Рубинштейн

С.Л.Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся психолог, философ и ученый, один из самых плодовитых писателей, открыл новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности. Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он – автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.
На основе своей целостной концепции С.Л.Рубинштейн создал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи и т.д. И все это сделано в свете общефилософского принципа детерминизма; внешние причины действуют через внутренние условия, составляющие основание развития.
Философско-психологическое образование получил в Марбурге (Германия). Область научных интересов – теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности – центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма (« внешние причины действуют через внутренние условия» ), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А.В.Брушлинским, К.А.Абульхановой-Славской и др.).
Он первым из отечественных психологов получил Государственную премию (в 1942 г.) и был избран в Академию наук (в 1943г. в качестве члена-корреспондента), в 1942г. основал кафедру и затем Отделение) психологии в МГУ, в 1945г. создал первую в Академии наук психологическую лабораторию (Сектор психологии в Институте философии), написал первый и пока единственный в нашей стране монографический учебник по психологии для университетов (“Основы общей психологии”, 1940, 1946,1989,1998).
В 1948-53 гг. он был объявлен в психологии первым и главным космополитом (антипатриотом) и снят со всех постов. Лишь после смерти Сталина постепенно восстановлен в правах. В 1956г. он вновь назначен заведующим Сектором психологии Института философии. Но заведовать кафедрой и Отделением психологии МГУ ему больше не разрешили. С.Л.Рубинштейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории.

Основные работы:
1. Тетрадь с записями по философии и психологии (1910— 1920 гг.). Российская государственная библиотека. Отдел рукописей (ОР). Ф. 642. Картон 24.9.
2. Eine Studie zum problem der Methode. Marburg, 1914 (подлинник в архиве историко-филологического факультета Одесского университета).
3. Absolute und dialektische Rationalismus und die transzendentale Philosophiе // Philosophische Arbeiten. Ред. G. Kohen, P. Natorp (Arhive Marburgs Universitat. 1914-1915.
4. О философской системе Г. Когена. С. Л. Рубинштейн «Человек и мир». М.: Наука, 1997. С. 138—160.
5. Рукописи и записи по философии и психологии (ГБЛ. OR Ф. 642. Картон 251; частный архив).
6. Размышления о науке. В кн.: Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989. С. 332-335.
7. Заметки по методологии истории и общественных наук (там же. С. 335—336).
8. Наука и действительность (там же. С. 336—343).
9. Программа по логике (там же. С. 314—345).
10.Принцип творческой самодеятельности. Ученые записки Высшей школы г. Одессы. 1922. Т. 2. С. 148-154; Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101 — 107.
11.Николай Николаевич Ланге. (Некролог.) Народное просвещение. Одесса. 1922. № 6-10. С. 69—70; Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 141-144.
12.Психология Шпрангера как наука о духе. В кн.: Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989. С. 345-363.
13.Из научного наследия (там же. С. 364—373):
14.Предисловие редактора перевода. А. Бинэ, Т. Симон. Методы измерения умственной одаренности. Харьков. 1923.
15.Рубiнштейн С.Л. Постачання лiтератури науковим бiблiотекам // Бiблiотечний збiрник. Ч. 1. Працi першої конф. наукових бiбліотек УРСР. Київ, 1926.
16.Рубiнштейн С. Л. Конференция наукових бібліотек України // Праці Одеської ЦНБ. Одеса, 1927. Т. 1.
17.Рубiнштейн С. Л. Нариси з бiбліографії ukcrainica за десять років (1917-1927).
18.Рубiнштейн С. Л. Одеська центральна наукова бібліотека // Праці Одеської ЦНБ Одеса, 1927. Т. 1. С. 1-16.
19.Рубiнштейн С. Л. Основні завдання наукової бібліографії в СРСР // Праці Одеської ЦНБ. Одеса, 1927. Т. 1. С. 121-136.
20.Рубiнштейн С. Л. Розвиток мислення у підлітків (Підготовлено до друку. 1927).
21.Рубiнштейн С. Л. Бібліографічна комісія Української Академії наук та планування бібліографічноі роботи в УРСР. Одеса, 1928.
22.Рубiнштейн С. Л. Матеріали з історії візантійсько-словянсько1 літератури та мови / Передне слово директора бібліотеки Рубінштейна. Одеса, 1928.
23.Рубiнштейн С. Л. Зведений каталог чужомовної періодики, що знаходиться в бібліотеках м. Одесі //Журнал бібліотекознавства та бібліографії. 1929. № 3.
24.Рубiнштейн С. Л. Одеська періодична преса років революції та громадянської війни 1917—1921 //Праці Одеської ЦНБ. Одеса, 1929. Т. 3.
25.Рубiнштейн С. Л. Сістема народної освіти УРСР (упоминается в архивных материалах).
26.Одесская периодическая пресса в годы революции и гражданской войны (1917-1921). Одесса: Изд-во Одесской ЦНБ, 1929. Т. 3.
27.Современное состояние и очередные задачи научной библиографии в СССР//Библиография. 1929. № 4; отдельная брошюра: М., 1930.
28.Размышления о проблеме насилия в революционной борьбе (приблизительно 1930). ГБЛ. ОР. Ф. 642. Картон 37.1.
29.Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. Т. VII. № 1.С. 3-21; С. Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии. М.:
30.Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Учпедгиз, 1935.
31.Вопросы преподавания психологии в педвузе // Педагогическое образование. 1935. № 4.
32.Педагогика и психология // Педагогическое образование. 1935. №6.
33.О программе по психологии // Педагогическое образование. 1936. №5.
34.Против педологических извращений в педагогике. Л.—М., 1937.
35.К вопросу о стадиях наблюдения // Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 18. Кафедра психологии. Л., 1939. С. 7—19.
36.Необихевиоризм Тольмана // Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 18. Кафедра психологии. Л., 1939. С. 115-130.
37.Научно-исследовательская работа кафедры психологии Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1939. Т. 18. С. 141-144.
38.Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940.
39.Мысли о психологии // Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Т. 34. Л., 1940. С. 5-14.
40.Философские корни экспериментальной психологии (к истории психологии) // Там же. С. 341—352.
41.Несколько замечаний к психологии слепоглухонемых // Там же. Т. 35. 1941. С. 226-228.
42.Психологическая концепция французской социологической школы//Там же. Т. 35. 1941. С. 289-304.
43.Предисловие // К психологии речи. Там же. Т. 35. 1941. С. 5.
44.К психологии речи //Там же. Т. 35. 1941. С. 6—20.
45.О задачах советской психологии // Учительская газета. 1941. № 45. 13 апреля.
46.Психология и педагогика // Советская педагогика. 1941. № 7—8.
47.О путях психологического исследования // Советская педагогика. 1941. №7-8.
48.Советская психология в условиях Великой Отечественной войны // Под знаменем марксизма. 1943. № 9-10. С. 45-61.
49.Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. М., 1945. С. 6—21.
50.Проблема сознания в свете диалектического материализма // Юбилейная сессия АН СССР 15 июня — 3 июля 1945. Т. 2. С. 598-612.
51.Проблема сознания в свете диалектического материализма // Известия АН СССР. Серия истории философии. 1945. Т. 29. № 3. С. 148— 158.
52.Психологическая наука и дело воспитания // Советская педагогика. 1945. №7. С. 35-40.
53.Физиология и психология в научной деятельности И. М. Сеченова // Советская педагогика. 1945. № 11. С. 40—44.
54.Пути и достижения советской психологии (о сознании и деятельности человека) // Вестник Академии наук СССР. 1945. № 4. С. 67-84.
55.Предисловие. Вопросы педагогической психологии//Труды научно-исследовательского ин-та психологии Акад. пед. наук. М., 1945. С. 3-6.
56.Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946, 2-е изд. С. 703; М.: Педагогика. 1989: В 2 т. 3-е изд.; М.—СПб. и др.: «Питер», 1998 4-е изд. С. 712.
57.Физиология и психология в научной деятельности И. М. Сеченова//Физиологический журнал СССР. 1946. Т. 32. № 1.С. 149-156.
58.Психология и проблема восстановления функций после ранения // Ученые записки МГУ. 1947. Т. 2. Вып. III. С. 5-8.
59.Проблемы психологии восприятия (вместо предисловия) // Исследования по психологии восприятия. М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1948 С. 3-22.
60.Учение И. П. Павлова и психология // Труды объединенной сессии, посвященной 10-летию со дня смерти И. П. Павлова». М.: Акад. мед. наук, 1948. С. 275-284.
61.Выступление 01.07.1950 // Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения И. П. Павлова. М., 1950. С. 310-314.
62.Речь на научной сессии АН СССР и АМН СССР // Правда. 1950. 6 июля. С. 4.
63.Учение И. П. Павлова и некоторые вопросы перестройки психологии//Вопросы философии. 1952. № 3. С. 197-210.
64.Учение И. П. Павлова и проблемы психологии//Учение И. П. Павлова и философские вопросы психологии. М.: Изд-во АН СССР. 1952. С. 194-228.
65.Вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1955. № 1.С. 6-17.
66.Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская психологическая наука // Вопросы психологии». 1955. № 5. С. 26-37.
67.Еще раз к вопросу о психологической теории (Критические замечания) //Вопросы психологии. 1956. № 2. С. 89-90.
68.Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская психологическая наука. Материалы совещания по психологии (1955. 1 -6 июня). М.: Изд-во АПН РСФСР,
69.Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Вопросы психологии. 1957. № 3. С. 30-38.
70.К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопросы языкознания». 1957. №2. С. 42-48.
71.Вопросы психологии мышления и принцип детерминизма // Вопросы философии. 1957. №5. С. 101-113.
72.Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. Тезисы доклада к 15-му Международному конгрессу по психологии. Брюссель. 1957. М.,
73.Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 57-65; Психологическая наука в СССР. Т. 1.М.: Изд-во АПН РСФСР. 1959. С. 315-356.
74.Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская психологическая наука. В сб.: И. М. Сеченов и материалистическая психология. М., 1957. С. 7-30.
75.Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. (2-е изд. в кн.: С. Л. Рубинштейн. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. С. 5—212); (3-е изд. в кн.: С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир. М.—СПб. и др.: «Питер», 2003. С. 3-280.
76.О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.
77.Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1959. (2-е изд. в кн.: С. Л. Рубинштейн. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. С. 213—432).
78.Проблемы общей психологии. Ч. II. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973; (М.: Педагогика, 1976. 2-е изд.).
79.Человек и мир. М.: Наука, 1997. (3-е изд.); (4-е изд. в кн.: С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир. М.—СПб. и др.: «Питер», 2003. С. 281-426.
80.Очередные задачи психологического исследования мышления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 225-233.
81.Из научного наследия С. Л. Рубинштейна. К. А. Абульханова // Вопросы психологии. М. 1975. № 5. С. 140-150.
82.Из неопубликованной рукописи С. Л. Рубинштейна «Человек и мир». К-А. Абульханова//Вопросы философии. 1977.№7.С. 161 — 170.
83.История создания книги «Человек и мир» // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука. С. 413—423.
84.Из работы «Философские корни психологии». 1946. (Верстка рукописи в архиве ГБЛ. ОР. Ф. 642.)
85.Научный архив. Из научного наследия Сергея Леонидовича Рубинштейна //Человек и мир. М.: Наука, 1997. С. 175-187.
86.Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997.
87.Строки, написанные сердцем. Краткие выдержки из дневников ученого // Там же. С. 459—461.
88.Дневники. О философии и философе: Автобиографический портрет ученого // С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир. М.—СПб. и др.: «Питер», 2003. С. 482-488.
89.Бытие и сознание. Человек и мир. М.—СПб и др.: «Питер», 2003.
90.Выдержки из рукописей 1920-х годов // Там же. С. 477—481. ‘
91.Мышление, язык и речь // Там же. С. 496—498.
92.Роль силлогизма (силлогистических умозаключений) и анализа (синтеза, обобщения и абстракции) предметных отношений в мыслительном процессе. О замысле и силлогизме // Там же. С. 499—500.
93.Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3—15.
94.Из дневников Сергея Леонидовича Рубинштейна (подг. А. Н. Славской)//Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 4. С. 18—23. Рукописи 10—20-х годов (Частный архив).

0/5 (0 отзывов)
Загрузка ...
Обучение психологов