Грипп беременных и риск шизофрении у детей

29.04.2020

 

К факторам риска шизофрении относят, кроме остального, воспалительные процессы. Подтверждено, что инфекции (материнские, перинатальные, в детском и взрослом возрасте) могут увеличивать риск шизофрении. Особое внимание завлекает вирус гриппа. Не только лишь поэтому, что одним из отлично изученных причин риска является инфецирование мамы гриппом, да и в связи с тем, что на историю исследовательских работ шизофрении влияли наблюдения за эпидемиями гриппа.

 

Необходимо учесть то, что некие ассоциативные связи гриппа с психологическими расстройствами свойственны не только лишь для шизофрении. Есть данные о том, что грипп увеличивает риск биполярного расстройства с психозом, хотя и не увеличивает риск биполярного расстройства без психоза. Предположительно инфецирование мамы гриппом увеличивает риск расстройств аутического диапазона. Эпидемиологические исследования, проведенные в Скандинавии, указывают на связь меж гриппом и несколькими психологическими расстройствами. Возможно, механизмы, связывающие грипп и шизофрению, имеют трансдиагностическое значение и задействованы в развитии остальных психологических заболеваний.

 

В 1890 гг. в английских мед журнальчиках нередко публиковались сообщения о нервно-психических осложнениях гриппа. Эпидемию 1889-90 гг. называли “Русским гриппом”, т. к. вирус распространился в Европу из Бухары через Петербург. В период меж “Русским гриппом” и “Испанским гриппом” 1918-19 гг. обширно дискуссировалась тема психозов, вызванных гриппом.

 

Исследования тех лет не обосновывают наличие причинной связи меж гриппом и психозом. Энтузиазм к поиску таковой связи вырос во 2-ой половине XX в. Возникли подтверждения того, что риск шизофрении увеличивается у тех, кто родился поздней в зимнюю пору либо ранешней в весеннюю пору, из чего же был изготовлен вывод о вероятной связи меж зимними респираторными инфекциями, перенесенными беременной дамой, и шизофрений потомства. Эпидемиологические исследования 1980-90 гг. проявили наличие связи меж эпидемией гриппа во время беременности и завышенным риском шизофрении у деток. Таковая закономерность почаще всего выявлялась, когда эпидемия совпадала со вторым триместром беременности.

 

Методологическая слабость таковых исследовательских работ в том, что они основаны на данных о эпидемии, а не о фактах инфецирования беременных дам. Серо-эпидемиологические исследования строятся на данных лабораторных анализов и одно из первых исследовательских работ такового типа показало, что инфецирование гриппом в первом триместре увеличивает риск шизофрении у малыша в 7 раз.

 

Остальные исследования оценивали воздействие вирусных и бактериальных зараз. Была найдена связь меж увеличением риска психоза во взрослом возрасте в 2 раза и перенесенной вирусной заразой в детстве. Что любопытно, таковой связи с перенесенными в детстве бактериальными инфекциями найдено не было.

 

Как и раньше остаются сомнения в том, что материнский грипп является фактором риска шизофрении. Интерпретация эпидемиологических и серо-эпидемиологических исследовательских работ затрудняется тем, что грипп нередко вызывает отягощения беременности и эти отягощения сами являются фактором риска психотических расстройств.

 

В конце 1980 гг. и сначала 1990 гг. разрабатывалась теория, связывающая шизофрению с нарушениями развития мозга, у каких могут быть различные предпосылки, в том числе, инфекции. Нарушения развития появляются в подростковом и юношеском возрасте, когда дебютирует шизофрения.

 

Критики данной для нас теории указывали на то, что шизофрения может начинаться в старшем возрасте (старше 45 лет), также на то, что конфигурации в структуре мозга не заканчиваются в подростковом возрасте. Была предложена многофакторная модель, в согласовании с которой на риск шизофрении влияют генетические и пренатальные причины, которые сформировывают расположенность к шизофрении. Зараза может стать одним из таковых причин. Перенесенное беременной мамой заразное болезнь увеличивает риск заразных заболеваний у малыша в ранешном возрасте, а это в свою очередь содействует развитию шизофрении.

 

Нет доказательств того, что генетическая расположенность к шизофрении увеличивает возможность гриппа либо влияет на иммунный ответ на вирус гриппа, также не подтверждено, что гены, ответственные за увеличение риска гриппа, вовлечены в развитие шизофрении.

 

Не существует одного представления по вопросцу о том, какие био процессы несут ответственность за увеличение риска шизофрении у деток, чьи мамы болели гриппом. Передача вируса через плаценту и его персистирование в мозге малыша весьма слабо подтверждено. Наиболее возможна версия о воздействии на развитие детского мозга активации материнского иммунитета.

 

Моделирование материнской иммунной активации (МИА) у людей проблемно, потому исследовательских работ воздействия зараз на развитие плода мало. Зато есть звериные модели МИА, которые обосновывают наличие причинной связи меж активацией иммунитета беременной мамы и нарушениями развития мозга потомства.

 

МИА может приводить к повреждению мозга плода на ранешних стадиях его развития, также может изменять линию движения развития нейронов, вследствие чего же появляются поведенческие нарушения. Описаны вызванные МИА аномалии клеток, вовлеченных в развитие психологических расстройств: шванновские клеточки, астроциты и микроглия, ГАМКергические клеточки в гиппокампе, дофаминергические нейроны и парвальбуминовые интернейроны.

 

Модели МИА с человечьим вирусом гриппа А (H1N1) проявили, что инфицирование мамы приводит:

 

  • к аномалиям, касающимся экспрессии генов, связанных с риском шизофрении;
  • к повышению производства потенциально небезопасной синтазы оксида азота, уменьшению экспрессии рилина (что показывает на ненормальную миграцию нейронов и понижение синаптической пластичности) и понижению уровня основного белка миелина;
  • к уменьшению размера коры мозга, повышению общего размера мозга опосля инфекции на ранешном шаге эмбрионального развития и уменьшению общего размера мозга опосля инфекции на позднем шаге эмбрионального развития;
  • к понижению преимпульсного ингибирования, усилению эффекта встряхивания головы (head twitch response);
  • к понижению уровня серотонина и таурина;
  • к последующим изменениям в развитии плаценты: усиление дезорганизации цитоархитектоники, повышение количества иммунных клеток, возникновение тромбов различного размера, нарушение регуляции экспрессии генов в плаценте.

 

Значимость этих результатов моделирования МИА на звериных подтверждают публикации о том, что у людей ранешняя иммунная активация влияет на развитие мозга и поведение. К примеру, уровень IL-6 во время беременности связан с повышением размера амигдалы и ее связей у новорожденного, что в свою очередь соединено с ухудшенным импульс-контролем в возрасте 2-ух лет.

 

Материнская зараза может приводить к нарушению регуляции цитокиновой сети. Вредный либо защитный эффект определенного цитокина определяется тем в котором контексте он действует. Звериная модель показала, что антивосполительный IL-10 может ослаблять длительные эффекты пренатальной вирусной инфекции, но при отсутствии стимулов воспаления IL-10 провоцирует поведенческие отличия у потомства.

 

В ответ на воспаление нейроны, астроциты и микроглия индуцируют цитокины. В крайнее время много внимания уделяется роли активированной микроглии в патогенезе шизофрении. МИА вызывает конфигурации транскриптома микроглии, приводящие к задержке созревания микроглии мозга. Конфигурации в транскриптоме микроглии также приводят к нарушениям фагоцитарной функции и поведенческим аномалиям.

 

Вызывать активацию микроглии и потенциально содействовать воспалению могут как нейротропные, так и ненейротропные штаммы гриппа. Перенесенное болезнь, затрагивающее нервную систему, может настроить микроглию на наиболее мощный ответ на системное воспаление, в том числе на воспаление, вызванное  приобретенным стрессом в подростковом возрасте. Как следствие, зараза может привести микроглию к завышенной активации, потенциально увеличивая риск развития психотических симптомов; с иной стороны, быть может правильно и оборотное, т. е. микроглия становится толерантной и по данной для нас причине не может гибко реагировать на новейшие стимулы.

 

Интенсивно изучается роль микроглии в процессе развития мозга, а именно в обрезке синапсов. Принимая во внимание отлично воспроизведенные данные о понижении числа дендритных шипиков при шизофрении и сведения о том, что микроглиоподобные клеточки пациента способны, по последней мере in vitro, элиминировать синапсы, можно представить, что вызванная материнской заразой активация микроглии плода приводит к психопатологии, воздействуя на механизмы обрезки синапсов.

 

Гриппозная зараза может стать предпосылкой появления аномалий плаценты, которые приводят к гипоксии и/либо недостающему питанию либо ограничению роста мозга плода. Предпосылкой аномалий развития мозга также быть может материнский иммунный ответ, при котором материнские аутоантитела переносятся через плаценту и ведут взаимодействие с антигенами мозга плода, нарушая таковым образом развитие мозга (в исследовательских работах шизофрении это именуется догадка тератогенных антител).

 

Описано несколько случаев аутоиммунных реакций на прививку от гриппа, затрагивавших центральную нервную систему. Но доказательств наличия связи меж вакцинацией против гриппа и развитием шизофрении либо остальных психотических расстройств сейчас не существует. Доказательный вес этих малочисленных зарегистрированных случаев несравненно меньше почти всех эпидемиологических исследовательских работ, подтверждающих связь меж материнским гриппом и шизофренией. Вакцинация против гриппа выручила и продолжает выручать миллионы жизней во всем мире, а ее эффективность доказана убедительной доказательной базой.

 

Рассматривается возможность внедрения антивирусных препаратов у беременных групп риска в целях профилактики психоза. Пока есть лишь пилотные исследования с беременными мышами, которые демонстрируют, что осельтамивир может предупредить некие конфигурации у потомства, вызванные гриппом. Считается, что осельтамивир отлично переносится при беременности, но о его длительном воздействии на развитие нервной системы у деток никаких данных пока нет.

 

Также изучается возможная роль вакцинации против гриппа до либо во время беременности в качестве профилактической меры для ограничения пренатального тератогенного действия вирусов. Вакцина против сезонного гриппа обосновала свою эффективность в предотвращении материнской инфекции и защите малыша. Есть страны, в каких вакцинацию против гриппа не советуют проводить в первом триместре, что, исходя из убеждений неких исследователей, увеличивает опасности в критически принципиальный период развития нервной системы. Эпидемиологически  пандемическая вакцинация против гриппа в первом триместре, как и в любом другом триместре, не связана с увеличением детской заболеваемости. Хотя данных о воздействии на развитие нервной системы мало, лабораторные модели демонстрируют, что вакцинация против гриппа на ранешних сроках беременности вправду может содействовать развитию поведенческих функций и нейрогенеза у потомства, также обеспечивать защиту от действия МИА.

 

Есть одно когортное исследование практически 200 000 деток в Калифорнии, которое показало маленькое, но статистически важное увеличение риска развития расстройств аутического диапазона опосля вакцинации в первом триместре. Но интерпретация результатов этого исследования и правильность расчетов были поставлены под колебание.

 

Создатель перевода: Филиппов Д.С.

Источник: Kępińska AP, Iyegbe CO, Vernon AC, Yolken R, Murray RM and Pollak TA (2020) Schizophrenia and Influenza at the Centenary of the 1918-1919 Spanish Influenza Pandemic: Mechanisms of Psychosis Risk. Front. Psychiatry 11:72.

Источник

Читайте далее:
Загрузка ...
Обучение психологов