Поло-ролевая идентичность. Формирование и влияние на личность.

Поло-ролевая идентичность. Формирование и влияние на личность.
Наиболее важным источником формирования поло-ролевой идентичности является социальное научение на ранних этапах жизни. Уже к двухлетнему возрасту дети четко осознают  свою половую принадлежность, однако это не всегда позволяет им эффективно пройти поло-ролевую идентификацию на уровне самосознания и эффективного гендерного поведения. Психолого-социальные факторы детства и поло-ролевой идентификации продолжают воздействовать на нас на протяжении всей жизни. Ведь в течение всей жизни на нас оказывают влияние так называемые гендерные роли (или половые роли) — формы поведения, которые данное общество считает приемлемыми и нормальными для мужчин и женщин. Каждому члену общества, со временем, выделяется определенная гендерная роль. А это формирует определенную систему взаимных ожиданий, поощряемых поло-ролевыми стандартами конкретного общества, социального слоя(нескольких слоев), на котором функционирует человек.  Эта система взаимных ожиданий является весьма распространенной и универсальной и может выступать в качестве стереотипов, которые прежде всего является крайне обобщенные представления о человеке лишь на основании его половой и расовой принадлежности, религии, этнического происхождения и других подобных категорий и не учитывают индивидуальность человеческой личности. Однако известно, что не все люди придерживаются поло-ролевых стереотипов. Нередко в современном обществе мы наблюдаем тенденцию к отходу от строгого следования предписываемым стереотипами половой идентификации формам поведения, не смотря на то, что многие люди комфортно чувствуют себя, принимая традиционные мужские и женские роли.
Многие особенности гендерных ролей в той или иной степени обусловленны биологически. Только женщины могут рожать или кормить детей.  Биологические различия, касающиеся гормонов, мышечной массы, структур и функций мозга также могут оказывать влияние на многие сферы поведения людей. Однако решающими факторами могут выступать влияния социального института, к коим относятся родители, сверстники, школа, СМИ и религия, посредством которых общество передает индивиду ожидания относительно поведения своих членов, в том числе полоролевого.
      Воплощением традиционных полоролевых характеристик образа женщины в русской культуре являются  стереотипы связанные с христианским  представлением о том, что женщины должны быть чисты и жертвенны, подобно Деве Марии или с ее антиподом распутницей и носительницей греха и разврата. Согласно этому взгляду, женщине отводится прежде всего роль верной и доброй матери, покорной и преданной своему мужу хранительницы домашнего очага и семейных традиций. В связи с этим,  несоответствие женщины указанным поло-ролевым стереотипам воспринимается многими российскими  мужчинами довольно однозначно. В связи с чем, женщины склонны быть более скрытны в вопросах свой интимной и половой жизни, ее открытости.
Воплощением традиционных полоролевых характеристик образа мужчины в российском обществе являются  стереотипы связанные с  представлением о мужчине как «воине, герое, принце на белом коне» или его антиподе «Мачо» – типичном самце, которому приемлимо быть агрессивным и сексуально распущенным. Если мужчины не укладывается в эти типичные роли, его стереотипное восприятие женщинами может помещать ему успешно участвовать в поло-ролевых отношениях с женщинами.
Несомненно, указанные особенности являются всего лишь стереотипами. Однако их влияние весьма велико.
Первое представление о своей поло-ролевой принадлежности ребенок получает в семье, где его впервые научают действовать исходя из того, мальчиком или девочкой он является. При этом к поведению ребенка уже сформирована система определенных ожиданий, различаемых принадлежностью к полу, обусловленная взаимными представлениями родителей о поло-ролевых особенностях человека. Обсуждая тему формирования гендерной идентичности, родители часто имеют различные ожидания относительно девочек и мальчиков и выражают эти ожидания в процессе взаимодействия со своими детьми. Маленьким девочкам часто уделяется больше внимания, чем маленьким мальчикам. Родители часто обращаются с девочками так, будто имеют дело с бьющимися предметами, — например, они не рискуют подбрасывать их . Кроме того, девочек часто обнимают и утешают, когда те плачут от боли или испуга, тогда как мальчику могут назидательно сообщить, что «мальчики не плачут». В целом родители проявляют больше защитных и ограничительных форм поведения в отношении маленьких девочек. Что касается обращения с мальчиками, родители чаще отказываются от вмешательства и предоставляют им большую свободу. Мальчики намного чаще, чем девочки, получают поощрение со стороны родителей, если они демонстрируют самоутверждение и контроль либо сдерживают свои эмоциональные проявления. Девочки же чаще поощряются за участие в социальной активности.В настоящее время все больше родителей пытаются избежать навязывания своим детям гендерных стереотипов. Однако многие все же продолжают поощрять участие своих детей в типичных для их пола формах игры и выполнении соответствующих домашних обязанностей. И даже в тех случаях, когда родители предпринимают сознательные усилия, пытаясь воздерживаться от обучения своих детей гендерным ролям, некоторые формы поведения могут казаться настолько «естественными», что реализуются детьми на бессознательном уровне. Так, отец мальчика может предложить ему поиграть в догонялки, помочь поменять масло в машине или подстричь газон. Девочке же скорее будут напоминать о том, что нужно убрать комнату или же будут приглашать ее принять участие в приготовлении обеда. Такое различие в обращении ориентирует детей на специфические и совершенно отличные друг от друга взрослые роли.  Вторым важным фактором социализации гендерных ролей являются сверстники. Одной из таких форм влияния, оказывающих свое воздействие уже на ранних этапах жизни, становится добровольное раздельное времяпрепровождение детей разного пола. Этот фактор начинает действовать еще в дошкольные годы. К моменту достижения школьного возраста дети примерно 95% своего времени проводят со сверстниками своего пола. Разделение полов, продолжающееся в школьные годы, способствует половой типизации игровой активности детей. А это является для них подготовкой к принятию взрослых гендерных ролей. Компании девочек часто играют с куклами и чайными сервизами. Мальчики же участвуют в спортивных состязаниях и стрельбе из игрушечных пистолетов. Такое влияние сверстников способствует развитию у женщин склонности к проявлению заботы и отказу от самоутверждения, а у мужчин — выработке психологического комфорта при демонстрации духа соперничества и настойчивости. К началу перехода от детского к подростковому возрасту влияние сверстников начинает играть еще более важную роль. Для детей этого возраста конформизм приобретает особую значимость. В итоге следование традиционным гендерным ролям обеспечивает вероятность быть принятыми своими сверстниками. Большинство индивидов, ведущих себя нетипичным для своего пола образом, подвергаются значительному давлению в форме изоляции и насмешек. Результаты исследований свидетельствуют о том, что несмотря на существенные изменения, происшедшие в обществе за последние годы, новое поколение детей продолжает проявлять по отношению к своим сверстникам полоролевые стереотипные реакции.  Результаты исследований американских ученых, опубликованные в 70-х, 80-х и начале 90-х годов, в целом свидетельствовали о том, что на уроках с мальчиками и девочками обращаются совершенно по-разному.  Другой мощной действующей силой гендерно-ролевой социализации является телевидение. Образы мужчин и женщин на телеэкране часто являются откровенно стереотипными. Так, мужчины обычно изображаются активными, интеллигентными и предприимчивыми и выступают в руководящих ролях. Женщины же чаще играют пассивные и менее компетентные роли. Таким женщинам лучше дается выполнение домашних обязанностей, чем самостоятельное мышление. В рекламе и даже в телевизионных новостях в качестве авторитетных специалистов по большинству вопросов выступают мужчины. Мы можем с уверенностью предположить, что такие образы оказывают определенное влияние на процесс социализации, учитывая тот факт, что молодые люди ежедневно проводят по много часов перед экраном телевизоров. Фактически, молодежь посвящает просмотру телепередач больше времени, чем любой другой форме массовой коммуникации. Основное эфирное время на телевидении до сих пор занимают мужчины и что наиболее популярные телепередачи изобилуют сексистскими стереотипами.  Детские программы также часто несут гендерно-ролевые стереотипы. Различие гендерных ролей находит отражение даже в самом процессе просмотра телепередач. Об этом свидетельствуют исследования, показывающие, что мужчины в гетеросексуальных парах используют панель и дистанционный пульт управления телевизором чаще, чем женщины. По мнению автора этого исследования, эти данные «являются подтверждением того, что у пар формируются и поддерживаются стереотипные представления о гендерных ролях в процессе демонстрации власти даже во время такого повседневного совместного времяпрепровождения, как просмотр телепередач».
Гендерно-ролевые ожидания оказывают на нашу сексуальность огромное влияние. Наши представления о мужчинах и женщинах, наряду с представлениями о том, какие формы поведения являются адекватными для тех и других, могут определять многие аспекты нашего сексуального опыта. Наша гендерная идентификация может оказать большое влияние на нашу оценку собственной сексуальности и ожидания, касающиеся интимных отношений. Также она влияет и на наши впечатления о качественной стороне этих отношений и даже на реакцию других людей на нашу сексуальность.

Читайте далее:
Обучение психологов