Определение научной обоснованности судебно-психологического экспертного заключения в системе его общей оценки

Судебно-психологическая эксперти­за определяется как особое процессуальное действие, как институт доказательственного права, как род судебной экспертизы и самосто­ятельное звено в ее общей теории, а также как научное исследование, проводимое на основе специальных знаний в области психологии[49]. Сложность и междисциплинарный характер природы психологической экспертизы долж­ны определять и особенности оценки следо­вателем, дознавателем, прокурором, судьей заключения эксперта психолога. Такая оцен­ка может быть охарактеризована как много­компонентная и многоуровневая система.

рецензия на заключение эксперта

В соответствии с принципом систем­ности общую оценку заключения следует определять интеграцией парциальных оце­нок. Качество выполненной судебно-психо­логической экспертизы как процессуального действия зависит от соответствия ее назна­чения, проведения и оформления экспертно­го заключения процессуальным требованиям, соотнесенности поставленных вопросов ком­петенции экспертов и названию экспертизы, выбора количества экспертов и т.д. Как дока­зательство заключение эксперта психолога оценивается в соответствии со ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достаточности и достоверности. Оба назван­ных аспекта оценки заключения эксперта обеспечиваются известными для практикую­щих юристов профессиональными знаниями.

Оценка заключения как документа, от­ражающего особенности выполненной судеб­но-психологической экспертизы, определя­ется научной обоснованностью примененной экспертной методики в данном конкретном случае. Для работников правоохранительных органов решение этого вопроса представля­ется непростым, поскольку они не являются специалистами в области юридической пси­хологии. Как отмечает Е Р Россинская, све­дения о рекомендуемой в определенных ус­ловиях методике и возможных результатах ее применения они получают из многочисленной справочной и методической литературы. Эта литература постоянно обновляется, а разра­ботка и совершенствование научно-методи­ческого обеспечения экспертной практики приводит к тому, что новые методики зачас­тую противоречат ранее опубликованным. Методические указания, касающиеся произ­водства экспертиз и выпускаемые разными ведомствами, нередко плохо согласуются.

Апробация и внедрение методик пока еще недостаточно часто производятся на межве­домственном уровне. Все эти обстоятельс­тва существенно затрудняют оценку научной обоснованности примененной экспертной методики[50].

Согласно данным, полученным Е.Н. Холо­повой, 58% опрошенных следователей и судей считают, что оценить научную обоснованность выводов эксперта-психолога невозможно. Трудности вызывает терминология, отсутствие собственных психологических знаний, а также убеждение в том, что выводы не соответствуют другим доказательствам по делу[51] [52].

Работникам правоохранительных ор­ганов в качестве общих рекомендаций пред­лагается проведение логического анализа экспертного заключения, выяснение состо­ятельности примененных методов исследо­вания, определение правильности научных положений, которыми руководствовался эк­сперт, установление достаточности выделен­ных признаков для определенного вывода, выявление соответствия исследовательской части заключения и выводов и пр.4. Перечис­ленные признаки определяют научную обос­нованность судебно-психологической экс­пертизы с точки зрения состоятельности про­веденного исследования. Думается, что про­фессиональные знания следователей, судей позволяют произвести оценку заключения эк­сперта в отношении некоторых традиционных криминалистических экспертиз.

Что же каса­ется судебно-психологической экспертизы, то можно предположить, что решение таких задач юристами в лучшем случае осущест­вимо не по всем ее видам, а лишь по хорошо известным, неоднократно описанным в спра­вочной и методической литературе. Оценка научной состоятельности выполненных новых видов психологических экспертиз, методика которых находится на стадии становления и не получила должного теоретического осмыс­ления и апробации, по силам только специа­листам в области юридической психологии и судебно-психологической экспертологии.

В литературе встречаются рекоменда­ции работникам правоохранительных органов при анализе заключения психологической эк­спертизы самим выяснять сугубо специаль­ные вопросы: достаточно ли ретроспективно изучены психическое состояние и поведение подэкспертного, не сделан ли акцент на пси­хическое состояние в момент проведения эк­спертизы, достаточно ли подробно исследо­вана управляемость поведения в криминально значимой ситуации?[53]. На наш взгляд, квали­фицированное решение подобных вопросов возможно только путем привлечения лиц, сведущих в области психологии.

Для этого в случаях необходимости возможны назначение повторной или дополнительной экспертизы, обращение к специалисту с целью получения консультации или заключения о научной обос­нованности выполненной экспертизы.

А.Р. Белкиным высказана идея о факти­ческом существовании особого вида экспер­тизы – «мета-экспертизы», или «экспертного исследования других экспертных исследова­ний»[54]. Действительно, такой вид работы до­вольно широко применяется на практике, хотя процессуально оформляется не как экспер­тиза, а как заключение специалиста. «Такое исследование не является ни дополнитель­ной, ни повторной экспертизой, ибо не рас­сматривает исходных материалов первичной экспертизы, а отвечает на вопросы, насколь­ко адекватны методы, использованные экс­пертом, насколько обоснованны сделанные выводы, можно ли указать на допущенные экспертом ошибки и пр. …Заключение такого специалиста, являясь полноценным источ­ником доказательств, может в существенной степени способствовать адекватной и объек­тивной оценке экспертного заключения»[55].

Психолог, выполняющий работу по опре­делению научной состоятельности представ­ленной экспертизы в качестве специалиста, по существу решает задачу оценки надеж­ности проведенного экспертного исследова­ния. Это, в свою очередь, предполагает, что в самой экспертизе требования надежности и достоверности проводимого научного ис­следования были учтены. Вместе с тем, мало кто из практикующих экспертов-психологов осознает существование этой проблемы, а потому данный аспект как самостоятельный не бывает включен в исследовательскую про­грамму конкретной экспертизы.

Впрочем, игнорирование вопросов надежности экс­пертного исследования можно встретить и в «мета-экспертизах».

Любое научное исследование направ­лено на получение достоверных результатов. Особенно важна надежность исследователь­ских выводов судебной экспертизы, посколь­ку они могут быть положены в основу следс­твенных или судебных решений. Несмотря на очевидность теоретической и практической значимости данной проблемы, должного на­учного осмысления она не получает.

Судебно-психологическая экспертиза как научное исследование направлена на вы­явление психических особенностей конкрет­ного человека и его поведения в определен­ных юридически значимых обстоятельствах. Само исследование необходимо для того, чтобы отыскать ответы на те конкретные воп­росы, которые поставлены перед экспертами. По существу, единичность случая, уникаль­ность, неповторимость предмета и объектов свидетельствует о том, что судебную экспер­тизу следует относить к «индивидуализирую­щему методу» (В.Виндельбанд, В. Дильтей, Г. Зиммель) научного познания[56].

Проблема качества нового знания, по­лученного средствами судебно-психологи­ческой экспертизы, приобретает свою спе­цифику в связи с её индивидуализирующим характером. Здесь не пригодны способы, усиливающие надежность, принятые в номо- тетических (В. Виндельбанд)[57] исследованиях, направленных на установление общих законо­мерностей путем использования универсаль­ных переменных и большого количества ис­пытуемых. Нельзя повысить исследователь­ский результат и за счет расширения объема выборки. Невозможно также защитить свои выводы изощренными статистическими при­емами.

В судебно-экспертном исследовании в связи с принципом индивидуализации осо­бую роль приобретают содержательные до­казательства, получаемые на каждом из его стадий: определения предмета предстояще­го исследования; создания его общей теоре­тической схемы; отбора параметров, которые будут измеряться; создания исследователь­ской программы; реализации программы; получения результатов; их интерпретации; формулирования окончательных выводов, яв­ляющихся ответами на поставленные экспер­ту судебными или следственными органами вопросы. На каждой из перечисленных ста­дий должны решаться проблемы надежности, но, в силу принципа индивидуализации, спе­цифическим образом.

Хотя предмет экспертизы задан спе­циально сформулированными экспертными вопросами, для психолога в каждом случае он всё же определен не явно. Индивидуальность конкретного дела всегда привносит нечто особенное в методику исследования, даже если алгоритм экспертизы по данной катего­рии дел отработан. В этом состоит специфика судебно-психологического экспертного ис­следования. Перед психологом стоит задача перевода содержания экспертных вопросов в теоретическую схему предмета исследо­вания, а также выделения психических пара­метров, которые будут измеряться.

Создание теоретической схемы исследования обуслов­лено методологическими принципами науки психологии.

Если теоретическая плоскость иссле­дования определяется его содержательной целью (что должно быть проанализировано?), то методологическая – средствами её дости­жения (каким образом поставленная цель мо­жет быть достигнута?). Однако между двумя этими сторонами не может быть проведена демаркационная линия. В любом корректно построенном исследовании методологичес­кое и теоретическое составляют органичес­кое единство.

Методологический принцип, являющийся подлинным «нормативом» ис­следования, определенным образом ориен­тирует всю исследовательскую практику для решения конкретных содержательных задач[58]. Данные положения справедливы и для судеб­но-психологической экспертизы11. Достовер­ность конечных результатов экспертизы будет зависеть от того, насколько методологически обоснована общая теоретическая концепция ее предмета.

Здесь речь идет о содержатель­ной валидности исследования.

Так, опыт нашей работы в качестве спе­циалиста по оценке научной обоснованности судебно-психологических экспертиз психи­ческого воздействия, применяемого в де­ятельности финансовых пирамид, показал, что в теоретических схемах исследований экспертами не учитывался методологичес­кий принцип детерминизма. Согласно этому принципу все внешние воздействия прелом­ляются сквозь призму внутреннего, психи­ческого. Исходя из этого принципа при отве­те на вопросы, было ли оказано психическое воздействие на граждан и повлияло ли оно на их состояние и поведение, эксперты должны были выявить наличие признаков влияния на психику людей и, учитывая их индивидуаль­но-личностные особенности, обнаружить в их психических и поведенческих структурах при­сутствие следов воздействия.

На деле факт воздействия экспертами устанавливался, а индивидуальная восприимчивость к нему не исследовалась. Однако еще М.М.Коченов писал, что «результат психического воздейс­твия нельзя прямо соотносить с его интен­сивностью. Существует, безусловно, некото­рый индивидуально-изменчивый «порог» ус­тойчивости к психическому воздействию.»[59] [60]. В анализировавшихся нами экспертизах на основании выявленных признаков воздейс­твия эксперты делали категоричный вывод о том, что оно повлияло на психику людей. На наш взгляд, используемая экспертами тео­ретическая схема исследования позволяла прийти к выводу лишь о предпринятой попыт­ке оказать психическое воздействие.

Вывод же об осуществленном влиянии на психику людей при выбранном алгоритме экспертной методики должен был быть не категоричным, а вероятностным.

Таким образом, принятый за методо­логический норматив, принцип задает кон­кретную схему судебного экспертно-психо­логического исследования. Непонимание же исследователем определяющего значения методологии в конкретных экспериментах оборачивается их теоретической и методоло­гической несостоятельностью, что приводит к формированию научно не обоснованных эк­спертных выводов.

На этапе подбора психодиагностичес­ких приемов и методов проблемы качества научно-экспертного исследования решаются иными средствами. Важное требование здесь – использование надежных и апробированных методик. Оно, как правило, в конкретных экс­пертизах выполняется. Однако существует и другая важная задача – использование тех­ник, соответствующих предмету исследова­ния. Здесь идет речь об обоснованности, или валидности методики, определяемой тем, что методы должны быть адекватны предме­ту измерения, и что с их помощью измеряют вполне определенное свойство или признак, не смешивая его с другими.

Качественный и количественный состав используемых мето­дов отвечает требованиям уместности, адек­ватности, необходимости и достаточности.

Приведем пример из нашей практики по составлению заключения специалиста (рецензии), направленного на оценку научной обоснован­ности судебно-психологической экспертизы преступной группы.

В анализировавшемся нами случае следователем перед экспертами были поставлены задачи выявления лидера группы и распределения ролей при соверше­нии групповых преступлений. Для их решения психологи провели избыточно широкую серию тестов по определению уровня интеллекта, памяти, внимания, организаторских способ­ностей у членов группы. В то же время для оп­ределения групповой структуры использова­лась единственная методика – социометрия.

Уже по количественному составу применен­ных методов ясно, что за основу определения выполняемой групповой роли принимались способности и склонности к деятельности, а не реальное поведение. Методическая несо­стоятельность исследования привела к тому, что лидером и исполнителями экспертами были названы лица, имеющие личностные предрасположенности к такому ролевому по­ведению. Вопрос же реализации склонности в совершенных преступлениях экспертами не рассматривался.

Для того чтобы был получен достоверный экспертный вывод, необходи­мо было дополнительно использовать метод психологического анализа материалов уго­ловного дела по изучению ролевого поведе­ния участников группы в момент совершения преступлений, а также при их подготовке. Вы­бор методических средств экспертизы, их ко­личественный и качественный состав не был адекватен поставленным перед психологами задачам, поэтому экспертные выводы не мог­ли считаться обоснованными[61].

Валидность методики исследования достигается разными способами.

  • Одно из­мерение должно контролироваться допол­нительными измерениями или сведениями, полученными другими путями. Согласован­ность данных, полученных из разных источ­ников, свидетельствует о валидности ре­зультатов. К примеру, в деле имеются про­тивоположенные по содержанию свидетель­ские показания о состоянии подэкспертного в некий период времени.
  • Однако записями в медицинской документации объективиру­ются только определенные свидетельские показания. Именно их и можно рассматри­вать как валидные данные. Кроме того, по нашему мнению, исследовательская часть заключения должна содержать взвешенный анализ не одной, а всех конкурирующих ис­следовательских гипотез.
  • На этапе интерпретации полученных данных и формулировании выводов надеж­ность обеспечивается правильно выбранным контекстом апробированных теоретических положений судебно-психологической экспертологии, а также учетом согласованности мнений нескольких экспертов.

Как видим, научная обоснованность кон­кретного судебно-психологического эксперт­ного исследования определяется многими со­ставляющими. К их числу относим: методоло­гическую состоятельность, определяемую реализацией научных принципов психологии; теоретико-содержательную валидность, проявляющуюся в построении методологичес­ки обоснованной теоретической схемы иссле­дования и выборе измеряемых параметров, адекватных поставленным перед экспертами вопросам, а также корректной интерпретации полученных исследовательских результатов и формулировании обоснованных экспертных выводов; методическую состоятельность, характеризующуюся использованием апро­бированных методов, адекватных экспертным задачам, необходимых и достаточных в коли­чественно-качественном отношении. Ошибки, допущенные на любом из названных уровней системной модели научной обоснованности судебно-психологического экспертного ис­следования, неизбежно приводят к его оценке как научно не состоятельного.

Предлагаемая модель системного оп­ределения оценки конкретного экспертного заключения, а также такого ее компонента, как научная обоснованность проведенного исследования, может быть использована не только в следственной, судебной и эксперт­ной практике, но и при создании методик но­вых видов экспертиз, при подготовке методи­ческих рекомендаций для практикующих экс­пертов психологов и юристов, а также учиты­ваться при их профессиональном обучении.

Южанинова Алла Леонидовна, заместитель заведующего кафедрой правовой психологии и судебной экспертизы ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», доцент, кандидат психологических наук

 

 

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов