Отбор для участия в группе

Отбор для участия в группе

Это очень важный вопрос как для участников, так и для ведущих группы. Необходимо четко сформулировать цели и задачи группы и выяснить характер предыдущего опыта и навыков участников. Что касается численности группы, то в ней должно быть как минимум три человека и как максимум семь, в противном случае среди участников группы возникает соперничество за время и уделяемое им внимание.
Кроме того, состав группы должен быть гомогенным по типу клиентов, с которыми работают супервизируемые, а также по уровню теоретической подготовки и мастерства. Однако в группе, участники которой слишком похожи друг на друга по указанным трем параметрам, возможность обучения и изменения ограничена, и существует вероятность образования «сговора консенсуса» (Heron, 1975).
В ходе обучающего курса, который один из нас проводил в Бате (Bath), важно было обеспечить географическую гетерогенность супервизорских групп, чтобы снизить вероятность личного знакомства членов группы с представляемыми клиентами. Это проблема любой провинции.

Заключение контракта

Как только супервизорская группа сформирована, супервизор должен позаботиться о заключении контракта. Хорошо, как было сказано выше, прояснить цели — часто в группе присутствует скрытый запрос на то, чтобы «получить немного терапии», и группе необходимо прояснить свою позицию по этому вопросу и проверить, реалистичны ли такие ожидания. Необходимо также обсудить временные рамки и количество представляемых клиентов.
Супервизоры могут использовать следующие вопросы:
•    Каковы цели супервизорской группы?
•    Какие роли должен взять на себя супервизор, чтобы способствовать достижению этих целей?
•    Какое соотношение между дидактическим материалом, разбором случаев и межличностным процессом в работе группы будет наиболее продуктивным?
•    Каким образом проводить оценку работы группы?
Некоторые вопросы по заключению контракта перекликаются с вопросами из главы 5, но более остро встает проблема конфиденциальности. Мы считаем, что иногда в группе нужно устанавливать основное правило, согласно которому вы обязательно сообщаете о своем знакомстве с представляемым клиентом и покидаете комнату на время работы с его случаем.
Создание атмосферы общения

Следующей задачей является организация таких условий, в которых супервизируемые могли бы спокойно обсуждать свою работу с другими, поскольку часто у участников зарождаются страхи и тревога. Супервизируемых волнуют следующие вопросы:
Раскроют ли меня?
Увидит ли ктонибудь во мне то, что я сам не осознаю и что касается не только моей работы, но также и личности?
Не подумают ли они, с какой стати он решил, что может быть терапевтом, с егото знаниями и умениями?
Нужно создать такую атмосферу общения, в которой участники могли бы раскрывать свои уязвимые черты и показывать свою тревогу, не опасаясь, что группа начнет обходиться с ними как с «групповыми пациентами». А найти группового пациента и спрятаться за более безопасной ролью терапевта — хороший способ уклонения от опасности, заключенной в исследовании собственных слабостей!
Существует простое правило, позволяющее обойти деструктивные групповые процессы, и сводится оно к тому, что любое утверждение произносится от первого лица и на основании собственного опыта. Нужно избегать советов типа «я бы на твоем месте…» или поучений вроде «терапевт должен быть теплым". Для супервизора важно следить за тем, чтобы среди участников группы поддерживался равный объем и уровень самораскрытия.
Самораскрытие проходит легче, если ведущий группы поделится собственными слабостями, тревогами и неуверенностью вместо того, чтобы демонстрировать полную компетентность и знание ответов на все вопросы (см. Jourard, 1971).

 

 Прояснение групповой динамики

Ведущий группы должен следить за тем, чтобы групповая динамика не порождала недоразумений, и находить такие способы воздействия на уровень осознания, не мешающие основному фокусу группы, чтобы группа могла дополнительно учиться. Осознание динамики в ситуации здесьисейчас — важная часть процесса обучения, но при этом необходимо проводить различие между группой супервизии и Тгруппами, группами встреч и терапевтическими группами (см. главу 10).

Структурирование группы

Групповой супервизор имеет множество вариантов структурирования супервизорской сессии. Избранный способ зависит как от формы и размеров группы, так и от стиля и предпочтений супервизора.
Один из нас начинает супервизорские сессии, являющиеся частью учебного курса по психотерапии, с вопроса, адресованного каждому участнику: «Чем бы вы хотели поделиться сегодня с группой?». Затем участники группы договариваются, в каком порядке будут рассматриваться эти темы и сколько времени нужно уделить каждому.
Вариант такого начала — после высказывания тем выяснить, чей вопрос наиболее близок к существующей на данный момент «основной заботе» группы. Для этого каждый участник говорит, какой вопрос, кроме своего, ему хотелось бы рассмотреть, и затем начинается работа с темой, вызвавшей наибольший интерес. В результате человек, задавший эту тему, работает с пользой для себя и поддерживается энергией и интересом группы.
Некоторые наши коллеги делят время супервизии между всеми участниками поровну, чтобы в течение групповой сессии каждому было уделено внимание. Это нецелесообразно в условиях многочисленной группы и/или ограниченного времени.
Группа может выработать схему, согласно которой каждый участник имеет возможность поработать со своей темой в заранее отведенный день. В этом случае некоторые темы, проработанные на предыдущем этапе, будут возвращаться. Сессии будут больше похожи на групповые обсуждения случаев с акцентом на обучении во время наблюдения, а не на существующих задачах и трудностях. Такая структура побуждает членов группы искать возможность получения дополнительной супервизии, чтобы разрешить свои неотложные вопросы.
Другой способ — доверять процессу, ждать и наблюдать за тем, что выявится при общении и на что будет направлен интерес группы. Вы также можете исследовать, как разворачивались темы, обсужденные в ходе предыдущей сессии.

Стиль супервизии

Участники группы, даже очень опытные, скорее всего будут перенимать стиль ведения у своего группового супервизора и осуществлять интервенции в сходной манере. Поэтому очень важно внимание супервизора к тому, какие модели реагирования на представляемый материал он задает. Супервизору нужно смоделировать или объяснить, какими могут быть возможные ответы на материал, чтобы побудить супервизируемых использовать многомерный подход (см. главу 6).
На рисунке 9.1 мы показываем четыре квадранта, каждый из которых представляет один из стилей групповой супервизии. Квадрант А: супервизор достаточно директивно ведет группу, концентрируя внимание главным образом на групповом процессе. Квадрант В: супервизор играет ведущую роль, но фокус находится на содержании представляемых случаев. Квадрант С: группа проявляет большую ответственность и играет более ведущую роль, сохраняется фокус на содержании случаев. Квадрант D: группа сама фокусируется на собственном процессе.

Хорошая групповая супервизия должна гибко охватывать все эти области, в зависимости от потребностей группы и стадии ее развития. Чаще всего супервизорские группы начинают с квадранта А (на стадии своего формирования и последующего заключения контракта), затем, начиная изучать задачу, переходят в квадрант В и потом, когда группа становится более зрелой и самостоятельной, постепенно встраивают в свою работу элементы квадрантов С и D. Хорошие супервизорские группы, однажды пройдя этот четырехступенчатый цикл, впоследствии избегают застревания в одном из квадрантов.

 

Групповой супервизор должен уметь управлять множеством одновременных процессов, поскольку супервизия в группе характеризуется большим числом контекстуальных колец (см. рисунок 9.2) (см. также Inskipp and Proctor, 1995). Основной навык, необходимый для обеспечения качественной супервизии, обозначен в центральном кольце — этот навык требуется для индивидуальной супервизии. Однако, чтобы полностью использовать богатые возможности в работе с группой, групповой супервизор должен фасилитировать групповые реакции, увязывая их с представляемым случаем, что показано во втором кольце.
Внешнее кольцо показывает, что супервизия происходит согласно определенному контракту и внутри определенных границ. Групповой контракт, как говорилось выше, не создается раз и навсегда, а является процессом, к которому регулярно возвращаются. Контракт касается не только супервизора и членов группы: иногда групповая супервизия может проходить в контексте одной какойто организации, а иногда участники группы направляются различными организациями. Границы и отношения, связанные с этими организациями, становятся важной частью контекста, и супервизор должен это учитывать, чтобы супервизия проходила соответствующим образом.
 
Рис. 9.2. Контекстуальные кольца в прогрессе групповой супервизии
1     создание пространства для рефлексивной супервизии;
2     фасилитация групповых реакций;
3     фокусирование на динамике и развитии группы;
4     формирование группового контракта и организационных границ.

Читайте далее:
Обучение психологов