В большинстве развитых стран существуют строгие правила в отношении профессионального образования, аттестации и деятельности судебных экспертов, в том числе и экспертов-психологов. Профессиональная деятельность судебного эксперта-психолога здесь оговорена множеством специфических требований. Потенциальный эксперт должен иметь университетское психологическое образование, обладать ученой степенью не ниже Ph.D., успешно пройти ряд стажировок, подтвержденных соответствующими сертификатами и свидетельствами, получить высокие результаты при сдаче квалификационных экзаменов и тестов на должность.
Продуманная система подготовки и отбора судебных психологов гарантирует профессиональную компетентность экспертов, что, в свою очередь, способствует всестороннему и объективному рассмотрению дел, поддержанию доверия общества и граждан к судебной системе (Carper, 1991; Duflot, 1999).
В нашей стране проблема профессиональной компетентности судебных экспертов-психологов еще далека от своего разрешения. Согласно законодательству, к производству экспертизы может быть привлечено фактически любое лицо, обладающее т.н. «специальными познаниями», причем формы и содержание этих «специальных познаний» не регламентированы. Отсюда экспертом- психологом может быть назначен человек, который в вузе изучал в некотором объеме психологию; либо выпускник коммерческого вуза, где контроль за качеством образования мог быть заметно снижен, или отсутствовал вообще; либо «психолог», ставший таковым после окончания курсов профессиональной переподготовки.
К тому же за последние годы было выпущено значительное количество практических психологов, программа подготовки которых заметно обеднена в сравнении с фундаментальным университетским образованием.
Все это приводит к ошибкам, просчетам, а то и прямым нарушениям формы, процедуры и содержания производства судебнопсихологической экспертизы, искажениям в деятельности юридической системы в целом.
Решением этой проблемы, с нашей точки зрения, является использование концепции профессиональной компетентности эксперта-психолога, основы которой были изложены в ряде более ранних публикаций (Енгалычев, 2004; 2005; 2006; Енгалычев и соавт., 2007).
Исходя из определения профессиональной компетентности как системного соответствия формируемых в процессе профессиональной подготовки профессионально важных качеств, специальных знаний, умений и навыков, а также профессиональной мотивации специалиста объективным требованиям профессии, следует, что основным звеном формирования профессиональной компетентности является обучение эксперта- психолога (Енгалычев, 2004).
В России естественным путем сложилось несколько систем формирования профессиональной компетентности судебных психологов-экспертов.
Первая система – Министерства юстиции. В каждом регионе страны, как правило, располагается базовая лаборатория судебных экспертиз, проводящая различные экспертные исследования. В 19 из них на сегодняшний день имеются эксперты-психологи.
В Минюсте разработан определенный порядок их подготовки: для того, чтобы получить т.н. «право подписи» заключений однородных психологических и комплексных экспертиз, эксперт-стажер должен иметь высшее психологическое образование и не менее года проработать в составе комиссии экспертов на соответствующей должности. Кроме этого он должен предъявить несколько самостоятельно проведенных экспертиз, выполненных под руководством наставника, и сдать квалификационный экзамен по соответствующей программе экспертной подготовки (Шипшин и соавт., 2004). В результате он получает квалификационное удостоверение судебного эксперта-психолога.
Правами учреждения, обладающего правом сертификации психологов, здесь наделены Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России и Южный региональный центр судебной экспертизы Минюста России. Количество часов, отводимых на самостоятельную подготовку эксперта-психолога, нормативно не определено.
В системе Министерства здравоохранения такая постдипломная подготовка экспертов-психологов осуществляется кафедрой социальной и судебной психиатрии факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.
Сербского. Ранее один раз в год, а теперь, с учетом выездных сессий, и несколько раз в год, проводится цикл тематического усовершенствования «Медицинская и судебная психология» для медицинских и судебных психологов, работающих в области судебной экспертизы. Продолжительность обучения 60 часов. Целью обучения является совершенствование теоретических знаний и практических навыков в области организационных и правовых аспектов комплексной судебной психологопсихиатрической экспертизы, современных проблем патопсихологии и психодиагностики.
По его окончании выдается свидетельство о прохождении повышения квалификации в области медицинской и судебной психологии (Сафуанов, 1998, С. 42-44).
Еще одной системой, где уже несколько лет ведется подготовка судебных экспертов- психологов, является Министерство образования. Но и здесь действуют две региональные модели подготовки экспертов-психологов.
Исторически первая из них была апробирована на Психологическом специальном факультете Санкт-Петербургского государственного университета, где подготовка экспертов велось в форме очной 40-часовой программы повышения квалификации на базе Лаборатории судебно-психологических исследований СПбГУ Руководителем этой лаборатории до недавнего времени являлся профессор А.А. Реан, научно-методическое обеспечение осуществляла кафедра социальной адаптации и психологической коррекции личности под руководством профессора Б.Д. Лыскова.
К повышению квалификации допускались дипломированные психологи, уже обладающие, как правило, опытом производства экспертиз.
Другая региональная модель во многом соответствует обозначившейся в последнее время тенденции осуществлять углубленную подготовку по новым экспертным специальностям, сопряженную с профессиональным образованием в рамках высшей школы (Россинская Е.Р., 2005, Галяшина Е.И., 2006).
Эта модель была разработана на кафедре общей и юридической психологии факультета психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.
На сегодняшний день именно эта система представляется одной из самых эффективных по следующим основаниям.
Во-первых, система обучения будущих экспертов-психологов построена на базе целостной концепции образовательной подготовки юридических психологов, что приводит к появлению в ней множества внутренних и внешних системных связей, придающих системе подготовки логичность, связанность и прочность (Енгалычев, 2004; 2006).
Во-вторых, речь идет о фундаментальной пятилетней образовательной университетской программе1. Будущие психологи в полном объеме изучают разнообразные психологические дисциплины, овладевают современным психодиагностическим инструментарием и адекватным методическим сопровождением профессиональной деятельности.
В-третьих, помимо освоения общепсихологических дисциплин, будущие эксперты- психологи проходят обучение согласно учебного плану специализации «юридическая психология» (объем аудиторной нагрузки – 770 часов), где углубленно изучают различные предметы психолого-правового поля, такие, как «правовая психология», «криминальная психология», «психология расследования», «судебная психология», «основы судебной психиатрии» и др.
В-четвертых, в Калужском университете – единственном вузе страны – ведется многолетняя подготовка именно судебных экспертов-психологов. Теоретико-практическое обучение экспертов включает в себя
1 В связи с присоединением Российской Федерации к Болонскому соглашению, в настоящее время разрабатывается новая, двухступенчатая модель подготовки психолога.
такие предметы, как «судебно-психологическая экспертиза», «практикум по судебно-психологической экспертизе», «психологический анализ материалов уголовного дела», «юридическая психолингвистика для психологов», ряд других, обязательное участие в качестве стажеров в деятельности Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики[46] (первый и второй курсы – пассивная практика, начиная с третьего – активная). В обязательном порядке курсовые и дипломные работы студентов имеют целью решение реальных задач в юридической психологии, и, в частности, судебно-психологической экспертизе.
В-пятых, Калужский университет связан договорами с Калужской лабораторией судебной экспертизы Минюста России и Южным региональным центром судебной экспертизы Минюста России, согласно которому будущие судебные эксперты-психологи после освоения соответствующего этапа образовательной программы в университете проходят стажировку на рабочем месте эксперта (Енгалычев, Шипшин, 1997, С.45-46; Енгалычев, 2006).
В-шестых, программа подготовки экспертов-психологов и формально и содержательно курируется сразу двумя УМО: Отделением по психологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (координационный центр – МГУ им. М. Ломоносова) и Учебно-методическим объединением образовательных учреждений профессионального образования (координационный центр – СЮИ).
В-седьмых, как деятельность судебных экспертов-психологов, так и подготовка студентов, будущих экспертов, постоянно находятся в поле внимания секции юридической психологии Российского Психологического общества. Профессиональное сообщество, разрабатывает стандарты профессиональной деятельности, формы и методы их оценки, стремится к постоянному повышению уровня профессионализма во всех отраслях юридической психологии.
В-восьмых, программа подготовки экспертов-психологов включает в себя важные элементы образовательных программ ведущих зарубежных научных школ в сфере практической юридической психологии: нормативные материалы, учебники, методики, анализ кейсов[47], другие, что способствует улучшению взаимопонимания и сближению позиций отечественной и зарубежной судебно-психологической теории и практики.
Таким образом, профессиональная компетентность претендента на деятельность в области судебно-психологической экспертизы защищена университетским дипломом психолога, специализацией «юридическая психология» и сертификатом о прохождении специальной подготовки по судебно-психологической экспертизе.
Концептуально организованная и долговременная система подготовки судебных экспертов-психологов приводит к тому, что уровень их профессиональной компетентности оказывается адекватным высоким стандартам профессиональной деятельности, поскольку закладывает профессиональные знания и умения, совершенствует навыки, формирует профессиональную мотивацию, а также профессионально важные качества специалиста и эксперта.
Литература:
1. Галяшина Е.И. Специальные знания в области лингвистики и речеведения: вопросы профессиональной подготовки судебных экспертов // Теория и практика судебной экспертизы, № 2 (2), Июль 2006, С. 52-61.
2. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство для следователей и экспертов.
Калуга-Обнинск-Москва, 1997. Изд-е 2е, испр. и доп. – 190 с.
3. Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетентность специалиста в практической юридической психологии. – М.: Высшая школа психологии, 2004.- 434 с.
4. Енгалычев В.Ф. Компетентностный подход к обучению специалистов в юридической психологии. // Материалы конференции по юридической психологии, посвященной памяти М.М. Коченова.
Часть вторая. – М.: МГППУ, 2005 г. – С. 37-39.
5. Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии. Авт. докт. дисс., СПб, 2006.- 44 с.
6. Енгалычев В.Ф., Калашников А.Н., Морозова Т.А. Модель профессиональной компетентности юридического психолога // Вестник Волгоградской юридической академии, № 1,2007. – С. 118-126.
7. Россинская Е.Р. Проблемы развития новых судебных экспертиз и подготовки экспертных кадров: Закон, № 6, 2005. – С. 100105.
8. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. – М.: Гардарика- Смысл, 1998. – 192 с.
9. Шипшин С.С., Секераж Т.Н. Жакова Т.М. Программа подготовки экспертов по экспертной специальности 20.1 «Исследование психологии и психофизиологии человека».
– М.: РФЦСЭ, 2004. – 24 с.
10. Carper D.L., Shoemaker T.E., Mietus N.J., West B.W. Understanding the Law. NY West Publishing Co., 1991. – 536 p.
11. Duflot C. Lfexpertise psychologique: Procedures et methods. Dunod, Paris, 1999.
– 200 p.
Читайте далее: