Современное содержание категории “гражданское общество” опирается на весь предшествующий опыт ее использования и может быть определено только с учетом всего исторического многообразия взглядов.
Остановимся на следующих моментах.
Во-первых, гражданское общество “есть многообразие форм самоорганизации, общения индивидов, их взаимосвязей, целью которых является удовлетворение потребностей и интересов” <1>. Во-вторых, развитие гражданского общества
определяется прежде всего “расширением самостоятельности индивидов в
обществе, основанной на дифференциации деятельности и активности
человека” <2>. В-третьих, гражданское общество –
“общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный
выбор форм его бытия” <3>.
<1> Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. 1992. N 4. С. 17.
<2> Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Часть 2. Теоретико-методологические аспекты исследования. М., 1998. С. 560.
<3> Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство // Политические исследования. М., 1992. N 1 – 2. С. 193.
Гражданское общество – это совокупность индивидуальности, не растворяющейся в индивидуализме, свободы, не сводящейся к собственности, консенсуса, вбирающего многообразие стилей жизни и мышления. Сегодня в России идея гражданского общества и гражданина получает свое логическое развитие, все больше человек воспринимается как активный субъект, способный самостоятельно отстаивать свои права и интересы. На смену жизни в рамках заданных ролей приходит существование в режиме диалога. То есть мы сами хотим определять свою собственную жизнь и самостоятельно принимать в ней решения. Индивид решает в процессе общения с другими людьми, что для него наиболее важно, создавая при этом определенное личное пространство.
Одним из важных шагов к совершенствованию правовой системы России, к созданию гражданского общества явилось внедрение института медиации. Медиацию совершенно справедливо можно рассматривать как один из аспектов формирования гражданского общества и его институтов, в рамках которого реализуются такие ценности, как свобода граждан, утверждение начал справедливости и безопасности. Наличие гражданского общества есть основное условие существования правового государства. Правовое государство всегда основано на сотрудничестве. Сегодня функции управления, основанные на формулировании указаний, уступили место в большей степени процедурам, которые основаны на консенсусе, т.е. происходит разрушение иерархии, когда конфликты разрешаются распоряжениями сверху. Возникает новая форма комплексности, которая не позволяет регулировать отношения по схеме “или то, или это”. Ведь, по сути, такая схема предоставляет только две возможности, а там, где решение зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов, необходимы такие формы решения конфликтов, которые учитывают различия.
Что такое медиация в самом широком смысле? Умение договариваться, приходить в спорах и конфликтах к консенсусу, решению, взаимовыгодному обеим сторонам. Причем в отличие от третейского суда медиатор ничего сторонам не диктует и не указывает. Основная задача медиации не в том, чтобы определить правого и виноватого в конфликте, а в том, чтобы привести стороны к консенсусу.
Государство сегодня все чаще наталкивается на сопротивление граждан в случае необоснованных и не взвешенных решений властей. И медиация – это новая форма преобразования подобной активности граждан в реальный социальный капитал. Она открывает новую форму политического диалога между гражданами и государством. Медиация – это новый метод нахождения консенсуса, который, признавая право на индивидуальность, создает комфортные условия для жизни людей в обществе. И, что не менее важно, она может стать своего рода шансом для включения людей в политическую активность, что ведет к укреплению в обществе демократических институтов.
Медиация получает наиболее широкое распространение там, где достаточно высок уровень культуры людей, способных исходить не только из своих собственных интересов, но также из интересов контрагентов. С другой стороны, она является и способом формирования культурной среды. Результатом медиации является то, что Н. Бердяев называл срединной культурой, то есть получением нового результата, новых элементов культуры, не сводимых к старым, к ее крайним полюсам. Способность формировать срединную культуру – показатель меры развития медиации. “Любое сообщество, социальное отношение могут существовать”, – пишет А.С. Ахиезер, – “если есть полярности, если им присуща конструктивная напряженность, то есть необходимость для ее членов направлять свою творческую энергию на защиту, воссоздание” <4>. Медиация способствует формированию нового мышления, нового правосознания российского общества.
<4> Ахиезер А.С. Культура и пространственная динамика России / Под общей ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 286.
Медиация – важнейший критерий развития демократии. Она может стать своего рода шансом для включения людей в политическую активность, что ведет к укреплению в обществе демократических институтов.
Демократизация захватывает все большую часть планеты, но перед людьми встают теперь транснациональные вызовы. И здесь можно найти эффективное решение лишь с помощью диалога, ориентированного на консенсус. Например, Евросоюз – уникальное образование, в котором государства передали часть властных полномочий центральному органу. Главная задача председателя Евросоюза – обеспечить диалог и взаимопонимание между государствами – членами ЕС. Что тут может сделать медиация? Оказывается, многое. Посредники весьма часто используются здесь в процессе принятия решений, касается ли это текущих экономических проблем или экстраординарных ситуаций, вроде угрозы птичьего гриппа. Искусство посредника тут особенно важно, поскольку участники споров представляют разные языки и культуры. И посредник (как правило, представляющий страну или организацию, не участвующую в споре) использует средства из арсенала медиации. Интересно, что сами политики, вовлеченные в процесс медиации, в конце концов начинают иначе смотреть на вещи, и, таким образом, медиация вносит свою лепту в построение гражданского общества “сверху”, делая более толерантными тех, от кого зависит принятие глобальных решений.
Российское общество осознало преимущества медиации. Мы не стоим на месте. Но более важно то, насколько медиация сможет обрести развитые, легитимные, институциональные формы. На это уже нужно время, нужна история становления политической и правовой культуры. Если модель социально-политического устройства страны будет основана на медиации, значит, в обществе будут хорошо развиты гражданские институты. И тогда “мы перестанем прислушиваться к голосу вражды, который всегда громогласно трубит от имени благих идей, мудрых государств, возмущенных народов, но так легко смолкает, если речь идет от имени человека” <5>.
<5> Шамликашвили Ц. Вступительное слово // Медиация и право. 2008. N 3 (9). С. 2.
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права и процесса
Ульяновского государственного университета.