Интегративный ответ при комплексной психолого-психиатрической оценке эмоционального состояния несовершеннолетнего обвиняемого

М.А. Качаева, Д.С Ошевский, С.С. Русинова, И.А. Чибисова

Специфика и особенности комплексной судебной психолого- психиатрической экспертизы (КСППЭ) уголовно релевантных эмоциональных состояний у несовершеннолетних обвиняемых достаточно широко представлены в экспертологической лите­ратуре (Дозорцева Е.Г., Сулимовская Е.И., 2004; Андреева Е.С., Голуб С.В., Дозорцева Е.Г. и др., 2005; Ошевский Д.С., Була­това М.В., Кузьмин Д.Ю. и др., 2011; Макушкин Е.В., Бад­маева В.Д., Дозорцева Е.Г. и др., 2014). Показано, что даже при патологической обусловленности аффективных реакций для их более полной и обоснованной экспертной квалификации целесообразно использовать вариант интегративного ответа (Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Александрова Н.А. и др., 2017; Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г. и др., 2017). Безусловно, диагностика психических расстройств, в том числе и кратковременных, входит в пределы компетенции экспертов- психиатров. Однако включение результатов психологического обследования в выводы не только оправдано, но и необходимо. Например, реакции, возникающие на фоне пролонгированного стресса, па органически неполноценной почве, в рамках фор­мирующегося личностного расстройства и т.п., сначала могут реализовываться по психологически понятным механизмам. Между’ тем на высоте состояния они нередко трансформиру­ются в психопатологические, которые ограничиваю!’ или даже исключают способность несовершеннолетнего правонаруши­теля к произвольной регуляции своего поведения. Именно в таких случаях, несмотря на квалификацию психического рас­стройства, включение психологической составляющей делает экспертные выводы более полными и обоснованными. Кроме того, использование информации о психическом развитии подростка с описанием значимых для дела индивидуально­-психологических особенностей, психологический анализ его поведения и субъективных переживаний делают выводы более развернутыми и доказательными.

Примером форму­лирования интегративного ответа при комплексной оценке эмоционального состояния несовершеннолетнего обвиняемого может служить следующий случай.

Подэкспертный 3.. 15 лет, обвиняемый по я.2 п.”б” ст. 158 УК РФ – кража, совершенная группой лиц. и ч.1 ст. 105 УК РФ – убий­ство отчима.

3. воспитывался в многодетной, малообеспеченной, неблагопо­лучной семье. Сведения о его биологическом отце в материалах дела отсутствуют. На первом году жизни ребенок наблюдался у невроло­га по поводу Перинатальной энцефалопатии, синдрома повышенной нервно-рефлекторной возбудимости ‘, также в дошкольном возрасте у него наблюдался энурез. Отчим подэкспертного злоупотреблял алкогольными напитками, в состоянии опьянения был агрессивен, избивал подэкспертного и его мать. В связи с этим 3. часто убегал из дома, так, в возрасте 5 лет “два дня прожил в собачей будке”. В 6 лет 3. перенес травму головы без потери сознания. Обучение в школе начал своевременно. С начальных классов был поставлен на внутришкольный учет по причине самовольных уходов из дома. Начиная с 9 лет неоднократно рассматривался на заседаниях ко­миссий но делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) в связи с поведенческими нарушениями (нанесение побоев другим детям, порча имущества, самовольные уходы из дома). В 10 лет под­экспертный перенес тяжелую травму левой стопы и в течение года проходил лечение. К 5-го класса 3. стал испытывать трудности в обучении, у него резко ухудшилась успеваемость. На уроках он был невнимателен, отвлекаем, требования учителей выполнял недобро­совестно. часто пропускал занятия без уважительной причины. В 13 лет 3. нанес побои несовершеннолетней, за что ему было вынесе­но предупреждение. В связи с невысокой успеваемостью был услов­но переведен в 9-й класс. На учете у психиатра и нарколога подэк­спертный не состоял.

врачи психиатры

Как следует из материалов уголовного дела. 3. подозревается в том. что в возрасте 15 лет он совместно с другим несовершеннолетним А. проник в гараж, откуда они похитили иму­щество на сумму 32872руб. По данному эпизоду 3. и А. давали при­знательные показания, указывали, что совершить кражу предложил именно 3. Также 3. обвиняется в том, что примерно через месяц после первого правонарушения нанес своему отчиму не менее 32 ударов ножом по различным частям тела, от полученных телесных повреждений отчим скончался. Мать подэкспертного сообщила, что отчим при жизни злоупотреблял алкогольными напитками, в со­стоянии алкогольного опьянения избивал ее, оскорблял детей. Добавила, что из-за скандалов и ругани 3. в последнее время иногда не ночевал дома, стал скрытным. Бабка подэкспертного сообщила, что за несколько дней до деликта отчим ударил мать подэкспертно­го, от удара у нее образовался синяк под глазом. Знакомый подэк­спертного сообщил, что 3. часто приходил к нему’ в гости и оставал­ся ночевать в гараже, так как ссорился со своим отчимом, иногда отчим его выгонял. В гараже 3. оставался ночевать около 7—8 раз в месяц. Об отношениях в семье подэкспертный не рассказывал, не любил поднимать эту тему, даже когда его спрашивали. Добавил, что знал о том, что отношения в семье 3. были не очень хорошие, отчим злоупотреблял спиртным, бил мать подэкспертного. Около года назад 3. ударил отчима, защищая мать. В ночь перед правона­рушением, находясь у него в гараже, сказал, что хочет наказать отчима за то, что тот избил его мать. Далее, около 7 часов утра, по дороге в гараж он встретил 3., который сказал, что идет наказать отчима, а именно поставить ему синяк, как отчим поставил его ма­тери.

Далее примерно через 5-7мин он увидел 3., который бежал назад, при этом “глаза у него были бешенные”, он кричал: “Все плохо!”. Затем на вопрос: “Ты убил, что ли, его?” подэкспертный от­ветил: “Похоже па то”. Затем 3. ушел домой. В тот же день он был задержан и написал явку с повинной, в которой указал, что, взяв с собой нож, возле гаражей ждал отчима. При встрече нанес ему пер­вый удар в область живота, а затем стал бить ножом, “ударял куда попадет”, удары не считал. Далее подобрал выпавшие из кармана отчима телефон и банковскую карту и убежал. Нож выкинул, бан­ковскую карту и телефон спрятал, свою одежду сжег. При допросе в качестве подозреваемого 3. сообщил, что отношения у него с отчимом всегда были плохие. Отчим бил его, оскорблял за непослушание. Также у отчима были плохие отношения с матерью, которую он тоже бил и оскорблял. Добавил, что отчим злоупотреблял спиртными на­питками. в состоянии алкогольного опьянения проявлял агрессию. Сообщил, что за несколько дней до правонарушения, когда его не было дома, отчим ударил кулаком мать по лицу, у нее остался синяк под глазом. О произошедшем мать рассказала 3. на следующий день.

Он проснулся в гараже, принадлежащем его другу, пошел в сарай, где взял нож. после чего пошел к гаражам ждать отчима. Указал, что знал, что отчим каждое утро около 7 часов утра холит по этому маршруту на работу. Увидев отчима, пошел к нему навстречу и, ничего не говоря, сразу нанес ему удар ножом в живот. После не помнил, сколько и куда именно ударял, “бил куда попадет но раз­личным частям тела”. После подобрал выпавшие из кармана от­чима телефон и банковскую карту и убежал в сторону гаража, при­надлежащего другу, по дороге выкинул нож. В гараже он переодел­ся. одежду сжег, телефон и банковскую карту спрятал. Затем он пошел домой, где умылся, переоделся, поел и далее направился в полицию, чтобы сдать характеризующие его документы по возбуж­денному ранее в отношении него уголовного дела по воровству. Указал, что умысел убить отчима у него возник внезапно, когда он проснулся, хотел убить отчима за то, что тот ударил мать. При про­верке показаний на месте 3. настаивал на данных им ранее пока­заниях. При допросе в качестве обвиняемого 3. добавил, что “хотел просто ударить отчима, но не убивать, а просто поранить”.

Подэкс­пертному была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В период пребывания в следственном изоляторе 3. был поставлен на профилактический учет как склонный к суициду и членовредительству. Также 3.. находясь в следственном изоляторе, нарушал режимные требования учреждения, не подчинялся закон­ным требованиям администрации, портил имущество. Он был осви­детельствован амбулаторной КСППЭ. В психическом статусе отме­чалось, что подэкспертный ориентирован правильно. Цель экспер­тизы понимал. Считал себя психически здоровым. Держался не­спокойно, продуктивному контакту был недоступен, на вопросы по существу не отвечал, по большей части молчал. Нельзя было понять, раздумывал ли он над ответом или был погружен в свои пережива­ния. Тема убийства и взаимоотношений с убитым была актуальна, по-прежнему болезненна. Подэкспертный, не рассказывая подробно, обмолвился, что “убить убил, а легче не стало”, “думал, что так все наладится, но не прошло”, замыкался и отмалчивался на все по­пытки разговорить его или спровоцировать психологически понятную реакцию. Настроение было снижено до уровня субдепрессии, эмоци­ональные реакции невыразительные, монотонные, неестественные, не отражали психологически понятные переживания ареста, осуж­дения и возможного длительного срока наказания, подэкспертный был обеспокоен непонятной собеседнику внутренней причиной, по которой убил отчима., и болезненно реагировал на расспросы отно­сительного того, не совершал ли с ним отчим ‘ нехороших действий” (имелось в виду сексуальное насилие в детстве).

Отмечалось, что подэкспертный живо отреагировал на предположение эксперта, что “убить отчима было надо для будущего”, “боялся, что за кражу по­садят… и решил убить”, “таких убивать не … (далее нецензурно)” и т.п. В целом общение с 3. было непродуктивно, его мышление вре­менами было аморфное. Критика к своему состоянию сомнительна. В связи с отказом подэкспертного от проведения экспериментально­-психологического исследования дать оценку особенностей его пси­хического развития, эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик и ответить на интересующие следственные органы вопросы при данных условиях не представляется возможным. Комиссия экспертов пришла к заключению, что в отношении 3. рекомендуется проведение стационарной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы. При настоящем стационар­ном комплексном обследовании в ФГБУ “НМИЦ ПН им. В.П. Серб­ского” Минздрава России установлено следующее. На волосистой части головы наблюдаются посттравматические рубцы: травмати­ческое деформирование левой стопы. Заключение терапевта: “Вегетососудистая дистония”. На рентгенограмме кистей сроки окостенения скелета кистей и дистальных отделов предплечий со­ответствуют 16 годам. Заключение эндокринолога: “Соматоэндокринное развитие соответствует возрасту”. При скиаскопическом исследова­нии выявляется выраженное расширение вен сетчатки.

На электро­энцефалограмме определяется низкоамплитудная электрическая активность мозга с умеренными диффузными изменениями биоэлек­трической активности мозга, возможно, резидуально-органического генеза с признаками дисфункции неспецифических срединных структур по типу снижения функциональной активности. При реоэнцефалографическом исследовании кровенаполнение в каротидном бассейне слева крайне снижено, справа – значительно снижено, в вертебробазилярном бассейне значительно снижено с обеих сторон; тонус артерий распределения и тонус артерий сопротивления в каротидном и вертебробазилярном бассейнах изменен по дистони­ческому типу с обеих сторон; асимметрия кровенаполнения в каро­тидном бассейне значительная, справа больше, чем слева; асимме­трия кровенаполнения в вертебробазилярном бассейне небольшая, справа больше, чем слева; пространственное перераспределение кровенаполнения не отмечено; признаков затруднения венозного оттока не обнаружено. Заключение невролога: “Синдром вегетатив­ной дисфункции. Синкопальные состояния в анамнезе”.

Психическое состояние. Подэкспертный внешне выглядит соответственно свое­му паспортному возрасту. Правильно ориентирован в месте, време­ни и собственной личности. Цель проводимой экспертизы передает верно. Считает себя “здоровым и вменяемым”. Во время беседы держится напряженно, скованно, сидит ссутулившись, опустив го­лову, теребит пальцы рук. Контакт носит недостаточно продуктивный, формальный характер. На вопросы отвечает медленно, после пауз, в основном кратко, односложно. Мимика и жестикуляция несколько обеднены. Жалоб на состояние здоровья активно не предъявляет. При целенаправленном опросе отмечает периодические головные боли, головокружения при резком изменении положения тела. Отмечает, что “в детстве был энурез”‘. Анамнестические сведения излагает в плане ответов на вопросы, кратко. Сообщает, что воспи­тывался матерью и отчимом, с родным отцом отношения практиче­ски не поддерживал. О матери и младших сестрах отзывается с те­плотой. характеризует мать “хорошей, доброй”, указывает, что “всегда помогал ей с детьми и по дому”. При затрагивании темы его взаимоотношений с отчимом надолго замолкает, на глазах появля­ются слезы, смотрит вниз, на вопросы не отвечает. Затем встает и выходит из кабинета, категорически отказываясь продолжать бесе­ду. В последующем охотнее беседует на отвлеченные темы. Кратко, путем опроса сообщает сведения об обучении в школе. Не скрывает, что “желания учиться не было”, “часто прогуливал уроки”. Отмечает, что имеет много друзей, которые “всегда поддержат”. Вскользь упо­минает, что “когда дома были проблемы, часто оставался у друга в гараже с ночевкой”. Характеризует себя “спокойным, если не заде­вать”. Описывает состояния, когда “бывает злым…, надо время, чтобы это прошло — иду гулять, много хожу, и легче”.

Говорит, что “не всегда может сдержать себя, легко лезет в драку”. Неохотно со­общает о неоднократных травмах головы, полученных в драках. Злоупотребление алкогольными напитками и употребление нарко­тических веществ отрицает. При расспросе о деяниях, в отношении которых он подозревается и обвиняется, достаточно подробно рас­сказывает о краже. Говорит, что в компании друзей воровали, чтобы были деньги”, “из гаража украли разные инструменты, хоте­ли продать’’. При упоминании об инкриминируемом ему’ убийстве надолго замолкает, плачет, не поддается коррекции, молча встает и уходит из кабинета, в своей палате продолжает плакать, сидит, опустив голову, отмечается тремор пальцев рук, отказывается от беседы. Спустя несколько часов успокаивается, говорит, что “не может говорить об этом”, “но может думать, что сделал”. В процессе неоднократных бесед удается выяснить, что ‘накануне от матери узнал о том; что отчим в очередной раз ее побил”, “у матери был синяк под глазом”, “тогда сильно разозлился”, “пытался отвлечься с друзьями в гараже, а когда все уснули, спать не мог, в голове все одна мысль, что отчим снова избил мать”, “накатывали картинки обо всех обидах”, “как он избивал, оскорблял и мать и его”. Говорит, что “так всю ночь просидел, уснуть не мог, к утру решил, что надо поговорить с отчимом”, “много пил воды, в горле была сухость”, “за ночь литра два выпил”. Говорит, что “голова работала нечетко, “медленно соображал”. Утром взял нож, на всякий случай, припуг­нуть отчима, пошел ждать его возле гаражей. “Был злой, всего трясло, не чувствовал ни холода, ни жары, в висках пульсировало”, перед глазами – мушки. Увидел отчима и “стало страшно”, “он всег­да издевался и избивал”, “всегда боялся его”. Не смог ничего сказать отчиму, “был страх, злость, ненависть”, “взял нож и стукнул его в живот несколько раз”. Отмечает, что дальнейших ударов не помнит, “бил куда пришлось, и все”. Говорит, что “уши заложило, ничего не слышал и не видел вокруг”. Помнит, как из кармана отчима выпа­ли карточки и телефон, “на автомате забрал их, думал, что надо снять деньги и отдать семье”.

После помнит, как бежал в гараж, “не чувствовал рук и ног”, была мысль, что надо снять одежду и сжечь. Переоделся, пошел домой, позавтракал и пошел в полицию отнести документы по краже. Сообщает, что “в полиции сразу взяли, во всем признался”. Отмечает, что “после задержания не спал, плакал, были мысли покончить с собой”. Отмечает, что сейчас настроение плохое, сон с частыми пробуждениями, “мысли гоню об это всем, а все равно крутятся в голове”, “не знаю, как такое случилось”. Повторяет, что “не думал его убивать”, “шел только поговорить”. Отмечает, что “в голове мысли о самоубийстве есть, но делать этого не буду”. В от­делении большую часть времени проводил в пределах постели, за­нимал себя чтением книг. С медицинским персоналом и другими подэкспертными общался по мере необходимости. Во время плано­вого обыска у подэкспертного было обнаружено лезвие. Дать какие- либо объяснения по данному поводу категорически отказался. Запас общеобразовательных знаний и представлений невысокий, но соот­ветствует полученному образованию и жизненному опыту. Интеллектуально-мнестические способности сохранны. Мышление с тен­денцией к конкретному. Ряд суждений носит поверхностный, об­легченный характер. Эмоциональные проявления несколько неустой­чивые, но в целом соответствуют обсуждаемым темам. Продуктивной психопатологической симптоматики (бреда, галлюцинаций и проч.) нет.

При экспериментально-психологическом исследовании были использованы следующие методики: “10 слов”, “Пиктограммы”, про­ба “Отсчитывание”.. “Исключение предметов”. “Сравнение понятий”, “Ассоциативный тест”, серии последовательных картинок (материал теста Векслера), проба Эббиннгауза. толкование условного смысла метафор и пословиц, тесты Розенцвейга, “Тест Руки” Э. Вагнера. Цветовой тест отношения (ЦТО), личностный опросник Басса-Перри. Тест стратегий поведения в конфликтной ситуации К. Томаса, ме­тодика “Стиль саморегуляции поведения” (ССПМ) В.И. Моросаповой, методика самооценки Дембо-Рубинштейн, а также психологическое наблюдение, клиническая беседа, анализ анамнестических сведений и материалов уголовного дела.

   В ходе экспериментально-психоло­гического исследования на фоне актуального состояния подэксперт­ного в виде повышенного психического напряжения, тревожности, колебаний настроения, склонности к вытеснению неприятных пере­живаний. попыток ухода от их интеллектуальной переработки на­блюдались дисгармоничные личностные черты.

Отмечается поверх­ностная. недостаточно дифференцированная самооценка, которая сочетается с категоричностью суждений и полярностью оценок. Относительно невысокая агрессивность, с тенденцией не прибегать к внешнеобвиняющим формам реагирования, сочетается с чувстви­тельностью к средовым воздействиям, сензитивностью, обидчивостью наряду с ригидностью, инертностью, узким репертуаром стратегий разрешения сложных жизненных ситуаций. Склонность к накопле­нию психического напряжения сочетается с тенденцией к само- взвинчиванию, с последующим продуцированием ярких эмоцио­нально насыщенных реакций при затрудненности всестороннего прогноза последствий своих действий. Неуверенность в себе сочета­ется со склонностью к подчеркиванию своей: мужественности.

В интеллектуальной сфере нарушений мышления не выявлено, под­экспертный способен проводить мыслительные операции на катего­риальном уровне с опорой на существенные практически значимые свойства объектов. устанавливать адекватные причинно-следствен­ные связи, передавать условный смысл пословиц. Вместе с тем от­мечается нерезко выраженная тенденция к конкретности мышления, в единичных случаях актуализируются субъективные основания, отмечаются элементы эмоциональной логики в сочетании с некото­рой ригидностью мыслительных процессов, а также затрудненностью в осуществлении процессов опосредования. Ассоциативные образы в целом соответствуют по смыслу предъявляемым понятиям. Вместе с тем отмечаются увеличение времени реагирования и ассоциатив­ные блокады на эмоционально нагруженные слова. Выявляются трудности врабатываемости, а также колебания внимания и ум­ственной работоспособности, утомляемость к концу работы. Мнестические процессы сохранны.

Комиссия экспертов пришла к заключению, что 3. в периоды, относящиеся к инкриминируемым ему деяниям, хроническим пси­хическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики, лишавшим его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, не страдал и не стра­дает в настоящее время. У него имелось в интересующие следствие периоды и имеется в настоящее время “Органическое расстройство личности и поведения в связи со смешанными заболеваниями’’ (F07.88, по МКБ-10). Об этом свидетельствуют данные анамнеза о том, что у подэкспертного, перенесшего перинатальную патологию (беременность им у матери протекала на фоне анемии, пиелонеф­рита; перинатальная энцефалопатия, синдром повышенной нервно­рефлекторной возбудимости; выявляемые стигмы дизэмбриогенеза), воспитывающегося в условиях социально-педагогической запущен­ности, на фоне дополнительных экзогенно-органических вредностей (травмы головы, подтвержденные наличием посттравматических рубцов на волосистой части головы) проявились неврозоподобные (энурез), эмоционально-волевые (самовольные уходы из дома, участие в драках (нанесение побоев), порча имущества, пропуски занятий без уважительной причины, совершение краж) и интеллектуально-мнестические (трудности при обучение в школе, снижение успеваемости) нарушения, что обусловило его постановку на внутришкольный учет, учет в ПДН, обсуждение на. заседаниях КДНиЗП.

Указанное диагностическое заключение подтверждается результатами насто­ящего комплексного обследования, выявившего у подэкспертного на фоне органического поражения центральной нервной системы (подтвержденного инструментальными методами исследования, а также церебрастенпческой симптоматикой – головные боли, орто­статические головокружения, повышенная утомляемость) эмоци­онально-волевые (агрессивность, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, ригидность, инертность, узкий репертуар стратегий разрешения сложных ситуаций, склонность к накоплению психиче­ского напряжения, тенденция к самовзвинчиванию, продуцирование ярких эмоционально-насыщенных реакций, трудности прогноза по­следствий собственных действий) нарушения, тенденцию к конкрет­ности мышления, некоторую ригидность мыслительных процессов, колебания внимания и умственной работоспособности. Имеющиеся изменения психики у 3. в период, относящийся к деянию, в отноше­нии которого он подозревается (п.“б” ч.2 ст. 158 УК РФ), не лишали его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

В дальнейшем, под воздействием психотравмирующих факторов (судебно-следственная ситуация, задержание, заключение под стражу, повторные пережива­ния психотравмирующих событий) у 3. развилась “Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации” (F43.21, по МКБ-10). Об этом свидетельствуют выявленные у него при настоящем комплексном обследовании признаки повышенного психического напряжения, тревожности, фиксация на негативно окрашенных переживаниях, навязчивые воспоминания и мысли, связанные с ситуацией правонарушения (“мысли гоню об этом всем, а все равно крутятся в голове”), нарушения сна (сон с частыми про­буждениями). пониженный фон настроения с периодическим по­явлением суицидальных мыслей, плаксивость, а также признаки эмоциональной неустойчивости при затрагивании субъективно значимых тем (судебно-следственная ситуация, совершенное деяние, внутрисемейные отношения). 3. по своему психическому состоянию в настоящее время может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятель­ства, имеющие значение для уголовного дела и давать показания, однако, с учетом его несовершеннолетнего возраста, он может при­нимать участие в судебно-следственных действиях с обязательным участием законного представителя и защитника.

Эксперты-психиатры и эксперт-психолог пришли к инте­гративному выводу о том, что в период, относящийся к деянию, в отношении которого он обвиняется (ч.1 ст. 105 УК РФ), у 3. на фоне имеющегося органического расстройства личности, длительной психотравмирующей ситуации (пролонгирован­ный внутрисемейный конфликт) с жестоким обращением со стороны отчима, с учетом присущих ему индивидуально-пси­хологических особенностей в виде поверхностной, недостаточ­но дифференцированной самооценки, неуверенности в себе, чувствительности к средовым воздействиям, сензитивности и обидчивости, которые сочетались со стремлением к подчерки­ванию своей мужественности, при категоричности суждений и полярности оценок, ригидности, инертности, узком репер­туаре стратегий разрешения сложных жизненных ситуаций, склонности к накоплению психического напряжения, после субъективно значимых для него событий (нанесение отчимом побоев матери) развилась дисфорическая реакция непсихоти­ческого уровня, сопровождающаяся раздражением, злобностью, застойностью аффекта, самовзвинчиванием с последующим продуцированием ярких эмоциональных реакций, возникно­вением эмоционального возбуждения с частичным сужением сознания и агрессивным поведением.

Указанная дисфориче­ская реакция не сопровождалась бредом, галлюцинациями, выраженной дезорганизацией психической деятельности, глубоким помрачением сознания и не достигала характера временного психического расстройства, не носила характера аффекта, однако, не исключая вменяемости, ограничивала способность 3. в полной мере осознавать фактический харак­тер и общественную опасность своих действий и руководить ими (ч.1 ст.22 УК РФ). В случае осуждения, с учетом эмоци­онально-волевых нарушений, чувствительности к средовым воздействиям, сензитивности, при тенденции к накоплению психического напряжения и склонности к возникновению очерченных дисфорических состояний, а также с наличием в настоящее время психогенного психического расстройства (“Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации”), суицидальных тенденций, в свя­зи с возможностью причинения иного существенного вреда и с опасностью для себя и окружающих, 3. нуждается в при­нудительном наблюдении и лечении у врача-психиатра в амбулаторных условиях (ч.2 ст.22 УК РФ).

Читайте далее:

Загрузка ...
Обучение психологов