Пре- и перинатальные факторы риска и защиты от психоза

07.06.2020

 

Наиболее 30 годов назад возникла теория о том, что риск развития психоза связан с определённой генетической предиспозицией и пре- и перинатальными поражениями центральной нервной системы (ЦНС). Согласно данной теории, главным звеном патогенеза является нарушение структуры мозга, которое происходит ещё в период нахождения плода в матке и приводит к нарушению развития ЦНС, изменяя цитоархитектонику и функции нервных клеток. В дополнении к данной теории возник перечень предполагаемых причин риска нарушений развития ЦНС, включающий эпидемиологические, генетические, нейровизуализационные причины, ведущие к появлению симптоматики психотического диапазона.

 

Ранешние исследования нашли, что такие причины, как  перивентрикулярные кровотечения и ишемический повреждения, гипоксия, также рождение в зимнее время нередко встречаются у лиц с психотическими симптомами. Потом было найдено, что маленький вес при рождении, заразные заболевания у мамы в период беременности, мощные стрессы во время беременности (к примеру, голод либо геноцид), разные виды акушерской патологии (кровотечение, диабет, резус-конфликт, гипоксия плода, критическое кесарево сечение) ассоциированы с развитием психоза у ребёнка. Нейровизуализационные исследования уже в зрелом возрасте обнаруживают у таковых деток нарушения дофаминовой нейротрансмиссии, которые напоминают таковые при шизофрении.

 

В течение крайних 20 лет не было ни 1-го мета-анализа, описывающего пре- и перинатальный причины риска развития психотических симптомов. Cathy Davies et al. опубликовали в журнальчике The Lancet Psychiatry периодический обзор и мета-анализ, в каком выделили когортные исследования и исследования по типу случай-контроль, изучающие ассоциированность  меж пре- и перинатальными факторами и психотической симптоматикой неорганического генеза.

 

В конечном итоге для мета-анализа было отобрано 152 исследования, описывающих 98 протективных  причин и причин риска психоза. Более важными факторами риска оказались: возраст мамы до 20 лет либо опосля 30 – 34 лет; возраст отца до 20 и опосля 35 лет; психопатологические нарушения у мамы либо у отца; психоз либо аффективное расстройство у мамы; три и наиболее беременностей; герпес 2 типа; остальные неуточнённые инфекции; недостающее посещение акушера во время беременности; рождение в зимнюю пору либо в демисезонный, меж в зимнюю пору и в весеннюю пору, период в северном полушарии; материнский стресс; голод; недочет нутриентов во время беременности; гипертензия у мамы; гипоксия; ранний разрыв плодных оболочек; многоводие; иная акушерская патология; вес при рождении наименее 2000 г., наименее 2500 г., вес 2500 – 2900 г.; рост при рождении наименее 49 см.; маленький для срока гестации рост; раннее рождение и пороки развития.

 

Более важными протективными факторами оказались: возраст мамы в спектрах 20 – 24 года и 25 – 29 лет; отсутсвие родов в анамнезе; вес при рождении 3500 – 3999 г. и наиболее 4000 г.

 

Большая часть причины риска имеют OR (odds ratio либо отношение шансов – количественное описание тесноты связи признака А с признаком Б в некой статистической популяции – прим. перевод.) меньше 2 . Это значит умеренный уровень риска. Исключениями стали только такие причины, как психопатологические симптомы у отца либо мамы, психотический опыт у мамы, стресс во время беременности, отягощённость аффективными расстройствами, ранний разрыв плодных оболочек, многоводие, пороки развития. OR причин защиты оказался ещё меньше.

 

Ранее исследования находили, что возраст отца старше 35 лет ассоциирован с психозом, тревожными расстройствами и расстройствам аутистического диапазона (РАС), а возраст мамы в спектре 30 – 34 года ассоциирован с психозом и РАС.

 

Одним из самых мощных протективных причин оказалось отсутствие родов в анамнезе. Но следует осторожно относиться к этому факту, потому что наличие наиболее 1-го ребёнка быть может соединено с недочетом чувственных и физических ресурсов у мамы, с низким социо-экономическим фактором в семье, также с наиболее старшим возрастом родителей.

 

Недостающее наблюдение беременной дамы гинекологом также явилось фактором риска развития психоза у ребёнка. Но, это могло случится из-за наличия психологического расстройства у мамы либо низкого социо-экономического статуса её семьи.

 

Ранее исследование связывали завышенный риск развития психоза с недостающим поступлением кислорода в мозг. Новое исследование подтвердило это только отчасти: были выделены такие причины риска как гипоксия, гипертензия у мамы, ранний разрыв плодного пузыря, но они не показали настолько серьезной ассоциированности с психозом.

 

В отличие от прошлых работ о воздействии инфекции у мамы на риск развития психотической симптоматики в реальном мета-анализе риск подтвердился лишь относительно герпеса 2 типа. Исследуя воздействие стресса во время беременности на развитие психоза у ребёнка в дальнейшем, создатели исследовали работы о связи кортизола и психотической симптоматики. Они узнали, что прошлые исследования не нашли ассоциации завышенного уровня кортизола с развитием шизофрении у деток.

 

Относительно перинатальных причин риска лишь асфиксия продемонстрирована важное повышение числа случаев развития психотической симптоматики. Критическое кесарево сечение, атония матки, в отличие от прошлых исследовательских работ, в данном мета-анализе такой значимости не имели.  Кроме этого создатели нашли, что вес наименее 2000 г. является фактором риска развития психоза, а вес наиболее 3500 г. напротив, является протективным фактором.

 

В итоге мета-анализа создателям удалось выделить причины риска и причины, снижающие возможность развития психоза. Это поможет нам в дальнейшем сформировать наиболее адекватные  профилактические мероприятия.

 

Создатель перевода: Вирт К.О.

 

Редакция: Касьянов Е.Д.

 

Источник: Cathy Davies, Giulia Segre, Andrés Estradé, Joaquim Radua, Andrea De Micheli, Umberto Provenzani, Dominic Oliver, Gonzalo Salazar de Pablo, Valentina Ramella-Cravaro, Maria Besozzi, Paola Dazzan, Maddalena Miele, Gianluigi Caputo, Cecilia Spallarossa, Georgia Crossland, Athif Ilyas, Giulia Spada, Pierluigi Politi, Robin M Murray, Philip McGuire, Paolo Fusar-Poli. Prenatal and perinatal risk and protective factors for psychosis: a systematic review and meta-analysis. The Lancet Psychiatry.

Источник

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов