ИНСТИТУТ МЕДИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ИНСТИТУТ МЕДИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ


“Человеческие качества справедливой личности
не нуждаются в законе.”

Альфред Смит

Правовая мысль поколений исторически связана с формированием демократического и социально ориентированного государства, в котором непременно должен функционировать механизм, обеспечивающий гарантии основных прав и свобод человека, гражданина.
В современном обществе наряду с актуальнейшей проблемой защиты прав и свобод личности стоит вопрос о цивилизованном разрешении конфликтов путем перехода от состязательности к сотрудничеству. В роли такого лаконичного перехода выступает институт медиации.
Медиация – это способ разрешения споров, берущий свое начало со времен развития человеческих отношений, но оформившийся в виде конкретного института рассмотрения конфликтных ситуаций лишь во второй половине XX столетия. При всем многообразии сходств с другими формами разрешения разногласий медиация имеет несколько значительных отличий.

Основное из них – присутствие при разбирательстве третьей нейтральной стороны, которая не выносит никаких решений, однако участвует, вникает, изучает проблему и содействует принятию решения самими конфликтующими сторонами.
Процедура медиации – это четко структурированный процесс посредничества в разрешении спора. Цель медиации – содействовать способности участников спора урегулировать свой конфликт самостоятельно, в итоге прийти ко взаимному удовлетворению.
Фактически в Республике Казахстан институт медиации уже действует, например, в обществе защиты прав потребителей. Однако его деятельность пока не регулируется нормативно-правовым актом.
По мнению председателя Верховного Суда РК Мусабека Алимбекова, придание медиации официального статуса поможет снизить число судебных гражданских и уголовных процессов. Однако практической проблемой института медиации в РК является отсутствие действующего закона о медиации. В то время как теоретическую проблему внедрения медиации в судебную систему РК составляет совокупность многозначительных факторов: 1) необходимость правовой грамотности населения; 2) информированность общества об институте медиации и преимуществах самой процедуры; 3) наличие компетентного профессионального сообщества медиаторов.
Немаловажной теоретической проблемой остается отсутствие единообразной формы проведения медиативного процесса, отсутствие специальной программы подготовки медиаторов, которую должно подготовить Правительство РК, где, в свою очередь, практическую проблему можно обозначить в нечетком соблюдении стадий медиации, так же как и наличии ограничений в медиации.
Сегодня в странах с развитой правовой системой медиация достаточно широко применяется при разрешении гражданско-правовых, семейных, коммерческих конфликтов и даже административных и публичных споров.
Статистика различается в разных странах, но там, где медиация имеет наиболее длительную историю (а это, прежде всего, англосаксонские страны), можно говорить о том, что от 60 до 80% споров и конфликтов успешно разрешаются с помощью этого метода.

В России процесс активной интеграции медиации в правовую культуру начался достаточно недавно. За последние несколько лет интерес к этому методу стало проявлять предпринимательское сообщество, чем и было продиктовано создание Службы медиации при РСПП и Коллегии посредников при ТПП РФ.

Нужно отметить, что имплементация института медиации в РК также может повлечь за собой активное создание специальных служб в судебной системе, но этого недостаточно для эффективной реализации всех функций медиации, потому что необходима заинтересованность и поддержка от других ветвей власти. Только при полном взаимодействии удастся избежать широкомасштабных проблем в теории и практике.
Например, судами Казахстана в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев применяется условное осуждение с применением ст. 63 УК РК. Вследствие этого, уже сегодня суды при назначении наказания стремятся максимально учитывать индивидуальные и возрастные особенности несовершеннолетних преступников, имеющуюся возможность их ресоциализации, исправления и перевоспитания, из чего можно сделать вывод о том, что в республике можно начать внедрение института медиации именно в этой сфере.
Таким образом, чтобы не допускать проблем теории и практики при разрешении спорной ситуации, нужно соблюдать принципы добровольности сторон, их равноправия, возмещения ущерба потерпевшему, обоюдной заинтересованности сторон в медиации и главный принцип – конфиденциальности примирения.


Бурковская А.М., Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева.

Читайте далее:
Обучение психологов