к приказу Минздрава РФ
от 26 ноября 1996 г. N 391
непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по медицинской психологии
1. Введение
Увеличение распространенности пограничных психических и социально-стрессовых расстройств, психосоматических заболеваний, саморазрушающего поведения и аномалий развития детей и подростков предполагает более широкое использование достижений современной медицинской психологии. Однако, обеспеченность медицинскими психологами лечебно-профилактических учреждений страны совершенно недостаточна. Отсутствуют организационные основы медико-психологической подготовки студентов медицинских вузов, что связано с недостатком опытных преподавателей со специальным медико-психологическим образованием. Существующая система подготовки медицинских психологов не способна обеспечить учреждения здравоохранения необходимым числом медицинских психологов. Острота проблемы не снимается привлечением к медико-психологической работе врачей, педагогов и дефектологов, не имеющих систематической подготовки по медицинской психологии. Стихийное развитие всевозможных медико-психологических, психотерапевтических и психодиагностических курсов, семинаров и даже “институтов”, дающих лишь фрагментарные знания в области медицинской психологии, лишь утяжеляет создавшееся положение, обеспечивая сиюминутные потребности. Подобный способ решения проблемы подготовки и использования медицинских психологов заключает в себе потенциальную опасность, так как зачастую ведет к искажению предмета медицинской психологии, и, в конечном счете, к ее дискриминации.
Построение эффективной системы подготовки квалифицированных медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, предполагает создание базы медицинских вузов и научно-исследовательских учреждений для получения профильного образования, использование различных моделей образования (университет, факультет медицинской психологии медицинского вуза или кафедра медицинской психологии в медицинских вузах, на базе НИИ), преемственность этапов додипломной и последипломной подготовки в рамках каждой из моделей, введение системы последипломного образования.
2. Основные принципы подготовки медицинских психологов
Система образования по медицинской психологии должна представлять собой гармоничное сочетание теоретических и практических, клинических и экспериментальных составляющих. На этой основе предполагается последующая подготовка по одному или нескольким более частным направлениям в области психодиагностики и психологической коррекции. Одним из важнейших элементов в подготовке медицинских психологов должно быть освоение основ психиатрии, психотерапии и неврологии.
Обязательным в системе подготовки медицинских психологов должен быть комплекс специализированных мероприятий, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг).
Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.
В целом система образования медицинских психологов должна включать программы, обеспечивающие:
адекватное понимание границ профессиональной компетенции медицинских психологов, принципов профессионального взаимодействия с медицинским и иным персоналом, а также вопросов медицинской этики и деонтологии,
активное усвоение обучающимися теоретических знаний и теоретико-методологических принципов,
достаточную ориентацию в смежных клинических областях – психиатрии, психотерапии и неврологии,
освоение методов и приемов психодиагностической, психокоррекционной работы с различными контингентами больных,
овладение навыками установления психологического контакта с больными и их родственниками,
использование элементов личностной психопрофилактики,
этапный контроль профессиональной подготовки.
3. Общая структура подготовки медицинских психологов и основные методические приемы, рекомендуемые при их обучении
Основная цель образования – получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям к подготовке психолога по медицинской психологии.
Общая система подготовки медицинских психологов представляет собой взаимосвязанные этапы, включающие додипломное и последипломное обучение. Додипломная подготовка может осуществляться на базе психологических факультетов университетов, медицинских вузов, а также факультетов психологии педагогических и других вузов. Последипломная подготовка проводится в два этапа: подготовка, обеспечивающая обучение в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии, и последующая подготовка на курсах усовершенствования специалистов, имеющих сертификат. Продолжительность последипломного обучения определяется уровнем додипломного образования, но не может быть менее одного года.
На протяжении всего процесса подготовки медицинских психологов решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но прежде всего – приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных аспектов обучающегося, существенных для эффективной деятельности (разрешение собственных психологических трудностей, выработка творческих подходов к решению профессиональных задач и др.).
Для обеспечения основной образовательной цели адекватно использование широкого спектра методических приемов: лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические конференции, учебная, курсовая и дипломная практика, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги.
4. Основные требования к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии
Медицинский психолог – специалист с высшим образованием по специальности психология, получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает три уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.
Продолжительность обучения – не менее 3540 часов, которое включает общепсихологическую специализацию – не менее 540 часов и по медицинской психологии – не менее 3000 часов.
Общепсихологическая специализация (объем не менее 540 часов) основывается на изучении общей психологии, сравнительной психологии и антропологии, психофизиологии, экспериментальной психологии, общей и частной тестологии, социальной, возрастной и дифференциальной психологии, психологии личности, истории психологии, кризисной психологии, юридической психологии и дефектологии.
Общий объем подготовки по медицинской психологии – не менее 3000 часов, включая часы, полученные в период вузовской специализации и в ходе последипломной подготовки. При этом на приобретение теоретических знаний по медицинской психологии – не менее 1000 часов, на получение практических навыков – не менее 1600 часов, на личностно- и профессионально-ориентированные тренинги – не менее 300 часов, на супервизию – не менее 100 часов.
Теоретические знания
Психология и ее значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии; история становления и развития медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.
Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения, соотношение биологического и психосоциального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.
Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.
Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многоосевой или многомерный) диагноз.
Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, психосоматические расстройства, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.
Психологические (психогенные) факторы в этилогии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушения психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.
Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностика как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.
Понятие психологического диагноза, функциональный (многоосевой или многомерный) диагноз как интеграция клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.
Основные психологические категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрации, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая защита, копинг, алекситимия.
Теория эксперимента, понятия стандартизованных и нестандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надежность, стандартизация, норма и др.).
Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий – основные концепции и практика, соотношение общемозгового и локального в нейропсихологической диагностике, нозологическая специфика нарушений высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.
Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью,нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.
Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребенка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых патологических форм реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.
Учение о характере: концепции, понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.
Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятия защитных механизмов личности, личность и болезнь.
Основные концепции психосоматических соотношений, психосоматическое и соматопсихическое, внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутреней картины болезни. Теоретические, методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.
Теоретические, методологические и методические подходы к решению задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска психической дезадаптации и болезни.
Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.
Психология экстремальных и кризисных состояний, понятия травматического стресса, социальной фрустированности и социально-стрессовых расстройств.
основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях, взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.
Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной тепапии, плацебо-аффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.
Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.
Особенности работы медицинских психологов в стационарных, амбулаторных и профилактических учреждениях различного профиля, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.
Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.
Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная, групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социаотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.
Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.
Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.
Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.
Практические навыки
Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.
В области психодиагностики:
– умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследования; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др.; владение основными интерпретационными схемами и подходами; адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении; владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, наблюдение, естественный эксперимент);
– владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, характера, личности, мотивационных характеристики и потребностей, самосознания и межличностных отношений;
– владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);
– владение основами компьютерной психодиагностики.
В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:
– использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;
– владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;
– владение основными приемами восстановительного обучения;
– владение подходами к организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;
– владение навыками проведения личностно- и профессионально-ориентированных тренингов.
Личностно- и профессионально-ориентированные тренинги
– личностно-ориентированные тренинги преимущественно в групповых формах с целью проработки собственной проблематики медицинского психолога и обеспечение его личностного роста;
– профессионально-ориентированные тренинги (балинтовская группа).
Супервизия
– привлечение супервизора (по психодиагностике и по психологической коррекции – специалиста более высокой квалификации) с целью анализа, соответственно, диагностического и коррекционного процесса и уровня эффективности выполняемой работы;
– супервизия на основе анализа клинических и клинико-психологических материалов (история болезни, аудио- и видеозаписи).
5. Основные направления и содержание программ подготовки по медицинской психологии
Додипломная подготовка
Додипломная подготовка по медицинской психологии осуществляется на факультетах медицинской психологии в медицинских вузах, а также в университетах и иных высших образовательных учреждениях, имеющих соответствующие условия (клиническая база, квалифицированные педагогические кадры и пр.) и лицензию.
В качестве базы для подготовки по медицинской психологии на факультетах медицинской психологии рекомендуются следующие общеобразовательные дисциплины: философия, логика, этика, педагогика, социология, психолингвистика, правоведение, общая биология, анатомия центральной нервной системы, общая физиология, математическая статистика с основами информатики (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программами вузов).
Программа подготовки на факультетах медицинской психологии предусматривает общеклиническую подготовку, которая включает в себя основы внутренних болезней, основы неврологии, основы психиатрии, психотерапию (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программами медицинских вузов), а также общепсихологическую специализацию и специализацию по медицинской психологии.
Общепсихологическая специализация предусматривает обучение студентов по следующим дисциплинам: общая психология, экспериментальная психология, социальная психология, сравнительная психология и антропология, юридическая психология, история психологии, возрастная психология, психология личности и дифференциальная психология, дефектология, кризисная психология. Обучение по этим дисциплинам производится на кафедрах и курсах в соответствии с типовыми программами университетов, адаптированных для факультетов медицинской психологии.
Подготовка по медицинской психологии включает изучение следующих разделов: введение в медицинскую психологию, проблема личности, патопсихология, нейропсихология, методы клинической психологии, психодиагностика в клинике, психологические основы психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, психологические аспекты пограничных психических расстройств, психологические проблемы соматической (психосоматической) медицины, психологические проблемы нервно-психических заболеваний, медико-психологическая экспертиза, медицинская педагогика, психологическое консультирование, а также производственную практику, личностно- и профессионально-ориентированные тренинги и супервизию.
Додипломное образование по медицинской психологии студентов медицинских институтов
В качестве базы для подготовки по медицинской психологии студентов медицинских вузов рекомендуются следующие дисциплины: философия, логика, этика, педагогика, психолингвистика (указанные дисциплины изучаются на соответствующих кафедрах в объемах, предусмотренных программами медицинских вузов).
В подготовку по медицинской психологии студентов медицинских институтов включается изучение истории психологии и общей психологии (на 2 курсе), социальной психологии (на 3 курсе), медицинской психологии (на 4 курсе).
В системном образовании врачей медицинская психология изучается в тесной взаимосвязи с психиатрией и психотерапией. Типовые программы и примерные учебные планы по психотерапии для студентов медицинских вузов приведены в Приказе Минздравмедрома России от 30 октября 1995 г. N 294.
Последипломная подготовка
Эта форма подготовки медицинских психологов осуществляется в соответствии с основными требованиями к дополнительной подготовке психолога по медицинской психологии и представляет собой очное или очно-заочное обучение. Обучение проводится в специализированных образовательных учреждениях в соответствии с Приложением 1 к настоящему Приказу.
Для лиц, обучавшихся на факультетах медицинской психологии вузов, а также получивших подготовку по медицинской психологии на факультетах психологии университетов, последипломная подготовка осуществляется в очной и очно-заочной форме в течение не менее одного года.
Для психологов, не имеющих подготовки по медицинской психологии, последипломная подготовка осуществляется в очно-заочной форме в течение двух лет.
Для лиц, имеющих основное высшее образование гуманитарного профиля и получивших второе высшее образование по психологии на факультетах психологии университетов, последипломная подготовка осуществляется очно-заочно в течение трех лет.
Дальнейшее усовершенствование по медицинской психологии для лиц, прошедших последипломную подготовку в указанном объеме, проводится в виде тематических курсов кафедрами медицинской психологии медицинских вузов, университетов и учреждений последипломного образования, а также НИУ, имеющими в своем составе подразделения медицинской психологии и лицензию по образовательной деятельности в области послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Важными формами подготовки кадров высшей квалификации по медицинской психологии являются аспирантура на кафедрах медицинской психологии медицинских вузов, университетов, учреждений последипломного образования, в НИИ, имеющих в своем составе подразделения по медицинской психологии, и Федеральном научно-методическом центре по психотерапии и медицинской психологии.
6. Типовые программы и примерные планы подготовки по медицинской психологии
Типовая программа и примерный план подготовки по медицинской психологии студентов факультетов медицинской психологии вузов
Объяснительная записка
Программа предназначена для студентов факультетов медицинской психологии.
