Особенности головного мозга при патологических страхе, тревоге, негативной аффективности

Особенности головного мозга при патологических страхе, тревоге, негативной аффективности

   В сентябре 2022 г. в журнальчике Translational Psychiatry был размещен метаанализ, проведённый Xiqin Liu et al., который стал первым исследованием, посвящённым выявлению нейроанатомических особенностей волнения, ужаса и сниженного настроения при генерализованном тревожном расстройстве (ГТР), большенном депрессивном расстройстве (БДР) и расстройствах, связанных со ужасом. Создатели узнали, что понижение объёма префронтальной области и островковой толики ассоциировано с ГТР и БДР, а понижение объёма в стриатуме – с расстройствами, связанными со ужасом. Эти находки могут служить терапевтическими мишенями в будущей медицинской практике.

   Тревожные расстройства – одни из более нередко встречающихся психологических расстройств. Они представляют собой некоторый континуум «ужас/тревога», на одном конце которого находятся расстройства, проявляющиеся ужасом определённых ситуаций (фобические расстройства, паническое расстройство [ПР], соц тревожное расстройство [СТР], агорафобия), а на другом – состояния, сопровождающиеся диффузной опаской неопределённости (ГТР). Согласно модели психопатологических причин, 1-ая группа расстройств относится к дименсии «ужас», а ГТР/БДР – к дименсии «тревога/страдание» либо «дистресс». Любопытно, что ГТР и БДР имеют общие симптоматику и генетику, а агорафобия может сопутствовать фактически хоть какому тревожному расстройству.

   Нейробиологические маркеры тревожных расстройств не определены. Исследования на моделях звериных и людей проявили, что за ужас несут ответственность центральные ядра миндалевидного тела, а за тревогу – ядро ложа терминальной полосы (BNST). Исследования здоровых лиц не выделили каких-то важных особенностей в структуре мозга. Результаты пациентов с тревожными расстройствами оказались противоречивыми, что, возможно, соединено с маленький подборкой. В исследовательских работах с огромным числом респондентов ни при ГТР, ни при СТР не обнаружилось конфигураций в объёмах сероватого и белоснежного веществ мозга. В исследовательских работах с трансдиагностическими моделями определялось уменьшение объёма сероватого вещества в нижней передней извилине при ГТР и расстройствах, связанных со ужасом. Но эти результаты требуют доборной проверки. С целью ее воплощения создатели новейшего исследования отобрали работы, в каких с помощью воксельной морфометрии изучались индивидуальности строения мозга у лиц с ГТР, фобическим и паническим расстройствами, агорафобией, СТР, БДР; проводилось сопоставление с группой контроля. Исследование с резистентными к исцелению вариантами, с циклической депрессией исключались из анализа.

   Всего было отобрано 9 работ с ГТР, 23 работы с расстройствами, связанными со ужасом и 46 работ с БДР. У 8,4% респондентов ГТР сопровождалось иным тревожным расстройством либо БДР. У 15% пациентов с расстройством, связанным со ужасом, отмечались ещё и ГТР либо БДР. У 5% респондентов с БДР обнаруживалось тревожное расстройство.

   При сопоставлении пациентов с ГТР с группой контроля (226 человек в каждой группе) создатели узнали, что объём сероватого вещества мозга понижается в области островковой извилины слева, в левой верхней височной извилине, в нижней лобной извилине. При понижении порога измерения к сиим областям добавились левый таламус, правая язычная извилина и верхняя теменная извилина. Объём сероватого вещества увеличивался в правой парацентральной дольке. Вправду, в прошлых исследовательских работах обнаруживалось, что недостаток в роландическом оперкулуме/инсуле связан с ГТР, также с наиболее высочайшими уровнями волнения. Недочет нисходящего контроля со стороны нижней лобной извилины может вызывать недочет регуляции чувств и контроля волнения и тревожных мыслей при ГТР.

   Согласно иным исследованиям BNST играет важную роль в моделях волнения у звериных и человека. Но в истинной работе создатели не узрели конфигураций в данной области при ГТР. Это может означать, что патологическая тревога не связана с BNST либо что нереально при помощи воксельных исследовательских работ найти конфигурации в данных областях.

   При сопоставлении респондентов с расстройствами, связанными со ужасом, с группой контроля (918 и 989 человек соответственно) не было выявлено различий в структурах мозга.

   При исследовании подгрупп при СТР (444 человека) и ПР (370 человек) не было зафиксировано важных отклонений в объёме разных областей мозга. Воксельных исследовательских работ фобий оказалось недостаточно для формулирования какого-то вывода. При понижении порога измерения обнаружилось повышение объёма сероватого вещества в левой язычной извилине и правой язычной извилине при всех расстройствах, связанных со ужасом, также при отдельном измерении СТР. Этот показатель может отражать степень тяжести расстройства. Многофункциональные конфигурации в данной зоне ассоциированы с нарушением восприятия чувственных стимулов. Объём сероватого вещества снижался в области правой островковой извилины, верхней височной извилины справа при фобиях.

   При сопоставлении пациентов с БДР с группой контроля (2 575 и 2 866 человек соответственно) создатели отметили понижение объёма сероватого вещества в области орбитофронтальной коры и правой островковой доле. При понижении порога измерения к сиим областям добавились правая верхняя височная извилина, передняя поясная кора, парасингулярная и парагиппокампальная извилины. Конфигурации в орбитофронтальной коре ассоциированы с когнитивными, аффективными и соц нарушениями при депрессии. Прошлые исследования регистрировали конфигурации в средне-задней части островковой толики при разных психологических расстройствах: ПТСР, шизофрении, нервной анорексии. Это может свидетельствовать о нарушении интероцепции при данных заболеваниях. Но при этих расстройствах наблюдаются конфигурации в левой средне-задней островковой доле, тогда как новое исследование показало конфигурации в правой средне-задней её части, что просит доп тестов.

Сопоставление ГТР с БДР и с расстройствами, ассоциированными со ужасом, позволило найти последующее. При ГТР в основном, чем при расстройствах, ассоциированных со ужасом, снижался объём сероватого вещества в медиальной префронтальной коре, правой островковой доле, правой угловой извилине и нижней теменной извилине. Медиальная префронтальная кора является главный частью сети пассивного режима и отвечает за рефлексию, контроль чувств, сформировывает устойчивость к дистрессу. Может быть, понижение объёма в данной для нас области содействует формированию реакции капитуляции перед стрессами.

При расстройствах, ассоциированных со ужасом, объём сероватого вещества в основном снижался в области покрышки справа. Остальные исследования конфигураций в области покрышки при СТР, фобических расстройствах показывали разноплановые результаты.

Объём сероватого вещества при ГТР больше, чем при БДР, уменьшался в области нижней лобной извилины.

При расстройствах, ассоциированных со ужасом, объём сероватого вещества в области правой медиальной префронтальной коры и язычной извилины увеличивался в основном, чем при БДР.

Измерение коморбидности ГТР и БДР с расстройствами, ассоциированными со ужасом, показало непостоянность различий меж ГТР и БДР. Это может означать, что специальные для ГТР и БДР конфигурации объёма сероватого вещества мозга могут зависеть от коморбидности ГТР и БДР с иными психологическими расстройствами. Расстройства, рассматриваемые в новеньком исследовании, весьма всераспространены в обществе. Тем не наименее на нынешний денек такие пациенты далековато не постоянно отвечают на терапию. Потому довольно увлекательной представляется возможность научиться влиять на анатомические структуры мозга, ассоциированные с обозначенными болезнями. Так, почти всеми учёными изучается полезность транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), тренинг био оборотной связи на базе фМРТ. Оценить эффективность этих способов можно, воспользовавшись данными новейшего исследования, обнаружившего конфигурации в мозге при том либо ином заболевании.

Создатель перевода: Вирт К. О.

Редактура: Явлюхина Н. Н.

Источник: Xiqin Liu et al. Pathological fear, anxiety and negative affect exhibit distinct neurostructural signatures: evidence from psychiatric neuroimaging meta-analysis. Translational Psychiatry.

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов