ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПАЦИЕНТАМИ ПОСРЕДС

ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
МЕЖДУ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПАЦИЕНТАМИ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАЦИИ


Социально-экономические изменения, произошедшие за последнее время в РФ, еще больше утвердили положение, в соответствии с которым медицина и профессиональная деятельность медицинских работников четко регламентируются действующим законодательством.
Нормативные акты в сфере охраны здоровья граждан РФ:
– Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании”;
– Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан РФ”;
– Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.
Данными Законами значительно расширены права пациентов и конкретизирована ответственность медицинских работников за ненадлежащее (некачественное) оказание медицинской помощи (услуг). Не случайно в настоящее время на первый план выходят такие аспекты работы медицинских организаций, как реализация прав пациентов.
Права пациентов (ст. 19 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан РФ”).
1. Гуманное и уважительное отношение медицинского персонала к пациентам.
2. Выбор врача, медицинской организации и страховой медицинской организации.
3. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья.
4. Защита сведений, составляющих врачебную тайну.
5. Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.
6. Получение консультации врачей-специалистов.
7. Профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
8. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.
9. Допуск адвоката или законного представителя для защиты прав и т.д.
Недостаточность информированности пациентов, которая часто имеет место в отношениях между врачом и пациентом, сочетается с высокой степенью их неудовлетворенности оказанной медицинской помощью (услугой) и, как следствие, возникновением конфликта, нередко с последующей юридической ответственностью.
ФЗ от 08.05.2010 N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” изменил правовой статус бюджетных учреждений, отменил субсидиарную ответственность собственников учреждений здравоохранения (муниципальных образований, субъектов РФ, Российской Федерации) по обязательствам созданных ими автономных и бюджетных учреждений.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (п. п. 3.23, 5 ст. 2 “Автономное учреждение”: “Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения”.
ГК РФ (ст. 120): “Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности… Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения”.
В данных условиях медицинская организация вынуждена искать способы защиты своих имущественных интересов. В разрешении конфликтов между пациентами и медицинской организацией руководители МО, как правило, пытаются обходиться штатными юрисконсультами, выполняющими свои обязанности в рамках трудовых правоотношений, хотя иногда и обращаются к адвокатам или специализированным юридическим фирмам, оказывающим юридические услуги на основании договорных расценок. Удовлетворение заявленных исковых требований (частично или в полном объеме) обременяет и без того не самое благополучное финансовое положение МО.
Юридические конфликты с пациентами в МО имеют высокую значимость, влияя как на репутацию, так и на экономическую деятельность МО. Каждое обращение (жалоба) пациента подлежит обязательной правовой оценке, так как конфликт желательно урегулировать во внесудебном порядке, удовлетворив требования пациента, в случае если они обоснованны, добровольно. Предпочтительность внесудебного разрешения спорных ситуаций в медицине способствует быстрому достижению положительного результата в конфликте и не требует особых финансовых затрат для МО.
Сегодня для руководителей медицинских организаций в случае возникновения юридических конфликтов с пациентами, а также их обращений в судебные инстанции имеются альтернативные правовые механизмы защиты.
Федеральный закон от 29.11.2007 N 286-ФЗ “О взаимном страховании” (ст. 4 “Объекты взаимного страхования”): “…имущественные интересы членов общества взаимного страхования, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности)”.
ГПК РФ (ст. 39): “Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение”, ст. 173 “Отказ истца от иска, признания иска ответчиком и мировое соглашение сторон”.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах” (с изменениями и дополнениями), п. 2 ст. 1 “Сфера применения настоящего закона”: “…в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений”.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, п. 2 ст. 1: “Законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений…”.
В целях создания правовых условий для применения в сфере охраны здоровья граждан альтернативной процедуры урегулирования конфликтов, исполнения норм профессиональной этики при оказании медицинской помощи пациентам, выполнения конституционных прав граждан на получение качественной медицинской помощи предложен правовой механизм, заложенный в Федеральном законе от 27.07.2010 N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.
Реализация этого принципа возможна посредством медиации – одной из технологий альтернативного урегулирования конфликта с участием медиатора на основе добровольного согласия сторон, в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по регулированию спора и условия его разрешения.
Данный вариант защиты прав граждан позволит снизить напряженность в гражданско-правовых отношениях врач – пациент – медицинское учреждение и, как следствие, повысить эффективность и качество медицинской помощи.


автор: Канунникова Людмила Владимировна,
заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, юрист,
профессор, главный врач Новосибирского областного госпиталя N 2 ветеранов войн,
заведующая кафедрой медицинского права ФПК и ПП НГМУ.

Читайте далее:
Обучение психологов