Основные задачи:
подготовка по медицинской психологии с освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной медицинской психологии, ее предметом, междисциплинарным характером основных ее направлений, методологией и методами, организацией медико-психологической помощи. Реализация учебного процесса с целью освоения основных разделов медицинской психологии – патопсихологии, нейропсихологии, психологических основ психосоматических соотношений, психологии личности и клинической психодиагностики, психологических основ психотерапии, психогигиены и психопрофилактики
освоение практических навыков и умений для диагностики психических функций, состояний и личности в ходе лечебного процесса, профилактики, реабилитации и экспертизы, а также для непосредственного участия в психологической коррекции и создании психотерапевтической среды в лечебных коллективах
подготовка медицинских психологов предполагает изучение истории развития медицинской психологии как прикладной области психологической науки, специфики становления медицинской психологии в нашей стране. Большое место отводится изучению экспериментальной психологии, теории тестов, конкретных методов современной психодиагностики
значительное место в обучении уделяется теории личности, психологическим личностным механизмам и их роли в этиологии и патогенезе нервно-психических и соматических заболеваний, использованию этих знаний в практической работе с больными
программа предполагает знакомство с теоретическими и практическими аспектами пограничных с медицинской психологией дисциплин – психиатрии, неврологии, психотерапии, медицинской этики и деонтологии
значительное место в программе отводится навыкам коммуникативной деятельности медицинского психолога – его взаимоотношениям с больными и их родственниками, медицинским персоналом, активному участию в формировании социально-психологического климата и психологического обеспечения лечебного процесса
важной составной частью программы является практическое освоение психодиагностических методов, позволяющих решать задачи дифференциальной диагностики и экспертизы, оценки структуры и степени выраженности нарушений познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, исследования личности и социальных позиций больного с целью получения данных для функционального (многоосевого или многомерного) диагноза, оценки динамики отмеченных нарушений и учета эффективности проводимой терапии. Практическое освоение навыков психокоррекционной и реабилитационной работы с различными контингентами больных и их окружением
теоретически осваиваются психологические основы различных видов психотерапии; практически (путем наблюдения и участия в роли котерапевтов) изучаются основные методы психотерапии, преимущественно личностно- и социоцентрированной направленности и психологические методы оценки их эффективности
значительное время на занятиях принадлежит активным методам обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинги, видеотренинг и супервизия) с целью осознания и преодоления собственной внутриличностной проблематики и коррекции личностных особенностей, влияющих на эффективность профессиональной деятельности
на заключительных этапах обучения проводится самостоятельная клиническая практика по специальности (производственная практика), что позволяет медицинскому психологу осуществлять психокоррекционную работу психопрофилактического и психогигиенического характера, а также участвовать в качестве котерапевта или совместно с врачом в психотерапии больных.
Обязательным условием подготовки по медицинской психологии является общепсихологическая подготовка, которая проводится в соответствии с указанным ниже перечнем основных дисциплин с продолжительностью обучения не менее 540 часов:
– общая психология – 100 часов (лекции – 80, семинары – 20);
– экспериментальная психология – 60 часов (лекции – 32, семинары – 12, практические занятия – 16);
– социальная психология – 60 часов (лекции – 40, семинары – 12, практические занятия – 8);
– сравнительная психология и антропология – 40 часов (лекции – 32, семинары – 8);
– юридическая психология – 40 часов (лекции – 32, семинары – 8);
– история психологии – 60 часов (лекции – 40, семинары – 20);
– возрастная психология – 40 часов (лекции – 32, семинары – 8);
– психология личности и дифференциальная психология – 80 часов (лекции – 52, семинары – 20, практические занятия – 8);
– дефектология – 60 часов (лекции – 32, семинары – 16, практические занятия – 12).
По программе медицинской психологии предусмотрено 1616 академических часов. Из них 546 – лекции, 246 – семинары, 378 – практические занятия, производственная практика – 200 часов, а также активные методы обучения: социально-психологический тренинг – 36 часов, участие в тренинговых психотерапевтических группах – 150 часов и балинтовских группах – 30 часов, супервизия – 30 часов.