Постоянный рост детской и подростковой преступности является одной из наиболее серьезных проблем современного общества, которая актуальна не только для России, но и для зарубежных стран. В связи с этим была сформирована парадигма ювенальной юстиции, основным принципом которой является принцип воспитуемости. В рамках ювенальной юстиции предполагается, что к несовершеннолетнему будут применяться меры по его ресоциализации и реадаптации.
Однако при этом возникает вопрос о том, насколько успешными будут вышеуказанные меры, какими именно они должны быть, какова вероятность того, что несовершеннолетний не совершит повторного правонарушения?
Для этих целей за рубежом были разработаны шкалы, которые позволяют оценивать риск рецидива у несовершеннолетнего.
Одним из наиболее известных и эффективных методов, позволяющих оценить вероятность совершения несовершеннолетним насильственного правонарушения, является методика Структурированной оценки риска насилия у подростков (Structured Assessment Of Violent Risk InYouth (SAVRY), широко используемая за рубежом и адаптируемая в настоящее время в нашей стране. Методика позволяет оценивать три группы факторов риска, а также – защитные, блокирующие риск совершения насилия, факторы.
К группам факторов риска относятся: факторы риска в истории жизни (историю насилия, историю ненасильственных правонарушений, раннее начало насилия, прошлые неудачные попытки надзора или работы с подростком, историю самоповреждений или попыток суицида, насилие дома, историю жесткого обращения в детстве, криминальность родителей/опекунов, ранний отрыв от родителей или замещающих их лиц, слабую школьную успеваемость); социальносредовые факторы риска (делинквентность сверстников, отвержение сверстниками, стресс и плохие возможности справляться со стрессом, плохие родительские тактики воспитания, недостаток личной/социальной поддержки, дезорганизованное окружение); индивидуальные факторы риска (негативные установки, рискованное или импульсивное поведение, проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ, проблемы совладания с гневом, психопатические черты, расстройства внимания/гиперактивность).
Также выделяются шесть факторов защиты, снижающие риск насилия: просоциальная включенность, сильная социальная поддержка, сильные привязанности и связи, положительное отношение к вмешательству и авторитетам, сильная вовлеченность в школьное обучение, адаптивные личностные черты.
Каждый из указанный факторов, кроме факторов защиты, оценивается по 3-балльной шкале: 2 балла – высокий уровень выраженности, 1 – средний и 0 – низкий.
Каким образом SAVRY может использоваться в рамках судебно-психологической экспертизы? Рассмотрим следующий случай.
Две несовершеннолетние девушки, Т. и Л., открыто похитили мобильный телефон у 11-летней Я., применив к ней насилие, которое было расценено как не опасное для жизни и здоровья.
В отношении несовершеннолетней Т. была назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Поскольку одним из вопросов, который интересовал суд, касался оценки риска совершения Т. повторного правонарушения в будущем, то нами было решено использовать метод SAVRY для оценки вероятности риска совершения агрессивно-насильственного преступления Т., поскольку совершенное ею правонарушение уже было сопряжено с насилием.
Были получены следующие результаты.
1. По факторам риска в истории жизни:
Известно, что в двенадцатилетнем возрасте Т. потеряла отца, а вскоре после этого ее мать тяжело заболела и перенесла сложную операцию. После смерти отца у Т, с ее слов, была суицидальная попытка. Через год после этого она стала уходить из дома, не ночевала, была поставлена на учет в ПНД, где ее обязали работать с психологом, но этот опыт был скорее неудачным, поскольку ей не понравилось, что «нужно было рисовать», и после двух занятий испытуемая к психологу больше не ходила.
В школе Т. пропускала занятия, училась слабо, несмотря на то, что обнаруживала средние способности. Таким образом, в соответствии с SAVRY имеющуюся информацию можно оценить следующим образом:
Фактор | Показатель |
История насилия | 0 |
История ненасильственных правонарушений | 0 |
Раннее начало насилия | 0 |
Прошлые неудачные попытки надзора или работы с подростком | 1 |
История самоповреждений или попыток суицида | 1 |
Насилие дома | 0 |
История жесткого обращения в детстве | 0 |
Криминальность родителей/опекунов | 0 |
Ранний отрыв от родителей или замещающих их лиц | 2 |
Слабая школьная успеваемость | 1 |
2. По социально-средовым факторам риска:
Из представленных эксперту характеристик известно, что у Т. неровные отношения со сверстниками, она «постоянно общается со старшими по возрасту сомнительными личностями». В настоящее время мать Т. проживает отдельно, в Москве, воспитанием несовершеннолетней занимаются бабушка с дедушкой, которые не в состоянии обеспечить должный контроль за поведением испытуемой. В ходе исследования нами было установлено, что у Т. отмечается невысокий уровень стрессоустойчивости. Следовательно, социально-средовые факторы риска нами были оценены следующим образом:
Фактор | Показатель |
Делинквентность сверстников | 1 |
Отвержение сверстниками | 1 |
Стресс или плохие возможности справляться со стрессом | 2 | |
Плохие родительские тактики воспитания | 2 | |
Недостаток личной/социальной поддержки | 1 | |
Дезорганизованное окружение | 0 | |
Проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ | 0 | |
Проблемы совладания с гневом | 1 | |
Психопатические черты | 1 | |
Расстройства внимания/гиперак- тивность | 0 | |
3. Индивидуальные факторы риска:
В ходе экспертно-психиатрического исследования было установлено, что Т. страдает психическим расстройством в форме «социализированного расстройства поведения». По результатам психологического исследования было установлено, что испытуемой свойственны неуравновешенность, вспыльчивость, легкомысленность, неконформность, потребность в острых ощущениях, ей свойственно искать трудности, которые можно было преодолевать. Таким образом, были оценены индивидуальные факторы риска:
Фактор | Показатель |
Негативные установки | 0 |
Рискованное или импульсивное поведение | 2 |
4. Защитные (снижающие риск рецидива) факторы:
У Т. высокий адаптивный личностный потенциал. Необходимо отметить, что у нее теплые отношения с бабушкой и дедушкой, она очень сильно привязана к своей матери, которая обещает забрать испытуемую в Москву. Но, несмотря на это, в целом отмечается явный недостаток факторов защиты:
Фактор | Показатель |
Просоциальная включенность | 0 |
Сильная социальная поддержка | 0 |
Сильные привязанности и связи | 1 |
Положительное отношение к вмешательству и официальным авторитетам | 0 |
Сильная вовлеченность в школьное обучение | 0 |
Адаптивные личностные черты | 1 |
Нами был просчитан удельный вес каждого фактора риска и защитных факторов, а на основании полученных данных составлена сводная таблица:
Из представленной выше таблицы видно явное преобладание факторов риска над факторами защиты, при этом необходимо отметить, что наиболее выраженными являются социально-средовые факторы риска.
На основании полученных результатов экспертом был сделан вывод о высокой вероятности совершения Т. в будущем агрессивно-насильственного преступления и были даны следующие рекомендации:
- 1. Работа с семьей, коррекция родительских установок матери и лиц, выполняющих в настоящее время роль опекунов
- 2. Изменение окружения
- 3. Работа в плане коррекции имеющихся личностных отклонений
- 4. Работа по просоциальной включенности и поддержке испытуемой
Таким образом, можно сделать вывод о том, что структурированные оценочные шкалы риска совершения несовершеннолетними преступления, в частотности, SAVRY позволяют решать новые задачи СПЭ несовершеннолетних, которые в последнее время все чаще ставятся судом и следствием, поскольку вытекают из внедрения ювенальных технологий в правосудие в отношении несовершеннолетних.
Шипшина Ольга Сергеевна,
эксперт Южного РЦСЭ Минюста России
Литература:
- 1. Воронова Е.Л. Уголовный и уголовнопроцессуальный аспекты исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя/ Судебная экспертиза в Южном федеральном округе. – №1,2006, с. 16-20
- 2. Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект). Автореф. на соискание ученой степени к.пс. н. – М., 2006
- 3. Ошевский Д.С., Дозорцева Е.Г Структурированная оценка факторов риска совершения подростками агрессивно-насильственных правонарушений/ Материалы конференции по юридической психологии, посвященной памяти М.М.Коченова. ч.11. – М.: МГППУ, 2005 – с.11- 12.