Динамика психических нарушений при шизотипическом расстройстве

Т.Г. Вагеро, Т.Б. Мустафина, Г.А. Фастовцов

Сложности судебно-психиатрической оценки шизотипиче­ского расстройства связаны с “пограничным” спектром психи­ческих расстройств при данной патологии, проявляющимся преимущественно на личностном уровне (Смулевич А.Б., 1999). Начало заболевания сходно с симптомами ряда форм шизофрении (утрата прочных контактов с окружающими, по­явление поверхностных, своеобразных интересов).

Снижение энергетического потенциала длительное время кажется незна­чительным и даже может быть незаметным. Далее возникают нелепости или странности в поведении, вычурность внешнего вида, в ношении одежды, снижаются способности к целена­правленной полезной активности, возникают эмоциональное обеднение и парадоксальность эмоций, могут утрачиваться проявления высших эмоций (сострадание, стыд, любовь и др.) (Фастовцов Г.А. и соавт., 2013). Важным аспектом в диагно­стике шизотипического расстройства являются расстройства самосознания, когда нарушается адекватная оценка своего Я как субъекта психической деятельности и как личности с определенным статусом (Кутарев Ф.Л., 1999).

При мягких, “нспсихотических” проявлениях шизофренического процесса нарушения самосознания “филигранны”, незначительны и выражаются в изменении отражения личностью окружающей действительности только на уровне высших понятий (соци­ально-общественных отношений, взаимосвязей различных явлений и причинно-следственных отношений). Вместе с тем гранильные изменения самосознания и сознания естественно нарушают мотивы, установки и смыслообразуюшую сторону действия, и если деперсонализация с дереализацией, а также мотивы, установки и ориентации личности скрыты, то окру­жающим видны только сами действия, а через них уже в ином освещении выступает и деятельность больных (Ануфриев А.К.,2013)     .

Экспертные решения строятся на анализе сопряженности влияния психопатологических феноменов на поведение, в частности, с конкретными ситуационными обстоятельствами, в которых совершено ООД. Наиболее часто клинические про­явления шизотипического расстройства в совокупности ограни­чивают способность субъекта осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Динамическое, катамнестическое наблюдение способствует конструированию целостной картины шизотипического рас­стройства, поэтому интересным представляется следующий клинический случай.

врач и компьютер

Подэкспертный К., 27 лет, обвиняется по ч.2 ст.228 УК РФ в не­законном хранении и изготовлении наркотических веществ (амфе­тамин) без цели сбыта, в крупном размере. Отец подэкспертного по характеру был эмоциональный, впечатлительный, необщительный, злоупотреблял алкоголем, покончил жизнь самоубийством (пове­сился). оставив записку, что “жизнь не сложилась, жить дальше бессмысленно”. Мать — “странноватая”, по характеру вспыльчивая, очень мнительная, общительная, по образованию психолог, но по специальности не работала. Подэкспортный – единственный ребенок в семье, родился в срок от беременности, протекавшей на фоне ток­сикоза и угрозы выкидыша. На вторые* сутки был переведен в детскую больницу на три недели с диагнозом “Внутриутробная инфекция, внутриутробная гипоксия, гипотрофия, синдром угнетения ЦНС, морфофункциональная незрелость”.

В раннем возрасте отмечалась небольшая задержка психомоторного развития, тем не менее к че­тырем годам освоил чтение и письмо. В детском саду часто играл в одиночестве, отличался двигательной расторможенностью. непо­слушанием, в связи с чем часто получал замечания от воспитателей. До 6 лет говорил о себе в третьем лице, буквы писал “зеркально”. В 5-летнем возрасте осмотрен психиатром, был расторможен, много­речив. назойлив. Заявлял, что не хочет быть Митей, называл себя Олегом, настаивал на исправлении имени и своего возраста. Состояние расценено как “Синдром двигательной расторможенностп, шизофреноподобный синдром на резидуально-органическом фоне”.

Затем К. был проконсультирован в НЦПЗ, где определен диагноз: “Синдром Аспергера с фазными аффективными невротическими расстройствами”, назначено лечение новопасситом, финлепсином, кавинтоном, когитумом. На фоне терапии у него “наладилось пись­мо”. стал менее расторможенным, однако категорически не хотел подчиняться общим правилам. Обучаться в школе начал с 7 лет, успеваемость была неровной, со сверстниками не контактировал, был среди них изгоем. В начальных классах мог встать и ходить по классу, был невнимательным, отвлекался. С 8 лет заинтересовался математикой, самостоятельно изучал интегралы, логарифмы, ув­лекся химией. Посещал музыкальную школу по классу скрипки, но преподаватель отказался заниматься с. ним. так как “было трудно привлечь его внимание”.

В последующем он увлекся Востоком, за­нимался айкидо, изучил, как пишутся цифры с помощью иероглифов, использовал их на уроках математики. В 11 лет был осмотрен пси­хиатром в связи конфликтностью, быстрой утомляемостью, аффек­тивной возбудимостью. Психиатром отмечалось, что К. одержим сверхценными фантазиями, считал, что “все учителя террористы”, говорил, что создал в школе “антитеррористическую группу” из 5 человек, разубеждению не поддавался. Был проконсультирован в НЦПЗ, где диагноз уточнился: “Шизотипическое расстройство, пси­хопатоподобный синдром”. В 7-ом классе увлекся пиротехникой, устроил взрыв на уроке физики, был поставлен на профилактический учет в милиции. С 15-летнего возраста стал чаще нарушать дисци­плину, был неадекватен в общении со сверстниками и учителями, не принимал реальность и социальные правила, не считался с окружающими, пытался привлечь к себе внимание, в связи с чем амбулаторно проходил психолого-педагогическую реабилитацию с 2004 по 2006 гг. Указывалось, что друзей у него практически не было, увлекался только взрывотехникой, все остальное ему было безраз­лично или воспринималось как досадная помеха. Был нетерпелив, а когда психолог устанавливал временные границы встречи, демон­стративно выключался из контакта, начинал исписывать листы химическими формулами.

Вел себя так, будто для него не существо­вало никаких ограничений, заявлял о своем “всемогуществе”. Говорил, что маму любит, но постоянно ее дразнил, провоцировал, хамил. Был склонен к рассуждательству, горячо отстаивал свою точку зрения, не очень заботясь о логике. Все. что ему было выгодно либо хотелось, считал справедливым и логичным. В процессе рабо­ты с психологом стал способен удерживаться в рамках общепринятых норм, увлечение химией взрывчатых веществ уменьшилось, но сменилось нейролингвистическим программированием и “пикапом” — искусством “кадрить” девушек. В 8-ом классе поступил в физико- химический класс гимназии, но через полгода был отчислен, так как писал на стенах “всякие гадости про одного учителя’’. В даль­нейшем сменил несколько школ из-за нарушений поведения. К учебе относился без интереса (был рассеян, ленив, мог уснуть на уроке), включался лишь когда ему была интересна тема, высказывал свою точку зрения, спорил, был своеобразен, обособлен. Его суждения удивляли наивностью, откровенностью и прямолинейностью, от­сутствием верного понимания и оценки, хотя участвовал в олимпи­адах по химии, занимал призовые места, экстерном, за год. окончил среднюю школу, освоив программу 10—11 классов.

В 2007 г. был обследован психиатром по направлению военкомата. Отмечалось, что К. выглядел моложе своих лет, был расторможен, инфантилен, некритичен, плохо учитывал ситуацию, отличался своеобразием развития с опережением в интеллектуальном плане, зависимостью и беспомощностью – в житейском. На основании диагноза “Шизоидное расстройство личности с аффективными колебаниями и сверхцен­ными образованиями” был признан негодным к военной службе. По окончании школы поступил на факультет журналистики, но через год оставил учебу – “не понравилось, стало скучно”. Затем обучался, на физико-химическом факультете, откуда был отчислен после 1-го семестра. В характеристике из университета указывалось, что он пропускал много занятий по практикуму, несмотря на то. что об­ладал живым и острым умом, усваивал только поверхностные знания, “не удосуживаясь проникать в суть явлений и процессов в химии”. Ему не были свойственны ни добросовестность, ни усидчивость, по­ведение отвечало “скорее характеру поведения несложившегося подростка”.

В последующем К. обучался в колледже легкой про­мышленности по специальности “парикмахер”. С 2009 г. проживал со своей девушкой в комнате коммунальной квартиры, в которой был “хаос из косметики и одежды”. Они делали макияж, переодева­лись в одежду друг друга, много фотографировались, раскрасили в комнате батареи полосками – черной и розовой. У них был свой условный язык — коверканье слов (например, они называли будиль­ник “будольником” или “будолом”). В 19 лет К. впервые был при­влечен к уголовной ответственности за подрыв самодельного взрыв­ного устройства в кафе. В ходе следствия К. была проведена стаци­онарная СПЭ (с 03.02 по 30.03.2010 г.), во время которой выглядел неопрятно, на руках были длинные неухоженные ногти. Был много­словен, речь вычурна, ускорена по темпу, доходила до монолога. Держался претенциозно, с элементами патетической жестикуляции. Пускался в пространные рассуждения о психологии, религии, не­справедливости жизни. Сообщал, что с детства любил совершать “из ряда вон выходящие поступки”, “разрывая устоявшиеся шаблоны”. Подробно рассказывал, что изучил много литературы по химии, пиротехнике, сам изготавливал взрывчатые вещества, испытывал непреодолимое стремление произвести взрыв, чувствовал радость от вида взрыва и ощущения взрывной волны. Увлекался психоло­гией, так как его интересовал анализ поведения людей, считал, что он “жил в вакууме”, был зажатым, не мог общаться с людьми.

Самостоятельно изучив нейролингвистическое программирование, научился общаться со сверстниками, завел много знакомых. Рассказывал о движении “Эмо”, считал себя его представителем, утверждал, что имел популярность в кругах единомышленников, в поисках своего индивидуального стиля красил волосы в различные цвета, подводил глаза, надевал женские колготки. Не мог опреде­литься со своей половой принадлежностью-считал себя мужчиной, но с множеством женских черт. Пробовал амфетамин, от действия которого становился более общительным, раскрепощенным, испы­тывал прилив энергии; прекратил его прием, ощутив эмоциональный провал, боялся стать зависимым. Эмоциональные реакции были не адекватны теме беседы. В мышлении отмечалось своеобразие, со склонностью к резонерству. Критические способности были наруше­ны. Экспертная комиссия пришла к заключению, что у К. имеется шизотипическое личностное расстройство (F21.8, по МКБ-10), кото­рое лишало его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Решением суда К. был направлен на принудительное лечение в психиатриче­ский стационар общего типа. При поступлении он держался с чув­ством собственного достоинства, высокомерно. Правонарушение не отрицал, заявлял, что “получил хороший жизненный урок”, утверж­дал, что “понял, сколько несчастья причинил людям”. Мышление его было резонерским. В первые дни пребывания в отделении на­строение было несколько сниженным, к общению с окружающими не стремился.

В последующем на фоне проводимого комплексного лечения нейролептиками, нормотимиками и работы с психологом состояние улучшилось: нормализовалось настроение, поведение приобрело упорядоченный характер, появилась достаточная крити­ка к своему состоянию и правонарушению. Держался в кругу свер­стников с правильными социальным установками, стал опрятным. На протяжении длительного времени психическое состояние носило стабильный характер, был спокоен и упорядочен в поведении. Понимал необходимость регулярного посещения ПНД, приема под­держивающих доз лекарственных препаратов. После окончания принудительного лечения выписан под активное диспансерное на­блюдение психиатра. ПНД посещал регулярно, однако назначенное лечение не принимал. В возрасте 23 лет К. стал открыто носить женскую одежду, пользоваться декоративной косметикой, женился, проживал вместе с женой и матерью в коммунальной квартире. Работал парикмахером на дому, занимался наращиванием волос. В феврале 2015 г. подэкспертный стал изготавливать и употреблять амфетамин, в связи с чем в частном порядке обследовался и лечил­ся по поводу “употребления амфетамина с вредными последствиями”. С мая по июль 2015 г. трижды лечился в ПБ.

Указывалось, что К. с 19 лет стал считать себя женщиной. Обращался к пластическим хирургам, произвел коррекцию скул, носа, подбородка. В течение последних полутора лет принимал эстрогены без рекомендации специалиста. Состоял в гетеросексуальных связях, влечения к муж­чинам не испытывал. Себя называл женщиной, представлялся женским именем, при этом отмечал, что к нему можно обращаться и как к мужчине, и как к женщине. Отличался манерностью и вы­чурностью движений. Охотно обсуждал проделанные пластические операции, отмечал, что “намерен быть прекрасным во всем”. Делился своими планами в отношении хирургического увеличения груди. Практически ежедневно употреблял стимуляторы, демонстративно описывал эпизоды употребления психоактивных веществ. Его на­вещали подруга и жена, перед их приходом наносил яркий макияж. Был склонен к резонерству, суждения легковесные, примитивные. Состояние определялось крайней инфантильностью сексуальной ориентации, социальной дезадаптацией. Был поставлен диагноз: “Шизотипическое расстройство личности, дисморфоманический синдром. Синдром зависимости от стимуляторов”.

Проведено лечение рисперидоном, вальпроатами, циклодолом. После выписки ПНД не посещал. Сразу же возобновил употребление психоактивных веществ. В сентябре 2015 г. К. был привлечен к уголовной ответственности за незаконное хранение и изготовление амфетамина. В ходе след­ствия К. была проведена АКНПЭ, во время которой у пего отмечались манерность, демонстративность, многоречивость: ощущал себя “женщиной”, называл себя “Алиной”. Эмоциональные реакции были парадоксальными, в мышлении выявлялась паралогичность со склонностью к резонерству. Комиссия экспертов пришла к заключе­нию, что у К. имеется “шизотипическое расстройство личности”, которое лишало его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, и что он нуждается в направлении на принудительное лечение в ПС обще­го типа.

Однако К. стационарное лечение не проходил. Проживал с матерью и женой, занимался прежней деятельностью (наращива­нием волос). В июле 2017 г. после ссоры с девушкой К. принял 40 таблеток амитриптилина, в связи с чем находился на стационарном лечении с диагнозом “Отравление психотропным веществом (ами­триптилином); кома, осложненная нарушением дыхания по смешан­ному типу’. В сентябре 2017 г. вновь был привлечен к уголовной ответственности за изготовление и хранение амфетамина. Свидетели показали, что К. постоянно появлялся в образе девушки, носил пла­тья, вел асоциальный образ жизни, часто находился в неадекватном состоянии, без причины громко кричал, бегал по квартире с ведрами воды, бил кулаками по холодильнику. При настоящем обследовании в Центре выявлено следующее. Соматоневрологическое состояние — без патологии.

Психическое состояние. Выглядит младше па­спортного возраста, неопрятен, волосы длинные, неухоженные. Держится претенциозно, с чувством собственного достоинства, с элементами патетической жестикуляции, угловатостью движений, манерен, эксцентричен. Многословен, стремится занять лидирующую позицию, часто игнорирует задаваемые ему вопросы. Отмечаются напыщенность, многозначительность речи при бедности, неадекват­ности интонаций. Утверждает, что ему не составляет труда говорить “как девушка”. Правильно называет текущую дату, свои паспортные данные, при этом отмечает, что в кругу знакомых известен как “Алина Девис”, просит называть его Аминой, о себе говорит в женском роде.

Свое привлечение к уголовной ответственности в 2009 г. оценивает как “величайшую глупость”. Утверждает, что ранее он заслуживал наказания, потому что представлял угрозу для других, совершал все из хулиганских побуждений, в том числе и взрывы. Говорит, что после экспертизы в Центре лечился принудительно в психиатриче­ской больнице, чем не тяготился, так как вовремя “подстроился под режим”, что позволило снизить период пребывания в стационаре. После выписки наблюдался у психиатра амбулаторно, чувствовал себя хорошо, работал на дому, занимался наращиванием волос. Отмечает, что именно в тот период стал отчетливо “ощущать себя девушкой”. Объясняет, что это был длительный процесс, потому что с 13 лет “чувствовал себя нежным, мягким”, тяготился появлением у себя мужских вторичных половых признаков, пытался справиться с ними с помощью косметики, воспринимал это как “невезение”, “недостаток”, часто мучился размышлениями на тему “почему это произошло с ним’?”.

На фоне подобных мыслей, примерно в 2013 г., у него стали возникать состояния пустоты, апатии, безразличия ко всему, “мысли в голове путались, текли медленно”, не было желания вставать с постели, “ощущал себя энциклопедией, которую лень от­крыть и прочитать нужное”, “даже убить себя не хотелось”. Утверждает, что это проявления “негативной симптоматики в дина­мике его основного заболевания”, о чем его предупреждал психиатр в стационаре. Отмечает, что лечение традиционными способами (нейролептики, антидепрессанты, нормотимики, ноотропы) не при­носили желаемого результата, поэтому стал употреблять амфетамин. Подробно и монотонно рассуждает о химической формуле, методах производства амфетамина, при этом его познания ограничены обще­известными представлениями. Подробно рассказывает о своей теории “постамфетаминовой ремиссии”, когда после “марафонов” наступает состояние “продуктивной деятельности” без использования стиму­ляторов, так как “психика запоминает чувство удовлетворения, которое наступает без употребления стимулятора”. Описывает, что трижды – в 2013. 2015. 2017 гг. на 7-й – 9-й день постоянного при­ема стимуляторов и отсутствия сна возникали состояния, когда он “ощущал на себе слежку”, начинал “путать следы”, прятаться от мнимых преследователей. Отмечает, что после пережитого долго не мог понять, что было на самом деле. Говорит, что в последующем научился “делать поправку на легкие обманы восприятия”.

Указывает, что после того, как он выходил из “амфетаминового со­стояния”. мог продолжать успешно заниматься своей деятельностью. Постепенно стал самостоятельным, уверенным в себе, перестал об­ращать внимание на мнение других людей о себе, начал носить женскую одежду, активно пользоваться косметикой, назвал себя “Алиной Девис”, встречался с девушками “нетрадиционной сексу­альной ориентации”. Сообщает, что с 2011 г. он встречался с девуш­кой. с которой в дальнейшем оформил брак. После пластических операций (изменение формы подбородка, коррекция носа, удаление “комочков Биша”) стал употреблять женские половые гормоны, по­чувствовал себя гармонично, “внешнее стало соответствовать вну­треннему”. Убежден в отсутствии состава преступления, так как “никому не причинил вреда”, не делал бы этого, если бы имел за­конный способ устранения симптомов имеющегося у него заболева­ния. Указывает, что даже во время задержания был в наркотическом опьянения и, несмотря на осведомленность о предстоящем задержа­нии, продолжал изготавливать амфетамин, потому что “внутренний голос” ему говорил, что “в любой непонятной ситуации нужно син­тезировать”. Легковесно рассуждает о том, что в будущем “будет умнее”, и если возникнет необходимость в приеме амфетамина, будет изготавливать и принимать его в той стране, где это разреше­но. Также продолжит “менять себя”, чтобы приблизиться к своему “идеальному образу”. Эмоциональные реакции невыразительные, стереотипные, не всегда адекватны теме беседы. Мышление непо­следовательное, амбивалентное, аморфное, со склонностью к резо­нерству. Суждения облегченные, поверхностные, паралогичные. Критические и прогностические способности нарушены.

При экс­периментально-психологическом исследовании на фоне многослов­ности, тенденции к усложненным, вычурным высказываниям с проявлениями резонерства обнаруживаются его способность на хо­рошо структурированном стимульном материале к проведению ос­новных мыслительных операций, сравнения, обобщения с выделе­нием категориальных и значимых функциональных связей, а также актуализация несущественных, второстепенных оснований. При стремлении найти оригинальное решение на фоне возникающих сложностей наблюдается снижение уровня и качества ответов. Способен самостоятельно верно в обобщенной форме пояснить ус­ловный смысл сложных пословиц и метафор. При целостном осмыс­лении верно передает сюжетную линию, вместе с тем но всегда до­статочно дифференцировано определяет эмоции и мотивы действу­ющих лиц, отмечается также фиксация на несущественных, мало­значимых деталях. Ассоциативные образы преимущественно кон­кретного и конкретно-ситуационного уровня, при этом формальны, эмоционально оскуднены, несколько однотипны, построены в рамках одной выбранной тематики. Продуцируемые образы семантически отдалены по содержанию предъявляемых стимулов. Рисуночная продукция невысокого качества. Вербальные ассоциации достаточ­ного семантического уровня, наблюдаются своеобразные ответы, пояснения к которым даются в усложненной форме, характеризуют­ся многословностью, склонностью к рассуждательству. Темп ассоци­ирования быстрый, признаков утомления и истощения психических процессов не отмечается. Мнестические способности без нарушений.

Его отличают неадекватно завышенная самооценка, выраженный эгоцентризм, демонстративность, желание обратить на себя внима­ние окружающих, стремление к доминированию и удержанию ли­дирующих позиций, сочетающиеся с сензитивностью в отношении своей личности, обидчивостью. При поверхностной общительности обнаруживаются недостаточное понимание эмоциональных состоя­ний окружающих, отгороженность, черты интровертированности со своеобразием и аутичностью внутренних переживаний, ориентация на собственные субъективные внутренние критерии оценок, сочета­ющиеся со склонностью к фиксации на значимых переживаниях, последующей их внутренней идеаторной переработкой, сопрово­ждающейся тревожным к ним отношением, мнительностью. При достаточной ориентации в социальных нормах и правилах подэк­спертному свойственно отрицание существующих общепринятых морально-нравственных устоев, социальных стереотипов и установок, в частности, касающихся традиционных представлений о гендерных различиях и полоролевых паттернах поведения, а также крайне негативное к ним отношение.

Анализ представленного случая позволяет проследить ди­намику развития психических расстройств у подэкспертного. На фоне отягощенной наследственности и перинатальной патологии у пего отмечалась некоторая задержка психофи­зического развития, сменившаяся опережением сверстников в интеллектуальных способностях. В инициальном периоде у него формируются личностные особенности шизоидного спектра в виде замкнутости, отгороженности в сочетании с ги­перактивностью, отвлекаемостью, низкой организованностью, неусидчивостью, последующим присоединением неадекват­ности поведения (не принимал собственное имя и возраст), в дальнейшем развивались странные увлечения, одержимость сверхценными фантазиями. В силу перечисленных особен­ностей процесс социализации К. проходил с искажением, что привело к выраженным сложностям в установлении меж­личностных контактов, нарушению адаптации в школьном коллективе. Период манифестации болезни у К. пришелся на пубертатный период, роль которого как провоцирующего фактора наиболее важна. Бурные эндокринные пертурбации в этом возрасте могут выявлять скрытые до этого наследственные задатки, включая генетически обусловливающие шизофрени­ческий процесс – происходит так называемая “фенотипическая экспрессия генетических признаков”. При этом особую роль играют не только биологические, но и социально-психологи­ческие факторы. Среда и общество в этом возрасте начинают предъявлять к подростку новые требования, меняются нормы поведения, сильнее, чем в детстве, на поведении сказываются особенности личности, которые проявляются, прежде всего, подростковыми реакциями — стремлением избавится от опе­ки старших, группированием со сверстниками, заполнением жизни увлечениями (хобби), пробуждающимся и еще мало­дифференцированным сексуальным влечением (Яичко Л.Е., 1989). В рассматриваемом нами случае ведущим в клинической картине заболевания у К. с подросткового возраста выступил синдром нарастающей шизоидизации с усугублением замкну­тости, сочетающейся, с одной стороны, с заметным снижением успеваемости и неспособностью к систематическому труду, а с другой — с появлением патологических увлечений – “патологи­ческие хобби’’ (Яичко А.Е., 1989) и деперсонализации, опреде­ляющих клиническую картину и персистирующих (несмотря на смену синдромов и видоизменение специфики влечений) на всем протяжении заболевания. В позитивную фазу пубер­тата (с 15 лет) к имеющимся нарушениям присоединились специфические для шизофренического процесса изменения с преобладанием социальной отгороженности, сочетания де­монстративности и шизоидности, неустойчивости самооценки, своеобразия мировоззрения и интересов, странностей поведе­ния и высказываний, формированием труднокорригируемых концепций, нарушениями мышления (непоследовательность, амбивалентность, аморфность, склонность к резонерству, об- легченность и нар алогичность суждений) и критических спо­собностей. Существенное значение для диагностики имеют на­рушения экспрессии, придающие облику К. черты странности, чудаковатости, эксцентричности; пренебрежение правилами личной гигиены (“запущенность”, неряшливость в одежде); манерность, угловатость движений; напыщенность, многозна­чительность речи при бедности, неадекватности интонаций. В его личности сочетаются такие особенности, как неадекватно завышенная самооценка, выраженный эгоцентризм, демон­стративность, желание обратить на себя внимание, стремление к доминированию и удержанию лидирующих позиций, наряду с сензитивностью в отношении своей личности, обидчивостью; недостаточное понимание эмоциональных состояний окру­жающих. При формировании самосознания, //-концепции и самоидентичности, а также адекватного представления о своей гендерной и психосоциальной роли важное значение имеет эмоционально значимый положительный образ отца, который в рассматриваемом нами случае отсутствовал, в связи с чем мужской образ у К. отличается недифференцированностью и отрицательной окрашенностью (Ошевский Д.С. и соавт., 2014). В результате у К. сформировалась диффузная идентичность, которая компенсировалась за счет патологических увлечений с формированием делинквентного поведения. В рамках дис­гармонии самосознания у К. отмечаются нарушение пред­ставлений о гендерных различиях и полоролевых паттернах поведения, а также крайне негативное к. ним отношение. В результате К. идентифицирует себя с женским полом, активно прибегает к пластической хирургии, гормонотерапии, однако при этом в его поведении превалируют маскулинные роли, отсутствует истинное желание сменить пол.

Таким образом, в рамках эндогенного процесса наблюдается “размытость” гендерной аутоидентификации, обусловленная прогрессирующим распадом самосознания в виде деперсонали­зации — от первичного легкого изменения чувства собственной идентичности с последующим нарушением остальных трех признаков самосознания по К. Ясперсу: снижение чувства собственной активности, изменение ощущения единства и про­стоты// и, наконец, притупление отчетливости противопостав­ления себя другим и всему окружающему. Деперсонализация с нарушением половой идентификации у К. представляет процессуально-негативную основу, на которой раскрывается остальная симптоматика шизофрении, прослеживающаяся при анализе дальнейшей динамики психического расстройства.

А именно, присоединением аутохтонных аффективных коле­баний с преобладанием апатии, снижением энергетического потенциала, нарушением продуктивности, приведших к кар­динальной смене рода занятий, а также усиление аддиктив- иого поведения для облегчения состояния без формирования синдрома зависимости, что определяло стереотипные по типу “клише” психопатоподобные проявления на фоне снижения критических способностей и приводило к повторным ООД. Клинико-катамиестический анализ позволил экспертной ко­миссии сделать вывод, что К. страдает шизотипическим рас­стройством (психопатоподобная шизофрения), и рекомендовать направление его на принудительное лечение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в ста­ционарных условиях общего типа.

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов