В экспертной практике правоохранительных органов, в частности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, появился новый вид экспертиз – лингвистические. Поскольку это экспертное направление еще не получило широкого распространения, но уже вызывает активный интерес всех участников судебного процесса, хотелось бы вынести на обсуждение научной общественности некоторые методологические и практические аспекты исследования текста как объекта судебной экспертизы. В настоящее время ЭКУ ФСКН России совместно с РФЦСЭ при Минюсте России разработаны методические рекомендации для экспертов, в которых предложена следующая методология.
Лингвистическая экспертиза или исследование (с целью решения узкой практической задачи) – это анализ текста на предмет поиска сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, информации, призванной формировать или поддерживать интерес к наркотическим средствам и способствовать реализации указанных средств и веществ.
Объектами лингвистических экспертиз и исследований становятся опубликованные тексты статей, телепередачи, а также любые другие текстовые источники, в которых в устной или письменной форме может содержаться информация, способствующая формированию интереса к наркотическим средствам и психотропным веществам и их распространению.
Лингвистическая экспертиза назначается органами дознания в рамках дел об административном правонарушении по статье 6.13 Кодекса об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.01г.) «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» в соответствии со статьей 46 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах (№ 3-ФЗ с изм. и доп. ОтЗО.Об.ОЗг.) «Запрещение пропаганды и ограничение рекламы в сфере оборота НС, ПВ и их прекурсоров».
Пропаганда – деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.
Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о наркотических средствах, которая предназначена для неопределенного круга людей и призвана формировать или поддерживать интерес к наркотическим средствам и способствовать реализации указанных средств и веществ. Еще в XIX веке А. Веригин, один из известнейших исследователей рекламы, сказал следующее: «Реклама, как сила, совершенно безразлична к тому, чему она служит. Ее цель – обратить внимание возможно большего числа людей на тот или иной факт, на ту или иную мысль, на то или иное лицо.
В зависимости от того, что именно несет реклама, к чему возбуждает внимание, что именно проповедует, и может решиться вопрос о ее пользе или вреде. В одном случае она может явиться благодеянием, в другом — бедствием, как и всякое другое орудие цивилизации». Если по результатам проведенного исследования будет признано, что в тексте имеются признаки рекламы и/или пропаганды наркотических средств, то по отношению к издате- лям/производителям и распространителям будут применены штрафные санкции.
Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средств. Однако хотелось бы напомнить, что существуют наркотические средства, наркосодержащие препараты и вещества, запрещенные к употреблению и распространению, в число которых входят: гашиш (анаша, смола каннабиса), героин, каннабис (марихуана) и его производные, кокаиновый куст, кустарно изготовленные препараты из эфедрина, мак и производные, метадон, морфин и т.д. По отношению к ним любая информация, способствующая формированию интереса к данным веществам, как-то: лечебный эффект, недоказанность наносимого вреда, отсутствие привыкания и так далее, даже в специализированных изданиях, будет подпадать под действие статьи 6.13 КоАП.
Как и в любом другом виде судебных экспертиз в делах об административном правонарушении оформление заключения эксперта осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами (права и обязанности эксперта предусмотрены статьей 25.9 КоАП РФ, ответственность за дачу заведомо ложного заключения – статьей 17.9 КоАП РФ).
При назначении лингвистической экспертизы или исследования перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы: «Имеются ли признаки рекламы и/или пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в данной статье, книге и т.д.?»;
- «Содержат ли в себе фрагменты, отмеченные следователем, информацию, которая побуждает людей к /употреблению наркотических средств / к привлечению несовершеннолетних к сбыту НС?»;
- «Имеются ли в тексте слова, относящиеся к семантической группе наркотики?»;
- «Определить значение сленговых выражений, относящихся к семантической группе «наркотики»».
При решении вопроса «Наличие признаков рекламы и/или пропаганды наркотических средств» эксперт проводит лингвистическое исследование на всех уровнях: лексика, синтаксис, дискурс. Обращается внимание на название анализируемого произведения, псевдоним автора, так как уже в них может содержаться определенный смысл, установка автора, ориентирующая читателя на дальнейший текст. Удачно подобранное название уже говорит о многом.
