ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СУПЕРВИЗИИ

Введение в процессуальную модель супервизии

   Эта информация адресована в первую очередь супервизорам психотерапевтов и консультантов, но мы надеемся, что она окажется столь же интересной и для тех, кто проводит супервизию трудных случаев для специалистов других помогающих профессий. В связи с этим на протяжении всей главы мы используем слово «терапевт» для обозначения супервизируемого. Встречая это слово, вы можете подразумевать под ним «работник», «консультант», «социальный работник», «психиатр» и так далее.

   Наша модель «двойной матрицы», впервые представленная в 1985 году (Hawkins, 1985), значительно отличается от остальных подходов к супервизии. В этой модели мы перемещаем фокус с контекста и более широких организационных вопросов (которые затрагивались в моделях, приведенных в предыдущей главе) на процесс отношений в супервизии. На эту модель ссылаются как на «семимерную модель супервизии»* (Inskipp and Proctor, 1995), и мы приняли это название.


ДВОЙНАЯ МАТРИЦА СЕМИМЕРНОЙ МОДЕЛИ СУПЕРВИЗИИ

   Наш интерес к этим измерениям родился, когда мы пытались понять причины значительных различий в супервизии, проводимой нашими коллегами, а также различий между разнообразными стилями супервизии. Эти различия не могут быть объяснены с точки зрения стадий развития, первичной задачи и стиля интервенции. Дальнейшее исследование привело нас к заключению, что эти различия связаны с постоянным выбором фокуса работы, который мы все совершаем.

   В любой момент в супервизии актуализировано множество уровней. Любая ситуация супервизии включает в себя как минимум четыре элемента:

  • супервизор;
  • терапевт;
  • клиент;
  • рабочий контекст.

   Из этих четырех элементов только супервизор и терапевт непосредственно присутствуют на супервизорской сессии, исключением является лишь случай включенной супервизии*. Однако клиент и рабочий контекст в ходе сессии находятся и в сознательной, и в подсознательной сфере терапевта. Время от времени они могут присутствовать на сессии в косвенной форме, в виде аудио или видеозаписи или письменных отчетов о работе, а также посредством ролевой игры.

Поэтому процесс супервизии включает в себя две взаимосвязанные системы, или матрицы:


•    терапевтическая система, которая соединяет терапевта и клиента посредством заключенного ими контракта, специально отведенного для встреч времени и общей задачи;
•    система супервизии, соединяющая терапевта и супервизора посредством заключенного ими контракта, специально отведенного для встреч времени и общей задачи.

Задача супервизорской матрицы — направлять внимание на терапевтическую матрицу, и в том, как это внимание направляется, и состоит различие между супервизорскими стилями.

В нашей модели стили супервизии разделяются на две основные категории:


•    супервизия, направляющая внимание непосредственно на терапевтическую матрицу и проходящая в форме совместного анализа супервизором и терапевтом отчетов, конспектов или аудио и видеозаписей терапевтических встреч;
• супервизия, направляющая внимание на терапевтическую матрицу через анализ происходящего в супервизии процесса здесь и сейчас, отражающего терапевтический процесс.

   Каждый из этих стилей организации супервизии может быть подразделен еще на три категории, в зависимости от фокуса внимания. Это дает шесть измерений супервизии, плюс седьмое, которое фокусируется на контексте, в котором происходит супервизия.

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ, ОТРАЖЕННАЯ В СУПЕРВИЗИИ

Анализ содержания терапевтической сессии

   Внимание концентрируется на актуальных явлениях терапевтической сессии: как клиент подал себя, о чем он решил рассказать, какую область своей жизни хотел бы исследовать и как содержание этой сессии связано с содержанием предыдущих сессий. Цель этой формы супервизии — помочь терапевту сфокусироваться на клиенте, на выборах, которые совершает клиент, и на взаимосвязях, существующих между различными аспектами его жизни.

Исследование стратегий и интервенций, использованных терапевтом

Фокус находится на выборе терапевтом интервенций — не только на самих интервенциях, но и на том, когда и почему они использовались. Затем нужно обсудить альтернативные стратегии и интервенции и их возможную последовательность. Основная цель этой формы супервизии — расширить возможность выбора и улучшить навыки интервенции терапевта.

Исследование терапевтического процесса и отношений

Здесь супервизор может уделить внимание тому, что происходит в терапевтическом процессе в области сознательного и бессознательного: как начинается и заканчивается сессия, что происходит за границами этого процесса, какие появляются метафоры и образы, как изменяются голоса и позы. Основная цель этой формы супервизии — помочь терапевту лучше осознавать и понимать динамику терапевтических отношений.

ФОКУС НА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ, ОТРАЖЕННЫЙ В ПРОЦЕССЕ СУПЕРВИЗИИ

Фокус на контрпереносе терапевта

   Супервизор концентрируется на любом — сознательном или бессознательном — проявлении терапевта, связанном с ходом сессии или с клиентом. Контрперенос может существовать в нескольких видах, которые мы обсудим далее. Фокус на процессе “здесь и сейчас” как зеркале или параллели процесса “там и тогда”.

   Супервизор фокусируется на отношениях в супервизорской сессии, чтобы исследовать, как эти отношения могут бессознательно проявляться в скрытой динамике терапевтической сессии (Searles, 1995; Martinson, 1975). Так, если клиент неявно действует по отношению к терапевту в пассивноагрессивном ключе, это может проявиться в супервизии в форме неосознанного пассивноагрессивного поведения терапевта по отношению к супервизору в момент обсуждения этого клиента.

Фокус на контрпереносе супервизора

   Супервизор уделяет внимание в первую очередь опыту здесь и сейчас: какие чувства, мысли и образы вызывает обсуждаемый терапевтический материал. Супервизор использует все эти реакции для освещения рефлексивного процесса супервизируемого. Бессознательный материал терапевтической сессии, миновавший сознательный уровень терапевта, может проявиться благодаря мыслям, чувствам и образам супервизора.

Фокус на широком контексте

   Хотя эти шесть измерений фокуса вместили многое, поскольку они включают в себя процессы одновременно из терапевтической и супервизорской матриц, отношения в супервизии все же существуют в более широком контексте, который видоизменяет и окрашивает все внутренние процессы. Супервизор не может действовать так, как будто триада клиент-терапевт-супервизор существует на необитаемом острове. Существует профессиональный кодекс и этика, организационные требования и ограничения, равно как и связи с другими организациями. Все это необходимо принимать в рассмотрение.

Очень редко можно встретить супервизора, который работает в рамках только одного из семи описанных измерений, и мы настаиваем, что хорошая супервизия непременно должна двигаться от одного измерения к другому. Однако проведение различий между измерениями в чистом виде очень полезно. Это позволяет супервизорам сформировать более четкое представление о собственном стиле, его сильных и слабых сторонах, а также о тех формах супервизии, которые могут исключаться в силу привычки или недостаточной практики.
Наша модель не только обеспечивает супервизору многообразие возможностей, она может использоваться и как язык, на котором договариваются об изменениях в стиле работы, и как инструмент регулярного обзора и оценки супервизии.

   Эта модель также может быть использована при обучении супервизоров различным элементам супервизорского процесса, для совершенствовании каждого из этих элементов и способов сведения различных процессов воедино (см. главу 8).
Мы используем этот подход в курсе обучения супервизоров для консультантов и психотерапевтов. Ниже мы подробно опишем каждое из измерений и специальное тренинговое упражнение, разработанное для конкретного измерения (CSTD, 1999). Мы сравниваем этот процесс с обучением музыканта, который учится играть гаммы, прежде чем выступать с концертом.

Читайте далее:
Обучение психологов