ИСТОРИЯ ГИПНОЗА

ИСТОРИЯ ГИПНОЗА


Гипноз ведет свою историю с незапамятных времен. Это одна из самых больших загадок человечества. За многие столе​тия появились объяснения, как строились египетские пирамиды, как возникали идолы с острова Пасхи, а гипноз продолжа​ет цепко хранить свои тайны, и человеческая мысль тщетно строит теории, которые затем опровергает. Гипноз остается ппростым и сложным, понятным и таинственным, самым древним видом психотерапии и самым юным.

Целебную силу внушения в древности использовали шама​ны, а затем жрецы, которые обычно связывали воздействие с различными ритуалами и церемониями, в результате которых человек погружался в транс и становился «проницаемым» для внушений. Внушался ли успех охоты, исцеление от «злых ду​хов» или предсказывалась судьба, суть действа состояла в достижении измененного состояния сознания, которое мы называем трансом, и проведением внушения на его фоне. Бубен шамана, ритуальные пляски могли зачаровать, завести, пробу​дить дремлющие силы, освободить психику, мучимую перво​бытными страхами. И тогда под рокот бубна приходили виде​ния могучих прародителей, ощущения силы и спокойствия вливаясь в грудь, в руку, держащую оружие, в тело заболевшего соплеменника. Знания и умения шамана обеспечивали ему по​чет, беспредельную веру. Так продолжалось многие тысячелетие​тия.

Зарождающаяся цивилизация требовала новых знаний, уме​ний, подходов. Потомки оценивают времена по развитию ре​месел, искусств, медицины. Цивилизация Египта, одна из самых просвещенных, широко использовала трансовые состоя​ния сознания: пророчества, обряды, медицина. Жрецы, находясь в состоянии транса, получали послания из мира умерших и, смотря вдаль невидящими глазами, записывали их. В одном из самых древних медицинских источников — египетском папирусе Эберса (XVI век до н.э.) постоянно проводится мысль о необходимости сопровождать прием каждого лекарства слова​ми заклинания богов, и тогда боги даруют исцеление. Это ис​целение приносило слово, слово веры, которое требовало внут​реннего экстаза, напряжения духовных сил. А затем в целеб​ном сне богиня Изида, к которой часто обращались больные, давала облегчение, помощь.

Оценивая способы исцеления в храмах Древнего Египта, где жрецы были носителями медицинских, психологических и ок​культных знаний, можно с уверенностью сказать, что секреты гипноза были известны служителям храмов и использовались в подходящих случаях для лечения и укрепления веры.

В Греции бог-врачеватель Асклепий приносил исцеление страждущим через своих жрецов. В храме, посвященном ему, куда стекались толпы больных, они проходили сложные про​цедуры богослужения, очищения, после чего утомленные за​сыпали в специально отведенном для этого помещении — аба-тоне, где им являлся Асклепий или слышался его голос. Харак​терно, что стены храма были составлены из огромных камен​ных плит, на которых были вырезаны надписи с подробным описанием наиболее выдающихся исцелений, свершившихся в храме. Жрецы искусно усиливали эмоциональный настрой беседами, рассказами о силе бога. Вслушиваясь в их слова и читая надписи на стенах храма, паломники примеряли эти сло​ва к себе, к своим болезням, находили подобие и неистово ве​рили в выздоровление.

Веками вопросы веры и внушения стояли рядом. «По вере вашей да будет вам»,— говорил Христос нуждающимся в исце​лении. Но случаи исцеления в результате «вмешательства» осо​бенных личностей имеются и в дохристианскую эпоху. Светоний и Тацит свидетельствуют, что царь Пирр и император Веспасиан излечивали прикосновением большого пальца правой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки, и эта способность передавалась от короля его наследнику как величайшая тайна, способность, доказы​вавшая божественное происхождение верховной власти.

В XVI веке Парацельс (1493-1541) впервые использовал в своей практике магнит с целью излечения человека. Метод воз​действия на пациента с помощью магнита получил название «магнетизм». Парацельс считал, что это мистическое явление: при прикладывании магнита внутри человека происходят чу​деса и больной исцеляется. Он рассматривал болезнь как пара​зитическое живое существо и видел в магните средство борьбы с ним.

Идеи «животного магнетизма» заинтересовали венского врача и естествоиспытателя Месмера (1733-1815). В 1766 году вышла его работа, в которой он старал​ся доказать, что взаимное тяготение небесных тел имеет влия​ние на человеческую нервную систему. Месмер предложил те​орию, по которой Вселенная пронизана особой субстанцией — магнетическим флюидом и отдельные особо одаренные лично​сти обладают способностью «накапливать» в себе магнетичес​кие флюиды, а затем непосредственно или через специальные сооружения передавать их другим людям. Вскоре Месмер пе​реехал в Париж, где его метод лечения вошел в моду.

Для лечения больных Месмер сконструировал специальные чаны, наполненные железными опилками. Сам Месмер выхо​дил в торжественной одежде и «намагничивал» чаны, прикаса​ясь к ним жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка. Боль​ные доводили себя до состояния конвульсионного криза, они плакали, кричали, бились в судорогах. Потом их переносили в специальный зал, где они, изможденные судорогами, засыпа​ли, а очнувшись ото сна, чувствовали себя освобожденными от страданий. Слава Месмера в Париже зашла так далеко, что он не справлялся с желающими попасть к нему. И для бедняков он «намагнетизировал» дерево во дворе, чтобы, прикоснувшись, они могли «зарядиться» «магнетической энергией». Комиссия Французской академии наук провела тщательное исследование работы Месмера, описав ряд гипнотических явлений и даже отметив некоторые лечебные элементы. Члены комиссии вы​несли отрицательный вердикт, тем не менее написав гениальные слова: «Воображение без магнетизма вызывает судороги. Магнетизм без воображения не вызывает ничего». Они подчер​кнули роль психологического фактора, того самого, который Месмер не замечал, фиксируясь только на физиологических изменениях. Последователь Месмера маркиз де Пьюсегюр, в 1784 г. проводя опыты с магнетизмом, открыл явления со​мнамбулизма. Но ни это, ни возможность входить в словесный контакт с пациентом не были замечены.

В первой половине XIX века между сторонниками физиоло​гического и психологического направления развернулась борь​ба. Английский хирург Бред, считающийся основоположником научного понимания гипноза, в 1843 году сформулировал тео​рию гипнотизма, согласно которой гипнотическое состояние достигается с помощью визуальной фиксации (позже он признал возможность словесного внушения). Для Бреда знакомство с гип​нозом началось с наблюдения за сеансами женевского профессо​ра Лафонтена с целью разоблачить его и обвинить в шарлатан​стве. Но то, что он увидел, привело к обратному результату, Бред серьезно занялся гипнозом. Он впервые ввел в науку понятие об искусственно вызванном сне, назвав это явление гипнотизмом, подчеркивая этим несогласие с теорией магнетического флюида Месмера. Бред открыл гипнабельность — свойство человека вос​принимать гипнотическое воздействие, он отметил, что люди в неодинаковой степени поддаются гипнотическому воздействию и достигают разной глубины погружения.
В эти годы начинает широко использоваться феномен ане​стезии в гипнозе. В середине XIX века сотни хирургических вме​шательств в Англии, Франции, Индии были проведены под гип​нотическим обезболиванием. Это было триумфальным нача​лом научного клинического гипноза.
В 80-90 гг. прошлого века гипноз стал темой многих иссле​дований. Во Франции исследователи разделились на две шко​лы. Главой первой из них был выдающийся клиницист-невро​лог Шарко (1825-1893), возглавлявший парижскую клинику Сальпетриер. Его сторонники придавали ведущее значение в вызывании гипноза резким физиологическим раздражителям (внезапная вспышка яркого света, громкий удар гонга и др.) и возникающим под их влиянием физиологическим сдвигам в организме, считая психологические особенности гипноза вто​ричными, производными симптомами этого состояния. Шар-ко выделил в гипнозе три стадии — каталепсию, летаргию и со​мнамбулизм. Но он считал, что гипноз сходен по своим прояв​лениям с истерией. В этом он глубоко заблуждался. Такой вы​вод он сделал потому, что во время гипноза видел судорожные подергивания, восковидную гибкость, называемую каталепси​ей, и другие признаки, характерные для истерии.

Другие придерживались взглядов профессора терапевтичес​кой клиники в Нанси Бернгейма, утверждавшего, что гипноз не является каким-то особенным, самостоятельным состояни​ем и что все его необычные черты есть прямой результат дей​ственности врачебного внушения, осуществимого и в услови​ях бодрствования. Признавалось ведущее значение вербально​го воздействия на субъекта.

Школа Сальпетриера, включая Шарко, рассматривала гип​ноз как патологическое состояние — искусственный истери​ческий невроз. Школа Нанси считала, что это психологически нормальный феномен. В соревновании побеждают нансийцы, и теория роли внушения в гипнозе принимается и клиникой Шарко.

На рубеже ХIХ-ХХ веков после смерти Шарко и Бернгейма гипноз постепенно вытесняется психоанализом Фрейда, кото​рый негативно относился к гипнотерапии. В таком состоянии он остается до начала эры Эриксона и эриксоновского гипноза.

В России научное изучение гипноза в первую очередь свя​зано с именем В. М. Бехтерева. По его инициативе в конце XIX века гипноз был признан терапевтическим методом, имеющим психологическое и физиологическое обоснование. Теоретичес​кое обоснование и практическая ценность способствовали бы​строму распространению гипноза в медицинской среде. Бехте​рев описал различные фазы гипноза и способы его вызывания, определил направления лечебного применения.

Значительный вклад в изучение гипноза внес И. П. Павлов. В ходе его работ была создана физиологическая концепция гип​ноза как частичного по глубине и локализации сна с сохраняюшимся во время него очагом бодрствования (так называемым сторожевым пунктом). Наличие этого изолированного очага обеспечивает избирательность контакта загипнотизировано​го с гипнотизирующим (раппорт), составляющую главную осо​бенность гипноза. Вызывается гипнотическое состояние с по​мощью особых искусственных условий, представляющих со​бой сочетание факторов, благоприятствующих засыпанию, с воздействиями, создающими и поддерживающими бодрствую​щий сторожевой пункт, посредством которого и осуществляет​ся словесное внушение.

Вторая половина двадцатого века характеризуется трансформацией гипноза в сторону не директивности, индивидуального подхода, множественности воздействия.

Книга выходит на пороге третьего тысячелетия человечества. Пока это чистая страница в истории гипноза. Хотите поставить на ней свое имя?

авт. Гордеев М. Н.
ист. Классический и Эриксоновский гипноз, М.2008
Читайте далее:
Обучение психологов