Название «Пи М для народа» вызывает у читателя совершенно определенную ассоциацию с фразой знаменитого исторического деятеля. Причем формально оно не содержит никаких упоминаний о наркотике. Таким образом, при проведении анализа текста как объекта экспертизы крайне важны фоновые знания – имплицитные смыслы-знания, относящиеся к области социо-культурно-исторического наследия разных временных периодов, включая современность.
Имена собственные выдающихся личностей, персонажей различных произведений, примечательные географические обозначения, названия исторических событий, памятников культуры порождают совершенно определенные имплицитные смыслы, понятные всем носителям данного языка.
Экспертное исследование включает анализ текста на лексическом уровне, то есть определяется наличие лексики семантического поля «наркотики», наличие положительно или отрицательно окрашенных лексических единиц, преобладание лексики разных стилей (сниженная, возвышенная), наличие превосходной степени прилагательных, метафорических словосочетаний, анализа формы глаголов (повелительное наклонение – открытый призыв к употреблению), оценочных суффиксов и т.п. Этот список может быть расширен до бесконечности, так как русский язык очень богат и выразителен.
Достаточно эффективным методом исследования текста является процедура проведения контент-анализа. Эта техника исследования позволяет получать объективную и систематическую количественную оценку качественного содержания коммуникативных единиц. Процедура контент-анализа заключается в том, чтобы по внешним количественным характеристикам текста на уровне слов и словосочетаний сделать правдоподобное предположение о его плане содержания и, как следствие, сделать выводы об особенностях мышления и сознания автора текста – его намерениях, установках, желаниях, ценностных ориентациях.
- Процедура проведения контент-анализа заключается в следующем: из исследуемого текста выбираются единицы по заранее определенному экспертом критерию (слова семантического поля «наркотики» – нейтральные, с положительной коннотацией, с отрицательной коннотацией; возможно, предпочтение определенного вида наркотических средств из ряда упомянутых), подсчитывается количество полученных слов и словосочетаний по группам, затем определяется их процентное соотношение и делается соответствующий вывод. Например, если в тексте преобладают слова с нейтральной и положительной коннотацией, это свидетельствует о том, что ценностная ориентация автора текста определяется положительным отношением к описываемому объекту.
- Следующий уровень – исследование синтаксической организации синтагм, фраз, то есть анализируются типы синтаксических конструкций, сама структура которых может нести определенную смысловую нагрузку. Это риторические вопросы, восклицания; предложения, содержащие положительную характеристику, которая достигается путем противопоставления с негативными определениями; употребление предложений, содержащих синтаксический параллелизм через отрицание и так далее.
- На заключительной фазе исследования анализируются структурные единицы текста в целом, прежде всего ссылки на авторитеты; фрагменты, формирующие положительное отношение, интерес, убеждающие в пользе наркотических средств и психотропных веществ; фрагменты художественного стиля, которые описывают положительные эмоции, возникающие при наркотическом опьянении; описание процесса приготовления и употребления наркотического средства, возможных путей приобретения. Возможно проявление признаков рекламы на композиционном уровне. Например, построение книги по принципу «миф – факт – подтверждение факта».
Причем «миф» включает негативную информацию о воздействии наркотического средства, как правило, несколько строк. «Факт» противоречит «мифу», то есть рекламирует полезные свойства данного наркотика, а «подтверждение факта» содержит обширную информацию со ссылками на авторитеты в области науки, медицины, психологии о позитивном воздействии данного наркотического средства на организм человека. То есть при помощи такого композиционного построения авторы полностью отрицают потенциальный вред наркотика.
Особым авторским приемом рекламы является включение в текст фрагментов других жанров. Например, стихотворения – переделки известных легко угадываемых песен, пьеса, евангелие от Семаря-Здрахаря (Баян Ширянов «Срединный пилотаж»), сказка, ода раскумарке, винту, отходняку, банке, машине (Баян Ширянов «Верховный пилотаж»).
Учитывая то, что реклама и пропаганда являются наиболее легким и доступным средством воздействия на широкие массы, прежде всего детей и подростков, когда интерес к наркотикам формируется с использованием художественной литературы, мультфильмов, буклетов, адресованных молодежи, противодействие правоохранительных органов распространению данной информации является важным сегментом борьбы с наркопреступностью в целом.
Голощапова Татьяна Ивановна, начальник отдела экспертно-криминалистического управления ФСКН РФ, кандидат филологических наук
Литература:
- Айвазян Т.А., Зайцев В.П. и др. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми забо- леваниями//ПЖ, 1989, т.10, № 3. – С.106-110.
- Алексеева Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе. – Тюмень, издательство ТГУ, 1999
- Алексеева Л.В. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1996. – 24 с.
- Бажин Е.Ф., Корнева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия эмоций.//ПЖ, 1983, т.5, № 3. – С.81-84.
- Базыма Б.А. Цвет и психика
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь- справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989. – 200 с.
- Вартанов А.В., Муньягисеньи Э. Поли- лингвистическое пространство цветовых на- званий//Вестник МГУ, 1994. – сер. 14 – № 2. – С.32-40.
- Вартанов А.В., Соколов Е.Н. Семантическое пространство цветовых названий: опыт межъязыкового исследования//ПЖ, 1994, Т.15, № 5. – С.85-93.
- Васильев В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.:МГУ 1984. – 200 с.
- Гавриленко О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтение: Сб. Проблемы цвета в психологии. – М.:Наука, 1993. – С.144-151.
- Горьковая И.А. Основы судебно-психологической экспертизы, СПб, 2003
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., СПб, 1882. – С.76
- Джос В.В. Практическое руководство к тесту Люшера. – Кишинев, 1990. – 176 с.
- Иванов Л.М., Урванцев Л.П., Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций: Сб. Психологические проблемы рационализации деятельности. – Ярославль, 1978. – С.55-64
- Изард К. Эмоции человека. – М.:МГУ, 1980.– 439 с.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М., 1984. – 199 с.
- Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. – М., 1981. – 111 с.
- Люшер М. Цвет Вашего характера. – М.: Вече, Персей, АСТ. – 1996. – С.11-224.
- Миронова Л.Н., Семантика цвета в эволюции психики человека: Сб. Проблемы цвета в психологии. – М.: Наука, 1993. – С.172-189.
- Ольшанникова А.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональ- ность//Вопросы психологии. – 1976. – № 5.– С.103-113.
- Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория. – М., 1997. – 430 с.
- Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета//Вестник МГУ. – 1988. – сер. 14. – № 3. – С.70-82.
- Плишко Н.К., О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различных модальностей при изменении эмоционального состояния: Сб. Диагностика психических состояний в норме и патологии. – Л., 1980 – С.135-140
- Пуховский Н.Н. Разработка психометрической модификации 8-цветного варианта теста М.Люшера//ПЖ. – 1995. – Т. 16,№ 1– С.138-148.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979. – 392 с.
- Руденко В.Е. Цвет – эмоции – личность: Сб. Диагностика психических состояний в норме и патологии. – Л., 1980. – С.107-115
- Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная пси холого-психиатрическая экспертиза аффекта.// Медицинская и судебная психология. Курс лекций. – М., Генезис, 2004
- Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. – М., Гар- дарика – Смысл , 1998
- Сивик Л. Цветовое значение и измерение восприятия цвета: исследование цветовых образцов: Сб. Проблемы цвета в психологии.– М.; Наука, 1993. – С.95-121.
- Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-пс ихологическое исследование. М., Юрлитин- форм, 2001
- Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психоло-ги- ческой экспертизы. – М., Юрлитинформ, 2000
- Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветный тест Люшера. – Речь, СПб, 2001
- Судебно-психологические экспертные критерии диагностики аффекта у обвиняемого. Пособие для врачей. Под ред. Т.Б.Дмитриевой и Е.В.Макушикина. – М., ГНЦССП, 2004
- Тонквист Г Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы: Сб. Проблемы цвета в психологии. – М.: Наука, 1993. – С. 5-54
- Цветовой тест отношений. Методическое пособие. – Л., 1983. – 20 с.
- Чирикова А.Е. О применении методики зрительных представлений для диагностики аффекта в межличностных отношениях//Воп- росы психологии. – 1976. – № 5. – С.114-119.
- Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. – Самара, 1995. – 218 с.
Читайте далее: