсиве, 15 часов терапии под супервизией в малых супервизорских группах на 3-м году обучения и далее.
3.    Супервизия — 140 часов, в том числе: 4 супервизбрские сессии, включенные в программу, из них 1 сертификационная — 120 часов, индивидуальная супервизия в малых группах (тройках) — 15 часов. Супервизия осуществляется преподавателями и участниками программ 3-й ступени. Индивидуальная супервизия на интенсиве — 5 часов.
4.    Практикум — 200 часов, в том числе: работа в малых группах (тройках) — 100 часов, из них 50 часов – практикум на первом-втором году обучения, 50 часов — под супервизией с 3-го года обучения, описание трех случаев продолжительной работы с клиентами — 100 часов.
5.    Написание реферата по клиническому применению гештальт-терапии в своей профессиональной практике (включая теоретическое обоснование).
6.    Наличие диплома о высшем образовании в области психологии или смежных специальностей.
7.    Демонстрация работы на сертификационной сессии с приглашением независимого тренера.
8.    Участие в летнем интенсиве и конференциях.
9.    Рекомендация руководителя программы.
При успешном завершении программы и выполнении условий сертификации выдается сертификат Московского гештальт-института, соответствующий стандартам E.A.G.T. (Европейской ассоциации гештальт-терапии) с присвоением квалификации гештальт-терапев-та. Промежуточная квалификация гештальт-консультанта (МГИ) предполагает:
•    теоретическую подготовку (основы гештальт-терапии, методология практики, профессиональное самосознание) — не менее 200 часов,
•    специализацию — 100 часов.
Московский институт гештальт-терапии и консультирования:
1.    Участие во всех циклах программы (полное обучение с сертификацией специалиста как гештальт-терапевта, гештальт-супервизора и преподавателя гештальт-терапии составляет 600 часов).
2.    Описание трех случаев практической работы с клиентами (в геш-тальт-подходе). Случаи представляются в виде письменных работ, один из случаев — долговременная работа с клиентом (8-12 страниц), два случая (сессия или консультирование) по 3-5 страниц.
3.    Личная терапия — всего 130 часов (из них на 2-й ступени — 80 часов, на 3-й—50 часов).
4.    Работа под супервизией — всего 130 часов (из них 60 часов на 2-й ступени, 70 часов на 3-й).
5.    Демонстрация своей терапевтической работы в рамках сертификационной сессии.
6.    Протоколы работы в учебных малых группах.
7.    Предоставление неофициальной автобиографии.
8.    Два года профессиональной практики.
9.    Наличие диплома о высшем образовании в области психологии, медицины или смежных областях.
10.    Рекомендация руководителя программы.
При успешном завершении программы выдается сертификат «Геш-тал ьт-тер апе вт».
Сертификат Санкт-Петербургского института гештальта (гештальт-терапевт для врачей и специалист в области гештальт-подходадля других специальностей) соответствует продолжительности обучения 600 учебных часов с защитой дипломной работы (объемом 40 — 60 стр.).

6. 2. Супервизия внутри обучающих программ по гештальт-терапии

Включает супервизию пробной терапевтической работы в рамках семинара-тренинга, которая обычно начинается на второй ступени обучения, работу в супервизорской группе обучающей программы под руководством прикрепленного супервизора и индивидуальную супервизию (в том числе на интенсивах по гештальт-терапии).
В данном разделе мы остановимся на супервизии пробной терапевтической работы в рамках тематических семинаров-тренингов второй ступени обучения. Ее целью является развитие терапевтических навыков гештальт-терапевта, а также интеграция полученных теоретических знаний с практикой терапии.
Наиболее важными навыками терапевта (и гештальт-терапевта в частности) можно считать навыки, относящиеся к «принципу вненаходимости терапевта»:
•    возможность идентификации с переживаниями клиента;
•    осознавание чувств и процессов, относящихся к внутренней жизни терапевта в контакте с данным клиентом;
•    возможность наблюдения за процессом терапии, включающая навыки осознавания своего положения в терапевтической системе, влияния терапевта и клиента друг на друга, распознавания характера терапевтических отношений и ролевой структуры. Эффективный терапевт путешествует «от одной точки обзора к другой», что создает объемное видение происходящего на терапевтической сессии.
«…Психотерапевты должны научиться оставаться в непосредственной близости с тем, что переживает пациент, для того чтобы это могло оказать на него чувственное воздействие, и в то же время держаться на достаточном расстоянии, в пределах которого терапевт еще может почувствовать, чего же хочет от него пациент. Терапевт должен обнаружить и понять, как быть психологически близким пациенту и в то же время достаточно отдаленным от него, отдаленным и все-таки близким», — пишет аналитик Патрик Кейсмент (1995). И добавляет: «Поддержка от супервизора или аналитика может помочь «задним числом» увидеть то, что было упущено на предыдущем сеансе, она также может помочь в предвидении того, с чем еще, возможно, придется столкнуться. Но главное, психотерапевтам нужно развивать способность работать, используя непосредственный (но не мгновенный) инсаит в ходе самого анализа».
Поэтому развитие навыков, относящихся к распознаванию параметров терапевтического процесса, должно происходить в обучающей программе в позиции наблюдателя при выполнении специальных упражнений, иллюстрирующих те или иные понятия гештальт-терапии, а также в позиции терапевта, клиента и наблюдателя в тренировочных сессиях в малых группах (по 3-4 человека). Участие в работе такой малой группы помогает уловить разницу в данных позициях и постепенно развить необходимые навыки идентификации, осознавания и наблюдения уже в терапевтической позиции. В российском гештальт-сообществе этому обычно посвящены тренинги — семинары первой ступени обучения гештальт-терапии.
На второй ступени тренер-супервизор программы предлагает обучающимся участвовать в терапевтических сессиях (внутри группы) в качестве терапевта с последующей супервизией такой работы и обсуждением ее профессиональных аспектов с группой. Как правило, на это сначала решаются неформальные лидеры групп и участники программ с хорошо интегрированной личной и профессиональной самооценкой, а затем к терапевтической работе подключаются остальные. В течение программы каждый из них должен провести не менее двух пробных сессий в группе, что специально отслеживается руководителем программы для оценки профессиональной пригодности кандидата в гештальт-терапевты.
Основные проблемы, касающиеся супервизии терапевтической работы в группе, связаны со страхом оценки терапевтической работы со стороны тренера-супервизора и членов группы, нанесением психологического ущерба клиенту, собственной терапевтической неэффективностью, а также нарциссической ранимостью будущих терапевтов. Учитывая эти тенденции, при супервизии внутри группы (особенно в начале обучения) рекомендуется обращать внимание на позитивные аспекты работы терапевта, а также уделять особое внимание феноменологии терапевтической сессии — как со стороны клиента, так и со стороны терапевта, делая акцент на том, что в ней происходило и каковы возможные особенности ее развития в дальнейшем. Акцентируется способность следить за собственным фокусом осознавания и следовать за осознаванием клиента, осознавание чувств, их связь с поведением и реакциями клиента, внимание к невербальному поведенческому материалу.
После демонстрационных сессий программы первой ступени тренер вместе с участниками группы обсуждает подходящие для данного случая интервенции, стратегии и навыки работы гештальт-терапевта. В дальнейшем, на второй ступени образовательной программы, в ходе супервизорской сессии с участниками программы содержанием работы (по запросу) становится способность к поддержке и конфронтации, применение техник и эксперимента в контексте отношений «терапевт -клиент», идентификация фигуры терапевтической сессии, адекватная осмысленная работа с функциями self и механизмами прерывания контакта, метафорами клиента, способность поддерживать терапевтический диалог.
Ценным дополнением к такой супервизорской работе становится проведение эмоционального шеринга и профессионального процесс-анализа в группе. Такое сочетание позволяет участникам программы устанавливать связи между своими эмоциональными реакциями и терапевтическим процессом, разделять чувства, относящиеся к содержанию проблемы клиента, его реальному поведению на сессии, а также чувства, связанные с работой терапевта и его положением в терапевтической системе. Для супервизора же и шеринг чувств, и процесс-анализ могут стать ценным подспорьем в работе и базой для собственного профессионального развития.
Последние семинары-тренинги образовательной программы по гештальт-терапии нередко посвящаются терапевтическим отношениям, трансференции и контртрансференции, ролевой структуре терапевтической сессии. В связи с этим супервизируемые терапевты проявляют интерес к своему положению в терапевтической системе и бессознательно принимаемым на себя ролям. Поэтому групповые упражнения, демонстрационные сессии и их последующий разбор в группе, а также супервизорская работа строятся тренером-супервизором с учетом такого интереса.

Читайте далее:
Обучение психологов