Визуальная психокоррекция страха

Работа со страхом
     Визуальная психокоррекция страха

     

     Психолог и клиент сидят на стульях рядом друг с другом, лицом к стене, на расстоянии от нее не менее 4-5 метров.
     Содержание техники:
     Этап создания образа страха.
     Оказать помощь в формировании образа страха. Если по глазодвигательным реакциям было установлено, что комбатант обращается к аудиальной или кинестетической системам, то следует использовать лингвистический перевод (наложение) модальностей: “И когда ты это слышишь, что ты при этом видишь? И когда ты это чувствуешь, что ты при этом видишь?”. Собрать полную (по всем модальностям) информацию об образе страха.
     Снижение стрессогенности образа страха.
     Просим сделать образ страха диссоцированным. (помогая отодвинуть образ, показываем диссоциацию рукой, как бы отодвигая от себя образ);
     Обездвиживаем образ, убираем всю динамику, делаем стоп кадр;
     Убираем объем, делаем образ плоской картинкой;
     Убираем из картинки звук;
     Делаем картинку черно-белой;
     Максимально – оптимально отодвигаем от себя картинку, так, чтобы образ различался комбатантом, и с ним можно было работать.
     Сообщаем инструкцию.
     Сейчас на счет три, я щелкну пальцами и сверху из-за твоей головы, откроется окно и на эту картинку польется любящий тебя, заботящийся о тебе, защищающий тебя, желтый, золотистый, добрый, волшебный, божественный свет (набор качеств света), и он полностью зальет и изменит картинку.
     Непосредственная коррекция  страха.
     «Итак, внимание на картинку! Раз, два, три! (Щелчок пальцами, встаем, нависаем над комбатантом, ускоряем темп речи и громкость голоса). Открылось окно, и на картинку полился … (перечисляются качества света)… Льется большой и мощный поток света он заливает, изменяет картинку! Смотри, как меняется картинка! Что ты видишь? Говори мне!»
     Получаем сообщение об изменениях картинки, если они происходят медленно, вновь повторяем качества света, говорим о мощном, всеочищающем потоке света. Когда происходящие изменения, сообщаемые клиентом, позитивны – закрываем поток света и вновь садимся рядом, возвращаясь к прежней ритмике речи.
     Присвоение позитивного намерения страха.
     Просим описать картинку. Сообщаем, что картинка залита … называем качества света… и поэтому предлагаем собрать этот добрый свет в шар и придвинуть с картинки поближе к себе, рассмотреть, убедиться, что там все хорошо, и затем взять любым удобным для себя способом внутрь себя в любое удобное для себя место. Запросить ощущения в том месте, куда взято позитивное намерение, – ощущения должны измениться.
      Контрольно-диагностический этап, закрепляющий надежность коррекции страха.
      Просим сообщить, что осталось на месте картинки. Образ должен быть незначимый, зачастую остается только рамочка от картинки. Уменьшаем ее до размеров точки, и переворачиваем чистой стороной к себе.
     Просим клиента снова подумать о проблемной ситуации. Убеждаемся в изменении реакции на существовавший страх, фиксируя эмоциональные отличия от исходного состояния.
     Дополнения:
     если клиенту трудно осуществить какой-нибудь из шагов, то терапевт может использовать следующие уловки:
     фразы типа: “Хорошо! А если бы ты уже сделал это, то как бы выглядела картинка?”
     фразы типа: “Хорошо! Попроси бессознательное сделать это и внимательно следи за тем, что уже происходит!”
     фразы типа: “Хорошо! Подожди еще несколько мгновений и все произойдет само собой”
     фразы типа: “Хорошо! Тогда представь, что ты сфотографировал эту картинку! Как бы выглядела фотография?”
     по окончанию техники может сделать сообщение: “Теперь твое бессознательное знает, что если этот опыт будет тебе полезен в какой-то ситуации, то оно всегда сможет найти и использовать его…”
Читайте далее:
Обучение психологов