Некоторые особенности фокусирования
То, каким образом терапевт понял, что он нуждается в супервизии, очень важно для формулирования запроса. Сигналом в этом случае может быть дискомфорт или тревога, оставшаяся после сессии и относящаяся к какому-либо отрезку работы. Что это — реакция на дискредитацию его действий клиентом, реакция на отсутствие явного результата или собственная растерянность в ходе сессии? Может быть, терапевт скажет о своих ощущениях и чувствах или сразу сформулирует то, что ему важно узнать (это самый легкий вариант). Как правило, сессии терапевту все же необходимо некоторое время для того, чЛ определиться в запросе. Порой можно подумать, что терапевт игнорирует супервизора, не высказывая запрос. Такой вариант тоже возможен, особенно если фигура отвержения имела место в ходе сессии, но не была выражена ее участниками. Но чаще всего терапевту просто необходимо время для концентрации.
Если же такого времени нет, то обучающиеся терапевты нередко вместо запроса выдают некие клише, более адекватные для профессионального процесс-анализа: «Расскажи мне о моих способах прерывания контакта», «Не знаю, о чем спросить, скажи, что ты увидела на сессии», «Я не понял, какая фигура была в ходе сессии». В неявной форме запрос может включать просьбу об оценке работы терапевта (хорошо — плохо). И здесь супервизору важно не брать на себя эту ответственность, не опережать терапевта в предложении рассмотреть результаты его наблюдений, а побудить терапевта ИССЛЕДОВАТЬ то, что было интересным, непонятным или дискомфортным в его работе. Впрочем, иногда вопрос об оценке работы тоже может стать фигурой супервизорской сессии. Это происходит тогда, когда потребность клиента в одобрении (оценке) или сопереживании не была проявлена самим клиентом и поддержана терапевтом.
Иногда терапевт формулирует запрос к супервизору заранее, до сессии. Так поступают уже довольно опытные терапевты, способные отследить свою предыдущую работу и найти в ней зоны дискомфорта, свои стереотипные реакции или сложности по отношению к определенным типам клиентов. Супервизор же помогает терапевту обозначить его (терапевта) профессиональный тупик и уточняет свою роль в процессе супервизии.
Пример Г
Супервизор и терапевт формулируют предварительный запрос перед сессией (очная супервизия).
SV: Чем я могу тебе быть полезна?
Т: Ин ог д ая станов лю сь на с ее сии занудным и не пр ояв ляю сь… Мне это не нравится. Просьба к тебе: остановить работу и обсудить происходящее.
* По соображениям конфиденциальности некоторые конкретные сведения о клиентах и терапевтах в приведенных далее стенограммах терапевтической работы специально изменены или не указаны, но это не меняет сути иллюстрации. — КБ.
SV: Я правильно поняла, что когда ты не проявляешься, то становишься занудным? Т: Да…
SV: Тогда что ты имеешь в виду под словом «не проявляюсь»?
Т: Я поздно понимаю, что происходит на сессии, и сдерживаю энергию… Я перестаю осознавать, что со мной происходит:
SV: Как же i7узнаю, что ТЫ сдерживаешь энергию?
Т: Я чувствую, что теряю тело, остается одна голова. Внешне это очень монотонный голос.
SV: Если я услышу монотонный голос, тебя можно прервать и обсудить это состояние?
Т: Да. Ну, и еще одно. Я могу слишком «загрузиться» и долго прояснять содержание. Но в этот момент теряю процесс… не понимаю, что происходит:..
SV: Тогда тоже лучше остановить и обсудить?
Т: Да.
SV: Итак, я могу остановить тебя и обсудить, что с тобой происходит в тот момент, когда твой голос становится монотонным и ты теряешь энергию или если ты начинаешь долго прояснять содержание.
Т: Да.
Пример 2
Супервизор и терапевт формулируют предварительный запрос перед сессией (очная супервизия).
SV(Смотрит на Т., улыбается.)
Т(ветревожена, говорит быстро): Слиянием мне не надо даже заражаться от кого-либо. Я и сама склонна к этому. Я начинаю верить клиенту все больше и больше… Если я сомневаюсь и хочу его спровоцировать, то сама попадаюсь на провокацию. Иногда… я очень стараюсь помочь… иногда мне не хватает тупости, чтобы уточнять, что клиент говорит, Я КАК БЫ ВСЕ ПОНИМАЮ. Иногда я не знаю, что со мной… (Пытается продолжить дальше.)
