Зубы как инструмент оценки ранней травмы и риска психических расстройств

26.03.2020

 

Ранешняя травма – это неблагоприятные действия (насилие, родительская депривация), которые происходят в детском возрасте и влияют на следующую жизнь. Считается, что ранешняя травма увеличивает риск развития психологических расстройств. Но, не все люди, подвергавшиеся неблагоприятному действию в детстве, заболевают психологическим расстройством. 

 

В психомоторном развитии есть сенситивные периоды, в которые мозг в особенности пластичен. Если время действия неблагоприятных причин совпадает с этими периодами, то риск развития психологического расстройства растет. С иной стороны, приобретение в такие периоды новейшего опыта (в том числе и неблагоприятного) оказывает протективное действие. Одного представления по этому вопросцу не существует, в научных исследования можно отыскать доказательство обеим точкам зрения. 

 

На нынешний денек нет достоверных способов оценки силы ранешней травмы. Конкретные способы исследования, такие, как выявление нарушений метилирования ДНК, конфигурации в работе амигдалы, являются инвазивными, дорогостоящими и продолжительными по времени.

 

В марте 2019 г. в журнальчике Biological Psychiatry вышла статья  Kathryn A. Davis и соавторов, посвященная поиску новейших способов оценки ранешней травмы. Исследователи представили, что с данной целью можно применять зубы, являющиеся собственного рода  «капсулой времени», которая остается постоянной с возрастом, и на которую наносит отпечаток окружающая среда. Создатели статьи обобщили заслуги стоматологии, антропологии и археологии, исследовали результаты археологических исследовательских работ людской популяции и популяции приматов. Собранные данные были соотнесены с новой инфы о этиологии психологических расстройств и о роли ранешней травмы в их развитии.

 

Существует как минимум 5 обстоятельств, по которым в качестве маркера ранешней травмы были выбраны зубы.

 

Во-1-х, развитие зубов длится в период возрастных кризов. Минерализация «молочных» зубов начинается на 4 месяце внутриутробного развития и завершается к 2–3 годам. Формирование неизменных вторых моляров продолжается с 3 до 14–16 лет, а неизменные третьи моляры, либо «зубы мудрости», кончают своё формирование к 18–25 годам. Эти сроки совпадают с чувствительными периодами формирования нервной системы.

 

Во-2-х, зубы сохраняют на для себя «следы» действия окружающей среды (как кольца на деревьях). Одонтобласты и амелобласты вырабатывают белки, содействующие минерализации дентина и эмали. Следы данной минерализации видны при полном формировании коронки в виде поперечно-полосатой исчерпанности, полос Ретциуса. Может быть, что неблагоприятные действия, происходящие в период формирования зубов, могут отразиться на этом процессе и будут «видны» на эмали. 

 

В-3-х, в период формирования зубов действие таковых стрессовых причин, как недочет питания, заболевания, отравления токсическими субстанциями, приводит к нарушениям в строении дентина и гипоплазии эмали. Согласно неким исследованиям, подобные конфигурации обнаруживаются как у сейчас живущих людей так и при археологических раскопках.

 

В-4-х, предположительно, зубы могут «сохранять» память о действии стрессовых причин, и главную роль в этом процессе играет так именуемая неонатальная линия – черная полоса в эмали молочных зубов. Существует несколько исследовательских работ, обнаруживших корреляцию меж повышением её ширины и стрессовыми действиями в перинатальный период. Подобные исследования были проведены и на приматах, где в качестве стрессовых причин использовались разлучение с мамой, погибель сиблинга, восстановительный период опосля хирургического вмешательства, смена места обитания. В эмали приматов также нашлась стрессовая неонатальная линия. В пользу догадки, что зубы хранят биологическую память о ранешней травме, молвят исследования, демонстрирующие воздействие стресса на состояние волос и ногтей, которые, как и эмаль зубов, формируются из эктодермы.

 

В-5-х, фазы «жизни» зубов совпадают с периодами развития огромного депрессивного расстройства. Так, 1-ые зубы начинают выпадать в возрасте 6 лет, в период, предыдущий пубертату, в который, как понятно, увеличивается риск развития депрессии. Начиная с 13 лет – возраст вероятного начала депрессивных расстройств – зубы могут быть удалены по ортодонтическим причинам. В позднем подростковом возрасте может произойти удаление третьих моляров. Все эти зубы можно выслать на исследование в особые лаборатории для выявления «следов» ранешней травмы. Схожая фазность выслеживается и в отношении остальных психологических расстройств.

 

На основании прошлых исследовательских работ в области психиатрии, стоматологии, археологии и антропологии создатели новейшей статьи сформировали модель TEETH (Teeth Encoding Experiences and Transforming Health). Данная модель основывается на том, что разные стрессовые причины, действующие в детском возрасте, влияют на процессы развития всех органов и систем, в том числе и на процесс развития зубов (см. схему).

В итоге исследования было сформулировано три постулата.

 

Во-1-х, нарушение развития мозга и роста зубов быть может ассоциировано с ранешней травмой. Дело в том, что стрессовые причины, действующие в момент развития нервной системы, могут оставлять собственный «след» в структуре мозга. Потому что мозг и эмаль зубов формируются из эктодермы, то, может быть, неблагополучие в детском возрасте оставляет отпечаток на их структуре. К примеру, недостатки эмали наблюдаются при синдроме Дауна и детском церебральном параличе. Наиболее того, создатели статьи нашли исследование, демонстрирующее, что у малышей с низким социо–экономическим статусом и понижением уровня кортизола в слюне эмаль тоньше, чем у благополучных сверстников.

 

Во-2-х, действие неблагоприятных причин окружающей среды в момент формирования зубов может бросить на их длительный отпечаток, который потом можно будет узреть и беспристрастно измерить. Пре- и постнатальные повреждения нарушают как структуру (уменьшение толщины коры), так и функции мозга (понижение активности амигдалы). Меняется ответная реакция на стресс, что, возможно, соединено с конфигурацией уровня кортизола. Исследователи подразумевают, что стресс-индуцированные нарушения формирования зубов обнаруживаются в макро-признаках повреждений, таковых как изменение размера зубов, и микро-признаках, таковых как изменение структуры и хим состава зубов, проявляющееся в образовании стрессовых линий в эмали. Потому что мы знаем стадии развития зубов, по сиим признакам можно проследить время действия стрессового фактора: макро-признаки могут указать на наличие ранешней травмы с точностью до трёх – 5 лет, а микро-признаки – с точностью до одной недельки.

 

В-3-х, нарушение развития нервной системы может приводить к появлению психологических расстройств. Ранее ученые в собственных исследовательских работах опирались на исследование мозга, уровня стрессовых нейромедиаторов как маркеров риска развития психопатологической симптоматики. Создатели новейшего исследования нашли по последней мере восемь статей, описывающих воздействие на зубы разных причин окружающей среды.

 

На нынешний денек модель TEETH не опробована на большенном количестве респондентов. Невзирая на это, если продолжить исследования в этом направлении, то, может быть, в дальнейшем у нас покажется обычный неинвазивный метод диагностики риска развития психологических расстройства.

 

Создатель перевода: Вирт К.О.

 

Источник: Kathryn A. Davis, Rebecca V. Mountain, Olivia R. Pickett, Pamela K. Den Besten, Felicitas B. Bidlack, and Erin C. Dunn. Teeth as Potential New Tools to Measure Early-Life Adversity and Subsequent Mental Health Risk: An Interdisciplinary Review and Conceptual Model. Biological Psychiatry.

 

Источник

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов