ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 1086

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 550

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2415

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 241

ПРИКАЗ
от 29 сентября 2011 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
И КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В соответствии с планом мероприятий по реализации в 2008 – 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р, приказываем:
1. Утвердить:
Концепцию создания Интернет-службы психологической помощи населению согласно приложению N 1;
комплексный план мероприятий по реализации Концепции создания Интернет-службы психологической помощи населению согласно приложению N 2.
2. Федеральному государственному учреждению “Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации”, Государственному учреждению “Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий”, федеральному государственному учреждению “Федеральный институт развития образования” за счет текущего финансирования организовать пользование соответствующими официальными сайтами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации об оказании психологической помощи населению в соответствии с Концепцией создания Интернет-службы психологической помощи населению и комплексным планом мероприятий по ее реализации, утвержденными настоящим Приказом.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействовать в рамках своей компетенции предоставлению достоверной информации по оказанию психологической помощи населению субъектов Российской Федерации для размещения на официальных сайтах федерального государственного учреждения “Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации”, федерального государственного учреждения “Федеральный институт развития образования” и на официальном сайте “Интернет-служба экстренной психологической помощи населению” МЧС России, находящемся в ведении Государственного учреждения “Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий”, по их запросам.

Министр здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
Т.А.ГОЛИКОВА

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.ШОЙГУ

Министр
образования и науки
Российской Федерации
А.А.ФУРСЕНКО

Министр связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
И.О.ЩЕГОЛЕВ

Приложение N 1
к Приказу Минздравсоцразвития
России, МЧС России, Минобрнауки
России, Минкомсвязи России
от 29 сентября 2011 г.
N 1086/550/2415/241

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, порядок и сроки создания Интернет-службы психологической помощи населению в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2008 – 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р (Раздел I. Мероприятия, направленные на снижение смертности населения, подраздел “Снижение уровня смертности населения от социально значимых заболеваний”).

II. Ведомственные службы психологической помощи населению
в Российской Федерации

1. Служба психологической помощи в системе здравоохранения

За последние 10 – 15 лет в Российской Федерации произошли принципиальные изменения в сфере оказания психологической помощи.
В субъектах Российской Федерации происходит развитие суицидологических служб. Организация суицидологических служб проводится с учетом опыта ряда регионов страны, показавшего целесообразность создания комплекса указанных структурных подразделений.
При организации круглосуточной связи по “Телефону доверия” осуществляется специализация постов: по работе с детьми, по проблеме межличностных отношений, по вопросам трудового и жилищного устройства и др.
В зависимости от преобладания в обслуживаемом районе тех или иных психологических проблем при выборе кандидатов на работу в отделение “Телефон доверия” предпочтение отдается врачу-психиатру, врачу-психотерапевту или психологу, но при этом внимание в первую очередь обращается на личностные качества кандидата, его способность к общению, опыт работы.
По данным органов управления здравоохранением и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, указанные подразделения суицидологической службы в различных сочетаниях развернуты в 60 субъектах Российской Федерации.
При этом подразделения “Телефон доверия” созданы в 52 субъектах Российской Федерации, кабинеты социально-психологической помощи – в 39 субъектах Российской Федерации, кризисные стационары – в 18. Создание подразделений “Телефон доверия” планируется в 5 субъектах Российской Федерации, кабинетов социально-психологической помощи – в 10 субъектах Российской Федерации, кризисных стационаров – в 13. В ряде субъектов Российской Федерации функции кабинетов социально-психологической помощи и кризисных стационаров осуществляются учреждениями, оказывающими психотерапевтическую помощь.
В течение последних двух десятилетий отмечается неуклонный рост различных чрезвычайных ситуаций. Как известно, увеличение количества чрезвычайных ситуаций приводит к постоянному увеличению в обществе количества лиц с различными психическими расстройствами, обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов, что делает необходимым создание психологической службы, оказывающей помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в экстренном и плановом порядке в круглосуточном режиме.
В федеральном государственном учреждении “Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации” организована круглосуточная анонимная “горячая линия” по оказанию психологической помощи различным категориям граждан.
Наиболее часто за психологической помощью по телефону доверия обращаются лица с реакцией “горя” (гибель близкого человека, развод, измена, разлука, потеря жилища, финансовый крах и др.); острой реакцией на стресс, посттравматическим стрессовым расстройством (этапы реагирования на различные природные, антропогенные и социальные чрезвычайные ситуации, включая изнасилование, угрозу гибели, грабеж и др.); нарушениями адаптации в различные биологические периоды (подростковый переходный период, кризис среднего возраста, климакс); алкоголизмом, наркоманией, игроманией, депрессией, личностными расстройствами; переживаниями, обусловленными наличием неизлечимых или трудно излечимых соматических заболеваний; суицидальными попытками (мыслями).

2. Служба психологической помощи в системе МЧС России

Психологическая служба МЧС России создана в 1999 году. В настоящее время она организационно и методически объединяет специалистов-психологов подразделений МЧС России.
Принципы работы психологической службы МЧС России:
своевременность и доступность экстренной психологической помощи всем категориям пострадавших в чрезвычайной ситуации;
приоритетность задач по формированию, сохранению и развитию профессионально важных качеств специалистов МЧС России, укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;
разработка, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения;
оказание психологической помощи по единому стандарту.
Организационно-методическое руководство психологической службой возложено на Государственное учреждение “Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (далее – Центр), а также филиалы Центра (в г. Санкт-Петербурге, г. Ростове-на-Дону, г. Красноярске, г. Хабаровске, г. Екатеринбурге и г. Нижнем Новгороде).
Основные направления деятельности Центра: медико-психологическая реабилитация, психологическая подготовка и психологическое консультирование, психологическая и психофизиологическая диагностика, региональное развитие, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и их родственникам.
Центром накоплен опыт по использованию дистанционных методов оказания психологической помощи. Работа проводится как в повседневном режиме (бесплатные психологические консультации по телефону и на сайте), так и в режиме “Горячей линии” при чрезвычайных ситуациях. Опыт работы свидетельствует о высокой эффективности дистанционных методов психологического консультирования, позволяющих оказать помощь людям, находящимся в кризисных состояниях, получившим физические и психические травмы, подвергшимся насилию, переживающим смерть близкого человека, людям с суицидальными намерениями, посттравматическим стрессовым расстройством и т.д. При чрезвычайных ситуациях экстренная психологическая помощь и информационная поддержка оказывается пострадавшим, родственникам пострадавших и погибших, что помогает снять информационную неопределенность в обществе, стабилизировать психическое состояние людей, предотвратить развитие опасных массовых явлений.

3. Психологическая помощь участникам образовательного процесса

Психологическая помощь участникам образовательного процесса оказывается педагогами-психологами образовательных учреждений, образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогическими комиссиями, научными организациями, подразделениями образовательных учреждений высшего профессионального образования, учебно-методическими кабинетами и центрами органов, осуществляющих управление в сфере образования, и другими учреждениями, которые составляют службу практической психологии в системе образования (далее – Служба).
Решение сложных и важных задач, стоящих перед системой образования в целом и перед Службой в частности, обеспечивается благодаря наличию таких ресурсов, как:
уровень развития отечественной психологической науки;
сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов;
мощный кадровый потенциал и уровень подготовки специалистов (согласно статистическим данным, в настоящее время в системе образования работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более 60-ти процентов из которых имеют первую и высшую квалификационные категории);
материально-техническое оснащение ППМС-центров и кабинетов педагогов-психологов образовательных учреждений;
наличие программно-методического и информационного обеспечения деятельности специалистов Службы.
В настоящее время разработаны вариативные и инновационные модели психологического обеспечения образования, сформирована инфраструктура Службы.
В 62 субъектах Российской Федерации приняты положения о Службах, определены региональная модель и организационно-функциональная структура, утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность педагога-психолога образовательных учреждений, созданы координационные и научно-методические советы Службы.
В органах, осуществляющих управление в сфере образования, 79 субъектов Российской Федерации и 60 процентов муниципальных образований назначены ответственные за деятельность Службы, определена сфера их компетенции. В региональные программы развития образования многих субъектов Российской Федерации включены подпрограммы по вопросам развития Службы, психологического обеспечения системы образования.
В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском, Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях и многих других созданы уникальные организационно-функциональные модели Службы как в условиях города, так и сельской местности с учетом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.
Важное место в системе образования занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры).
Сегодня это более 700 ППМС-центров, ежегодно оказывающих комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям). Как показывает практика, с каждым годом возрастает роль образовательных учреждений данного типа в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с обучающимися, воспитанниками в других образовательных учреждениях различных типов и видов, а также психолого-педагогического сопровождения личностного, социального и профессионального самоопределения молодежи.
В настоящее время перспективы развития Службы определяются новыми задачами системы образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. N Пр-271.
Введение единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль этой Службы в оценке результатов и последствий широкомасштабных экспериментов и инновационных образовательных проектов в системе образования.
Важнейшим направлением исследований и разработок в области научной и практической психологии является проблема психологической безопасности и оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях.

III. Внедрение информационно-телекоммуникационных
технологий в деятельность ведомственных служб
психологической помощи населению

Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что при оказании психологической помощи в неотложном и плановом режимах необходим непосредственный интерактивный контакт психолога с лицом, обращающимся за помощью.
Несмотря на существующую систему мер, за психологической помощью обращается лишь 20 – 25% нуждающихся в ее оказании.
В большинстве случаев это обусловлено отсутствием информации о существовании такой службы, опасением, что обращение за психолого-психиатрической помощью может привести к нежелательным социальным последствиям. В части случаев обращение в явочном порядке затрудняется преклонным возрастом, наличием физического недуга и т.д.
Обеспечение качества и доступности психологической помощи включает, наряду с другими факторами, своевременное и достоверное информирование населения о возможности получения психологической помощи в специализированных государственных и муниципальных организациях, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Для этого необходимо разработать единые требования к размещению информации об оказании психологической помощи населению и разместить ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федерального государственного учреждения “Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации”, федерального государственного учреждения “Федеральный институт развития образования” и на официальном сайте “Интернет-служба экстренной психологической помощи населению” МЧС России, находящемся в ведении государственного учреждения “Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” (далее соответственно – учреждения, официальные сайты учреждений).
Возможность размещения информации об оказании психологической помощи населению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет позволит сделать эту помощь более доступной для населения.

IV. Цели, задачи и основные направления настоящей Концепции

Целью настоящей Концепции является выработка единых подходов к созданию на официальных сайтах учреждений специальных разделов для размещения информации о психологической помощи населению, а также единых требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения функционирования указанных разделов сайтов.
Основными целями функционирования разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению являются:
обеспечение доступности и качества информации о возможности и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания населения;
содействие повышению уровня психологической культуры и психологической компетентности населения.
Для реализации целей настоящей Концепции потребуется решение следующих задач:
информационных – размещение информации об организациях, оказывающих психологическую помощь населению с учетом их ведомственной принадлежности и территориального расположения, а также о видах оказываемых психологических услуг;
профилактических – размещение рекомендаций для населения по преодолению психологического напряжения в стрессовых ситуациях;
просветительских – размещение популярных материалов по психологии (аудио- и видеоматериалов, популярной литературы, интервью со специалистами).
В соответствующих разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению может размещаться следующая информация:
перечень бесплатных психологических услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования;
информация о государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, образования (адрес, телефон, факс, электронная почта, сайт);
рекомендации по преодолению психологического напряжения в стрессовых ситуациях.
В разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению также могут размещаться статьи, обзоры, справочные материалы и другая информация по вопросам оказания психологической помощи, предоставленная государственными и муниципальными организациями, осуществляющими научную и практическую деятельность в сфере психологии, за исключением информации рекламного характера, сведений, составляющих государственную тайну, персональных данных граждан, а также информации, которая может нанести вред здоровью и благополучию граждан.
Информацию по организации оказания психологической помощи населению, а также статьи, обзоры, справочные материалы и другую информацию по вопросам оказания психологической помощи для размещения на официальных сайтах учреждений по запросу соответствующих учреждений в соответствии со своей компетенцией предоставляют:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию);
органы местного самоуправления (по согласованию);
государственные и муниципальные организации, осуществляющие научную и практическую деятельность в сфере психологии (по согласованию).
Информация, размещаемая на официальных сайтах учреждений, должна быть круглосуточно доступна пользователям сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В случае возникновения технических, программных неполадок или иных проблем, влекущих невозможность доступа к официальному сайту учреждения, учреждение в срок, не превышающий 2 часов с момента возобновления доступа к сайту, обязано поместить на нем соответствующее объявление, которое должно содержать причину, дату и время прекращения доступа.

V. Требования к технологическим,
программным и лингвистическим средствам, обеспечивающим
функционирование разделов официальных сайтов учреждений
по оказанию психологической помощи населению

Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны предусматривать возможность доступа пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на сайте, на основе распространенных веб-обозревателей (программы, предоставляющие пользователям возможность доступа к информации, содержащейся на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет). При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра сайтов программных и технических средств на платной основе.
Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны предусматривать возможность предоставления учреждениям информации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, осуществляющими научную и практическую деятельность в сфере психологии, путем заполнения унифицированных экранных форм.
Программное обеспечение и технологические средства, обеспечивающие функционирование разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению, должны обеспечивать:
структурирование размещаемых электронных документов посредством организации каталогов, классификаторов или справочников;
поиск информации по реквизитам и контексту;
ведение журнала событий, фиксирующего все случаи доступа к сайтам и случаи изменения размещенной на них информации;
сбор и анализ статистической информации об использовании информационных ресурсов сайтов.
В целях лучшего информирования населения о возможностях получения психологической помощи в разделах официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению информация должна размещаться на русском языке на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.

VI. Требования к правовым и организационным средствам,
обеспечивающим функционирование разделов официальных сайтов
учреждений по оказанию психологической помощи населению

Учреждение обязано обеспечивать:
соблюдение законодательства Российской Федерации при обеспечении функционирования сайта;
организацию учета информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих научную и практическую деятельность в сфере психологии, для размещения на сайте в разделе по оказанию психологической помощи населению. В срок, не превышающий один рабочий день, учреждение обязано направить в соответствующий адрес уведомление о получении информации, которое должно содержать дату, время получения и состав полученной информации.

VII. Механизмы реализации настоящей Концепции

Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:
методического обеспечения деятельности учреждений в части содержательного наполнения разделов сайтов по оказанию психологической помощи населению;
обеспечения информирования населения о разработке научно-исследовательских проектов в сфере психологической помощи.

VIII. Этапы и сроки реализации Концепции

Реализацию настоящей Концепции планируется осуществить в 2 этапа.
На первом этапе (I полугодие 2012 года) Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России осуществляют:
организацию создания раздела психологической помощи населению на официальных сайтах учреждений;
методическое обеспечение деятельности учреждений в части функционирования и содержательного наполнения разделов официальных сайтов учреждений по оказанию психологической помощи населению.
Минкомсвязь России оказывает содействие Минздравсоцразвития России, МЧС России, Минобрнауки России в размещении информации о соответствующих разделах сайтов учреждений на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
На втором этапе (II полугодие 2012 года) учреждения обеспечивают:
обеспечение функционирования раздела психологической помощи населению на официальных сайтах учреждений;
информирование населения посредством официальных сайтов учреждений о разработке научно-исследовательских проектов в сфере психологической помощи.

IX. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит:
обеспечить доступность населению страны информации о возможностях и условиях предоставления экстренной и плановой психологической и психотерапевтической помощи;
оказывать психологическую помощь лицам с различными психическими расстройствами, обусловленными воздействием разнообразных стрессогенных факторов;
создать условия для повышения уровня психологической культуры и психологической компетентности населения.

X. Финансирование мероприятий по реализации
настоящей Концепции

Расходы учреждений по сбору информации, подлежащей размещению на официальных сайтах учреждений, ее размещению, а также обеспечению круглосуточного функционирования официальных сайтов учреждений осуществляются в пределах бюджетных ассигнований по обеспечению деятельности учреждений.

Читайте далее:
Обучение психологов