SV (перебивает): Вот перед тобой клиент. Что тебя будет больше
беспокоить в работе именно с этим клиентом? Т: Что буду стараться, что буду бояться, что ничего не получится…
Бояться растерянности и бессилия… SV: Ты будешь бояться быть несостоятельной. И ты будешь бояться
быть бессильной…
Т: Да.
SV: В чем моя роль?
Т: Когда ты увидишь, что я начинаю торопиться, судорожно что-то
предпринимать, хвататься то за одну идею, то за другую… SV: А ты какой хочешь быть в терапии?
Т: Не спешить, заботиться о себе. Это когда я спрашиваю, что со мной…
SV: Я тебе в этом могу помочь? Или ты сможешь отлеживать свое
состояние сама? Т: Сама, ну и ты меня можешь остановить. SV: Уточни, в какой момент:
Т: Если я не замечаю (телесно показывает, что сильно придвигается к клиенту)… что даже сижу вот так… SV: Хорошо, а что ты чувствуешь сейчас? Т: Волнение и задор. (Кивает и разворачивается к клиенту.)
Запрос на супервизию может в значительной степени зависеть и от представлений терапевта о супервизии, что непременно отразится на формулировке запроса. Она (формулировка) может быть двунаправленной: касаться собственных профессиональных проблем терапевта и относиться непосредственно к клиенту («Я всегда реагирую раздражением на ситуацию беспомощности клиента, как мне с этим обходиться?» или «Я хотел бы понять, что она (клиентка) от меня хочет»).
В этой связи всегда интересно сравнить терапевтический запрос клиента и супервизорский запрос терапевта и определить их сходство и различие для диагностики способов прерывания контакта у клиента и терапевта. Это сходство (например, «Скажи мне, правильно ли я живу?» у клиента и «Правильно ли я выбрал стратегию в работе с клиентом?» у терапевта) отражает одинаковые способы прерывания контакта и может послужить основой для дальнейшей работы.
Сложной ситуацией для супервизора является явный или неявный запрос терапевта на оценку его действий — положительную или отрицательную. Если такой запрос не связан с контекстом терапевтической сессии, где то же самое происходит с клиентом, супервизор должен прояснить для себя, чем такой запрос мотивирован. Довольно часто начинающий терапевт просто не знает, о чем можно спросить супервизора, и действует проторенным еще в школе путем. Толку от такой оценки бывает не больше, чем от тройки за диктант, с помощью которой школьник определяет свой рейтинг в классе. В данном случае супервизию лучше начинать с феноменологии — просьбы к терапевту рассказать, что происходило в ходе сессии, что он видел и слышал и что чувствовал в процессе работы. Затем можно перейти к самооценке: какие шаги терапевта были, по его мнению, важными и эффективными? И, наконец, необходимо выделить те отрезки, где терапевту было трудно и он не знал, что делать, терялся, вел себя стереотипно и т. п. В таких случаях супервизируемый терапевт получает ключ, с помощью которого начинает ориентироваться в своих потребностях по отношению к супервизии.
В супервизорской практике довольно часто возникают моменты, когда запрос терапевта исчерпан (по его словам) при фокусировании. Часто этот факт является своего рода защитным ограничением супервизируемого терапевта, мешающим супервизору в процессе супервизорской сессии завершить то, что не завершено терапевтом в сессии с клиентом (определение фигуры потребности и принятие клиентом решения о ее удовлетворении или сознательный отказ от решения).
На этапе фокусирования это выглядит следующим образом. Супервизируемый останавливается на прояснении для себя какого-то непонятного момента и благодарит супервизора за поддержку и помощь, в то время как у супервизора появляется ощущение преждевременного и неожиданного прерывания контакта (чувство незавершенности). В таких случаях запрос терапевта к супервизору (содержание и процесс) довольно часто повторяет запрос клиента к терапевту, то есть и терапевтические, и супервизорские процессы в чем-то похожи. Супервизор может прояснить для себя, какие чувства терапевта на супервизорской сессии привели к прерыванию контакта с супервизором.
Возможно, что прямого и четкого ответа о том, как следует поступать в таких случаях, просто не существует. Супервизор может взять на себя ответственность за продолжение сессии, обговаривая это с терапевтом, или закончить сессию, сказав о своих чувствах терапевту.
Еще один важный момент фокусирования как начального этапа супервизии, во многом зависящий от позиции, а также личных и профессиональных качеств супервизора, — это создание коллегиальной атмосферы и дружеское участие по отношению ктерапевту. Нарциссичес-кая ранимость терапевта неизбежно проявляется в супервизор с ком процессе. «Каждая супервизия должна выработать динамическое равновесие между необходимой нарциссической неуравновешенностью учебного процесса и самооценкой терапевта» (П. Якобе и соавт., 1997). Супервизия не может быть абсолютно безопасной, но точно должна быть бережной и принимающей человеческое несовершенство и начинающего, и опытного терапевта.
Четыре основные стадии фокусирования
1. Заключение контракта с терапевтом о необходимости профессиональной помощи.
2. Поиск направленности интереса терапевта, сориентированного по отношению к участникам терапевтической сессии или терапевтической системе в целом, — фокуса (см. табл. 4.1.) ^.совместное формулирование цели данной супервизии.
3. Принятие решения супервизором относительно «зоны профессионального роста» терапевта, то есть навыков и интервенций, которые будут способствовать его профессиональному (и личному) развитию. Это решение принимается на основе наблюдения супервизором за ходом терапевтической сессии и предварительной информации о терапевте. К этому времени супервизор уже может понять, какие про-фессиональные навыки терапевта достаточно развиты и продвигают терапевтический процесс, а какие нет, каким преимущественно способом терапевт прерывает контакт с данным клиентом, какая фигура в работе с клиентом может иметь тенденцию к «путешествию» в ситуацию супервидения, как он чувствовал себя в ходе терапевтической и чувствует в супервизорской сессии. К вопросам, которые помогут терапевту продвигаться па рабочей стадии супервизии (конечно, не по порядку, а в соответствии с контекстом происходящего), относятся: «Что для тебя происходило на этом отрезке сессии?», «Что делал клиент, чего он хотел от терапевта?», «Чем терапевт отвечал на это и как при этом чувствовал себя?», «Что происходит сейчас на супервизорской сессии?» ит. п.
4. Сравнение супервизором терапевтического запроса на супервизорской сессии и клиентского запроса на терапевтической сессии, что позволяет дополнительно сориентироваться, каким образом прерывается контакт по отношению к фигуре потребности в обеих сессиях.
Проведя фокусирование на рабочей стадии, супервизор сможет удерживать в поле своего внимания и фокус и «зону роста» терапевта. А поскольку он будет двигаться от интереса терапевта (фокуса) в сторону расширения его профессиональных возможностей (в «зону роста»), каждая супервизия может стать процессом, по-настоящему развивающим терапевта.
Терапевт Профессиональное поведение: подходящие случаю интервенции, стратегии и навыки, реакции и чувства, механизмы прерывания контакта. Каким образом сам терапевт прерывает контакт к клиентом?
• Использование собственных чувств в терапевтических целях, умение делиться личной историей.
• Связь профессиональных проблем с личным материа-лом (умение выделять).
• Осознавание собственного влияния на терапевтический процесс и терапевтическую систему в целом.
• Осознавание собственных потребностей и способность позаботиться о себе в ходе терапевтической сессии, а также способность к самоподдержке.
Терапевтические отношения Влияние клиента и терапевта на те-рапевтический процесс, особенности терапевтической системы. Каким образом сложившиеся те-рапевтические отношения препятствуют терапевтическому прогрессу?
• Терапевтический стиль.
• Осознавание сути взаимодействия, ролевых позиций и ожиданий, положения в терапевтической системе в целом.
• Альтернативные возможности взаимодействия.
• Осознавание общей фигуры потребности по отношению к терапевтической сессии у терапевта и клиента (т. н. «параллельные процессы» или «путешествие фигуры»).
• Развитие возможности вы-хода за пределы терапевтической системы, изменение поведения терапевта.